Научная статья на тему 'Критериально-ориентированное тестирование при изучении интегрированного курса «Психология и педагогика»'

Критериально-ориентированное тестирование при изучении интегрированного курса «Психология и педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ТЕСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / CONTROL / TEST / PEDAGOGICAL TEST / PEDAGOGICAL TESTING / CRITERIA-ORIENTED TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Н. В.

В данной статье рассматриваются возможности и преимущества критериально-ориентированного тестирования как метода контроля знаний и степени сформированности умений и компетенций студентов. В работе представлены педагогические тесты по интегрированному курсу «Психология и педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-ORIENTED TESTING IN THE PROCESS OF INTEGRATED COURSE «PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS» LEARNING

The article considers the possibilities and advantages of criteria-oriented testing as a control method for students' knowledge skills and competences. Pedagogical tests for the integrated course «Psychology and Pedagogics» are presented in this paper.

Текст научной работы на тему «Критериально-ориентированное тестирование при изучении интегрированного курса «Психология и педагогика»»

УДК 378

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

© 2011 Н.В.Иванушкина

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 07.02.2011

В данной статье рассматриваются возможности и преимущества критериально-ориентированного тестирования как метода контроля знаний и степени сформированности умений и компетенций студентов. В работе представлены педагогические тесты по интегрированному курсу «Психология и педагогика».

Ключевые слова: контроль , тест, педагогический тест, педагогическое тестирование, критериально-ориентированое тестирование.

Успешность усвоения учебного материала зависит от многих условий , среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных студентами знаний и умений поставленной учебной цели , но и на управление их познавательной деятельностью в целом. Кроме того , проинформированный о своих ошибках и общем уровне своей подготовки , студент получает возможность сформировать представление о себе и наметить план дальнейшего саморазвития , что имеет огромное значение при формировании компетенций будущего специалиста. В последнее время в среде работодателей становится преобладающей ориентация не на объем и глубину знаний приобретенных выпускником в процессе обучения , а на способность к совершенствованию знаний и умений в профессиональной области , приобретение новых знаний и компетенций.

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций , которые он выполняет в учебном процессе , можно выделить три основных его вида: предварительный , текущий , итоговый. Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности студента и , прежде всего , исходного состояния познавательной деятельности каждого учащегося.

Успех изучения любой темы (раздела или курса), как указывают С.Е.Шишов и В.А.Каль-ней1, зависит от степени усвоения тех понятий , терминов , положений , которые изучались на предшествующих этапах обучения. Необходимую информацию педагог получает , применяя пропедевтическое диагностирование. Сравнение

°Иванушкина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: inw38641@mail. ru

1 Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качест-

ва образования. - М.: 2000.

исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний студента, степень сформированности их умений и компетенций , проанализировать динамику и результативность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы об эффективности педагогического труда.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет получать сведения о ходе процесса усвоения знаний студентами. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции, текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд студентов. Он способствует своевременному определению пробелов в знаниях будущих специалистов, повышению общей продуктивности учебного процесса.

После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки. Студенты должны знать, что процесс усвоения имеет временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля , который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. На практике итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал2. Использование пе-

2 Шишов С.Е.,Кальней В.А. Школа: мониторинг качест-

дагогического тестирования как метод контроля и средство измерения знаний студентов , как раз и позволяет оценить уровень приобретенных компетенций , стимулировать учебную деятельность , и как результат - улучшить качество их подготовки. Данный метод остается ведущим и при переходе на многоуровневую систему высшего образования. Это нашло свое подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования3 , где указывается , что для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующему текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации , создаются фонды оценочных средств , включающие типовые задания , контрольный работы , тесты и методы контроля , позволяющие оценить знания , умения и уровень приобретенных компетенций (глава VII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата).

Тест , как известно , это испытание , проверка , проба. История возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит вглубь веков. Имеются сведения , что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет , Вавилон , Индия , Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера , предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако все эти методы исследования вряд ли можно назвать тестами в современном понимании этого термина.

В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году в школах появились тесты успешности (для проверки знаний , умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам - первыми стали применяться тесты для проверки правописания). В.А.Макколл впервые разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test). Он обосновал цель использования педагогических тестов -объединение в группы учащихся , усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э.Торндайк. Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». В 1915 - 1930 годы в Америке социальные измерения нашли особо широкое распространение. Распространение психолого-педагогической диагностики в России

ва образования. - М.: 2000.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 010100 «Математика».

связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки - педологии , которую Л.С.Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С.Бернштейн , П.П.Блонский, А.П.Бол-тунов , С.Г.Геллерштейн, Г.И.Залкинд , И.Н. Шпильрейн , А.М.Шуберт и др.

Начало 30-х годов прошлого века стало временем массового использования тестов и их неконтролируемого применения в народном образовании. Были допущены серьезные ошибки в практике их применения, что нанесло определенный ущерб школе (например , решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учёта других факторов , влияющих на результаты проверки), а поэтому и было справедливо подвергнуто критике4. В современной педагогической литературе, тест определяется как средство, предназначенное для измерения обученности учащихся, состоящее из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Педагогическое тестирование - это форма диагностики учебных достижений испытуемых , осуществляемая с помощью предъявления им тестов5. Инновационные педагогические технологии (кейс-стади , портфолио , метод проектов и др.), позволяют развивать и оценивать креативную составляющую компетенций. Критериально-ориентированное тестирование по отдельным дисциплинам позволяет количественно оценить когнитивную составляющую сформированных компетенций. Критериально-ориентированное тестирование позволяет оценить степень освоения испытуемыми необходимого учебного материала, т.е. сумму знаний, навыков, компетенций, которыми должны владеть тестируемые в содержательной области или профессиональной сфере. Критериально-ориентированный подход очень удобен , с точки зрения Т.А.Кабановой , для определения уровня подготовки человека к занятиям профессиональной деятельности в какой-либо сфере, для отбора, расстановки, продвижения и обучения кадров. Он широко используется кадровыми службами предприятий и кадровыми агентствами при отборе кандидатов на вакантные места6. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные

4 Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. - М.: 2005.

5 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать , создавать и использовать тесты для целей образования. - М: 2002.

6 Кабанова Т.А. Тестирование в современном образовании. - М.: 2010.

функции: диагностическую , обучающую и воспитательную. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений , навыков студента. Это основная , и самая очевидная функция тестирования. По объективности , широте и скорости диагностирования , тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. Обучающая функция тестирования состоит в мотивации студента к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности4. Важнейшими принципами контролирования обучен-ности (успеваемости) учащихся , как одного из главных компонентов качества образования, являются: 1) объективность; 2) систематичность; 3) наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно-обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, в точных, адекватных критериях оценивания знаний и умений, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир , по которому студенты судят об эталонах требований, предъявляемых к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Нами были опрошены студенты 3 и 4 курсов исторического, социологического, химического, физического и механико-математического фа-

культетов Самарского государственного университета (всего 100 человек). Цель опроса заключалась в определении отношения студентов к процессу обучения в вузе и их дальнейших перспектив в профессиональной деятельности. Результаты опроса показали , что 62% студентов гуманитарных и естественнонаучных факультетов считают главной целью поступления в университет - «приобретение знаний»; 38% - поступили в университет «за дипломами». 90% всех опрошенных студентов считают необходимым «получение высшего образования». «Заниматься научной работой в университете» изъявили желание всего 40% студентов гуманитарных факультетов. Это на 15% больше , чем студентов естественнонаучных факультетов. Но при этом «продолжать образование после окончания университета» изъявили желание 27% студентов естественнонаучных факультетов, что на 17% больше студентов, обучающихся на гуманитарных факультетов. 60% студентов гуманитарных факультетов и 75% студентов естественнонаучных факультетов «никак не проявляют себя в учебной деятельности». Этот опрос показал актуальность проблемы повышения мотивации учебной деятельности студентов. Для этого необходимо активно внедрять новейшие информационные, тестовые технологии в процесс их обучения. А это, в свою очередь , потребует иного подхода не только к методике преподавания дисциплин, но и к оценке степени и качества образования каждого студента. Педагогическое тестирование как раз и предназначено для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями учебных дисциплин. Оно является более объективным показателем обученности студентов, чем оценка.

При изучении интегрированного курса «Психология и педагогика» на механико-математическом факультете Самарского государственного университета нами были разработаны критериально-ориентированные тесты для оценивания степени освоения студентами учебного материала. Особый интерес в рамках данного курса представляют педагогические тесты по психологии. Их основная цель - определение уровня учебных достижений каждого студента относительно заранее определенного критерия. Результаты критериально-ориентированного тестирования позволили судить о том, какую долю содержания учебной дисциплины освоил студент и на каком уровне сложности. Явное пренебрежение использования педагогического тестирования психологами и определило актуальность нашего исследования.

Педагогические тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (спо-

собностей , интеллекта). Во-первых7 , с их помощью изучают успешность овладения конкретными знаниями , ограниченными определенными рамками учебной дисциплины , например , разделом психологии в курсе «Психология и педагогика». Во-вторых , различие между педагогическими и психологическими тестами определяются различными целями их применения. Педагогические тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ , учебников и методов обучения , особенностей работы отдельных педагогов , педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт , результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Вместе с тем нельзя отрицать , что педагогические тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения студента в той или иной дисциплине , поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения. Для того , чтобы правильно ответить на вопросы , входящие в педагогический тест достижений , необходимы знания конкретных фактов, понятий , определений, дат и др. Старательный студент , обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений6.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности - Математика» было определено количество разделов по курсу «Психология и педагогика» (по 6) и их содержание. Так раздел 1 «Общая характеристика психологической науки» имеет следующее содержание: объект , предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

В соответствии с этим нами были разработаны критериально-ориентированные тесты по темам «Основные исторические этапы развития психологической науки» (2 семинарских занятия). В качестве примера приводим текст теста по первому занятию. 1) Понимание души в античном мире: а) животная, растительная, чувствующая; б) бессмертная душа: растительная, животная, вегетативная; в) мыслящая субстанция; г) неделимая субстанция , способная производить в теле движения. 2) Древнейший фило-

7 Зорин С.Ф. Разработка автоматизированной системы контроля знаний студентов по дисциплине «Экономика предприятия». - М.: 2007.

соф, разделивший душевные явления на разум, мужество и вожделения: а) Аристотель; б) Платон; в) Демокрит; г) Лукреций. 3) Древнейший философ, выделивший семь чувств, управляющих душой человека: а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Лукреций. 4) Автор учения о душе , в которой «она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций...»: а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Лукреций. 5) Древнейший философ, выделивший психологическую науку в своеобразную область знаний, впервые выдвинувший идею о неразделимости души и живого тела: а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Эпикур. 6) Древнейший философ - материалист, понимавший душу человека как «разновидность материи , как телесное образование,состоящее из шаровидных , мелких и наиболее подвижных атомов»: а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Эпикур. 7) Немецкие схоласты Р.Гоклениус и О.Кассман ввели термин «психология»: а) в 1580 г.; б) в 1590 г.; в) в 1600 г.; г) в 1610 г. 8) Автор учения о душе как мыслящей субстанции: а) Спиноза; б) Г.Лейбниц; в) Дж. Локк; г) Р.Декарт. 9) Философ , который ввел понятие о бессознательной психике: а) Спиноза;

б) Г.Лейбниц; в) Дж. Локк; г) Р.Декарт. 10) Термин «эмпирическая психология» ввел философ 18 века: а) Г. Лейбниц; б) Дж. Локк;

в) Д.Гартли; г) Х. Вольф. 11) Родоначальник эмпирической психологии: а) Г. Лейбниц;

б) Дж. Локк; в) Д.Гартли; г) Х.Вольф. 12) Автор положения о том, что «все идеи происходят из опыта»:а) Х.Вольф; б) Дж. Локк;

в) Д.Гартли; г) Г.Спенсер. 13) Автор понятия «ассоциация как связь между психическими явлениями, при котором актуализация одного из них влечет за собой появление другого»: а) Г.Спенсер; б) Дж. Локк; в) Д.Гартли;

г) Х.Вольф. 14) Основатель ассоциативной психологии: а) Г.Спенсер; б) Дж. Локк;

в) Д.Гартли; г) Х.Вольф. 15) Психология становится самостоятельной наукой: а) в 20-е годы 19 века; б) в 60-е годы 19 века; в) в 30-е годы 20 века; г) в 90-е годы 18 века. 16) Создатель первой в мире психологической лаборатории в 1879 г.: а) В.Вундт; б) Э.Титченер; в) Э.Берн;

г) У.Джеймс. 17) Основатель и лидер структурной психологии: а) В.Вундт; б) Э.Титченер; в) Э.Берн; г) У.Джеймс. 18) Целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами: а) интроспекция; б) ассоциация; в) интериори-зация; г) экстериоризация. 19) Основоположник российской научной психологии: а) Г.И.Челпанов; б) В.М.Бехтерев; в) И.П.Павлов; г) И.М.Сеченов. 20) Ученый , создавший в 1912 году в России первый психологический институт: а) Г.И.Челпанов; б) В.М.Бехтерев;

в) И.П.Павлов; г) И.М.Сеченов.

Также , в соответствии с содержанием разделов 4 и 5 были разработаны критериально-ориентированные тесты («Психические процессы»^ семинарских занятий), «Индивидуально-типологические свойства личности» (2 семинарских занятий)). Итоговый тест содержит 100 вопросов по всем разделам психологии интегрированного курса:

Раздел 1. Общая характеристика психологической науки. Объект , предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид , личность , субъект , индивидуальность.

Раздел 2. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Понятие о сознании. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.

Раздел 3. Психология деятельности. Психика , поведение , деятельность. Деятельность: понятие , структура, характеристики. Действия и операции. Потребности и мотивы. Цели и средства осуществления деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Процессы интериоризации - экстериоризации. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие о ведущем виде деятельности.

Раздел 4. Психические процессы. Познавательные процессы. Общая характеристика познавательных процессов. Ощущения. Рефлекторная природа ощущений. Пороги ощущений. Чувствительность. Восприятие , его характеристика , свойства и классификация. Межличностное восприятие. Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства и нарушения внимания. Мнемические процессы. Память , ее виды. Характеристика процессов памяти , способы их улучшения. Понятие о мышлении. Виды мышления. Мыслительные операции. Индивидуальные особенности мышления. Характеристика воображения. Творчество. Формы творческого синтеза. Речь в структуре познавательной деятельности. Функции и виды речи. Общение и речь. Эмоционально-волевые процессы. Виды эмоциональных процессов и состояний. Основные эмоции. Эмоции и личность. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Раздел 5. Психология личности. Структура личности. Проблемы психологии личности. Развитие личности. Самосознание личности. Понятие о темпераменте. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика типов темперамента. Понятие о характере. Типология характеров. Акцентуации характера. Направленность личности. Характеристика видов направленности.

Раздел 6. Межличностные отношения. Общение. Уровни, средства общения. Коммуникативная компетентность. Межличностные отношения. Группа: определение, признаки , виды групп. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействие. Методы исследования группы.

Основными преимуществами критериально-ориентированного тестирования перед традиционными методами контроля, с точки зрения Т.А.Кабановой и В.А.Новикова, являются возможности: 1) проведения контроля без непосредственного контакта преподавателя и обучаемого, что способствует снижению субъективизма оценивания; 2) получение более точных, достоверных, дифференцированных и сопоставимых оценок; 3) возможность более полного охвата содержания дисциплины (30 - 50 заданий в итоговом тесте против двух - пяти вопросов в экзаменационном билете); 4) оценки знаний значительного количества студентов за короткое время (проведение массового тестирования); 5) выявления структуры полученных знаний (т.е. пробелов в усвоении учебного материала); 6) оценки качества преподавания; 7) совершенствования самого теста (его надежности, валидности и других характеристик) и повышения точности оценок, получаемых с его помощью; 8) проведение тестирования учебно-вспомогательным персоналом.

К достоинствам использования педагогических тестов следует также отнести: 1) технологичность, особенно при компьютерном тестировании; 2) экономию времени и сил преподавателя и студента; 3) снижение экзаменационных стрессов студентов; 4) экономическую эффективность (основная часть финансовых затрат приходится на разработку и апробацию тестовых материалов); 5) ценность совмещения контролирующей и обучающей функций теста8.

Все перечисленные возможности и достоинства критериально-ориентированных тестов позволяют обоснованно и с высокой надежностью оценить уровень знаний, умений и приобретенных компетенций в ходе изучения интегрированного курса «Психология и педагогика». Это , в свою очередь, влияет на повышение мотивации студентов к изучаемой дисциплине и на качество образования каждого студента, в частности, и всего университета, в целом.

8Кабанова Т.А. Тестирование в современном образовании. - М.: 2010.

CRITERIA-ORIENTED TESTING IN THE PROCESS OF INTEGRATED COURSE «PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS» LEARNING

© 2011 N.V.Ivanushkina°

Samara State University

The article considers the possibilities and advantages of criteria-oriented testing as a control method for students' knowledge skills and competences. Pedagogical tests for the integrated course «Psychology and Pedagogics» are presented in this paper.

Key words: control , test , pedagogical test , pedagogical testing , criteria-oriented testing.

Nataliya Victorovna Ivanushkina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department. E-mail: inw 38641@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.