Научная статья на тему 'О профилактике терроризма в процессе реализации миграционной политики'

О профилактике терроризма в процессе реализации миграционной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / COUNTERING TERRORISM / PREVENTING TERRORIST ACTIONS / REGIONAL SPECIFICITY OF COUNTERING TERRORISM / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капица Вячеслав Станиславович

Статья посвящена вопросам профилактики терроризма при осуществлении миграционной политики. На основе анализа практики противодействия преступлениям террористического характера автором делается вывод о возможных мерах профилактики террористической деятельности, предлагаются профилактические меры, направленные на противодействие терроризму. В статье затрагивается региональный аспект профилактики террористической деятельности, предлагаются профилактические меры регионального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капица Вячеслав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About prevention of terrorism in the implementation of migration policy

The article is devoted to the prevention of terrorism in the implementation of migration policy. Based on the analysis of the practice of countering terrorist crimes, the author conclude about possible measures for the prevention of terrorist activities, propose preventive measures aimed at countering terrorism. The article touches on the regional aspect of the prevention of terrorist activities, prophylactic measures of a regional nature are proposed.

Текст научной работы на тему «О профилактике терроризма в процессе реализации миграционной политики»

УДК 343.9.018.3 ББК 67.408.1

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10192

0 ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Вячеслав Станиславович КАПИЦА, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Южного института менеджмента, кандидат юридических наук E-mail: capica@yandex.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 18-411-230010 р_а «Комплексная модель противодействия терроризму в фокусе региональной специфики Краснодарского края: уголовно-правовой и криминологический аспекты»

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Рецензент: А.Г. Рябченко, доктор исторических наук, профессор

Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики терроризма при осуществлении миграционной политики. На основе анализа практики противодействия преступлениям террористического характера автором делается вывод о возможных мерах профилактики террористической деятельности, предлагаются профилактические меры, направленные на противодействие терроризму. В статье затрагивается региональный аспект профилактики террористической деятельности, предлагаются профилактические меры регионального характера.

Ключевые слова: противодействие терроризму, профилактика действий террористической направленности, региональная специфика противодействия терроризму, миграционная политика.

Annotation. The article is devoted to the prevention of terrorism in the implementation of migration policy. Based on the analysis of the practice of countering terrorist crimes, the author conclude about possible measures for the prevention of terrorist activities, propose preventive measures aimed at countering terrorism. The article touches on the regional aspect of the prevention of terrorist activities, prophylactic measures of a regional nature are proposed.

Keywords. countering terrorism, preventing terrorist actions, regional specificity of countering terrorism, migration policy.

В настоящее время мир захлестнула волна религиозного терроризма, причем чаще всего организаторы терроризма пользуются радикальной исламистской идеологией. Необходимо обратить внимание на тот факт, что действия, направленные на вербовку в ряды террористических организаций, нацелены на молодых людей, исповедующих ислам, что вызывает серьезные опасения в связи с тем, что ислам является второй по численности религией в мире, а значит, охват радикальной пропагандистской исламистской деятельности огромен.

По данным Pew Research Center на 2015 г., количество мусульман в мире составляло 1,8 млрд человек. Прогнозируется рост количества людей, исповедующих ислам, на 70% к 2060 г.1.

В Российской Федерации ислам также является второй по численности верующих религией. Точное количество исповедующих ислам граждан России не известно, однако, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 г., число исламских религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, составляло 4988, больше только Русская Православная Церковь — 16 076.

№ 4/2019

Такое количество религиозных организаций подтверждает факт многочисленности мусульман в России, а также вызывает озабоченность, связанную с потенциально опасным воздействием со стороны радикальных исламистских террористических организаций на молодых людей, исповедующих ислам. Следует заметить, что в структуре численности населения Краснодарского края общее количество этнических мусульман насчитывало до 109 700 человек (2,14%, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.)2.

Профилактика терроризма является неотъемлемой частью противодействия этому деструктивному явлению. Проведенное исследование показало, что в основном исполнителями преступлений террористического характера являются молодые люди. Это обусловлено рядом факторов. Среди них можно выделить основные.

Прежде всего, по нашему мнению, сравнительно небольшой возраст исполнителей такого рода преступлений свидетельствует о недостатке образования либо вообще об отсутствии такового у субъектов преступной деятельности по преступлениям данной категории. Естественно, что отсутствие должного уровня образования у субъекта не позволяет ему объективно оценивать полученные данные. Этим умело пользуются организаторы и кураторы преступлений террористического характера.

Извращая действительность, дезинформируя потенциального террориста выгодной для террористических целей трактовкой тех или иных обстоятельств, норм, правил, взглядов, организаторы и кураторы преступлений террористического характера вызывают в нем сначала приверженность к экстремистской, террористической идеологии, а затем направляют на путь совершения преступлений. В основном действия, направленные на вербовку граждан России в ряды террористических организаций, совершаются за пределами Российской Федерации. Кроме того, задержанные террористы, планировавшие совершение террористических актов в России в последнее время, зачастую оказываются гражданами иностранных государств.

Так, в июле 2017 г. Федеральной службой безопасности Российской Федерации 28 июля 2017 г. задержана группа лиц в составе семи человек, выходцев из Центрально-Азиатского региона, подозреваемых в подготовке террористических актов в г. Санкт-Петербурге на железнодорожном транспорте и в местах массового скопления людей3.

В августе 2017 г. Федеральной службой безопасности Российской Федерации в результате

проведения оперативно-розыскных мероприятий в московском регионе пресечена деятельность террористической группы, намеревавшейся совершить серию терактов в местах массового скопления людей, в том числе на объектах транспорта и крупных торговых площадках г. Москвы с использованием «террористов-смертников» и взрывных устройств большой мощности. Установлены и в результате специальной операции задержаны члены террористической группы, среди которых: куратор подготовки преступления — эмиссар запрещенной в Российской Федерации МТО «Исламское государство», специалист по изготовлению взрывных устройств и два «террориста-смертника».

Террористическая группа состояла из гражданина Российской Федерации и трех граждан государств Центрально-Азиатского региона4.

В августе 2017 г. Федеральной службой безопасности на территории города Москвы и Московской области выявлена и пресечена преступная деятельность двух выходцев из Центрально-Азиатского региона, планировавших совершение террористических актов в местах массового нахождения людей 1 сентября этого года5.

Однако за последние два года Федеральной службой безопасности Российской Федерации было предотвращено значительное количество террористических актов, планировавшихся совместно гражданами России с иностранными гражданами. Это свидетельствует о непрерывной, весьма успешной пропагандистской деятельности террористических организаций и непрекращающихся попытках дестабилизировать обстановку в России посредствам проведения устрашающих террористических актов.

В связи с указанными обстоятельствами следует обратить внимание на недостаточную проработку вопросов профилактики терроризма в сфере реализации миграционной политики.

В связи с интенсивным развитием региона население Краснодарского края за последние годы существенно увеличилось, выросло и число лиц временно находящихся на территории края, как зарегистрированных, так и без регистрации по месту пребывания. Увеличилось и количество иностранных граждан, преимущественно из ближнего зарубежья, в частности из Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия и т.д), находящихся в крае в связи с трудовой деятельностью и обучением; в основном это молодые люди.

По мнению В.В. Касьянова и С.Н. Шаповалова, «в крае возрастает число мигрантов, в том числе международных. Большая часть из них

№ 4/2019

поставлена на учет органами УФМС по Краснодарскому краю, однако имеются и те, кто по разным причинам оказались неучтенными»6.

Мы согласны с позицией С.В. Рязанцева, что «между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции в России существует значительный разрыв. Количество незарегистрированных трудовых мигрантов отличается от численности зарегистрированных в несколько раз, хотя оценки первых весьма при-близительны»7.

По вопросам миграции высказали свою точку зрения К.С. Мокин и H.A. Барышная, в частности, по поводу того, что «трудовая миграция не только необходима России, но и неизбежна»8, а также о том, что «культурная дистанция между мигрантами и российским населением увеличивается — растет доля мусульманских стран в структуре потока (более 50% в 2008 г.); 15 — 20% мигрантов плохо знают русский язык»9.

Здесь следует добавить, что плохое знание русского языка является не единственной проблемой. Зачастую такие мигранты не имеют представления даже о базовых нормах российского общества, не говоря уже о законах, действующих на территории Российской Федерации. В контексте этих фактов можно утверждать, что увеличение так называемой «культурной дистанции» не может положительно сказываться на вопросах безопасности в силу разности восприятия окружающей действительности граждан РФ и иностранных граждан, о которых идет речь.

Кроме того, деятельность иностранных граждан до прибытия в Российскую Федерацию зачастую остается неизвестной правоохранительным органам России, так как находится вне их юрисдикции. Передаваемая информация в рамках международного сотрудничества с государствами ближнего зарубежья может не отражать полную характеристику лица; кроме того, эффективность правоохранительной системы некоторых пограничных государств в ряде случаев вызывает сомнения.

В свете этого необходимо заметить, что в ряде государств Средней Азии процветает и развивается радикальная исламистская идеология.

Следует отметить, что, по данным исламского информационного портала в России «Ислам и общество», на территории Краснодарского края действует не менее 25 мусульманских организаций и групп, входящих в состав Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, а также Духовного управления мусульман Европейской части России10.

В связи с этим для государственных органов (в том числе правоохранительных) и органов местного самоуправления открываются широкие возможности для реализации профилактических мер, направленных на предупреждение распространения деструктивной исламистской идеологии в молодежной среде, в рамках сотрудничества с Духовным управлением мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, а также Духовным управлением мусульман Европейской части России. Среди специальных мер могут быть следующие:

1. Проведение мероприятий, связанных с расширением правовой грамотности и формированием правовой культуры мигрантов. Формирование правовой культуры способствует приобретению правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также «нормирует» отношение к материальным и духовным ценностям общества. Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости.

Так, возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет право свободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

2. Разработка и реализация адаптационной программы для прибывающих иностранных граждан (проведение адаптационных занятий, освещающих культурные ценности России в целом и отдельно взятого региона) с целью формирования толерантного отношения к культуре Российской Федерации и региона.

3. Проведение профилактических мероприятий информационного характера о деструктивной составляющей радикальной исламистской деятельности, а также об ответственности за осуществление такой деятельности. Проведение индивидуальных бесед, способствующих получению развернутой информации о деятельности лица до прибытия в Российскую Федерацию, о его связях и мировоззрении.

Кроме этого, в рамках реализации государственной политики в сфере миграции необходима разработка программы тестирования на предмет выявления признаков радикального мышления. Выявление склонности к экстремиз-

№ 4/2019

му, терроризму существенно повлияет на эффективность профилактики со стороны правоохранительных органов, а также будет серьезным препятствием для потенциально опасной аудитории. Реализация данной программы возможна одновременно с осуществлением миграционного учета иностранного гражданина.

Основной задачей профилактической деятельности в области противодействия терроризму является предупреждение преступлений террористического характера и недопущение последствий, наступающих в результате проведения террористических актов. В свою очередь, выявление причин и условий преступных деяний — одно из основных элементов предупреждения данных деяний.

Говоря о мерах противодействия терроризму, следует учитывать тот факт, что раннее выявление лиц, склонных к радикальной экстремистской или террористической деятельности или уже являющихся членами террористических организаций, приведет к обеспечению высокого уровня безопасности Российской Федерации от посягательств террористического характера.

В медицине раннее выявление заболеваний является приоритетной задачей врачей всех специальностей, оно дает возможность с наиболее вероятным успехом проводить лечение и добиться положительного результата — выздоровления. В вопросах противодействия терроризму необходимо действовать схожим образом. Раннее выявление потенциальных угроз дает возможность эффективно им противодействовать.

1 Why Muslims are the world's fastest-growing religious group. Pew Research Center // https://www.pewresearch. org/fact-tank/2017/04/06/why-muslims-are-the-worlds-fastest-growing-religious-group/

2 Ислам и общество — исламский информационный портал в России // http://www.islamio.ru/structure/ krasnodar_territory/

3 Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ России задержана группа выходцев из Центрально-Азиатского региона, подозреваемых в подготовке террористических актов в г. Санкт-Петербурге на железнодорожном транспорте и в местах массового скопления людей // http://www.fsb.ru/fsb/press/message/ single.htm%21id%3D10438175%40fsbMessage.html

4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Пресечена деятельность террористической группы, намеревавшейся совершить серию терактов в г.

Москва // http://www.fsb.ru/fsb/press/message/ single.htm%21id%3D10438181%40fsbMessage.html

5 Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Федеральной службой безопасности на территории города Москвы и Московской области выявлена и пресечена преступная деятельность двух выходцев из Центрально-Азиатского региона, планировавших совершение террористических актов в местах массового нахождения людей 1 сентября этого года // http://www.fsb.ru/fsb/ press/message/single.htm%21id%3D10438183% 40fsbMessage.html

6 Касьянов В.В., Шаповалов С.Н. Международная миграция на территорию Краснодарского края: состояние и перспективы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 137.

7 Рязанцев С.В. Временная миграция в Россию: формы и оценки масштабов / Миграционные мосты в Евразии: Матер. V Междунар. конф. «Трудовая миграция в Российской Федерации: предотвращение трудовой эксплуатации, стимулирование социально-экономического развития, совершенствование регулирования». М., 2013. С. 143.

8 Мокин К.С., Барышная H.A. Миграционная политика России: вызовы и угрозы современности // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 1 (2). С. 9.

9 Там же. С. 10.

10 Ислам и общество — исламский информационный портал в России...

Библиографический список

1. Касьянов В.В., Шаповалов С.Н. Международная миграция на территорию Краснодарского края: состояние и перспективы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 137—140. (Краснодар: Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов)

2. Мокин К.С., Барышная НА. Миграционная политика России: вызовы и угрозы современности // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 1 (2). С. 7—10. (Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Ба-лаково)

3. Рязанцев С.В. Временная миграция в Россию: формы и оценки масштабов / Миграционные мосты в Евразии: Матер. V Междунар. конф. «Трудовая миграция в Российской Федерации: предотвращение трудовой эксплуатации, стимулирование социально-экономического развития, совершенствование регулирования». М., 2013. С. 143—147.

№ 4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.