Научная статья на тему 'О профессионально-ориентированной языковой подготовке специалистовв сфере медицины (на примере дисциплины "русский языки культура речи")'

О профессионально-ориентированной языковой подготовке специалистовв сфере медицины (на примере дисциплины "русский языки культура речи") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH / РУССКИЙ ЯЗЫК В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / RUSSIAN LANGUAGE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Елена Николаевна

Статья посвящена вопросу профессионально-ориентированной додипломной языковой подготовке специалистов медицинского профиля. Особый акцент ставится на определении дисциплины «Русский язык и культура речи» как инструмента формирования нового типа профессионала, приведены примеры профессиональноориентированных речевых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Степанова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the profession-oriented language proficiency of medical specialists (withthe reference to “Russian languageand culture of speech” course)

The article focuses on the professiona-oriented language training of undergraduate medical specialists. Particularemphasis is placed on determining the course "Russian language and culture of speech" as a tool for the formation of a new type of a skilled practitioner. Examples of professiona-oriented speech tasks are provided herein.

Текст научной работы на тему «О профессионально-ориентированной языковой подготовке специалистовв сфере медицины (на примере дисциплины "русский языки культура речи")»

УДК 808.5 + 372.881.161.1

© 2014 Е.Н. Степанова

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)

Статья посвящена вопросу профессионально-ориентированной додипломной языковой подготовке специалистов медицинского профиля. Особый акцент ставится на определении дисциплины «Русский язык и культура речи» как инструмента формирования нового типа профессионала, приведены примеры профессионально-ориентированных речевых заданий.

Ключевые слова: русский язык и культура речи, русский язык в медицинском вузе, коммуникативная компетенция, общекультурная компетенция.

Глобальные политические и экономические изменения в России и за её пределами, новый уровень развития медицинской науки обусловили значительное повышение требований, предъявляемых к уровню додипломной подготовки специалистов в области медицины.

Чтобы эффективно решать профессиональные задачи и быть конкурентоспособным, специалисту с высшим медицинским образованием необходимо хорошее знание как латинского языка и основ медицинской терминологии, иностранных языков, так и русского языка [3]. Особенностью принятых сегодня Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) является их ориентация на развитие у будущих врачей комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, в формировании которых значительная роль принадлежит языковым дисциплинам [1, 2].

Так, анализ ФГОС по медицинским специальностям позволяет вести речь о том, что у современных специалистов-медиков должны быть сформированы грамотная публичная речь, навыки эффективного применения современного русского литературного языка в разных сферах речевого общения, в том числе профессиональной медицинской, в письменной и устной его разновидностях, а также культурно-ценностное отношение к русскому языку, способность дальнейшего овладения речевыми навыками и умениями в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций служит использование на практических занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» системы профессионально-ориентированных заданий.

В подборе заданий для студентов обращаемся за помощью к преподавателям вуза, ведущим специальные дисциплины, изданиям по отдельным разделам медицины (учебникам, атласам, руководствам), медицинским энциклопедиям, методическим пособиям для студентов по специальным дисциплинам.

Приступая к практическим занятиям, проводим входной контроль уровня орфографической, пунктуационной грамотности студентов. С этой целью предлагаем записать под диктовку связный текст. Так, подобран текст медицинской тематики «Николай Иванович Пирогов», содержащий информацию о великом учёном-медике. В случае неудовлетворительных результатов обучающиеся выполняют работу над ошибками по предложенной преподавателем схеме: ошибка ^объяснение^пример.

При подготовке к практическим занятиям подбираем для студентов медицинские термины из пособий и учебников по специальным дисциплинам, предвосхищая работу учащихся с этими терминами на старших курсах. Подобранные термины предлагаются студентам для запо-

минания (с учётом орфографических и орфоэпических особенностей единиц), уточнения их лексического значения. Далее на каждом практическом занятии обязательно проводятся орфографические диктанты, дифференцированные для обучающихся разных специальностей.

Так, студентам, проходящим подготовку по специальности «Лечебное дело», предлагаются диктанты, включающие слова: анамнез, амбулатория, артерия, бюллетень, диагноз, госпитализация, здравоохранение, иммунитет, кардиология, капилляр, манипуляция, медицина, надкостница, ординатор, фермент, физиология, черепно-мозговой, эпилепсия, прочее.

Студентам, обучающимся по специальности «Фармация», предлагаем выучить термины: абсорбент, аптека, дозировка, календула, кристаллический, микроскоп, молекула, фармаколог, фармацевт, прочее.

Для будущих стоматологов подобраны термины: анестезия, аппликация, ассистент, дантист, дентальный, десна, запломбировать, имплантат, искусственный, кариес, коррекция, пр.

Студентам сестринских групп предлагаем для запоминания единицы: вакцина, валидол, гигиена, выделительный, дезинфекция, диета, дозировка, зонд, инструмент, инъекция, карантин, лекарственный, массаж, мензурка, пр.

Непременным условием при подготовке к орфографическому диктанту является обязательное уточнение лексического значения незнакомых или малознакомых терминов. В связи с этим студенты заполняют мини-словарики, составляют по 2-3 словосочетания с каждым термином.

При изучении разделов учебной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», связанных с формированием правильности устной и письменной речи, а именно - изучением орфоэпических, лексических, морфологических, орфографических норм, помимо «стандартных» упражнений, используем профессионально-ориентированные задания.

Так, например, при изучении темы «Лексика и фразеология. Лексические нормы современного русского литературного языка» студенты знакомятся с приёмами объяснения терминов, анализируют положительные и отрицательные стороны каждого приёма относительно возможности использования в конкретной медицинской ситуации общения, самостоятельно подбирают и поясняют термины из учебников по специальным дисциплинам.

Организуем «круглые столы» для обсуждения вопросов медицинского общения: «Врачебный жаргон и возможность его использования в общении с пациентом», «Проблема общения врача и пациента в эпоху НТР», «Осторожно: латынь!». При подготовке к участию в обсуждении студенты изучают соответствующие разделы пособий по медицинской этике и деонтологии.

Изучение морфологических норм современного русского языка проходит на материале также языковых единиц медицинской тематики. Так, например, студенты учатся определять род сложных имён существительных и аббревиатур: гамма-излучение, альфа-ритм, бета-каротин, ДНК, ИВЛ, ЦНС, ЖКТ, ЧСС, АД.

Для закрепления практических навыков по образованию падежных форм составных количественных числительных используем профессионально ориентированные тексты: «Определить среднюю скорость нарастания зубца Т на электрокардиограмме, если за 24 мс напряжение изменилось от 0,12 до 0,28 мВ» (необходимо записать текст в тетрадь, используя нужные падежные формы имён числительных).

При изучении грамматических форм местоимений обязательным является обсуждение проблемы использования вежливой формы множественного числа местоимения «Вы» в обращении к одному лицу: коллеге, пациенту, среднему и младшему медицинскому персоналу. Обсуждение также подготавливается изучением соответствующих глав пособий по медицинской этике и деонтологии.

При изучении орфоэпических норм современного русского литературного языка студенты не только знакомятся с основными фонетическими процессами и особенностями современного русского словесного ударения, принципами построения орфоэпических словарей, но и запоминают специфические варианты произношения и ударения в словах медицинской тематики (или их грамматических формах): агония, анестезия, бинт - бинта, введённый, жёлчный, диоптрия, коклюш, мокрота (слизистые выделения), пломбированный, немота, тошнота, умерший, щелочной, эксперт, др.

Обязательным разделом учебной программы по дисциплине «Русский язык и культура речи» является раздел «Функциональные стили современного русского литературного языка», цель которого - познакомить студентов с основными языковыми особенностями и жанровыми разновидностями научного, публицистического, официально-делового стилей речи, закрепить практические навыки работы с текстами названных стилей. При изучении таких тем студентам предлагаются также специфичные задания. Например:

• Составить сложный план статьи (в зависимости от специальности обучающихся):

А. Глембоцкая Г. Т. Фармацевтический менеджмент: модели развития профессиональной культуры общения // Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учёт, налоги, менеджмент. - 2002. - № 3.

Б. Шкарин В.В., Григорьева Ю.В., Горохова Н.М. О культуре использования научной медицинской лексики (терминологии).

• Составить конспект статьи:

Аникандров Б. Не забудем простую истину: наше слово лечит и калечит // Медицинская газета [Электронная версия]. - 2002. - № 70.

Отельным видом обязательной работы с текстом научной статьи является обучение студентов реферированию и аннотированию.

Рабочей программой по русскому языку и культуре речи предусмотрено формирование коммуникативной компетенции, что связано с организацией речевого общения. Целью каждого занятия является развитие устной связной речи студентов. Например, в числе речевых упражнений предлагаем обсуждение конкретных клинических ситуаций (взятых как из медицинской практики, так и из художественных произведений медицинской тематики конца XX - начала XXI вв.), анализ научной медицинской статьи, участие в клинических ролевых играх.

Таким образом, в ситуации высшего медицинского образования дисциплина «Русский язык и культура речи» перестаёт быть просто учебным предметом. Она становится инструментом формирования нового типа высокопрофессионального специалиста, который владеет информацией о достижениях современной мировой медицины, обладает навыками межкультурного общения и готовностью к непрерывному личностно-профессиональному саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веденина С.В. Культура речи медика в становлении профессионализма // Экстернат РФ [Электронный журнал]. - 18.05.2013.

2. Орлова Е.В. Коммуникативно-компетентностный подход к профессионально-ориентированному обучению русскому языку и культуре речи в вузе // Гуманитарные науки в образовании. - 2012.№ 5.

3. Степанова Е.Н. К вопросу формирования коммуникативной компетенции студентов медицинского вуза (на примере эвфемизации профессиональной речи) // Технологии профессионального образования: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции. Т. 2 / СГАСУ. - Самара, 2009. -С. 343-347.

Статья принята в печать 25 ноября 2014 г.

Рецензент Засыпкин М.Ю. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.