Научная статья на тему 'Повышение квалификации кадров как важный элемент развития национального медико-технического кластера часть 1. Методические вопросы построения системы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля'

Повышение квалификации кадров как важный элемент развития национального медико-технического кластера часть 1. Методические вопросы построения системы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биотехносфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / COURSES / СПЕЦИАЛИСТ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / SPECIALIST MEDICO-TECHNICAL PROFILE / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / TRAINING MODULE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ / THE FORECAST OF DEVELOPMENT OF MEDICAL EQUIPMENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пахарьков Геннадий Николаевич, Кустов Тарас Владимирович, Юлдашев Зафар Мухамедович, Ворогушин Виктор Анатольевич

Рассматриваются методические вопросы разработки программы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля, основанные на практико-ориентированных учебных модулях, что позволяет видоизменять содержание курсов путем различной их группировки, а самим слушателям выбирать тот или иной вариант в зависимости от их потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пахарьков Геннадий Николаевич, Кустов Тарас Владимирович, Юлдашев Зафар Мухамедович, Ворогушин Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coaching as an important element of the development of the national medical technology cluster

Discusses methodological issues of program development, professional development of specialists of medical and technical profile, based on practice-oriented training modules that allows you to modify the course content through their different groups, and by students to choose one or another option, depending on their needs.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации кадров как важный элемент развития национального медико-технического кластера часть 1. Методические вопросы построения системы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля»

УДК 377.44 + 615.478

Г. Н. Пахарьков, Т. В. Кустов, З. М. Юлдашев, В. А. Ворогушин

Повышение квалификации кадров как важный элемент развития национального медико-технического кластера

Часть 1. Методические вопросы построения системы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля

Ключевые слова: курсы повышения квалификации, специалист медико-технического профиля, учебный модуль, профессиональный стандарт, прогноз развития медицинской техники.

Keywords: courses, training, specialist medico-technical profile, training module, professional standard, the forecast of development of medical equipment.

Рассматриваются методические вопросы разработки программы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля, основанные на практико-ориентирован-ных учебных модулях, что позволяет видоизменять содержание курсов путем различной их группировки, а самим слушателям выбирать тот или иной вариант в зависимости от их потребностей.

В настоящее время в связи с политическими, экономическими и другими коллизиями, происходящими в мире, остро встали вопросы импортоза-мещения и соответственно адекватного кадрового обеспечения сферы национальной безопасности нашей страны, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП) в здравоохранении.

Еще в «Стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 г.» было сказано: «...Система профессионального образования в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современной медицинской техникой, медицинскими изделиями и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности, а именно доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности, отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров, участвующих во всех функциональных об-

ластях — маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание — и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед промышленностью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом» [1].

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ», являющемся базовым учреждением в системе высшей школы страны по направлениям подготовки специалистов медико-технического профиля — Учебно-методическом совете (объединяющем представителей около 60 кафедр ведущих университетов России), разрабатывается новая интегральная образовательная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, осуществляющих разработку и производство наукоемких медицинских изделий (МИ), а также эксплуатацию и техническое обслуживание (ТО) отечественных и зарубежных МИ для оказания ВТМП.

Учитывая очень широкую номенклатуру МИ, утвержденную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (23 вида: от аптечного оборудования до рентгеновских цифровых систем и томографов, на производство и ТО которых требуются лицензии), а также широкий спектр потребностей слушателей курсов повышения квалификации, работающих с различными видами МИ, нами был предложен модульный принцип обучения.

Модульная технология позволяет интегрировать и дифференцировать содержание программы путем группировки учебных модулей, обеспечивающих обучение в различных комбинациях, и самим слушателям выбирать тот или иной вариант траектории обучения в зависимости от их потребностей.

В настоящее время в Региональном центре интегрированного медико-технического образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» специалистами, имеющими большой опыт работы, разработаны следующие практико-ориентированные учебные модули: «Эксплуатация и сервисное обслуживание стерилизаци-онного и дезинфекционного оборудования в медицинских учреждениях», «Особенности эксплуатации и ТО зарубежных МИ», «Эксплуатация и ТО наркозно-дыхательной аппаратуры и аппаратов искусственной вентиляции легких», «Практические вопросы метрологического обеспечения ТО средств измерения медицинского назначения (СИМН)», «Практические вопросы эксплуатации и ТО рентгеновских диагностических систем», «Практические вопросы эксплуатации и ТО компьютерных томографов», «Эксплуатация и ТО стоматологического оборудования», «Виды измерений и испытаний для контроля безопасной эксплуатации МИ, не являющихся СИМН», «Перспективы развития цифровых микрофокусных рентгенодиагностиче-ских комплексов».

Разрабатываются также модули: «Клинико-диагностическая лабораторная техника и внутрилабо-раторный контроль качества», «Ультразвуковые диагностические системы: эксплуатация и ТО», «Тренды развития медицинских изделий накануне 6-го технологического уклада» (на основе биотехнологий, нанотехнологий, робототехники, фотоники, мембранных и квантовых технологий, микромеханики и др.).

На втором этапе работы предполагается ввести в программу модули по вопросам разработки и производства МИ, учитывающие взаимосвязь прогнозов развития медицинской науки и техники (наукоем-

ких направлений развития МИ) и потребностей в специалистах медико-технического профиля с выходом на проекты профессиональных стандартов (ПС) этих специалистов (рис. 1) [2].

Для работодателей в сфере обращения МИ ПС будет являться основой:

• для конкретизации требований к работникам с учетом специфики деятельности организации;

• решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки системы мотивации и стимулирования персонала, стандартов предприятия и должностных инструкций);

• оценки квалификации, аттестации и сертификации специалистов и др.

Следует отметить, что ПС нужны не только работодателю, они являются основой для формирования государственных образовательных стандартов (ГОС) нового поколения и программ всех уровней профессионального образования специалистов, включая повышение квалификации, обучение на предприятиях, установление квалификационных уровней и др. [3, 7].

Для оценки научно-технического уровня и прогноза развития предметных областей МИ планируется применять следующие методические разработки:

1) медико-технический Форсайт, основанный на методе Дельфи и SWOT-анализе импортоза-мещения (экспертное сообщество — аналитики ряда ведущих предприятий и фирм медико-технического профиля, а также национальных исследовательских университетов: МГТУ им. Н. Э. Баумана, Томский ГПУ, МИЭТ, Самарский ГАУ им. акад. С. П. Королева, МАИ, Новосибирский ГУ и др.);

Рис. 1

Взаимосвязь прогноза развития медицинской науки и техники, образовательных и профессиональных стандартов

2) модифицированный метод анализа иерархий (метод Т. Саати): так как данный метод учитывает только обобщенные (единые) компетентности экспертов, но не учитывает различные компетентности экспертов по каждому из критериев, что существенно уменьшает эффективность решения задачи, то предлагается дальнейшая модификация метода Т. Саати, заключающаяся в комплексирова-нии матриц мнений коалиций экспертов (с учетом различной компетентности экспертов по каждому из критериев) [4];

3) модель технического качества медицинских услуг (основанная на концепции качества здравоохранения, предложенной экспертом ВОЗ А. Дона-бедианом), критериями которой являются адекватность, научно-технический уровень, экономичность и эффективность [5];

4) система дуального управления качеством медико-технического оснащения здравоохранения — двухконтурная система оптимизации медико-технического оснащения учреждений здравоохранения [6].

Учитывая настоятельную потребность в разработке ПС специалистов в сфере обращения МИ, по инициативе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Ассоциации предприятий медицинской промышленности (АПМП) «Северо-Запад», в Постановления 3-го (от 2.04.2010 г., Москва) и 6-го (от 26.03.2014 г.) Всероссийских съездов работников медицинской промышленности были включены пункты — обращения в Минтруда России с предложением о разработке профессиональных стандартов специалистов медико-технического профиля (в том числе ПС «Специалист по техническому обслуживанию и ремонту МИ») и системы непрерывного повышения их квалификации в рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 годы».

В настоящее время общество с ограниченной ответственностью «АМИК», являющееся официальным подрядчиком Министерства труда и социальной защиты, разработало проекты профессиональных стандартов «Инженер-технолог медицинских изделий», «Инженер-конструктор медицинских изделий» и «Специалист по монтажу, технологическому обслуживанию и ремонту медицинских изделий».

Однако, по нашему мнению, проекты данных ПС содержат большое количество недостатков, в том числе терминологических неточностей. Например, вместо термина «медицинские изделия» рядом (или через строчку) упоминаются как синонимы и «медицинская техника», и «изделия медицинской техники», и «изделия медицинского назначения», и «медицинская аппаратура», и «медицинское оборудование», и «техника медицинского назначения», и «электронно-медицинская аппаратура», и «продукция медицинского назначения»; вместо термина «средства измерения медицинского на-

значения» — «средства измерения медицинских изделий» и, наконец, в графе «Необходимые умения» — «Выполнять замену отработавших ресур составных частей (щетки электромашин, фильтры и т. д.), что разрушает предметную область ПС и целостность восприятия.

Поэтому проекты ПС в конечном счете нуждаются в серьезной переработке, так как не отвечают современным требованиям. В качестве сравнительной оценки можно привести ПС «Инженер-радиоэлектронщик», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.05.2014 г. № 315н.

Заключение

1. В период с 2007 по 2014 г. в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по программе «Техническое обслуживание и ремонт медицинских изделий» (108 часов), согласованной с Росздравнадзором, прошли обучение и получили свидетельства о повышении квалификации около 2000 человек из 126 городов, представляющих все регионы России.

2. С 2015 г. начинается реализация обучения, основанного на практико-ориентированных учебных модулях, что позволит видоизменять содержание курсов путем различной группировки учебных модулей, а самим слушателям выбирать тот или иной вариант в зависимости от их потребностей.

3. Для реализации проекта предлагается создание специальной рабочей научной группы в составе представителей государственных университетов (в том числе национальных исследовательских), входящих в Учебно-методический совет по медико-техническим специальностям Учебно-методического объединения по радиотехнике, электронике, биомедицинской технике и управлению (базовый вуз — СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), с привлечением ведущих специалистов-практиков предприятий, входящих в том числе в Ассоциацию предприятий медицинской промышленности «Северо-Запад».

4. Основным отличием предлагаемой программы является ее ориентированность на подготовку специалистов, востребованных предприятиями медико-технического профиля, с учетом их инновационного развития.

5. Предлагается пересмотреть проекты профессиональных стандартов в сфере обращения МИ, в том числе ПС «Специалист по монтажу», технологическому обслуживанию и ремонту медицинских изделий», имея в виду, что в соответствии с Положением о лицензировании (Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 г. № 469) определены следующие виды работ по техническому обслуживанию МИ: монтаж и наладка, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание и ремонт.

I Литература I

1. Приказ Минпромторга РФ от 31.01.2013 г. №118 «Об утверждении стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 года».

2. О внедрении профессиональных стандартов в сферу обращения медицинских изделий / В. А. Ворогушин, Т. В. Кустов, Г. Н. Пахарьков, З. М. Юлдашев // Мед. техника. 2014. № 2. С. 37-39.

3. Пахарьков Г. Н., Юлдашев З. М. О профессиональных стандартах для специалистов, занятых производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием медицинских изделий // Биотехносфера. 2013. № 3. С. 48-51.

4. Пахарьков Г. Н., Хаймур М. Х. Метод оптимизации технического оснащения служб скорой медицинской помощи // Биотехносфера. 2009. № 1. С. 55-62.

5. Пахарьков Г. Н. Медико-технический менеджмент в сфере обращения медицинских изделий: учеб. пособие. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. С. 107.

6.

7.

Пахарьков Г. Н. Дуальная система оптимизации медико-технического оснащения учреждений здравоохранения // Биотехносфера. 2012. № 2. С. 37-43.

О профессиональных стандартах в системе кадрового обеспечения медицинской промышленности региона / Г. В. Александров, В. А. Ворогушин, Г. Н. Пахарьков, З. М. Юлдашев // Матер. XIX Междунар. науч.-метод. конф. «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 1. СПб.: ГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. С. 8587.

Пахарьков Г. Н., Кустов Т. В., Юлдашев З. М. Методические вопросы построения системы повышения квалификации специалистов медико-технического профиля по программе «Техническое обслуживание медицинских изделий» // Матер. XIII Всероссийской науч.-практич. конф. «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014.

с---

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ЛЭТИ» ИМ. В. И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА)

(государственная лицензия на образовательную деятельность № 1908 от 28.09.2011 г., свидетельство о государственной аккредитации университета № 1545 от 19.03.2012 г.)

предлагает специалистам медико-технического профиля на 2015 учебный год модульную программу повышения квалификации «Эксплуатация и техническое обслуживание медицинских изделий».

Программа предназначена как для работников предприятий, осуществляющих сервисное обслуживание медицинских изделий (МИ), так и для работников медико-технических служб организаций и учреждений здравоохранения, которым необходимо проходить повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Обучение проводится в Институте непрерывного образования (ИНО) совместно с Региональным центром интегрированного медико-технического образования (РЦ ИМТО) университета по очно-заочной форме в соответствии с перечнем МИ, утвержденным Росздравнадзором (23 вида). Продолжительность занятий — 3 недели, количество учебных часов — 108.

Обучение завершается выдачей слушателям удостоверений о повышении квалификации установленного образца.

Справки и заявки на обучение — по электронной почте: onstrelnikova@etu.ru, а также по телефону: (812) 346-45-21.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.