О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике
практические мптериплы
62
О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике
Венцель Сергей Владимирович — кандидат политических наук, начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, руководитель проекта «Школа лектора», г. Ростов-на-Дону.
Врембяк Александра Аркадьевна — старший специалист отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, координатор проекта «Школа лектора», г. Ростов-на-Дону.
В рамках ежегодного Всероссийского научно-практического форума «Безопасность в науке и образовании. Мастерская профилактики» (26-28 июня 2024 года) НЦПТИ был проведен уникальный проект — «Школа лектора».
Цель — существенно повысить уровень подготовки специалистов по профилактике, дать им необходимый набор знаний, навыков и умений для реализации общей и адресной профилактики.
Рис. 1. Обучение коммуникации со студентами в рамках формата «Дискуссия Джеффа».
Для кого проект?
Целевая аудитория проекта — специалисты, которые непосредственно проводят профилактические мероприятия с молодежью, работают «на земле». Участниками «Школы лектора» стали:
— сотрудники Координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия
идеологии терроризма и профилактики экстремизма;
— специалисты вузов и ссузов, работающие в сферах профилактики, воспитания и реализации образовательного процесса;
— сотрудники региональных органов власти и правоохранительных органов.
Какие задачи мы поставили перед собой?
Первоочередная задача — сделать интересное, практикоориентированное и результативное мероприятие. По итогам двухдневного интенсива участники должны были получить:
— набор знаний о современных угрозах в молодежной среде, основах системы профилактики и в целом системы противодействия терроризму
и экстремизму на всех уровнях (федеральном, региональном и местном);
— набор практических инструментов по разработке концепции и реализации профилактического мероприятия,
его визуальному оформлению и информационному сопровождению;
— набор навыков ведения коммуникации с молодежью на мероприятиях,
а также в медиапространстве, что не менее важно в современных условиях информационно-психологических войн.
И самое главное — участники должны были осознать, какую роль в современных условиях играет лектор, проводящий профилактические мероприятия. На него смотрит молодежь, его слова слушают, он сам по себе является ретранслятором ценностей и установок позитивного и гармоничного развития нашей молодежи в современном обществе России. Все это лишь малая часть из полученных слушателями навыков в рамках «Школы лектора».
Как мы построили работу?
У нас было только два дня. От строго лекционных форматов мы сознательно отказались и подготовили перечень интерактивных и полезных занятий. Кроме того, мы пригласили студентов, которые проходили обучение по нашему курсу «Противодействие идеологии терроризма в Российской Федерации» на базе Южного федерального университета. Студенты должны были сыграть роли участников профилактических мероприятий, причем самых разных типов: от условно лояльных до радикально настроенных. Участники «Школы лектора» должны были выйти из зоны комфорта и почувствовать на себе, что это такое — работа с агрессивно настроенными обучающимися.
Рис. 2. Студенты, принимавшие участие в имитации форматов профилактики.
Что вошло в программу обучения?
Четыре интерактивных лекции по следующим темам:
— общегосударственная система противодействия терроризму
и экстремизму;
— миссия и образ лектора профилактических мероприятий, какой минимальный перечень знаний из социальных и гуманитарных наук у него должен быть;
— противодействие идеологии неонацизма в рамках проведения СВО;
— исторические фальсификации и как им противодействовать.
в профилактической работе, причем по мере хода игры участники получали специальные карточки с дополнительными вводными для усложнения.
«Профилактическая карусель» — прохождение участниками без перерыва в течение 2,5 часов четырех площадок с имитацией форматов профилактических мероприятий:
— правовой диктант, заключающийся в работе с текстами по юридическим вопросам в сфере противодействия
Рис. 3. «Профилактическая карусель».
Две деловые игры:
— «Ответ эксперта» — моделирование формата «Открытый диалог»,
где студенты задают острые общественно-политические вопросы, а участники «Школы лектора» должны дать понятные и удовлетворительные ответы;
— «Не так просто» — игра
по решению сложных ситуаций
терроризму и экстремизму, где участники должны найти целенаправленно допущенные ошибки и исправить их;
— психологический тренинг по противодействию вербовке, где разъясняются действия вербовщика и способы защиты от деструктивного воздействия;
— кинопоказ с последующим
Рис. 5. «Школа лектора», г. Йошкар-Ола.
обсуждением, в рамках которого участники посмотрели несколько профилактических видеороликов и обсудили их вместе с модератором;
— игра «Конфронтация», направленная на обсуждение и контраргументацию тезисов радикальных организаций, позволяющая выработать четкую позицию неприятия террористических идей.
Каков итог?
«Школа лектора» продолжит свою работу уже как полностью самостоятельный проект повышения квалификации сотрудников профилактики, причем в разных частях страны.
Только в сентябре 2024 года мы провели программу «Школы» в трех регионах России:
— Республика Карелия на базе Петрозаводского государственного университета;
— Иркутская область на базе Братского государственного университета;
— Республика Марий Эл на базе центра «Авангард».
Если Вы хотите организовать мероприятие у себя в регионе и пригласить специалистов НЦПТИ, напишите на почту ¡nfo@ncpti.ru с пометкой «Организация Школы лектора».
Рис. 4. «Школа лектора», Республика Карелия.