Научная статья на тему 'О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике'

О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
форум / профилактика / терроризм / деструктивная идеология / молодежная среда / обучение / образовательная среда
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович, Врембяк Александра Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике»

О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике

практические мптериплы

62

О проекте «Школа лектора» для специалистов по профилактике

Венцель Сергей Владимирович — кандидат политических наук, начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, руководитель проекта «Школа лектора», г. Ростов-на-Дону.

Врембяк Александра Аркадьевна — старший специалист отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, координатор проекта «Школа лектора», г. Ростов-на-Дону.

В рамках ежегодного Всероссийского научно-практического форума «Безопасность в науке и образовании. Мастерская профилактики» (26-28 июня 2024 года) НЦПТИ был проведен уникальный проект — «Школа лектора».

Цель — существенно повысить уровень подготовки специалистов по профилактике, дать им необходимый набор знаний, навыков и умений для реализации общей и адресной профилактики.

Рис. 1. Обучение коммуникации со студентами в рамках формата «Дискуссия Джеффа».

Для кого проект?

Целевая аудитория проекта — специалисты, которые непосредственно проводят профилактические мероприятия с молодежью, работают «на земле». Участниками «Школы лектора» стали:

— сотрудники Координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия

идеологии терроризма и профилактики экстремизма;

— специалисты вузов и ссузов, работающие в сферах профилактики, воспитания и реализации образовательного процесса;

— сотрудники региональных органов власти и правоохранительных органов.

Какие задачи мы поставили перед собой?

Первоочередная задача — сделать интересное, практикоориентированное и результативное мероприятие. По итогам двухдневного интенсива участники должны были получить:

— набор знаний о современных угрозах в молодежной среде, основах системы профилактики и в целом системы противодействия терроризму

и экстремизму на всех уровнях (федеральном, региональном и местном);

— набор практических инструментов по разработке концепции и реализации профилактического мероприятия,

его визуальному оформлению и информационному сопровождению;

— набор навыков ведения коммуникации с молодежью на мероприятиях,

а также в медиапространстве, что не менее важно в современных условиях информационно-психологических войн.

И самое главное — участники должны были осознать, какую роль в современных условиях играет лектор, проводящий профилактические мероприятия. На него смотрит молодежь, его слова слушают, он сам по себе является ретранслятором ценностей и установок позитивного и гармоничного развития нашей молодежи в современном обществе России. Все это лишь малая часть из полученных слушателями навыков в рамках «Школы лектора».

Как мы построили работу?

У нас было только два дня. От строго лекционных форматов мы сознательно отказались и подготовили перечень интерактивных и полезных занятий. Кроме того, мы пригласили студентов, которые проходили обучение по нашему курсу «Противодействие идеологии терроризма в Российской Федерации» на базе Южного федерального университета. Студенты должны были сыграть роли участников профилактических мероприятий, причем самых разных типов: от условно лояльных до радикально настроенных. Участники «Школы лектора» должны были выйти из зоны комфорта и почувствовать на себе, что это такое — работа с агрессивно настроенными обучающимися.

Рис. 2. Студенты, принимавшие участие в имитации форматов профилактики.

Что вошло в программу обучения?

Четыре интерактивных лекции по следующим темам:

— общегосударственная система противодействия терроризму

и экстремизму;

— миссия и образ лектора профилактических мероприятий, какой минимальный перечень знаний из социальных и гуманитарных наук у него должен быть;

— противодействие идеологии неонацизма в рамках проведения СВО;

— исторические фальсификации и как им противодействовать.

в профилактической работе, причем по мере хода игры участники получали специальные карточки с дополнительными вводными для усложнения.

«Профилактическая карусель» — прохождение участниками без перерыва в течение 2,5 часов четырех площадок с имитацией форматов профилактических мероприятий:

— правовой диктант, заключающийся в работе с текстами по юридическим вопросам в сфере противодействия

Рис. 3. «Профилактическая карусель».

Две деловые игры:

— «Ответ эксперта» — моделирование формата «Открытый диалог»,

где студенты задают острые общественно-политические вопросы, а участники «Школы лектора» должны дать понятные и удовлетворительные ответы;

— «Не так просто» — игра

по решению сложных ситуаций

терроризму и экстремизму, где участники должны найти целенаправленно допущенные ошибки и исправить их;

— психологический тренинг по противодействию вербовке, где разъясняются действия вербовщика и способы защиты от деструктивного воздействия;

— кинопоказ с последующим

Рис. 5. «Школа лектора», г. Йошкар-Ола.

обсуждением, в рамках которого участники посмотрели несколько профилактических видеороликов и обсудили их вместе с модератором;

— игра «Конфронтация», направленная на обсуждение и контраргументацию тезисов радикальных организаций, позволяющая выработать четкую позицию неприятия террористических идей.

Каков итог?

«Школа лектора» продолжит свою работу уже как полностью самостоятельный проект повышения квалификации сотрудников профилактики, причем в разных частях страны.

Только в сентябре 2024 года мы провели программу «Школы» в трех регионах России:

— Республика Карелия на базе Петрозаводского государственного университета;

— Иркутская область на базе Братского государственного университета;

— Республика Марий Эл на базе центра «Авангард».

Если Вы хотите организовать мероприятие у себя в регионе и пригласить специалистов НЦПТИ, напишите на почту ¡nfo@ncpti.ru с пометкой «Организация Школы лектора».

Рис. 4. «Школа лектора», Республика Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.