Научная статья на тему 'О профессиональной мобильности и стабильности педагога'

О профессиональной мобильности и стабильности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY AND STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Аделина Алексеевна, Уварова Любовь Рудольфовна

Социальная мобильность одно из активно разрабатываемых направлений социально-педагогической теории и практики. Авторы рассматривают некоторые реалии и мифы профессиональной мобильности будущих педагогов. В статье представлен опыт перехода от горизонтальной мобильности в вертикальную, описаны формы и подходы к продуктивному решению задачи развития профессиональной мобильности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About professional stability and mobility of a pedagogue

Social mobility topic is vividly developed in modern social and pedagogic theory and practice. The authors consider some myths and realities about professional mobility of future pedagogues. In the article, an experience of transferring from horizontal to vertical mobility is described, some forms and approaches to efficient future teachers professional mobility development problems solving are treated.

Текст научной работы на тему «О профессиональной мобильности и стабильности педагога»

УДК 371

Киреева Аделина Алексеевна

кандидат педагогических наук Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край

Уварова Любовь Рудольфовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Социальная мобильность - одно из активно разрабатываемых направлений социально-педагогической теории и практики. Авторы рассматривают некоторые реалии и мифы профессиональной мобильности будущих педагогов. В статье представлен опыт перехода от горизонтальной мобильности в вертикальную, описаны формы и подходы к продуктивному решению задачи развития профессиональной мобильности личности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическая мобильность и стабильность.

Стремительно растущая интенсивность и динамичность разномасштабных и разноплановых изменений, распространяющихся на все сферы и процессы жизнедеятельности людей, являются одной из наиболее характерных черт современного развития человеческого общества. Современный быстроменяющийся мир, процессы глобализации и интеграции приводят человека к необходимости постоянно быть готовым к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптироваться к изменяющимся условиям и гибко взаимодействовать с различными культурными и социальными субъектами и системами. Развитие передовых технологий, появление нововведений в социальном мире становится толчком к появлению новых престижных и нужных профессий, требующих высокой квалификации и специальной подготовки. Востребованность педагогов в обществе была всегда стабильна. В период модернизации и реформирования системы образования потребность в квалифицированных педагогах-профессионалах только возрастает.

Осознания педагогом ответственности за результаты своей профессиональной деятельности на сегодняшний день уже не достаточно. Важно, чтобы педагог мог решать задачи, связанные с обновленным содержанием в образовательных областях, чтобы быстро мог перестраиваться на использование новых образовательных технологий, новых видов деятельности. Например, когда-то в 1990-х годах классных руководителей в одночасье освободили от пионерской и комсомольской работы с классами - встал вопрос, что же без пионерской работы делать в воспитании учащихся класса. И, напротив, в соответствии с подписанным Президентом РФ 29.10.2015 г. Указом о Российском движении школьников, возможно, станет актуальной мобильная переориентация педагогов на подбор форм и методов работы с детскими объединениями, на рост внимания к методике работы с ними, а развитие личности снова начнут рассматривать в условиях детского коллектива, так как вне коллектива, вне деятельности и общения социальные качества и свойства человека не развиваются.

Профессиональная компетентность предполагает владение педагогом ситуацией в новых условиях. В процессе развития общества проставлялись разные акценты на позицию человека, личности в обществе. Это называли и как «гражданская активность», и «активная жизненная позиция», и «социальная активность», и, наконец, «мобильность» как социальная, профессиональная, экономическая, политическая и т.д. Важно в мобильности не потерять равновесие, и в погоне за переменами параллельно с мобильностью позаботиться и о стабильности. Стабильность не как заторможенность и застой, а как динамика роста, преемственность, повышение качества результатов деятельности.

Восходящая вертикальная мобильность не вызывает сомнений: социальные или профессиональные перемещения связанные с повышением мастерства, статуса индивида всегда приветствуются, приносят пользу как самому человеку, так и обществу в широком и узком смысле слова.

В связи с этим, приходится отметить, что горизонтальная мобильность как раз и становится одним из факторов, сопутствующих несостоявшийся рост качества со стороны работника или со стороны работодателя. Смена места работы, профессии - выход из нежелательной ситуации, с другой стороны частая смена - не способствует повышению качества продукта труда. Любая система (в том числе и система деятельности) выстраивается не менее двух-трёх полных циклов (лет). При смене ситуации, качество не сразу достигает роста, первое время тратится на адаптацию, и лишь потом динамика роста. Положительный результат горизонтальная мобильность дает лишь в накоплении опыта, включении в деятельность при определенной систематичности деятельности.

Чтобы быть успешным, востребованным и конкурентоспособным, человек должен быть профессионально мобильным, т.е. обладать определенными личностными качествами: готовностью к изменениям, способностью быстро и эффективно адаптироваться в новых условиях, подвижностью мышления, кроме того - гибкостью психологии

© Киреева A.A., Уварова JI.Р., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

37

и твердостью мировоззрения, чтобы не распадаться на составляющие и держать линию самосовершенствования.

В качестве каналов профессиональной мобильности педагога могут выступать: школа, профессиональные образовательные организации общего и дополнительного образования, образование в целом. Именно мобильность на первом этапе профессиональной подготовки даст тот разноплановый опыт, который станет для человека основой профессиональной компетентности.

А какой он - человек сегодняшнего дня, который живёт в этих реалиях? И что такое профессионализм сегодня или в ближайшем будущем? Возможно ли, и нужно ли, каждому человеку стать мобильным, и что для этого необходимо в себе воспитать и довести до совершенства? Что реально сегодня, а что остаётся в разряде мифов? Нас интересует современная молодёжь, т.к. именно ей больше всего «достаётся» от реалий сегодняшнего дня, им же и предстоит жить и работать в этом «прекрасном далёко». Интересно, но именно сегодня оправдание своим неумениям, непрофессионализму, слабости собственного духа, современная молодёжь ищет в мифах. Попробуем в этом разобраться.

На наш взгляд, каждый человек может достичь высокого профессионального уровня, быть успешным в социально-профессиональной деятельности, только надо над этим много трудиться. Это реалии сегодняшнего дня. А миф, которым себя успокаивает ленивый, привыкший плыть по течению человек, звучит как «Каждому своё, не каждому дано быть птицей высокого полёта».

Люди сегодня в основном живут сиюминутными нуждами, к сожалению - материальными, потому что нет надежды, что жизнь перспективна, продолжительна и все усилия человека приведут к ожидаемому хорошему результату. Это реалии, а миф - это то, что желания должны быть продиктованы целесообразностью, а поступки - духовными потребностями человека, а не только материальным достатком. Хорошо бы поменять местами миф и реальность. Но это зависит от человека, его способности ставить перед собой цели и достигать их. Важна не просто цель, а целесообразность деятельности, наличие духовных потребностей, именно они возвышают его над сиюминутным миром и приносят больше всего удовлетворения.

Чтобы быть успешным, мобильным сегодня, необходимо развивать личностные качества: быть подвижным, спортивным, закалённым, готовым к любым переменам, способным быстро и эффективно адаптироваться к иным новым условиям. Это не значит, что мобильный это тот, кто быстро переходит от одной задаче к другой без анализа результатов, работает то здесь, то там, не глубоко вникая в суть, а если не получится - найдет другое

место. Важна еще и ориентация на деятельность, на результат, а не только на впечатление о себе. Это огромный труд - работа над собой, не лениться и ежедневно ставить задачи, и ежедневно их решать, поставить для себя цель жизни, и видеть своё движение к ней, и значимость ее достижения для себя и для других. Конечно, легче созерцать других более успешных людей и говорить, что это дано им Природой-матушкой, а ему не совсем повезло с физическими или иными данными. Это позволяет опустить руки, а жизнь «проходит мимо» человека.

Сегодня каждому человеку необходимо воспитать в себе решительность к собственным действиям и ответственному поведению. Звучит ясно, просто, но от этого и становится пронзительно необходимым. Да, в жизни для человека появляются возможности, но часто у него нет или не всегда есть готовность их принять и действовать. Несомненно, проще заявлять о невозможности формирования социально-профессиональной мобильности будущих специалистов сегодня из-за слишком часто меняющихся профессиональных ориентиров, размытости нравственных ценностей, разобщенности общества людей. Невозможность формирования социально-профессиональной мобильности студентов - будущих специалистов, звучит сегодня как очередной удобный миф. Однако в реалиях современного вуза оказание студентам содействия в формировании позиции активного профессионала на рынке труда, формировании готовности, в случае необходимости, к смене вида или содержания профессиональной деятельности. Мы имеем в виду те вузы, которые озадачены в подготовке современных профессионалов, востребованных обществом будущего. Им горизонтальная мобильность просто необходима.

Пример приведем из работы воспитателей в ВДЦ «Орлёнок». Традиционно с лучшими вузами страны мы ежегодно заключаем договоры о работе студентов воспитателями в детских лагерях в летний период. Для самих студентов, особенно будущих педагогов, психологов это хорошая возможность вырасти профессионально, приобрести возможность заработать опыт, социально-профессиональную мобильность. Для этого созданы условия: «Орлёнок» - это федеральный центр дополнительного образования подростков с многочисленными интереснейшими программами, сами ребята, которые приезжают со всех концов России и зарубежных стран, ребята, которые заслужили путёвки своим трудом - учёбой, победой в различных конкурсах, фестивалях, «продвинутые профессионалы» в своём интересе, порой самом фантастическом (робототехника, космос, ядерные науки...), события всероссийского масштаба, интереснейшие взрослые - признанные профессионалы различных областей, и, наконец, конкурсы педагогического мастерства, которые проходят

ежегодно среди воспитателей и педагогических коллективов детских лагерей Центра.

Первый год необходимо качественно отработать воспитателем на отряде не менее 4-х смен лета. Проявив себя ответственным, дисциплинированным, неравнодушным к работе педагогом, с высокой степенью включённости в педагогическую деятельность, обладающим профессиональными компетенциями и использующим их в работе с детьми: способности целеполагания, анализа и прогноза педагогической деятельности, коммуникативные, организаторские, творческие способности, умение создавать условия для развития личности и коллектива.

Знание законов педагогики помогает понять, что для образования и жизни коллектива необходимы постоянное движение системообразующая деятельность. Наиболее результативный, но и сложный вариант организации работы по сплочению коллектива - это отрядные дела, требующие совместной деятельности в решении творческих задач с учетом возможностей и способностей каждого. Вот где повышенная потребность в мобильности, энергичности, умение ориентироваться в ситуации, тайм-менеджменте. На всем пути развития детского коллектива (объединения) педагогу-воспитателю приходится решать задачи разного уровня в эмоциональном и организационно-дея-тельностном аспекте. Разнообразные постепенно усложняющиеся методы и формы работы вожатых с детским коллективом создают предпосылки для выработки у ребят коллективного мнения и наиболее результативного и бесконфликтного взаимодействия в детском объединении. Это становится залогом сплочения и развития коллектива. В свою очередь развитому и сплоченному коллективу под силу выполнение более сложных и масштабных дел, в которых ребята получают новый опыт, коллектив становится более дружным, сплоченным, развитым коллективом товарищей [4]. Такая активная разнообразная деятельность способствует формированию социальной мобильности подростков и профессиональной мобильности педагогов-вожатых.

Для работы с детьми и подростками студентам-воспитателям желательно и необходимо иметь своё увлечение, которым можно поделиться, научить. Из собственного хобби «вырастают» интереснейшие мастер-классы, клубы по интересам, творческие площадки, на которых ребята могут хорошо зарекомендовать себя, обрести новые навыки, а сами вожатые - совершенствовать различные профессиональные умения, опыт.

На следующий год можно предложить заняться подготовкой студентов своего вуза к работе в ВДЦ «Орлёнок» на занятиях школы или курсов вожат-ского мастерства. Свой собственный опыт работы воспитателем в конкретном детском лагере, в кон-

кретной тематической программе, с конкретным возрастом детей можно переложить в качественные практические занятия для новичков. А если вуз предложит возглавить работу ваших студентов в «Орлёнке» и вы зарекомендуете себя на следующем уровне карьерного роста как хороший управленец педагогическим процессом, может даже победителем индивидуального или коллективного конкурса педагогического мастерства, то считайте, что настало ваше время профессионально-социальной мобильности!

Последующие приезды и работа в «Орлёнке», если вы проявили себя грамотным, креативным организатором и управленцем, пусть пока узкого профиля, надёжным партнёром по подготовке студентов к работе воспитателями в Центре, то вам может быть предложена работа в резерве административной группы детского лагеря: куратор, наставник. Вполне возможно, что по окончанию вуза при условии качественной, грамотной работы в детском лагере, администрация ВДЦ «Орлёнок» может предложить работу заместителем начальника детского лагеря по образовательной работе или научно-методической работе. А может быть предложена и другая педагогическая деятельность. Полученный опыт пригодится не только в «Орлёнке», опыт взаимодействия и общения - социально-профессиональный багаж, и востребован будет в любой ситуации жизни.

Обучение в вузе и работа в летний сезон в ВДЦ «Орлёнок» - это возможность качественного накопления профессионального опыта и профессиональных компетенций, которые так необходимы сегодняшнему обществу, да и педагогическому сообществу будущего. А у будущего профессионала эти годы - определение своей специализации, расширение круга коммуникации с педагогами-специалистами своего дела, может и поиск места своей будущей работы. Только на первый взгляд кажется, что эта работа радужная, скорая и обязательно приносящая именно прогнозируемый успех. Тем более что в пример приведена только одна из вероятных линий, версий профессионального роста. Работа с детьми и подростками всегда была самой сложной, ответственной и не всегда адекватно оценивалась в материальном плане. Но, если студенты выбирают именно эту цель в жизни, профессионально учились и работали не покладая рук, то такой вариант развития профессионально-социальной мобильности вполне вероятен и похвален. Необходимо подумать, определиться, и если решили - смело идти вперёд и развивать, накапливать, закреплять в себе личностные и профессиональные качества.

В профессиональной мобильности мы видим не только приспособление личности к новым условиям профессиональной деятельности, но и направленность на их изменение. В этом случае актив-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

39

ность станвится показателем степени изменения этих условий, а значит и мобильности педагога в профессиональной сфере. Улучшая окружающие условия, активное лицо улучшает себя, развивается и совершенствуется вместе с теми, с кем работает.

Как видно, профессиональная мобильность педагога определяется социальными, индивидуально-личностными факторами и, в то же время, выступает как результат собственных внутренних усилий человека, направленных на осмысление своей профессиональной роли и на оценку своей профессионально-педагогической деятельности.

Восходящая вертикальная профессиональная мобильность, сложившаяся на основе получения и обогащения опыта в период горизонтальной профессиональной мобильности, дает возможность повышения качества работы, стабильно высоких результатов. Стабильность результатов - критерий оценки передового педагогического опыта, подразумевает сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов в течение продолжительного периода времени. Мы считаем, такой вариант мобильности перспективен для профессионального роста, а не только и не столько способность поработать везде понемногу, блеснуть и перейти дальше, не взяв ничего для себя в профессиональном росте, и не оставив ничего после себя.

Мы рассмотрели несколько мифов и вполне обоснованных реалий формирования социально-профессиональной мобильности будущих специалистов. Конечно же, фокус процесса - на определении своего будущего самим студентом! Без огромного труда, работоспособности самого

человека вряд ли что-то произойдёт в жизни. Но перспективы жизни у молодого человека, только начинающего свой карьерный рост, широчайшие и радужные. Да по большому счёту, просто отсутствуют преграды, которые бы здоровый, в меру амбициозный, адекватно нацеленный на свой профессиональный успех молодой человек не смог бы преодолеть.

Целенаправленный и успешный этап горизонтальной мобильности в период профессионального обучения может стать основой дальнейшей успешной вертикали профессиональной мобильности и самосовершенствования.

Библиографический список

1. Александрова З.И. Социально-профессиональная мобильность в современном мире // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 3. -С. 35-39.

2. Кирпичник А.Г. Развитие временного детского коллектива в загородном лагере // Ориентир: журнал для действующих педагогов. Информационно-методический журнал по вопросам воспитания и образования детей и молодежи. - ВДЦ Орленок, 2015. - № 2 (12). - С. 33-39.

3. Павлова Т.Л., Цигулева О.В. Компетентност-ный подход как основа развития профессиональной мобильности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 111-114.

4. Уварова Л.Р. Логика организации деятельности в процессе сплочения отряда // Ориентир: журнал для действующих педагогов. Информационно-методический журнал по вопросам воспитания и образования детей и молодежи. - ВДЦ Орленок, 2015. - № 2 (12). - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.