4. Ссылайтесь на поведение, которое можно изменить. Если вы предлагаете негативную обратную связь, то не останавливайтесь на критике каких-то моментов, а объясняйте что именно надо сделать в следующий раз по-другому, предлагайте альтернативы того, как избежать подобных ошибок в будущем.
5. "Присваивайте" обратную связь. В сущности все, что мы имеем право предложить, это наше собственное впечатление о действиях человека в определенный момент. Т.е. важно, чтобы предоставляющий обратную связь брал ответственность за нее, не представляя дело так, будто бы это общепринятое мнение об обучаемом.
6. Оставьте получателю выбор. Обратная связь, которая требует перемен или навязывается, может вызвать сопротивление. Конструктивная обратная связь предлагает информацию о получателе таким способом, который оставляет выбор относительно того, продолжать ли действовать дальше или нет. Она может помочь исследовать последствия любого решения о том менять или не менять что-либо , но не включает предписывание перемен.
7. Анализируйте предлагаемую вами обратную связь. Форма и содержание обратной связи сообщает информацию как о принимающей, так и о предоставляющей стороне. Поэтому время от времени неплохо прислушиваться к своим отзывам о других.
Результат использования обратной связи зависит от действий и восприятия обеих сторон.
УДК 007.819.237
В.П. Медведев
О ПРОГРАММЕ КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ" ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ
До появления в техническом вузе таких нетрадиционных специальностей, как экономика и менеджмент, в основе программы курса "Психология" доминировали два таких основных раздела, как психология управления и инженерная психология. Однако появление вышеназванных специальностей потребовало для них существенного пересмотра программы данного курса. И прежде всего необходимо было учесть, что психология должна была заложить основы для последующего изучения таких курсов, как административное управление и управление персоналом, теория организации и организационное поведение, а также принятие управленческих решений.
В связи с этим относительно традиционных технических специальностей вуза в данной программе были усилены разделы по психологии познавательной деятельности и современным психологическим теориям и типологиям личности за счет некоторого сокращения разделов психологии общения и инженерной психологии.
Предложенная программа содержит десять следующих основных разделов.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Возникновение психологии как науки. Отрасли психологии. Психика как субстанция и психика как субстрат. Методы психологии.(Практические занятия - по методам психологии).
Секция учебно-методическая
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ощущение, восприятие, внимание. Память и способы ее развития. Мышление и воображение.(Практические занятия - по памяти и мышлению и способам их развития).
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. Воля как характеристика сознания. Состояние сознания. (Практические занятия - по воле и состояниям сознания).
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Социальная среда и личность. Социализация личности и периодизация ее развития. Психология юношеского возраста и формирование самосознания. Социальные роли и личность. (Практические занятия - по социальным ролям личности).
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Фрейдизм, психоанализ. Бихевиоризм. Когнитивные теории личности. Гуманистические теории личности. (Практические занятия - по "Я-концепции").
ТЕОРИИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Система К. Юнга. Система Р. Ассаджиоли. Теория С. Гроффа. Эволюция сознания по К. Уилберу. Концепция Л.Р. Хаббарда. Подход Т.К. Тойча. (Практические занятия - по анализу теорий трансперсональной психологии).
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. Психологическая структура личности. Темперамент - биологический фундамент личности. Конституционные и клинические типологии. Совместимость людей и типология. Характер, акцентуации характера и неврозы. Психосоциотипы. Сенсорная типология. Психогеометрическая типология. Жизненные сценарии в судьбе человека. (Практические занятия - по темпераменту, характеру и типологии личности).
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ И БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ. Структура общения. Коммуникабельность и правила общения. Восприятие и познание людьми друг друга. Виды общения и трансактный анализ общения. Барьеры общения и мотивы поведения. Реагирование на конфликтное поведение. (Практические занятия - по принципам Дейла Карнеги и анализу конфликтных ситуаций).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ГРУППЕ. Формы контакта и влияния. Средства, методы психологического воздействия. Группы и коллективы. Межличностные отношения в группе. Лидер и стили руководства. (Практические занятия - по социометрии группы).
ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Цели, задачи и методы инженерной психологии. Прием и обработка информации оператором. Принятие и реализация решений оператором. Проектирование рабочей среды и рабочего места оператора. Проектирование групповой деятельности операторов. Психологические аспекты профессиональной подготовки операторов. Самоподготовка и саморегуляция операторов. Организация труда операторов. (Практические занятия - по самоподготовке и саморегуляции оператора).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Методологическая структура педагогической деятельности. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. Педагогический акт как понимание и организация понимания. Психология развития и психотехника педагога. Виды обучения и особенности традиционного обучения.
Проблемное обучение и деловые игры. Производственнопрофессиональное обучение как формирование профессиональных умений и навыков. (Практические занятия - по психотехнике педагога).
В настоящее время данная программа проходит первую апробацию в рамках учебного процесса, обеспечиваемого кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности.
УДК 574:378.1
Н.А. Лызь
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
В современных условиях стала заметной тенденция к ухудшению состояния (качества) окружающей природной среды в России, повышению заболеваемости населения по этой причине, деградации природных систем. Вполне вероятно, что по мере реализации модели рыночной экономики возникнут новые экологические проблемы (связанные, например, с частным владением природными ресурсами). Правовой механизм регулирования процесса природопользования пока только формируется и значительно отстает от жизни.
В этих условиях большое значение имеет экологическое образование каждого члена нашего общества, а особенно руководителей различного ранга.
Специалисты всех профессий, равно как и руководящие работники, должны обладать способностью к экологическому мышлению, к принятию экологически обоснованных решений и к совершению в своей работе экологически правильных действий.
Н.Ф. Реймерс даже называет экологическое обучение своеобразным "бизнесом" государства, получающим широко экологически мыслящих людей.
Однако несмотря на принятый в 1992 году Закон об охране окружающей природной среды, который устанавливает всеобщее непрерывное экологическое образование, осуществляемое на всех ступенях обучения, определенных позитивных сдвигов в образовательной системе не намечается.
Проводимые кафедрой исследования показали, что до 90% студентов первого-второго курсов не имеют даже элементарных экологических знаний. В связи с этим, их недостаток приходится восполнять в рамках курса "Экология", на который отводится 42-51 аудиторный час, а специальным разделам (например, промышленной экологии для будущих инженеров или экологических аспектов экономики для экономистов) выделяется не более 2-5 часов.
Итак, налицо противоречие между современными требованиями общества к образованию специалистов и объемом вузовской экологической подготовки.
Каковы же пути преодоления данного противоречия? Первый, казалось бы самый простой - увеличить число часов, выделяемых на изучение дисциплины "Экология".