Научная статья на тему 'О профессиональных стандартах для специалистов, занятых производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием медицинских изделий'

О профессиональных стандартах для специалистов, занятых производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием медицинских изделий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биотехносфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / MEDICAL INDUSTRY / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / MEDICAL PRODUCTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / СПЕЦИАЛИСТ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / MEDICAL-TECHNICAL SPECIALIST / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пахарьков Геннадий Николаевич, Юлдашев Зафар Мухамедович

Кратко рассматриваются некоторые вопросы целесообразности разработки профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере обращения медицинских изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пахарьков Геннадий Николаевич, Юлдашев Зафар Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On professional standards for specialists engaged in the production, operation and maintenance of medical devices

Briefly discusses some questions of expediency of development of professional standards for specialists engaged in the sphere of medical products circulation.

Текст научной работы на тему «О профессиональных стандартах для специалистов, занятых производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием медицинских изделий»

УДК 377.44 + 615.478

Пахарьков Г. Н., канд. техн. наук, Юлдашев 3. М., д-р техн. наук

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В. И. Ульянова (Ленина)»

О профессиональных стандартах для специалистов, занятых производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием медицинских изделий

Ключевые слова: медицинская промышленность, медицинские изделия, профессиональный стандарт, специалист медико-технического профиля, стратегия развития.

Keywords: medical industry, medical products, professional standard, medical-technical specialist, development strategy.

Кратко рассматриваются некоторые вопросы целесообразности разработки профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере обращения медицинских изделий.

В «Стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 г.», утвержденной Приказом Минпромторга РФ от 31.01.2013 г. № 118, в разделе «Определение системных проблем отрасли», в числе основных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности отрасли, первое место занимает «недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом» (табл. 1) [1].

«...Система профессионального образования в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современной медицинской техникой и медицинскими изделиями и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности, а именно доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности, отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров [курсив наш. — Г.П., З.Ю.], участвующих во всех функциональных областях: маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание — и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед промышленностью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом» [1]. Для решения этой очень важной проблемы большое значение имеет понимание взаимосвязи образовательного и

профессионального стандартов для специалистов, занятых в сфере обращения медицинских изделий (МИ)1.

По инициативе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Ассоциации предприятий медицинской промышленности (АПМП) «Северо-запад», в Постановление 3-го Всероссийского съезда работников медицинской промышленности (2 апреля 2010 года, Москва) был включен пункт «Обратиться в Минобрнауки России и Минпромторг России с предложением о разработке профессиональных стандартов специалистов медико-технического профиля и системы непрерывного повышения их квалификации в рамках Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 годы.» [2]. Пока этот вопрос так и остается нерешенным.

Профессиональный стандарт (ПС) — это многофункциональный нормативный документ, определяющий некий квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии

1 «.обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, а также ремонт, утилизацию или уничтожение» [8, ст. 8].

Таблица 1 1 Влияние факторов на формирование системных проблем отрасли

Системная проблема отрасли производства медицинских изделий Технологическая отсталость Разобщенность Закрытость

Недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом + + +

Низкий уровень инвестиций + + +

Различия в российской и международной нормативной базе в области обращения медицинских изделий + + +

Низкая информационная прозрачность отрасли — + +

Слабая система продвижения — — +

Низкий уровень капитализации отечественных компаний (отсутствие крупных компаний) + + —

Зависимость от импорта комплектующих + + —

Неэффективная система трансфера разработок в промышленность + — —

П р и м е ч а н и е: «+» — наличие; «—» — отсутствие.

с требованиями, предъявляемыми к конкретной должности (профессии) [3]. Сущность ПС заключается в том, что его содержание заложено в самой профессиональной деятельности, и он устанавливается для всех работающих в данной конкретной области, в нашем случае — в сфере обращения МИ.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов регламентированы [4].

На основе ПС работодатели в сфере обращения МИ должны будут проводить:

• конкретизацию своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;

• решение широкого круга задач в области управления персоналом (систем мотивации и стимулирования персонала, разработки стандартов предприятия и должностных инструкций);

• оценку квалификации, аттестации и сертификации специалистов и др.

Кроме того, ПС станут базой для формирования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения и программ всех уровней профессионального образования специалистов медико-технического профиля, включая повышение их квалификации, обучение персонала на предприятиях, установление квалификационных уровней и др. ПС задает систему показателей, позволяющих установить степень соответствия деятельности, выполняемой работником, существующим требованиям рынка труда.

Известно, что основу интеграции образования и профессиональной деятельности составляют компетенции (см. рисунок). Принцип сопряжения профессионального и образовательного стандартов важен в

Вузы ФГОС ВПО

Профессиональный стандарт

1 '

Профессиональные компетенции

Рис. 1 Компетенции — основа интеграции образования и профессиональной деятельности

биотехносфера

| № 3(27)/2013

Таблица 2 1 Различия между профессиональным стандартом и ФГОС

Предметная область Профессиональный стандарт ФГОС

Аналогия Техническое задание на продукцию (спрос) «Карта всей профессии» с уровнями «высот» Техническое описание подрядчиком своей продукции (предложение) Блок-схема получения базового образования

Принадлежность Профессиональное сообщество Системе профессионального образования, включая негосударственное и корпоративное

Объект управления Закономерности развития профессии Конкретные трудовые функции Закономерности педагогического процесса Конкретные педагогические единицы

Зона использования Ориентиры в профессиональной деятельности Ориентиры в процессе обучения

Субъект управления Организации, делегированные профессиональным сообществом Учебные заведения, центры дополнительного профессионального образования, корпоративные центры, педагогические (тренерские) коллективы/лица

Содержание Описание профессиональной деятельности Описание форм и содержания обучения

Использование Суммирование требований профессионалов к профессиональной деятельности, информирование о них социальных партнеров. Процедура сертификации. Создание системы оплаты. Развитие системы непрерывного образования. Обеспечение возможности освоения специалистами новой профессии. Обеспечение мобильности квалифицированного (сертифицированного) персонала. Использование уровней квалификации кадров в планировании на предприятии, отрасли, в регионе, в стране. Защита интересов собственников-работодателей и наемных специалистов —

силу того, что в основе образовательного стандарта находятся компетентностные модели выпускника вуза и специалиста отрасли.

В течение нескольких лет Национальный центр сертификации управляющих совместно с директорами российских промышленных предприятий и коммерческих организаций разрабатывал систему требований к профессиональным навыкам первых лиц компаний — руководителей и менеджеров высших управленческих звеньев. По мнению директора центра В. А. Жильцова, различия между ПС и ФГОС можно представить в виде табл. 2 [5].

Исполнительный директор Национального агентства развития квалификаций И. А. Волошина утверждает, что «...по мнению РСПП [Российского союза промышленников и предпринимателей. — Г. П., З. Ю.], профессиональные и образовательные стандарты являются одними из элементов единой национальной системы квалификаций — комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда» [5]. Для обеспечения взаимосвязи ПС, ФГОС и образователь-

ных программ всех уровней профессионального образования агентство разработало для специалистов образовательных учреждений «Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ», содержащие подробный алгоритм действий для учета требований работодателей в документах учреждений образования.

С учетом актуальности данной проблемы в плане работы Учебно-методического совета по направлению «Биотехнические системы и технологии», объединяющего более 50 вузов страны (СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является базовым университетом по подготовке специалистов медико-технического профиля), намечено рассмотреть вопрос о взаимосвязи образовательного и профессионального стандартов для выработки общей платформы стратегического развития направления в интересах медицинской промышленности и национального здравоохранения в третьем квартале 2013 года [6, 7].

На наш взгляд, в примерный перечень ПС целесообразно включить стандарты для специалистов, работающих в следующих предметных областях (в соответствии с кодами ОКВЭД):

• производство медицинскои диагностическом, терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования и медицинского инструмента;

• производство медицинской аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений;

• предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры;

• метрологическое обеспечение медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях страны.

Заключение

Эффективное решение вопроса кадрового обеспечения медицинской промышленности и медико-технических служб национального здравоохранения нельзя найти без создания ПС для специалистов, занятых в сфере обращения МИ: разработка и конструирование, эксплуатация, техническое обслуживание, метрологическое сопровождение и др.

Предлагаем включить в общий Перечень ПС, планируемых к разработке в 2013-2014 годов, рубрику «специалисты в сфере обращения медицинских изделий:

• инженер-конструктор медицинских изделий;

• инженер-метролог в здравоохранении;

• специалист по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий».

I Литература

1. Об утверждении стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 года: Приказ Минпром-

торга РФ от 31.01. 2013 г. № 118 // BestPravo. URL: http:// goo.gl/byIH4p.

2. Постановление Третьего Всероссийского съезда работников медицинской промышленности. 2 апреля 2010 г., г. Москва. // Ассоциация российских торговых и промышленных предприятий стоматологии «Стоматологическая индустрия». URL: www.rosi-as.ru/data/File/3_S_ezd/POSTANOVLENIE_s_ezda. doc. Пункт 10.

3. Софинский Н. А. Профессиональные стандарты // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/ post_62.html.

4. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 // Российская газета. URL: http:// www.rg.ru/2013/01/28/profstandarty-site-dok.html.

5. Белков Б. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта? // Экспертный клуб промышленности и энергетики. URL: http://www.expertclub.ru/sections/ hr/publications/5.

6. Пахарьков Г. Н., Юлдашев З. М., Ворогушин В. А. О Федеральной системе повышения квалификации специалистов национального медико-технического кластера // Биотехносфера. 2011. № 5-6. С. 75-78.

7. Александров Г. В., Ворогушин В. А., Пахарьков Г. Н. и др. О профессиональных стандартах в системе кадрового обеспечения медицинской промышленности региона // Материалы XIX Междунар. науч.-метод. конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», 2013 г. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. Т. 1. С. 85-87.

8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Российская газета. http://www. rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.

9. Общекультурные компетенции // MyShared. http://www. myshared.ru/slide/226192.

биотехносфера

I № 3(27)/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.