УДК 377.44 + 615.478
Пахарьков Г. Н., канд. техн. наук, Юлдашев 3. М., д-р техн. наук
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В. И. Ульянова (Ленина)»
О профессиональных стандартах для специалистов, занятых производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием медицинских изделий
Ключевые слова: медицинская промышленность, медицинские изделия, профессиональный стандарт, специалист медико-технического профиля, стратегия развития.
Keywords: medical industry, medical products, professional standard, medical-technical specialist, development strategy.
Кратко рассматриваются некоторые вопросы целесообразности разработки профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере обращения медицинских изделий.
В «Стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 г.», утвержденной Приказом Минпромторга РФ от 31.01.2013 г. № 118, в разделе «Определение системных проблем отрасли», в числе основных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности отрасли, первое место занимает «недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом» (табл. 1) [1].
«...Система профессионального образования в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современной медицинской техникой и медицинскими изделиями и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности, а именно доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности, отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров [курсив наш. — Г.П., З.Ю.], участвующих во всех функциональных областях: маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание — и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед промышленностью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом» [1]. Для решения этой очень важной проблемы большое значение имеет понимание взаимосвязи образовательного и
профессионального стандартов для специалистов, занятых в сфере обращения медицинских изделий (МИ)1.
По инициативе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Ассоциации предприятий медицинской промышленности (АПМП) «Северо-запад», в Постановление 3-го Всероссийского съезда работников медицинской промышленности (2 апреля 2010 года, Москва) был включен пункт «Обратиться в Минобрнауки России и Минпромторг России с предложением о разработке профессиональных стандартов специалистов медико-технического профиля и системы непрерывного повышения их квалификации в рамках Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 годы.» [2]. Пока этот вопрос так и остается нерешенным.
Профессиональный стандарт (ПС) — это многофункциональный нормативный документ, определяющий некий квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии
1 «.обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, а также ремонт, утилизацию или уничтожение» [8, ст. 8].
Таблица 1 1 Влияние факторов на формирование системных проблем отрасли
Системная проблема отрасли производства медицинских изделий Технологическая отсталость Разобщенность Закрытость
Недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом + + +
Низкий уровень инвестиций + + +
Различия в российской и международной нормативной базе в области обращения медицинских изделий + + +
Низкая информационная прозрачность отрасли — + +
Слабая система продвижения — — +
Низкий уровень капитализации отечественных компаний (отсутствие крупных компаний) + + —
Зависимость от импорта комплектующих + + —
Неэффективная система трансфера разработок в промышленность + — —
П р и м е ч а н и е: «+» — наличие; «—» — отсутствие.
с требованиями, предъявляемыми к конкретной должности (профессии) [3]. Сущность ПС заключается в том, что его содержание заложено в самой профессиональной деятельности, и он устанавливается для всех работающих в данной конкретной области, в нашем случае — в сфере обращения МИ.
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов регламентированы [4].
На основе ПС работодатели в сфере обращения МИ должны будут проводить:
• конкретизацию своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;
• решение широкого круга задач в области управления персоналом (систем мотивации и стимулирования персонала, разработки стандартов предприятия и должностных инструкций);
• оценку квалификации, аттестации и сертификации специалистов и др.
Кроме того, ПС станут базой для формирования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения и программ всех уровней профессионального образования специалистов медико-технического профиля, включая повышение их квалификации, обучение персонала на предприятиях, установление квалификационных уровней и др. ПС задает систему показателей, позволяющих установить степень соответствия деятельности, выполняемой работником, существующим требованиям рынка труда.
Известно, что основу интеграции образования и профессиональной деятельности составляют компетенции (см. рисунок). Принцип сопряжения профессионального и образовательного стандартов важен в
Вузы ФГОС ВПО
Профессиональный стандарт
1 '
Профессиональные компетенции
Рис. 1 Компетенции — основа интеграции образования и профессиональной деятельности
биотехносфера
| № 3(27)/2013
Таблица 2 1 Различия между профессиональным стандартом и ФГОС
Предметная область Профессиональный стандарт ФГОС
Аналогия Техническое задание на продукцию (спрос) «Карта всей профессии» с уровнями «высот» Техническое описание подрядчиком своей продукции (предложение) Блок-схема получения базового образования
Принадлежность Профессиональное сообщество Системе профессионального образования, включая негосударственное и корпоративное
Объект управления Закономерности развития профессии Конкретные трудовые функции Закономерности педагогического процесса Конкретные педагогические единицы
Зона использования Ориентиры в профессиональной деятельности Ориентиры в процессе обучения
Субъект управления Организации, делегированные профессиональным сообществом Учебные заведения, центры дополнительного профессионального образования, корпоративные центры, педагогические (тренерские) коллективы/лица
Содержание Описание профессиональной деятельности Описание форм и содержания обучения
Использование Суммирование требований профессионалов к профессиональной деятельности, информирование о них социальных партнеров. Процедура сертификации. Создание системы оплаты. Развитие системы непрерывного образования. Обеспечение возможности освоения специалистами новой профессии. Обеспечение мобильности квалифицированного (сертифицированного) персонала. Использование уровней квалификации кадров в планировании на предприятии, отрасли, в регионе, в стране. Защита интересов собственников-работодателей и наемных специалистов —
силу того, что в основе образовательного стандарта находятся компетентностные модели выпускника вуза и специалиста отрасли.
В течение нескольких лет Национальный центр сертификации управляющих совместно с директорами российских промышленных предприятий и коммерческих организаций разрабатывал систему требований к профессиональным навыкам первых лиц компаний — руководителей и менеджеров высших управленческих звеньев. По мнению директора центра В. А. Жильцова, различия между ПС и ФГОС можно представить в виде табл. 2 [5].
Исполнительный директор Национального агентства развития квалификаций И. А. Волошина утверждает, что «...по мнению РСПП [Российского союза промышленников и предпринимателей. — Г. П., З. Ю.], профессиональные и образовательные стандарты являются одними из элементов единой национальной системы квалификаций — комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда» [5]. Для обеспечения взаимосвязи ПС, ФГОС и образователь-
ных программ всех уровней профессионального образования агентство разработало для специалистов образовательных учреждений «Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ», содержащие подробный алгоритм действий для учета требований работодателей в документах учреждений образования.
С учетом актуальности данной проблемы в плане работы Учебно-методического совета по направлению «Биотехнические системы и технологии», объединяющего более 50 вузов страны (СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является базовым университетом по подготовке специалистов медико-технического профиля), намечено рассмотреть вопрос о взаимосвязи образовательного и профессионального стандартов для выработки общей платформы стратегического развития направления в интересах медицинской промышленности и национального здравоохранения в третьем квартале 2013 года [6, 7].
На наш взгляд, в примерный перечень ПС целесообразно включить стандарты для специалистов, работающих в следующих предметных областях (в соответствии с кодами ОКВЭД):
• производство медицинскои диагностическом, терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования и медицинского инструмента;
• производство медицинской аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений;
• предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры;
• метрологическое обеспечение медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях страны.
Заключение
Эффективное решение вопроса кадрового обеспечения медицинской промышленности и медико-технических служб национального здравоохранения нельзя найти без создания ПС для специалистов, занятых в сфере обращения МИ: разработка и конструирование, эксплуатация, техническое обслуживание, метрологическое сопровождение и др.
Предлагаем включить в общий Перечень ПС, планируемых к разработке в 2013-2014 годов, рубрику «специалисты в сфере обращения медицинских изделий:
• инженер-конструктор медицинских изделий;
• инженер-метролог в здравоохранении;
• специалист по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий».
I Литература
1. Об утверждении стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 года: Приказ Минпром-
торга РФ от 31.01. 2013 г. № 118 // BestPravo. URL: http:// goo.gl/byIH4p.
2. Постановление Третьего Всероссийского съезда работников медицинской промышленности. 2 апреля 2010 г., г. Москва. // Ассоциация российских торговых и промышленных предприятий стоматологии «Стоматологическая индустрия». URL: www.rosi-as.ru/data/File/3_S_ezd/POSTANOVLENIE_s_ezda. doc. Пункт 10.
3. Софинский Н. А. Профессиональные стандарты // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/ post_62.html.
4. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 // Российская газета. URL: http:// www.rg.ru/2013/01/28/profstandarty-site-dok.html.
5. Белков Б. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта? // Экспертный клуб промышленности и энергетики. URL: http://www.expertclub.ru/sections/ hr/publications/5.
6. Пахарьков Г. Н., Юлдашев З. М., Ворогушин В. А. О Федеральной системе повышения квалификации специалистов национального медико-технического кластера // Биотехносфера. 2011. № 5-6. С. 75-78.
7. Александров Г. В., Ворогушин В. А., Пахарьков Г. Н. и др. О профессиональных стандартах в системе кадрового обеспечения медицинской промышленности региона // Материалы XIX Междунар. науч.-метод. конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», 2013 г. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. Т. 1. С. 85-87.
8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Российская газета. http://www. rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.
9. Общекультурные компетенции // MyShared. http://www. myshared.ru/slide/226192.
биотехносфера
I № 3(27)/2013