Научная статья на тему 'Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний'

Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3723
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕЙРОПЕДАГОГИКА / ПОТРЕБНОСТНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / EDUCATION / TRAINING / PEDAGOGICS / NEUROPEDAGOGICS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / NEED-VOLITIONAL PERSONALITY SPHERE / COGNITIVE SPHERE OF PERSONALITY / EMOTIONAL AND VOLITIONAL PERSONALITY SPHERE / THE INDIVIDUAL SPHERE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клемантович Ирина Павловна, Леванова Елена Александровна, Степанов Владимир Григорьевич

По мнению авторов, внедрение в науку о воспитании современных психолого-педагогических технологий нейропедагогики способно весьма существенно содействовать развитию всех сфер личности (потребностно-мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и индивидуальной) и значительному возрастанию количества успешных участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клемантович Ирина Павловна, Леванова Елена Александровна, Степанов Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropedagogics: a new branch of scientific knowledge

According to the authors, the introduction of modern psychological and pedagogical technologies of neuropedagogics into the sphere of education can contribute significantly to the development of all spheres of the individual (need-motivational, cognitive, emotional and volitional and individual) and it can increase the number of successful participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний»

Общая педагогика, история педагогики и образования

И.П. Клемантович, Е.А. Леванова, В.Г. Степанов

Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний

По мнению авторов, внедрение в науку о воспитании современных психолого-педагогических технологий нейропедагогики способно весьма существенно содействовать развитию всех сфер личности (потребностно-мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и индивидуальной) и значительному возрастанию количества успешных участников образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, обучение, педагогика, психолого-педагогические технологии, нейропедагогика, потребностно-волевая сфера личности, когнитивная сфера личности, эмоционально-волевая сфера личности, индивидуальная сфера личности.

Достижения нейронаук (нейрофизиологии, нейробиологии, нейропсихологии, нейрохирургии и т.д.) оказывают огромное влияние на повседневную жизнь людей, особенно в области медицины и дефектологии. В 2013 г. в США был принят президентский проект важнейших научных исследований под названием «Карта мозга». Ему предшествовала 10-летняя работа американских нобелевских лауреатов, выяснявших, какое научное направление современности наиболее важно для социально-экономического развития страны. Они сделали вывод о наибольшей значимости использования и внедрения в практическую жизнь данных нейронаук. Было заявлено, что эти исследования сейчас даже более важны, чем программа освоения космоса в прошлом веке [10].

Мы считаем необходимым поддержать обсуждаемую во многих странах идею о создании новой отрасли знаний под названием «нейропедагогика» и в связи с этим обсудить предмет ее исследования. Некоторые ученые склонны считать, что в этой области знаний следует заниматься коррекционным обучением детей и взрослых с аномалиями развития, травмами и болезнями головного

мозга. Мы считаем, что в таком случае все сводится к восстановительному обу- к гч чению, которым еще в прошлом веке эффективно и впечатляюще занимались ° ^ исследователи школ К. Прибрама и А.Р. Лурия. Не отрицая очень большую | § ценность полученных ими данных о строении и функциях мозга, отметим, что 5= | они велись на материале клиник нейрохирургии, а потому изначально имели 1§ не образовательную, а преимущественно лечебную направленность. Поэтому 2 они нашли широкое признание и применение в медицине и различных отрас- ^ ° лях дефектологии. В России на этой основе сформировалось широкое научное направление - коррекционная педагогика.

В дискуссии по поводу предмета нейропедагогики выдвигаются и другие «узкие» дефениции, сводящие все к решению частных задач воспитания и обучения. Более того, у многих специалистов вызревает мнение о разработке «частных» педагогик, например, нейрологопедии, нейрорисования и т.д. По сути дела, это сводится к тому, чтобы сделать современные частные методики обучения конкретным учебным предметам независимыми от общей педагогики. Очевидно, это неправильно, т.к. превратит воспитание и обучение учащихся основам наук в усвоение отдельных учебных предметов, изолированных от общей цели развития всесторонне развитой гармоничной личности.

Как предлагается определить нейропедагогику? Как теорию и технологию воспитания и обучения детей, молодежи и взрослых на основе использования данных современных нейронаук. В этом определении мы хотим подчеркнуть, прежде всего, что нейропедагогика призвана целиком и полностью решать в неразрывном единстве все задачи педагогики и связанных с нею наук. Они отличаются от педологии Стенли Холла, претендующей на роль единственной и все заменяющей науки об образовании. Нейропедагогика - высшая, современная ступень классической педагогики. Она учитывает достижения последней; отбирает, уточняет и развивает ее наиболее эффективные методы и методики, предлагает и внедряет новые, еще более эффективные и охватывающие еще большее количество успешно занимающихся учащихся.

В этом своем определении мы следуем положениям педагогической антропло-гии К.Д. Ушинского. Он писал, что если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, то и должны знать его во всех отношениях. Поэтому Ушинский считал, что теория педагогики должна опираться на данные всех наук о человеке. Воспитание без научной теории все равно, что знахарство, а не медицина. Из всех наук по важности для педагогов он ставил психологию. Мы согласны с великим педагогом, т.к. образовательный процесс нельзя сводить к обучению отдельным предметам, а к воспитанию всей личности учащегося. Последняя же исследуется психологией. Поэтому и нейропедагогика должна включить в себя психологические исследования. Ведь мозг и психика тесно и неразрывно связаны друг с другом. Отсюда нам представляется более правильным

. s к говорить и понимать обсуждаемую нами новую отрасль педагогических зна-|=Е | ний как нейропсихопедагогику. Этим мы укажем не только на важный компо-

О О m -

нент образовательного процесса, но и дадим отличие по существенному при-¡= i= ^ знаку от очень близкого к нему и привычному для современников понятию

s «нейропсихология». о В Отметим еще один важный момент. Во многих странах термин «педагогика» перестает употребляться. Вместо него применяется понятие «the education psychology», призванной подчеркнуть связь науки об образовании с психологией. Мы не склонны отвлекаться на лингвистическое обсуждение данного наименования. Скажем только, что всегда и мы говорим о важности понимания психолого-педагогического подхода в исследованиях образовательного процесса. Думаем, что термин «нейропсихопедагогика» приближается и согласуется с современным названием теории психолого-педагогической науки об образовании. Но звучит он, конечно, громоздко. Поэтому предлагаем иметь в виду полное название, но пользоваться сокращенным — «нейропедагогика».

Возникает вопрос: в чем сущность психолого-педагогического подхода? Если это союз педагогической и психологической наук, то в чем он заключается? Должен ли педагог ориентироваться во всех ста с лишним отраслях современной психологии? Отвечаем: конечно, нейропедагогика (нейропсихопедагогика) основана на тесном союзе педагогики и психологии, но далеко не всех отраслей психологической науки, а прежде всего и в обязательном порядке с возрастной и педагогической психологией. Это не исключает, а предполагает при конкретных исследованиях использовать и другие отрасли психологии. Например, «возрастную психофизиологию».

Входят ли в понятийный фундамент нейропедагогики только понятия «педагогика» и «психология»? Нет, не только. Сюда следует включить понятие «частные методики», т.е. педагогические технологии обучения конкретным учебным предметам в школе и вузе. Например, методики обучения русскому языку и литературе, математике, истории, физике, химии и т.д. Таким образом, в нейропедагогике мы имеем дело с единством трех давно употреблявшихся научных логических категорий: педагогика, возрастная и педагогическая психология, частные методики.

Что нового вносят в предмет и методы психолого-педагогических наук данные различных нейронаук? Как указывалось выше, мы разделяем мнение, что педагогика направлена на воспитание всесторонней и гармоничной личности человека, ее душевно-нравственное развитие. Что имеется в виду под понятием «душа»? Оставляя пока в стороне философское ее толкование в категориях «психика» и «материя», укажем на признанные наукой ее основные сферы: потребностно-мотивационная, познавательная (когнитивная), эмоционально-волевая и индивидуально-психологическая.

11

Начнем с первой, с потребностно-мотивационной сферы, без которой невозможна сознательная и целенаправленная деятельность субъекта. Исследованию ее мозговых механизмов посвящены специальные исследования в нейронауках. В качестве примера укажем на многолетние исследования видного российского нейрофизиолога, академика П.В. Симонова и его учеников. Он разработал специальную информационную теорию эмоций, с позиций которой с помощью самых современных научных методик вел исследования мозга высших животных и человека. Опыты проводились в рамках проблемы «мозг и поведение». В этом плане весьма интересны две его важнейшие монографии: «Мотивированный мозг» и «Эмоциональный мозг» [6; 7]. Признано, что научные работы академика Симонова имеют большую значимость не только для физиологов высшей нервной деятельности, но и педагогов.

Обратимся к когнитивной сфере личности. Здесь подразумеваются, как известно, следующие психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Достижения нейронаук в их исследовании чрезвычайно велики как в теоретическом, так и практическом плане. Становится значительно более понятным сущность и природа сознания человека и конкретные механизмы познавательной деятельности, принципы их формирования, развития и управления. Не нужно доказывать, что без знания когнитивных процессов невозможно никакое эффективное воспитание и обучение человека, расцвет талантов и профессионального мастерства. Аналитический обзор новых данных нейронаук и насущной необходимости их применения в образовательном процессе детей и взрослых требует специальных статей. Здесь же мы укажем на наиболее общие и важные, по нашему мнению, положения.

Данные нейронаук подтверждают ранее установленные психолого-педагогическими исследованиями взаимосвязи всех познавательных процессов друг с другом. Поэтому в процессе обучения необходимо заботиться об их комплексном развитии и саморазвитии. В то же время современные методики изучения функциональной асимметрии больших полушарий мозга позволяют существенно углубить и уточнить это положение. У людей, отличающихся своей латеральностью (лево- и правополушарных), преобладают различные виды когнитивных процессов. Для первых при приеме и обработке получаемой информации отмечается направленность на детализированные и развернутые ассоциации, у вторых - на целостный образ1. Относительно левополушар-ного способа обработки информации открывается возможность проверить

1 В истории психологии первоначальные сведения об этих различных психотехниках отражены в теории и методиках двух, казалось, бы противоположных и до сих пор взаимно отрицающих друг друга концептуальных подходах. Речь идет об ассоциативной психологической школе и гештальт-психологии. Отметим, что и здесь нейронауки позволяют углубить и расширить знания указанных научных школ.

, и классифицировать, свести к единой системе многие классические системы ^^ ^ воспитания и обучения с позиций соответствия их принципам и закономер-

О О т л

^га ностям функционирования левого полушария мозга, т.е. проверить, уточнить, ¡= ¡= ^ взаимодополнить и развить в дальнейшем. Что касается правополушарных

СС к О „ „

^ людей, то современные нейронауки дают о них много новых сведений. Дело об в том, что правое полушарие характеризуется симультанностью, затруднявшей ранее возможности исследования внутренних механизмов его функционирования. Теперь мы многое узнали, что позволяет разработать специальные эффективные педагогические технологии для обучения и правополушарных учащихся.

Все сказанное чрезвычайно важно для образовательного процесса, который должен быть не единообразным для всех учащихся, а учитывающим индивидуально-типологические различия по латеральности. Таким образом, ставится задача создания более оптимальных и эффективных психолого-педагогических технологий воспитания и обучения1, качественно отличающихся друг от друга, но эффективно, комплементарно взаимодействующих. Но все же при доминировании левого полушария следует развивать в первую очередь те виды когнитивных процессов, которые обеспечивают детальную и сукцессивную переработку информации. У правополушарных людей рекомендуется формировать познавательные процессы целостной и симультанной обработки.

Данные нейронаук об особенностях всех познавательных процессов человека позволяют решительным образом улучшить обучение и самообучение детей и взрослых учебным предметам, коренным образом способствовать глубокому и прочному усвоению знаний. Причем количество охваченных таким педагогическим воздействиям обучающихся становится значительно большим, чем прежде, практически неограниченным.

Обратимся к эмоционально-волевой сфере личности. Еще академик И.П. Павлов связывал чувства с подкоркой, размещающейся преимущественно под большими полушариями головного мозга. Особое внимание он уделил аффектам, которые объяснял «буйством подкорки». Аффекты и ныне являются предметом научных исследований, т.к. являются серьезным дезорганизующим фактором поведения. В то же время слово «буйство» справедливо указывает на большой энергетический заряд указанного психического эмоционального состояния. В современной науке большое внимание уделяется энергетике

1 Возникло достаточно много успешных частных компаний по этим проблемам (например, рисование «правым полушарием» и т.д.), которые возглавляются людьми без научной квалификации, исследовательского и преподавательского опыта. Мы считаем, что необходимо соединить творческую активность молодых предпринимателей с их профессиональной подготовкой у квалифицированных ученых. В то же время было бы полезно использовать их практический опыт при разработке курсов нейропедагогики в образовательных учреждениях.

чувств. Причем исследуются не только отрицательные чувства, но и поло- к гч жительные. Последние стимулируют корковые процессы мозга, связанные ° ^ с сознанием. Имеется в виду умственная деятельность (прежде всего, ког- | § нитивные процессы) и волевая. Работами К. Прибрама, А.Р. Лурии и других 5= | выявлена решающая роль лобных долей мозга в принятии волевого решения 1§ и организации всей целенаправленной деятельности человека. В то же время 2 сознание регулирует направленность и протекание чувств. Умение соединить ^ ° сознание с чувствами получило в последние годы название «эмоциональный интеллект». Признано, что наличие такового делает поведение человека в обществе успешным. Не будем специально останавливаться на большом практическом значении этого интеллекта. Скажем о необходимости серьезного его исследования в нейропедагогике, необходимости доведения до учителей, педагогов и психологов условий и способов его формирования и развития.

Сказанным не ограничивается значение знания данных нейронаук о закономерностях и особенностях функционирования эмоциональной сферы. Отметим, что до недавнего времени педагоги и психологи знали о ней немного, а в СССР исследования чувств долгие годы не поощрялось. Между тем, именно в этой сфере в наибольшей степени проявляется индивидуальность личности человека. Сегодня важнейшее требование классической педагогики об индивидуальном подходе наполняется конкретным содержанием, реальными психолого-педагогическими методиками. Так, ведутся серьезные исследования различий в эмоционально-волевой сфере лево- и правополушарных людей, находящие выход в конкретно-практических технологиях воспитания.

Наконец, обратимся к индивидуальной сфере психики. В объем этого понятия принято включать темперамент, характер, способности. Основы современного понимания темперамента нейронауками раскрыл своими исследованиями академик И.П. Павлов в учении о типах высшей нервной деятельности. Эти данные позволяют и сегодня решать проблемы профилактики и устранения неврозов. Невнимание к особенностям типов высшей нервной деятельности становятся тормозом успешного усвоения знаний, а иногда и нормального психологического развития ребенка, т.к. многими учителями эти особенности рассматриваются как отклоняющееся поведение детей. Происходит это потому, что преподаватели плохо знают и поэтому не учитывают обусловленные темпераментом индивидуальные особенности учеников.

В настоящее время научных сведений о темпераментах человека стало значительно больше. В частности, установлена корреляция между особенностями темперамента и латеральностью больших полушарий мозга. В свое время большой вклад в решение психолого-педагогических проблем влияния темперамента на воспитательный процесс сделали исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небы-лицина и В.М. Русалова, но сейчас в практике школы они во многом забыты.

. ^ к Характер формируется на основе темперамента и во многом зависит от вос-|=Е | питания и самовоспитания. Обычно воспитатели призывают учащихся к воле-

О О т

^га ° вым решениям и поступкам, которых как раз и не хватает детям с так назы-с ¡= ^ ваемым слабым темпераментом. Технологии воспитания воли предложены ^ еще религиозно-философскими учениями Востока. В основе их лежит умение С5 ь вызывать и управлять нужными психическими состояниями. В современности они отразились в теории и практике аутотренинга. Значительный вклад в эту проблему сделал видный российский ученый Н.Д. Левитов [3].

Современные исследования способностей детей невозможны без учета открытий нейронаук. Именно благодаря им в психолого-педагогические науки вошли понятия «креативные дети», «креативные методики диагностики и развития одаренности». Там интенсивно исследуется роль, которую играет правое полушарие в развитии творческих потенций людей, а также способы его успешного взаимодействия с левым. Для решения проблем профориентации чрезвычайно важно знать, какие диагностические методики следует применять для определения задатков тех или иных профессиональных способностей (право- или левополушарных).

Мы постарались в постановочном порядке указать на необходимость использования данных современных нейронаук для еще более эффективного развития всех четырех сфер психики человека. Однако еще остаются чрезвычайно важные проблемы, нуждающиеся для своего разрешения в участии специалистов по предлагаемой нами отрасли - нейропедагогика. В связи с ограниченностью настоящей статьи скажем об этом весьма и весьма кратко.

Прежде всего это проблема языка и речи. Ей в современных курсах обучения уделяется недостаточно внимания. В средней школе все сводится к обучению родному и иностранному языкам. А между тем, еще в древних библейских текстах сказано: «Не словом единым жив человек, но Словом Божьим». Человеку недостаточно удовлетворять свои материальные потребности, но надо обрести духовный смысл своего существования и развития. Это дается в текстах священных книг мировых религий (христианства, иудаизма, мусульманства, буддизма), в гуманных философских и психологических учениях, классической литературе и искусстве. Между тем, молодежь во всем мире перестает читать книги, а переходит к выборочному, поспешному и некритическому знакомству с интернетом. Становится понятным, что потеря интереса у молодежи к духовно-нравственным текстам опасна для общества. В настоящее время эффективное управление государства невозможно без эффективных технологий средств массовой информации. Если не обратить на это достаточного внимания, то будет открыто широкое поле действия для пропагандистов международного терроризма. Они используют словесное воздействие на массы, искажая

и извращая духовный смысл слова. Здесь необходима эффективная контрпро- к гч паганда в средней и высшей школе [5]. ° ^

На особое значение слова для психики человека указывал еще основополож- | § ник современных нейронаук И.П. Павлов. Он считал слово «сигналом сигна- 5= | лов», обобщающим все другие (зрительные, слуховые и пр.) и превосходящим 1§ их по силе воздействия на высшую нервную деятельность человека. Слово § & может как дать большую жизненную энергию, так и губительно действовать ^ ° на психическое состояние человека.

Нейронауки начали эффективно развиваться с изучения мозговых нарушений речевых расстройств, афазий. Открытия П. Брока, К. Вернике и других заложили основу теории функциональной асимметрии больших полушарий мозга, продолжающую бурно развиваться и ныне.

В более поздние годы в США возникла нейролингвопсихология (НЛП), которая в официальной российской науке не получила определенной оценки и признания, хотя там есть на что обратить внимание. Во-первых, научно выявлено гипнотическое воздействие слова на человека и разработана специальная технология М. Эриксона по его использованию. Ее следует проверить и оценить. Во-вторых, выделены специальные типы приема и переработки информации человеком: аудиалы, визуалы и кинестетики. Указаны пути их развития и взаимодействия. Преподавателям средней и высшей школы было бы очень полезно о них узнать.

Во второй половине ХХ в. начала мощно развиваться лингвистика, в том числе математическая. Многие из полученных лингвистами данных могли бы войти в практику обучения. Изучение языковых явлений способствует развитию диагностики индивидуальных психофизических особенностей личности. В частности, много интересных данных получено в исследованиях по проблеме распознавания речи.

Слово имеет развивающее и лечебное значение. В этом смысле учителям и педагогам-психологам были бы полезны эти знания для профилактики и кор-регирования девиантного поведения учащихся.

Без знания законов речевой деятельности невозможно решение проблем эффективного общения, без чего весьма затруднено успешное развитие личности в обществе. Однако в средней школе этому мало учат или почти не учат. Здесь недостаточно обойтись специальными психологическими тренингами общения, а необходимы серьезные знания учителей.

Проблемы организации общения не сводятся только к личным контактам. Человек контактирует при помощи различных средств связи практически со всем миром. Возникает проблема массовых состояний сознания, как положительных, так и отрицательных. Безусловно, педагогам надо уметь разбираться в этой проблеме, которой сейчас занимается трансперсональная психология,

^ к одним из создателей которой является классик мировой психологии А. Маслоу.

|=Е | В этой отрасли много весьма противоречивых направлений, но, безусловно,

О О т

ее должен уметь проанализировать и критически применить современный

^ ^ та

с= с= социальный педагог и социальный психолог.

СС К о

:|а. ^ Надо сказать, что до теперешнего времени наша психология и педагогика

о у были сосредоточены на сознательных процессах психики, связанных с большими полушариями мозга, особенно с ее корой. Это получило у физиологов название «высшей нервной деятельности». Но существует «низшая нервная деятельность» более древних, лежащих ниже больших полушарий головного мозга отделов. Они регулируют целостную и системную деятельность всех органов тела. Это вегетативная деятельность в значительной степени является, как говорится, немой, неосознаваемой. Но в то же время в силу полифункциональности нейронов надо о ней знать: ведь между высшей и низшей нервной деятельностью существует взаимосвязь. Образованный человек должен знать в общих чертах закономерности нашей растительной, животной и духовной природы: пищевого, питьевого, дыхательного, двигательного, полового и пр. видов поведения. Конечно, мы не ставим задачи подменить педагогами и психологами физиологов и медиков, но человек должен уметь помогать себе налаживать физическое и психическое здоровье, знать основы его гигиены.

Внедрению данных нейронаук в воспитание детей и молодежи мешает осторожный профессиональный консерватизм педагогов многих стран. Ведь нейро-педагогика до сих пор не принята в официальной педагогической науке, хотя давно существуют и внедрены в практику жизни близкие к ней отрасли знаний: нейропсихология, нейрофизиология и т.д. Мы считаем, что создание нейропе-дагогики как новой отрасли знаний необходимо.

Библиографический список

1. Клемантович И.П., Степанов В.Г. Эмоциональный интеллект и девиантное поведение юношей // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 360-363.

2. Клемантович И.П., Чуйкина Е.В. Нейропедагогика как развитие педагогических идей Г.Д. Ушинского // Нейронауки и благополучие общества: технологические, экономические, биомедицинские и гуманитарные аспекты: Сб. материалов конференции / Отв. ред. О.Н. Ткаченко. М., 2015. С. 62-63.

3. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1969.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. 2-е изд. М., 1970.

5. Масалов А.Г. Гуманитарные технологии формирования гражданственности и патриотизма современной российской молодежи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 1. С. 68-81.

6. Симонов П.В. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М., 1987.

7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейрофизиология. Анатомия. к гч Психология эмоций. М., 1981. о ^

8. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, g 5 творчество, профориентация. М., 2013. ^ ^

9. Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор про- | фессии. М., 2008. 1 §

10. США запускают масштабный проект по сотавлению «карты» человеческого мозга. § URL: http://www.rsci.ru/science_news/234103.php (дата обращения: 12.03.2016). ^ °

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.