УДК 371
Киреева Аделина Алексеевна
кандидат педагогических наук Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край
Уварова Любовь Рудольфовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Социальная мобильность - одно из активно разрабатываемых направлений социально-педагогической теории и практики. Авторы рассматривают некоторые реалии и мифы профессиональной мобильности будущих педагогов. В статье представлен опыт перехода от горизонтальной мобильности в вертикальную, описаны формы и подходы к продуктивному решению задачи развития профессиональной мобильности личности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическая мобильность и стабильность.
Стремительно растущая интенсивность и динамичность разномасштабных и разноплановых изменений, распространяющихся на все сферы и процессы жизнедеятельности людей, являются одной из наиболее характерных черт современного развития человеческого общества. Современный быстроменяющийся мир, процессы глобализации и интеграции приводят человека к необходимости постоянно быть готовым к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптироваться к изменяющимся условиям и гибко взаимодействовать с различными культурными и социальными субъектами и системами. Развитие передовых технологий, появление нововведений в социальном мире становится толчком к появлению новых престижных и нужных профессий, требующих высокой квалификации и специальной подготовки. Востребованность педагогов в обществе была всегда стабильна. В период модернизации и реформирования системы образования потребность в квалифицированных педагогах-профессионалах только возрастает.
Осознания педагогом ответственности за результаты своей профессиональной деятельности на сегодняшний день уже не достаточно. Важно, чтобы педагог мог решать задачи, связанные с обновленным содержанием в образовательных областях, чтобы быстро мог перестраиваться на использование новых образовательных технологий, новых видов деятельности. Например, когда-то в 1990-х годах классных руководителей в одночасье освободили от пионерской и комсомольской работы с классами - встал вопрос, что же без пионерской работы делать в воспитании учащихся класса. И, напротив, в соответствии с подписанным Президентом РФ 29.10.2015 г. Указом о Российском движении школьников, возможно, станет актуальной мобильная переориентация педагогов на подбор форм и методов работы с детскими объединениями, на рост внимания к методике работы с ними, а развитие личности снова начнут рассматривать в условиях детского коллектива, так как вне коллектива, вне деятельности и общения социальные качества и свойства человека не развиваются.
Профессиональная компетентность предполагает владение педагогом ситуацией в новых условиях. В процессе развития общества проставлялись разные акценты на позицию человека, личности в обществе. Это называли и как «гражданская активность», и «активная жизненная позиция», и «социальная активность», и, наконец, «мобильность» как социальная, профессиональная, экономическая, политическая и т.д. Важно в мобильности не потерять равновесие, и в погоне за переменами параллельно с мобильностью позаботиться и о стабильности. Стабильность не как заторможенность и застой, а как динамика роста, преемственность, повышение качества результатов деятельности.
Восходящая вертикальная мобильность не вызывает сомнений: социальные или профессиональные перемещения связанные с повышением мастерства, статуса индивида всегда приветствуются, приносят пользу как самому человеку, так и обществу в широком и узком смысле слова.
В связи с этим, приходится отметить, что горизонтальная мобильность как раз и становится одним из факторов, сопутствующих несостоявшийся рост качества со стороны работника или со стороны работодателя. Смена места работы, профессии - выход из нежелательной ситуации, с другой стороны частая смена - не способствует повышению качества продукта труда. Любая система (в том числе и система деятельности) выстраивается не менее двух-трёх полных циклов (лет). При смене ситуации, качество не сразу достигает роста, первое время тратится на адаптацию, и лишь потом динамика роста. Положительный результат горизонтальная мобильность дает лишь в накоплении опыта, включении в деятельность при определенной систематичности деятельности.
Чтобы быть успешным, востребованным и конкурентоспособным, человек должен быть профессионально мобильным, т.е. обладать определенными личностными качествами: готовностью к изменениям, способностью быстро и эффективно адаптироваться в новых условиях, подвижностью мышления, кроме того - гибкостью психологии
© Киреева A.A., Уварова JI.Р., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
37
и твердостью мировоззрения, чтобы не распадаться на составляющие и держать линию самосовершенствования.
В качестве каналов профессиональной мобильности педагога могут выступать: школа, профессиональные образовательные организации общего и дополнительного образования, образование в целом. Именно мобильность на первом этапе профессиональной подготовки даст тот разноплановый опыт, который станет для человека основой профессиональной компетентности.
А какой он - человек сегодняшнего дня, который живёт в этих реалиях? И что такое профессионализм сегодня или в ближайшем будущем? Возможно ли, и нужно ли, каждому человеку стать мобильным, и что для этого необходимо в себе воспитать и довести до совершенства? Что реально сегодня, а что остаётся в разряде мифов? Нас интересует современная молодёжь, т.к. именно ей больше всего «достаётся» от реалий сегодняшнего дня, им же и предстоит жить и работать в этом «прекрасном далёко». Интересно, но именно сегодня оправдание своим неумениям, непрофессионализму, слабости собственного духа, современная молодёжь ищет в мифах. Попробуем в этом разобраться.
На наш взгляд, каждый человек может достичь высокого профессионального уровня, быть успешным в социально-профессиональной деятельности, только надо над этим много трудиться. Это реалии сегодняшнего дня. А миф, которым себя успокаивает ленивый, привыкший плыть по течению человек, звучит как «Каждому своё, не каждому дано быть птицей высокого полёта».
Люди сегодня в основном живут сиюминутными нуждами, к сожалению - материальными, потому что нет надежды, что жизнь перспективна, продолжительна и все усилия человека приведут к ожидаемому хорошему результату. Это реалии, а миф - это то, что желания должны быть продиктованы целесообразностью, а поступки - духовными потребностями человека, а не только материальным достатком. Хорошо бы поменять местами миф и реальность. Но это зависит от человека, его способности ставить перед собой цели и достигать их. Важна не просто цель, а целесообразность деятельности, наличие духовных потребностей, именно они возвышают его над сиюминутным миром и приносят больше всего удовлетворения.
Чтобы быть успешным, мобильным сегодня, необходимо развивать личностные качества: быть подвижным, спортивным, закалённым, готовым к любым переменам, способным быстро и эффективно адаптироваться к иным новым условиям. Это не значит, что мобильный это тот, кто быстро переходит от одной задаче к другой без анализа результатов, работает то здесь, то там, не глубоко вникая в суть, а если не получится - найдет другое
место. Важна еще и ориентация на деятельность, на результат, а не только на впечатление о себе. Это огромный труд - работа над собой, не лениться и ежедневно ставить задачи, и ежедневно их решать, поставить для себя цель жизни, и видеть своё движение к ней, и значимость ее достижения для себя и для других. Конечно, легче созерцать других более успешных людей и говорить, что это дано им Природой-матушкой, а ему не совсем повезло с физическими или иными данными. Это позволяет опустить руки, а жизнь «проходит мимо» человека.
Сегодня каждому человеку необходимо воспитать в себе решительность к собственным действиям и ответственному поведению. Звучит ясно, просто, но от этого и становится пронзительно необходимым. Да, в жизни для человека появляются возможности, но часто у него нет или не всегда есть готовность их принять и действовать. Несомненно, проще заявлять о невозможности формирования социально-профессиональной мобильности будущих специалистов сегодня из-за слишком часто меняющихся профессиональных ориентиров, размытости нравственных ценностей, разобщенности общества людей. Невозможность формирования социально-профессиональной мобильности студентов - будущих специалистов, звучит сегодня как очередной удобный миф. Однако в реалиях современного вуза оказание студентам содействия в формировании позиции активного профессионала на рынке труда, формировании готовности, в случае необходимости, к смене вида или содержания профессиональной деятельности. Мы имеем в виду те вузы, которые озадачены в подготовке современных профессионалов, востребованных обществом будущего. Им горизонтальная мобильность просто необходима.
Пример приведем из работы воспитателей в ВДЦ «Орлёнок». Традиционно с лучшими вузами страны мы ежегодно заключаем договоры о работе студентов воспитателями в детских лагерях в летний период. Для самих студентов, особенно будущих педагогов, психологов это хорошая возможность вырасти профессионально, приобрести возможность заработать опыт, социально-профессиональную мобильность. Для этого созданы условия: «Орлёнок» - это федеральный центр дополнительного образования подростков с многочисленными интереснейшими программами, сами ребята, которые приезжают со всех концов России и зарубежных стран, ребята, которые заслужили путёвки своим трудом - учёбой, победой в различных конкурсах, фестивалях, «продвинутые профессионалы» в своём интересе, порой самом фантастическом (робототехника, космос, ядерные науки...), события всероссийского масштаба, интереснейшие взрослые - признанные профессионалы различных областей, и, наконец, конкурсы педагогического мастерства, которые проходят
ежегодно среди воспитателей и педагогических коллективов детских лагерей Центра.
Первый год необходимо качественно отработать воспитателем на отряде не менее 4-х смен лета. Проявив себя ответственным, дисциплинированным, неравнодушным к работе педагогом, с высокой степенью включённости в педагогическую деятельность, обладающим профессиональными компетенциями и использующим их в работе с детьми: способности целеполагания, анализа и прогноза педагогической деятельности, коммуникативные, организаторские, творческие способности, умение создавать условия для развития личности и коллектива.
Знание законов педагогики помогает понять, что для образования и жизни коллектива необходимы постоянное движение системообразующая деятельность. Наиболее результативный, но и сложный вариант организации работы по сплочению коллектива - это отрядные дела, требующие совместной деятельности в решении творческих задач с учетом возможностей и способностей каждого. Вот где повышенная потребность в мобильности, энергичности, умение ориентироваться в ситуации, тайм-менеджменте. На всем пути развития детского коллектива (объединения) педагогу-воспитателю приходится решать задачи разного уровня в эмоциональном и организационно-дея-тельностном аспекте. Разнообразные постепенно усложняющиеся методы и формы работы вожатых с детским коллективом создают предпосылки для выработки у ребят коллективного мнения и наиболее результативного и бесконфликтного взаимодействия в детском объединении. Это становится залогом сплочения и развития коллектива. В свою очередь развитому и сплоченному коллективу под силу выполнение более сложных и масштабных дел, в которых ребята получают новый опыт, коллектив становится более дружным, сплоченным, развитым коллективом товарищей [4]. Такая активная разнообразная деятельность способствует формированию социальной мобильности подростков и профессиональной мобильности педагогов-вожатых.
Для работы с детьми и подростками студентам-воспитателям желательно и необходимо иметь своё увлечение, которым можно поделиться, научить. Из собственного хобби «вырастают» интереснейшие мастер-классы, клубы по интересам, творческие площадки, на которых ребята могут хорошо зарекомендовать себя, обрести новые навыки, а сами вожатые - совершенствовать различные профессиональные умения, опыт.
На следующий год можно предложить заняться подготовкой студентов своего вуза к работе в ВДЦ «Орлёнок» на занятиях школы или курсов вожат-ского мастерства. Свой собственный опыт работы воспитателем в конкретном детском лагере, в кон-
кретной тематической программе, с конкретным возрастом детей можно переложить в качественные практические занятия для новичков. А если вуз предложит возглавить работу ваших студентов в «Орлёнке» и вы зарекомендуете себя на следующем уровне карьерного роста как хороший управленец педагогическим процессом, может даже победителем индивидуального или коллективного конкурса педагогического мастерства, то считайте, что настало ваше время профессионально-социальной мобильности!
Последующие приезды и работа в «Орлёнке», если вы проявили себя грамотным, креативным организатором и управленцем, пусть пока узкого профиля, надёжным партнёром по подготовке студентов к работе воспитателями в Центре, то вам может быть предложена работа в резерве административной группы детского лагеря: куратор, наставник. Вполне возможно, что по окончанию вуза при условии качественной, грамотной работы в детском лагере, администрация ВДЦ «Орлёнок» может предложить работу заместителем начальника детского лагеря по образовательной работе или научно-методической работе. А может быть предложена и другая педагогическая деятельность. Полученный опыт пригодится не только в «Орлёнке», опыт взаимодействия и общения - социально-профессиональный багаж, и востребован будет в любой ситуации жизни.
Обучение в вузе и работа в летний сезон в ВДЦ «Орлёнок» - это возможность качественного накопления профессионального опыта и профессиональных компетенций, которые так необходимы сегодняшнему обществу, да и педагогическому сообществу будущего. А у будущего профессионала эти годы - определение своей специализации, расширение круга коммуникации с педагогами-специалистами своего дела, может и поиск места своей будущей работы. Только на первый взгляд кажется, что эта работа радужная, скорая и обязательно приносящая именно прогнозируемый успех. Тем более что в пример приведена только одна из вероятных линий, версий профессионального роста. Работа с детьми и подростками всегда была самой сложной, ответственной и не всегда адекватно оценивалась в материальном плане. Но, если студенты выбирают именно эту цель в жизни, профессионально учились и работали не покладая рук, то такой вариант развития профессионально-социальной мобильности вполне вероятен и похвален. Необходимо подумать, определиться, и если решили - смело идти вперёд и развивать, накапливать, закреплять в себе личностные и профессиональные качества.
В профессиональной мобильности мы видим не только приспособление личности к новым условиям профессиональной деятельности, но и направленность на их изменение. В этом случае актив-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
39
ность станвится показателем степени изменения этих условий, а значит и мобильности педагога в профессиональной сфере. Улучшая окружающие условия, активное лицо улучшает себя, развивается и совершенствуется вместе с теми, с кем работает.
Как видно, профессиональная мобильность педагога определяется социальными, индивидуально-личностными факторами и, в то же время, выступает как результат собственных внутренних усилий человека, направленных на осмысление своей профессиональной роли и на оценку своей профессионально-педагогической деятельности.
Восходящая вертикальная профессиональная мобильность, сложившаяся на основе получения и обогащения опыта в период горизонтальной профессиональной мобильности, дает возможность повышения качества работы, стабильно высоких результатов. Стабильность результатов - критерий оценки передового педагогического опыта, подразумевает сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов в течение продолжительного периода времени. Мы считаем, такой вариант мобильности перспективен для профессионального роста, а не только и не столько способность поработать везде понемногу, блеснуть и перейти дальше, не взяв ничего для себя в профессиональном росте, и не оставив ничего после себя.
Мы рассмотрели несколько мифов и вполне обоснованных реалий формирования социально-профессиональной мобильности будущих специалистов. Конечно же, фокус процесса - на определении своего будущего самим студентом! Без огромного труда, работоспособности самого
человека вряд ли что-то произойдёт в жизни. Но перспективы жизни у молодого человека, только начинающего свой карьерный рост, широчайшие и радужные. Да по большому счёту, просто отсутствуют преграды, которые бы здоровый, в меру амбициозный, адекватно нацеленный на свой профессиональный успех молодой человек не смог бы преодолеть.
Целенаправленный и успешный этап горизонтальной мобильности в период профессионального обучения может стать основой дальнейшей успешной вертикали профессиональной мобильности и самосовершенствования.
Библиографический список
1. Александрова З.И. Социально-профессиональная мобильность в современном мире // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 3. -С. 35-39.
2. Кирпичник А.Г. Развитие временного детского коллектива в загородном лагере // Ориентир: журнал для действующих педагогов. Информационно-методический журнал по вопросам воспитания и образования детей и молодежи. - ВДЦ Орленок, 2015. - № 2 (12). - С. 33-39.
3. Павлова Т.Л., Цигулева О.В. Компетентност-ный подход как основа развития профессиональной мобильности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 111-114.
4. Уварова Л.Р. Логика организации деятельности в процессе сплочения отряда // Ориентир: журнал для действующих педагогов. Информационно-методический журнал по вопросам воспитания и образования детей и молодежи. - ВДЦ Орленок, 2015. - № 2 (12). - С. 40-44.