Научная статья на тему 'О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ'

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана окружающей среды / опасные вещества / управление отходами / юридические лица / экологические преступления / профилактические меры / межведомственный орган. / environmental protection / hazardous substances / waste management / legal entities / environmental crimes / preventive measures / interdepartmental body

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.В. Ветров

в данной статье исследуется проблема системы профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Основная цель исследования заключается в выявлении актуальных мер общего и специального предупреждения с целью разработки предложений по совершенствованию такой системы для повышения ее эффективности. Акцентируется внимание на возможности дополнения перечня субъектов экологических преступлений юридическими лицами. Формулируются предложения об эффективных профилактических направлениях в образовательной сфере, направленных на снижение числа совершаемых экологических преступлений, а также о создании единого межведомственного органа, ответственного за соблюдение экологического законодательства и норм экологической безопасности. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью защиты окружающей среды от разрушительного воздействия человеческой деятельности, особенно при обращении с опасными веществами и отходами. Подчеркивается потребность в совершенствовании экологического законодательства с целью снижения латентности экологической преступности. Объектом исследования является система профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов, а предметом исследования – уголовное и экологическое законодательство, публикации ученых по теме статьи. Теоретико-методологическое значение данной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Практическое значение статьи заключается в возможности реализации предложенных мер в образовательной сфере, создания единого межведомственного органа для обеспечения соблюдения экологического законодательства и актуализации теоретического подхода о дополнении перечня субъектов экологических преступлений юридическими лицами с целью обеспечения экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PREVENTION OF VIOLATIONS OF THE RULES OF HANDLING ENVIRONMENTALLY HAZARDOUS SUBSTANCES AND WASTE

this article examines the problem of the system of prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste. The main purpose of the study is to identify relevant general and special prevention measures in order to develop proposals for improving such a system to increase its effectiveness. Attention is focused on the possibility of supplementing the list of subjects of environmental crimes by legal entities. Proposals are formulated on effective preventive directions in the educational sphere aimed at reducing the number of environmental crimes committed, as well as on the creation of a single interdepartmental body responsible for compliance with environmental legislation and environmental safety standards. The relevance of this topic is due to the need to protect the environment from the destructive effects of human activity, especially when handling hazardous substances and waste. The need to improve the prevention of environmental legislation in order to reduce the latency of environmental stereotypes is emphasized. The object of the study is the system of prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste, and the subject of the study is criminal and environmental legislation, publications of scientists on the topic of the article. The theoretical and methodological significance of this work is the development of recommendations for improving the prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste. The practical significance of the article lies in the possibility of implementing the proposed measures in the educational sphere, creating a single interdepartmental body to ensure compliance with environmental legislation and updating the theoretical approach of supplementing the list of subjects of environmental crimes by legal entities in order to ensure environmental safety.

Текст научной работы на тему «О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ»

о профилактике нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов

ON PREVENTION OF VIOLATIONS OF THE RuLES OF HANDLING ENVIRONMENTALLY HAzARDOuS SuBSTANCES

AND wASTE

УДК 343.9.01

Е.В. ВЕТРОВ,

аспирант

(Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, Санкт-Петербург) vetrovevg@mail.ru

EVGENY V.VETROV,

Postgraduate

(Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia)

Аннотация: в данной статье исследуется проблема системы профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Основная цель исследования заключается в выявлении актуальных мер общего и специального предупреждения с целью разработки предложений по совершенствованию такой системы для повышения ее эффективности. Акцентируется внимание на возможности дополнения перечня субъектов экологических преступлений юридическими лицами. Формулируются предложения об эффективных профилактических направлениях в образовательной сфере, направленных на снижение числа совершаемых экологических преступлений, а также о создании единого межведомственного органа, ответственного за соблюдение экологического законодательства и норм экологической безопасности.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью защиты окружающей среды от разрушительного воздействия человеческой деятельности, особенно при обращении с опасными веществами и отходами. Подчеркивается потребность в совершенствовании экологического законодательства с целью снижения латентности экологической преступности.

Объектом исследования является система профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов, а предметом исследования - уголовное и экологическое законодательство, публикации ученых по теме статьи.

Теоретико-методологическое значение данной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Практическое значение статьи заключается в возможности реализации предложенных мер в образовательной сфере, создания единого межведомственного органа для обеспечения соблюдения экологического законодательства и актуализации теоретического подхода о дополнении перечня субъектов экологических преступлений юридическими лицами с целью обеспечения экологической безопасности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, опасные вещества, управление отходами, юридические лица, экологические преступления, профилактические меры, межведомственный орган.

Для цитирования: Ветров Е.В. О профилактике нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. -2023. - № 4. - С. 107-111.

Abstract: this article examines the problem of the system of prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste. The main purpose of the study is to identify relevant general and special prevention measures in order to develop proposals for improving such a system to increase its effectiveness. Attention is focused on the possibility of supplementing the list of subjects of environmental crimes by legal entities. Proposals are formulated on effective preventive directions in the educational sphere aimed at reducing the number of environmental crimes committed, as well as on the creation of a single interdepartmental body responsible for compliance with environmental legislation and environmental safety standards.

The relevance of this topic is due to the need to protect the environment from the destructive effects of human activity, especially when handling hazardous substances and waste. The need to improve the prevention of environmental legislation in order to reduce the latency of environmental stereotypes is emphasized. The object of the study is the system of prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste, and the subject of the study is criminal and environmental legislation, publications of scientists on the topic of the article.

The theoretical and methodological significance of this work is the development of recommendations for improving the prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste. The practical significance of the article lies in the possibility of implementing the proposed measures in the educational sphere, creating a single interdepartmental body to ensure compliance with environmental legislation and updating the theoretical approach of supplementing the list of subjects of environmental crimes by legal entities in order to ensure environmental safety.

Keywords: environmental protection, hazardous substances, waste management, legal entities, environmental crimes, preventive measures, interdepartmental body.

For citation: Vetrov E.V. On prevention of violations of the rules of handling environmentally hazardous substances and waste // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. -2023. - № 4. - P. 107-111.

Уголовная ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов предусмотрена ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) , которая содержит основной и два квалифицированных состава данного преступления. Уголовно-правовой запрет посягательств на общественные отношения в сфере обращения экологически опасных веществ и отходов является действенным инструментом противодействия экологической преступности, который интегрирован в общий контекст профилактики преступных деяний в данное сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики нарушений в Российской Федерации» «профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».

По мнению Л.В. Готчиной, профилактика правонарушений предусматривает более полный конкретизированный перечень мероприятий, а именно «...политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на устранение причин и условий правонарушений и их предупреждение», а эффект профилактики зависит от сложившихся рисков, под которыми следует понимать «вероятность потерь в ситуации неопределенности, когда субъект профилактической деятельности оказывается перед необходимостью разработки альтернативных вариантов решения и последующего выбора из них наиболее прием-

лемого. Поэтому управление рисками в профилактике. является первостепенной профилактической задачей» [1, с. 61].

Совершение любого преступления порождает ситуацию уголовно-правового конфликта, которая разрешается судом, для его предотвращения требуется устранение прежде всего причин [2, с. 16]. У преступности, связанной с экологически опасными веществами и отходами, они достаточно разнообразны и в общем виде проистекают из присутствия выгоды для преступника, получаемой при нарушении правил рационального природопользования. Как всякое преступление, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов порождается комплексом причин общесоциального характера, а состояние в целом экологической преступности находится в прямой зависимости от общего уровня социально-экономического благополучия общества и способности государства противостоять проявлениям преступного поведения.

Профилактика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов требует выверенного системного подхода, при котором комплекс ее инструментов задействуется в зависимости от конкретной социальной ситуации и особенностей лиц, склонных к совершению данных преступлений.

В настоящее время к уголовной ответственности привлекаются только физические лица. Однако на протяжении второго десятилетия обсуждается необходимость дополнения перечня субъектов экологических преступлений юридическими лицами. На десятом Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге председатель Следственного комитета Российской Федерации доктор юридических наук, профессор А.И. Бастрыкин высказал поддержку принятию соответствующего за-

конопроекта в кратчайшие сроки. Также эту идею поддержал ректор Санкт-Петербургского государственного университета доктор юридических наук, профессор Н.М. Кропачев. По нашему мнению, внесение изменений в статью 247, а также статьи 250 и 252 УК РФ повысит эффективность профилактической деятельности в отношении хозяйствующих субъектов.

Возвращаясь на двадцатилетие назад, отметим, что в 2002 году Э.К. Жевлаков обосновывал введение уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления, приведя примеры наиболее развитых капиталистических стран, «отсутствием централизованного планирования в области охраны природы, интенсивным загрязнением природной среды, разрушением местообитаний и фрагментацией экосистем, сложностью создания охраняемых территорий из-за частной собственности на землю, а также рекреационной нагрузкой на оставшиеся природные местообитания [3, с. 16]. Мнение Э.К. Жевлакова о необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления, частью которых являются нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, остается актуальным и востребованным.

Сторонником уголовной ответственности юридических лиц является и А.В. Наумов, отмечавший, что ее введение за экологические преступления является универсальным и не зависит от особенностей государственно-политического устройства. Такая мера необходима для борьбы с правонарушениями корпораций, которые не укладываются в рамки административных или гражданско-правовых норм. Это решение окажет благотворное воздействие на развитие экономики страны и поспособствует предупреждению экологической и общественной безопасности [4, с. 58]. То есть уголовно-правовая профилактика гипотетически действенна, обоснована ведущими юристами, мы также согласны с ее введением.

Системность профилактики нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов достижима в сочетании мер общего и специального предупреждения. Первые в исследуемой сфере направлены на разработку и реализацию государственной политики в области улучшения социально-экономической ситуации, результатом которой является не только нейтрализация условий для совершения экологических преступлений, но и общее повышение уровня правовой культуры. Ключевым направлением государственной экологической политики является создание системы государственного экологического контроля, который позволяет обеспечить высокий уровень эколо-го-правового сознания населения. Обязательная

общепрофилактическая мера государственной экологической политики - разработка надлежащей нормативно-правовой базы отраслевого законодательства в сфере экологии.

Таким образом, система общего предупреждения нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов распадается на несколько самостоятельных подсистем, решающих различные задачи. Первой подсистемой выступает комплекс норм уголовного законодательства, которые устанавливают правовые основания для привлечения лиц к ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Соответствующий уголовно-правовой запрет профилактически воздействует на правовое сознание людей, дисциплинирует их эколо-го-правовое поведение. Информированию о наличии уголовного наказания действительно присущи определенные свойства, оказывающие сдерживающее воздействие от совершения преступления [5, с. 54].

Второй подсистемой являются меры социально-экономического характера, которые в самом общем виде могут быть направлены на повышение уровня жизни населения, что, профилактируя, устраняет хозяйственные причины нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. И, наоборот, сложная социально-экономическая обстановка, связанная со значительными издержками для предприятий, при добросовестном снижении вредоносного воздействия на окружающую среду может провоцировать совершение рассматриваемого преступления.

Третьей подсистемой общего профилактического предупреждения нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов являются инструменты технологического характера, которые позволяют обеспечивать достаточные темпы модернизации промышленного производства, за счет чего снижается негативное воздействие на окружающую среду.

Четвертая подсистема состоит из инструментов воспитательного характера, направленных на правовую пропаганду и повышение эколого-правовой сознательности населения.

Наконец, еще одним комплексом мер общего предупреждения являются меры государственного экологического контроля (надзора), которые направлены на своевременное выявление случаев нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Осуществление контрольно-надзорной деятельности обеспечивает не только выявление фактов совершения данных преступлений, но и оказывает профилактическое воздействие, так как регулярная деятельности органов государственного экологического контроля (надзора) служит средством дисциплинирования

для лиц, деятельность которых связана с потенциальным риском для окружающей среды.

Система мер специальной профилактики представляет собой непосредственную деятельность органов публичного управления, направленную на предупреждение нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

В целом специальное предупреждение в большей степени ориентировано на индивидуальную работу с лицами, кто непосредственно занимается обращением экологически опасных веществ и отходов. Как правило, оно входит в компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологии. Нормативно-правовой основой специального предупреждения, кроме норм федерального законодательства, являются кодифицированные акты субъектов Российской Федерации в области экологии и природопользования, а также региональные экологические программы и стандарты природопользования.

Региональные экологические стандарты могут содержать правовые нормы о направлениях деятельности органов исполнительной власти в сфере обеспечения экологической безопасности, востребуема разработка и реализация мер по улучшению состояния экологической среды, в том числе за счет снижения негативного воздействия на экологическую обстановку со стороны промышленных предприятий региона. Нормотвор-ческая деятельность региональных министерств и ведомств профилактически эффективна при предупреждении нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов при системности и последовательности. Последние, по мнению И.М. Беляевой, встречаются редко, что приводит к фрагментарности профилактической деятельности государства [6, с. 57].

Специфическими барьерами на пути осуществления эффективной профилактики в сфере обращения экологически опасных веществ и отходов становятся условия низкой выявляемости такой преступности. Для экологических преступлений характерна высокая латентность, которая позволяет лицам избегать ответственности за совершенные правонарушения. Несмотря на широкую распространенность нарушений правил обращения с опасными веществами и отходами, повлекших причинение вреда окружающей среде, обвинительные приговоры по этой категории дел выносятся редко [7, с. 61].

Чаще всего основным мотивом совершения рассматриваемого преступления является корыстный, представленный экономической выгодой, которую извлекает преступник в результате пренебрежения требованиями в отношении обращения экологически опасных веществ и отходов. Нару-

шение данных правил становится для преступника выгоднее, чем их соблюдение, что порождает ситуацию морально-ценностного конфликта, который разрешается сознанием деликвента в пользу совершения уголовного правонарушения. Устранение предпосылок для формирования данной мотивации преступного поведения возможно, по нашему мнению, при соответствующем экологическом воспитании.

Так, А.И. Леонтьева утверждает, что оно является одним из приоритетных направлений развития современной школы и должно осуществляться не только через призму основных дисциплин биологического цикла, но и через систему дополнительного экологического образования. Основная цель экологического воспитания заключается в формировании ответственного отношения к состоянию окружающей природной среды, которое строится на базе экологического сознания и самосознания [8, с. 304]. Считаем, что необходимо рассмотреть возможность дополнения федерального законодательства в сфере образования дисциплиной, посвященной экологическому воспитанию населения.

Информационная экологическая кампания с целью повышения осведомленности населения о последствиях экологической преступности возможна через обучающие программы для обеспечения экологической безопасности. Данные меры в целом будут способствовать снижению количества экологических правонарушений и сохранению природной среды [9].

Общее пренебрежение к правилам обращения экологически опасных веществ и отходов является результатом низкой эколого-правовой культуры населения, что устранимо правовой пропагандой рационального природопользования. Ответственное эколого-правовое поведение личности детерминируется системой правового регулирования и достигается за счет эффективного балансирования частных и публичных интересов в области природопользования.

Кроме того, как нам видится, востребуемо создание межведомственного центра по охране окружающей среды по аналогии с зарубежными государственными учреждениями в этой сфере. К примеру, в США основным федеральным органом государственного экологического контроля (надзора) является Агентство по охране окружающей среды. Структурные подразделения данного Агентства могут осуществлять как административный контроль, так и осуществлять уголовное преследование в отношении юридических лиц как субъектов уголовного права. Наличие единого межведомственного центра и закона, регулирующего порядок привлечения к уголовной ответственности юридических лиц в Российской

ТРИБУНА

2023'4

Федерации, позволит действенно применять меры профилактического воздействия. Также наличие данных условий в перспективе сформирует возможность развития международного сотрудничества по уголовному преследованию юридических лиц, осуществляющих коммерческую и хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации.

Подводя итог, можно сделать вывод, что организация профилактического воздействия государства нарушений правил обращения экологически опасных веществ и отходов требует системного подхода, применения органами публичной власти мер, направленных на повышение эколого-правовой сознательности и дисциплинированности личности в современных социально-экономических условиях.

Литература

1. ГотчинаЛ.В. Некоторые оценки понятийного аппарата проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 3 (30). - С. 61.

2. Уголовное право. Общая часть: учебник / Агаев Г.А., Алешина-Алексеева Е.Н., Бычков С.Н. [и др.] / под общ. ред. С.А. Денисова, Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2017. - 335 с.

3. Жевлаков Э.К. вопросу об ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений // Уголовное право. - 2002. - № 1. - С. 12.

4. Наумов А.В. Уголовная ответственность юридических лиц // Русский закон. - 2015. - С. 57-63.

5. Редникова Хлупина Г.Н., Молодкин А.В. Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами // Уголовное право. - 2011. - № 4. - С. 61-67.

6. Беляева И.М. О системности мер предупреждения экологических правонарушений и преступлений // Проблемы права. - 2021. - № 2 (81). - С. 56-58.

7. Хлупина Г.Н., Молодкин А.В. Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами // Уголовное право. - 2011. - № 4. - С. 61-67.

8. Леонтьева А.И. К вопросу об экологизации современного школьного образования // Бюллетень науки и практики -Bulletin of Science and Practice. - 2017. - № 2. - С. 304-309.

9. Иванов А.А. Противодействие экологической преступности в России: проблемы и перспективы с точки зрения формирования эколого-правовой культуры населения // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - № 13 (1). - С. 114-124.

10. Бытко С.Ю. К вопросу о механизме предупредительного воздействия уголовного наказания // Правовая культура. -2016. - № 4 (27). - С. 52-61.

References

1. Gotchina L.V. Nekotorye ocenki ponyatijnogo apparata proekta Federal'nogo zakona «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. - 2014. - № 3 (30). - S. 61.

2. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast': uchebnik / Agaev G.A., Aleshina-Alekseeva E.N., Bychkov S.N. [i dr.] / pod obshch. red. S.A. Denisova, L.V. Gotchinoj, A.V. Nikulenko. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij un-t MVD Rossii, 2017. - 335 s.

3. ZHevlakov E.K. voprosu ob otvetstvennosti yuridicheskih lic za sovershenie ekologicheskih prestuplenij // Ugolovnoe pravo. -2002. - № 1. - S. 12.

4. Naumov A.V. Ugolovnaya otvetstvennost' yuridicheskih lic // Russkij zakon. - 2015. - S. 57-63.

5. Rednikova Hlupina G.N., Molodkin A.V. Narushenie pravil obrashcheniya s ekologicheski opasnymi veshchestvami i othodami // Ugolovnoe pravo. - 2011. - № 4. - S. 61-67.

6. Belyaeva I.M. O sistemnosti mer preduprezhdeniya ekologicheskih pravonarushenij i prestuplenij // Problemy prava. - 2021. -№ 2 (81). - S. 56-58.

7. Hlupina G.N., Molodkin A.V. Narushenie pravil obrashcheniya s ekologicheski opasnymi veshchestvami i othodami // Ugolovnoe pravo. - 2011. - № 4. - S. 61-67.

8. Leont'eva A.I. K voprosu ob ekologizacii sovremennogo shkol'nogo obrazovaniya // Byulleten' nauki i praktiki — Bulletin of Science and Practice. - 2017. - № 2. - S. 304-309.

9. IvanovA.A. Protivodejstvie ekologicheskoj prestupnosti v Rossii: problemy i perspektivy s tochki zreniya formirovaniya ekologo-pravovoj kul'tury naseleniya // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2019. - № 13 (1). - S. 114-124.

10. Bytko S.YU. K voprosu o mekhanizme predupreditel'nogo vozdejstviya ugolovnogo nakazaniya // Pravovaya kul'tura. -2016. - № 4 (27). - S. 52-61.

(статья сдана в редакцию 30.06.2023)

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.