Научная статья на тему 'О профессиональной пригодности студентов гуманитарного факультета'

О профессиональной пригодности студентов гуманитарного факультета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональной пригодности студентов гуманитарного факультета»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 5. С.79-83

УДК 378.09

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Н.Н. Кучина, Е.В. Мартюшева

Профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Наиболее заметно это проявляется в тех областях человеческой практики, содержание которых связано с взаимодействием людей.

В последние годы стала широко распространена профессия педагога-психолога, которая, по классификации Е.А. Климова, относится к профессиям типа «человек-человек» [1]. Как известно, каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, которые делают его пригодным или непригодным к несению ее функций. Проблема профессионального отбора студентов - будущих педагогов-психологов, формирование у них профессионально-важных качеств на сегодняшний день является очень актуальной. К основным профессионально важным качествам педагога-психолога, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности, относятся: коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты), умение слушать, вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно), способность к самоконтролю, высокий уровень логического мышления, эрудированность, любознательность и обучаемость, терпимость, интерес и уважение к другому человеку.

К качествам, препятствующим эффективной профессиональной деятельности психолога относятся: психическая и эмоциональная неуравновешенность, замкнутость, нерешительность, отсутствие склонности к работе с людьми, неумение понять позицию другого человека, ригидность мышления, низкий интеллектуальный уровень развития [2].

На наш взгляд, чтобы успешно можно было решать вопрос профессионального становления будущего специалиста педагога-психолога, необходимо выявлять не только личностные особенности студентов специальности «Педагогика и психология», но также их интересы и интеллектуальные данные. И в связи с этим у нас возник вопрос: «Чем руководствуются студенты при выборе будущей профессии?».

Так как специфические требования и особые условия педагогического труда вызывают необходимость определения основных предпосылок и возможностей, дающих право работать педаго-гом-психологом, нами в течение года проводилось исследование по изучению профессиональной пригодности студентов.

В нашем исследовании принял участие 121 респондент (в возрасте от 17 до 21 года), все они являются студентами гуманитарного факультета 1, 2, 3 и 4 курсов специальности «Педагогика и психология» Югорского государственного университета.

Для выяснения степени осознания при выборе профессии мы предлагали респондентам заполнить анкету, а также написать в свободной форме сочинение-эссе на тему «Мой выбор профессии». Сочинения студентов анализировались нами на основе выбора профессии педагога-психолога. Проведенный анкетный опрос и анализ творческих работ выявил разные причины, побудившие поступить на гуманитарный факультет. Установлено, что 61% опрошенных студентов выбрали данную специальность осознанно, а 39% студентов сделали свой выбор случайно. Основными причинами выбора были названы: близость к дому, легче поступить на данную специальность, по совету взрослых или друзей.

С целью изучения профессионально важных качеств студентов испытуемым предлагалось пройти тест «Профориентатор», разработанный сотрудниками «Центра тестирования в МГУ «Гуманитарные Технологии» под научным руководством д. психол. наук, профессора МГУ -А.Г. Шмелева. Данный тест состоит из трех основных блоков: интересы, способности, личность.

Блок «Интересы» состоит из 80 вопросов, которые работают (дают вклад) на 8 шкал (шкалы составлялись с опорой на классификации типов профессий по Е.А. Климову и Дж. Холланду). Блок «Способности» состоит из 72 заданий, работающих на 6 шкал, с расчетом общего балла и выполнение заданий данного блока ограничено по времени. Блок «Личность» состоит из 45 вопросов, работающих на 4 фактора (факторы Большой Пятерки, за исключением шкалы «Обучаемость»).

Профиль способностей и интересов - это модель склонностей, которая рассматривается как целостная совокупность его психических свойств. «Идеальные» (успешные и довольные) представители различных профессий характеризуются различными профилями - сочетаниями значений по шкалам теста. Это определяется спецификой выполняемой деятельности. «Профориента-тор» анализирует профиль как систему и оценивает его математическое сходство, или близость к профилям «идеальных профессионалов». Полученные результаты обрабатывали методом вариационного и корреляционного анализа. Достоверность различий определялась статистическим методом, с использованием 1-критерия Стьюдента.

На основе полученных результатов анализа сходных профилей по трем блокам («Интерес», «Структура интеллекта» и «Личность») студенты были разделены на три группы:

1 группа (23%) - не было найдено сходства с профилями «идеальных профессионалов»;

2 группа (55%) - имеют сходства по одному или двум параметрам;

3 группа (22%) - найден коэффициент сходства по трем параметрам.

100 -90 -80 -70 -60 -£ 50 -

40 -30 -20 -10 0

группы

□ 1 группа □ 2 группа □ 3 группа Рис.1. Распределение количества студентов (%) по группам

Для краткости изложения мы не будем приводить полных количественных данных и способов статистической интерпретации полученной информации, а изложим выводы, полученные после обобщения. Подробнее остановимся на описании первой и третьей группы, где полученные результаты наиболее ярко выражены в показателях.

Первая группа. По шкалам «Наука», «Знак», «Природа» показатели студентов высокие, это означает, что для 35% характерен определенный интерес к познанию нового, поиску и анализу информации, 56% проявляют высокий интерес к условным знакам, цифрам, кодам, естественным и искусственным языкам. Данная группа студентов может реализовать себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, оператор пейджинговой связи, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус). У 55% выраженный интерес к природе.

По шкале «Общение» для 48% студентов характерно отсутствие интереса к профессиям, связанным с общением с людьми, их обслуживанию, помощи. Респондентам стоит ориентироваться на профессии, где коммуникации будут ограничены только общением с коллегами (но не клиентами). Выбор видов деятельности, где приходится много общаться, проявлять внимание к разным людям (психолог, врач, юрист, журналист) может привести к неудовлетворенности деятельностью, быстрому утомлению на работе, неэффективности выполнения производственных обязанностей.

55

23 22

Следовательно, будут интересны профессии связанные с экологией или земельным правом, а также стоит рекомендовать рассмотреть науки о природе: зоология, ботаника, генетика, молекулярная биология, антропология, эпидемиология и другие.

60

50

40

£ 30

20

10

0

наука общение знак природа

Рис.2. Результаты показателей группы 1 по блоку «интересы»

По шкалам «Абстрактная логика», «Эрудиция», «Лексика» показатели студентов отклоняются от средних значений в отрицательную сторону. Студенты демонстрируют низкий уровень развития абстрактной логики. У них имеются трудности в построении и понимании грамматических конструкций, способности к созданию устных и письменных текстов различной сложности. Также показан недостаточный уровень эрудиции, что отражает низкий уровень познавательной активности. Демонстрируют средний объем словарного запаса. Таким образом, эти особенности являются «тормозом» для овладения педагогической профессией, так как культура речи и эрудированность относится к профессионально важным качествам. Но по шкалам «Вычисление» и «Зрительная логика», рассматриваются нами как высокие результаты. 51% студентов имеют хорошие вычислительные способности, 55% с легкостью могут решать задачи на пространственное мышление (геометрические, конструкторские, дизайнерские). При таком математическом складе ума и соответствующем уровне подготовки, данная группа студентов способна проявить себя в профессиях, где вычисления активно используются: технические профессии, радиоэлектроника, программирование, информационные системы в экономике.

60 50 40

з* 30 20 10 0

Рис. 3. Результаты показателей группы 1 по блоку «интеллект»

□ высокие показатели

□ низкие показатели

Ж

<#

Л

о4

в?

*

$

&

□ высокие значения

□ низкие значения

По шкалам «Активность», «Эмоциональная стабильность», «Самоконтроль» показатели студентов отклоняются от средних значений в положительную сторону. 51% предпочитают много двигаться, любят перемены, по натуре активны и решительны. Им присуща уверенность в себе и высокая энергетика, высокий конкурентный потенциал (и даже некоторая склонность к риску). Для 83 % студентов первой группы характерна отстраненность, холодность, склонность полагаться только на свое мнение и даже антагонизм. Они эгоцентричны, склонны скептически относиться к желаниям и стремлениям других людей, по духу больше близки к соревнованию, чем кооперации, рациональны и независимы. Высокая эмоциональная стабильность нужна в тех профессиях, где необходимо длительное сосредоточение на монотонной деятельности. У 55% хорошо развит самоконтроль и волевые качества. Они способны к работе в условиях высокой ответственности, требований к аккуратности выполнения работы. Их личностные особенности предполагают склонность к исполнительской деятельности, техническому проектированию, планированию. Эта группа студентов очень независима от окружающих: они привыкли рассчитывать только на себя, в своем поведении ориентируются только на свое собственное мнение. Следовательно, они могут испытывать трудности в таких областях как педагогика, медицина и других сферах, предполагающих необходимость особого внимания к другим людям. Респондентам не стоит ориентироваться на профессии обслуживания и сервиса.

Таким образом данный факт свидетельствует в пользу того, что выбор профессии у студентов основан на неадекватной оценке собственного интеллектуального развития и психологических особенностей. Последующее обучение в вузе может обуславливать столкновение компонента «могу» (собственные способности) и «хочу» (сделанный профессиональный выбор), что в последствии, возможно, приведет к их переориентации в профессиональных планах и предпочтениях.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ высокие значения

□ низкие значения

с

о

н

в

к

а

е

и

с

а

с;

|_

о

с

с;

о

I-

н

о

к

о

я

а

н

.0

с;

а

н

о

с

о

н

с;

и

ю

Рис.4. Результаты показателей группы 1 по блоку «личность»

Третья группа. По шкалам «Наука», «Общение», «Природа» показатели студентов достаточно высокие. 54% выражают повышенный интерес к науке, поиску новой информации. Познавательная активность и исследовательский подход делают их ценными аналитиками. У них также есть определенный (но не ярко выраженный) интерес к профессиям, связанный с активным общением с людьми. Это профессии, направленные на управление производством, людьми, на обучение и воспитание, организацию детских коллективов, профессиональную

подготовку, медицинское и социальное обслуживание (психолог, врач). При выраженном интересе к природе респондентам подойдут такие профессии как врач, психолог, менеджер по туризму.

По шкалам «Лексика», «Эрудиция» и «Аабстрактная логика» показатели студентов отклоняются от средних значений в положительную сторону. У них достаточный объем словарного запаса, широта кругозора отражает общую осведомленность в различных областях и сферах окружающей действительности, абстрактная логика отражает легкость построения и понимания грамматических конструкций, способность к рассуждению и умение создавать устные и письменные тексты различной степени сложности.

По блоку «Личность» студенты в своем поведении ориентируются на кооперацию, они дружелюбны, доверчивы и отзывчивы, способны слушать и сопереживать другим людям. Иногда проявляется обеспокоенность и тревожность, но в разумных пределах, не снижающих общий уровень работоспособности и приспособленности. Стоит осторожно отнестись к выбору профессий, связанных с работой в экстремальных условиях (или условиях опасности для жизни), требующих мгновенной или длительной мобилизации. Поэтому респондентам подойдут виды деятельности, связанные с помощью людям, их обслуживанием, медицинским обеспечением, воспитанием и обучением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные проявления отчетливо ассоциируются с педагогической направленностью. Когда речь идет о профессиях типа «человек - человек», такие качества должны являться стержневыми в профессиональном образе. Профессиональная пригодность предполагает, прежде всего, полное соответствие личных качеств и возможностей человека требованиям психолого-педагогической деятельности.

Анализ результатов свидетельствует о том, что необходимо целенаправленно вести работу по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательных учреждениях. По нашему мнению, помощь в осуществлении профессиональной ориентации может оказать университет, непосредственно заинтересованный в подготовке абитуриентов.

В целом, решение проблем профессионального становления студентов ЮГУ требует постановки многоплановых, скоординированных профориентационных исследований и серьезного обсуждения их с участием широкого круга сотрудников факультетов и институтов, непосредственно работающих со студентами, а также создания, службы психологической поддержки профессионального становления студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Изд-во

Феникс, 1996; 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

2. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.

2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.