Научная статья на тему 'Социологическое исследование «Восприятие радикальных идей в молодежной среде России в образовательных организациях высшего образования»'

Социологическое исследование «Восприятие радикальных идей в молодежной среде России в образовательных организациях высшего образования» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куценко Максим Викторович, Венцель Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование «Восприятие радикальных идей в молодежной среде России в образовательных организациях высшего образования»»

Социологическое исследование «Восприятие радикальных идей в молодежной среде России в образовательных организациях высшего образования»

сттистикр

42

Результаты социологического исследования в образовательной среде «Восприятие радикальных идей в молодежной среде России в образовательных организациях высшего образования»

Куценко Максим Викторович — начальник и информационного отдела НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону (по состоянию на май 2024 года).

Венцель Сергей Владимирович — начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.

В 2023 году по поручению Минобрнауки России НЦПТИ провел масштабное социологическое исследование «Восприятие радикальных идей в молодежной среде России в образовательных организациях», опросив обучающихся образовательных организаций высшего образования всех федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный).

Цель исследования — выявить уровень восприятия студентами радикальных идеологий, их отношение к таким идеям, а также провести оценку адекватности восприятия угроз, которые распространяются через сеть Интернет.

Были поставлены следующие задачи: — выяснить восприятие студентами профилактических мероприятий по противодействию идеологии терроризма и профилактики экстремизма;

— определить отношение уязвимости

к различным информационным угрозам в интернете;

— определить уровень толерантного отношения к представителям других национальностей и вероисповеданий;

— определить отношение к проведению СВО на территории Украины и уровень погруженности в тему;

— понять, что студенты вкладывают в понятие «патриотизм»;

— выяснить восприятие самими студентами результативности проведения профилактических мероприятий.

Исследование проведено методом анкетирования в онлайн-формате. Участие в социологическом исследовании приняли обучающиеся 59 образовательных организаций высшего образования. В опросе приняли участие 51 009 респондентов. Средний возраст респондентов —19,8 лет. Среди респондентов преимущественно представители женского пола (63%).

Блок 1: Терроризм и экстремизм

Считаете ли вы проблему терроризма и экстремизма актуальной в России?

11,5%

Как вы думаете, люди с какими характеристиками более подвержены влиянию радикальных идей?

Имеют психическое заболевание

Отсутствуют сформированные мировоззренческие установки

Недовольны своей жизнью

С низкой самооценкой

Склонны к конфликтам и проявлению агрессии

Находятся в состоянии кризиса (материального или морального)

Асоциальные

Несогласные с внешней или внутренней политикой

0 20% 40% 60% 80% 100%

Как вы думаете, какие социальные группы наиболее уязвимы для распространения идеологии терроризма?

Школьники Студенты Иностранные Работающее Безработные Мигранты Пенсионеры

студенты население

По вашему мнению, какие из перечисленных социальных групп наиболее подвержены экстремистской идеологии?

Что является причиной участия молодежи в экстремистской деятельности, на ваш взгляд?

Подверженность чужому влиянию, мнению Стремление изменить мир Отсутствие социальной ответственности Отсутствие правовых и информационных знаний Отсутствие идеалов, государственной идеологической позиции

Влияние социальных сетей Отсутствие социальной справедливости

Влияние СМИ Безработица Влияние компьютерных игр Современная нравственная и духовная культура

О

20%

40%

60%

80%

100%

По вашему мнению, какие самые популярные источники распространения информации о возможностях участия в террористической и экстремистской деятельности?

и

• Интернет # Религиозные сообщества • Случайные люди Друзья, знакомые

# Книги, журналы, брошюры # Зарубежные образовательные организации # Родственники Образовательные организации СМИ

Вывод № 1.

Студенты не оправдывают террористическую идеологию и экстремистские взгляды. Подверженность молодежи радикальным идеологиям или же процесс саморадикализации объясняют психическими проблемами, отсутствием твердой мировоззренческой позиции и желанием быстрого заработка. Наиболее подверженными вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность респонденты считают школьников, студентов, безработных и мигрантов. Интернет по-прежнему занимает лидирующие позиции как источник информации об участии в преступной деятельности.

Блок 2: Травля, мошенничество и другие информационные угрозы

Часто ли вы являетесь свидетелями травли в Интернете?

На ваш взгляд, какие могут быть причины агрессивного поведения в Интернете?

# Плохое воспитание # Психологические проблемы # Желание потешить свое самолюбие Желание самоутвердиться • Желание повеселиться, заняться троллингом

• Возможность быть анонимным и не нести ответственность за свои поступки # Свой ответ

Встречались ли вы с фейками в Интернете?

38,3%

Да, часто

43,4%

Периодически встречаю такой контент

9,1%

Практически

не встречаю фейки в сети

9,2%

Не сталкивался с таким контентом

Какого рода фейки вам встречались?

60%

40% 20%

# На общественные темы # Политические Исторические Юмористические

• Фейки, связанные с проведением Специальной военной операции • Не сталкивался с фейковыми новостями

Становились ли вы жертвой интернет-мошенничества?

Да. вынужден признать, Меня пытались обмануть, Нет, но моих Нет

мне приходилось быть но я вовремя сумел знакомых обманывали

обманутым в Интернете определить возможные риски

Согласны ли вы, что с нормами, принятыми в реальной жизни, должны считаться в Интернете?

О 20% 40%

# Согласен. Интернет — это часть реальной жизни, и он должен регулироваться правилами

Частично не согласен. Интернет — это свободное пространство, однако некоторые правонарушения в сети должны регулироваться

# Согласен частично. Несмотря на то, что Интернет — это часть реальной жизни, в сети я волен вести себя как захочу Не согласен. Интернет — это свободное пространство, где каждый волен делать что захочет

Вывод № 2.

Молодежь достаточно часто встречается с такими информационными угрозами, как травля и мошенничество. В наличии психологических проблем и желании самоутвердиться респонденты преимущественно видят причины агрессивного поведения в сети. Еще одна угроза — это фейки, причем на общественные и политические темы. Большинство респондентов считают, что Интернет, как часть реальной жизни, должен регулироваться — вопрос остается в степени регулирования.

БлокЗ: Профилактика в вузах

Какие профилактические мероприятия проводятся в вашем университете?

о

• Лекции и семинары на тему терроризма и экстремизма # Спортивные мероприятия Кинопоказы

# Дискуссионные площадки с представителями университета / исполнительной власти # Дебаты и круглые столы

# Командные игры # Тематические квизы Дискуссионные площадки Психологические упражнения

• Ничего из вышеперечисленного • Деловые игры

Кто в основном проводит профилактические мероприятия в вашем университете?

Психологи/преподаватели вашего университета

Правоохранительные органы

Министерство науки и высшего образования России

Общественные организации, волонтеры, активисты

Орган власти в сфере образования

Орган власти в сфере молодежной политики

Росмолодежь

«Россия — страна возможностей»

Общество «Знание»

Координационный центр

Представители религиозных организаций

0 20% 40% 60% 80% 100%

Какой образ лектора-эксперта в профилактических мероприятиях наиболее для вас предпочтительный?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

# Представитель молодежи 25-35 лет (уверенный, харизматичный, может дать совет, есть теоретический и практический опыт)

Опытный взрослый 35-55 лет (полностью владеет информацией, подкрепляет материал своим опытом, уверенно отвечает на вопросы аудитории)

# Представитель студенчества 18-25 лет (энергичный, с хорошим чувством юмора, говорит на одном языке с аудиторией)

Представитель старшего поколения 55-70 лет (делится жизненным опытом, говорит о моральной стороне жизни транслирует духовно-нравственные ценности)

Через какие информационные каналы вы узнаете о проведении профилактических мероприятий?

# Социальные сети университета в Официальный сайт университета Социальные сети структурного подразделения (факультета, института) Официальный сайт структурного подразделения # Сообщают преподаватели

# Сообщают члены студенческого совета # Узнаю от старосты Узнаю от однокурсников Не сталкиваюсь с информацией о проведении мероприятий

Вывод № 3.

Несмотря на то, что лекции и семинары остаются доминирующей формой профилактических мероприятий, отмечается рост использования других интерактивных форматов, в первую очередь дискуссионных (открытые диалоги, дебаты и т. д.). Преимущественно в качестве приглашенного лектора-эксперта респонденты хотят видеть представителя молодежи, профессионала, уверенного и харизматичного специалиста, накопившего теоретический и практический опыт.

Блок 4: СВО и молодежь

Насколько активно вы следите за событиями СВО?

55,9%

Знаю только о самых основных событиях, не вдаюсь в подробности

19,1%

Максимально пристально изучаю новостную повестку (изучаю официальные каналы, военкоров, тематические каналы в Telegram)

12,4%

Практически ничего не знаю о ходе СВО

12,6%

Намеренно избегаю информацию о СВО

Проводятся ли в вашем университете мероприятия по разъяснению причин проведения СВО?

Не знаю 0 Да • Нет

Считаете ли вы необходимым проводить такие разъясняющие мероприятия в университете?

# Да Не знаю 0 Нет

Чем вы можете объяснить мотивацию преступников, которые стоят за поджогами объектов Минобороны, МВД, РЖД на территории России?

36,7%

Подверженность манипуляциям зарубежных кураторов

Вывод № 4.

Большая часть студентов следит за основными событиями СВО на территории Украины, но не вдается в подробности. Молодежи не хватает информации о целях СВО, при этом как минимум половина респондентов готова обсуждать эту тему. В преступном поведении тех, кто идет на сотрудничество с украинскими спецслужбами, респонденты видят преимущественно либо подверженность манипуляциям, либо политическую подоплеку.

Блок 5: Патриотизм и современная молодежь

Что такое патриотизм, на ваш взгляд?

I

о

20%

Любовь к Родине Готовность встать на защиту Родины Знание и почитание истории и культуры Гордость за достижения своей страны Уважение к согражданам Любовь к семье и близким Участие в общественно-политической жизни страны Способ идеологического влияния государства на граждан страны Оправдание правительством своего права на власть Патриотизм невозможен в условиях глобализации

40% 60% 80% 100%

Как проявляется патриотизм, по вашему мнению?

Гордость за достижения родной страны # Почитание и уважение культуры и традиций народов России Участие в праздновании исторических событий (День Победы, день Конституции)

Почитание подвигов участников Великой Отечественной войны • Уважительное отношение к окружающим людям Участие в политической деятельности (выборы, референдумы) # Защита интересов государства Участие в деятельности патриотических организаций В работе с полной отдачей сил

Использование государственной символики (флаг, герб и т. д.) в повседневной жизни # Создание и укрепление семьи Участие в праздновании религиозных прздников (Пасха, Рамадан и др.) Членство в политической партии Участие в городских акциях (субботники, демонстрации)

Какие патриотические мероприятия преимущественно проводятся в вашем университете?

# Патриотические мероприятия не проводятся • Встречи с участниками Специальной военной операции Чтение литературы и деклариррование стихотворений патриотической направленности

# Военно-спортивные игры # Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

# Массовые акции и флешмобы # Выставки патриотической направленности Мероприятия патриотических клубов, центров при университете Фестивали, конкурсы патриотической направленности

Торжественные патриотические мероприятия (линейки и концерты)

Вывод № 5.

Под патриотизмом студенты в первую очередь понимают любовь к своей Родине. По мнению молодежи, патриотизм может первоочередно проявляться в гордости за достижения России, почитании и уважении культуры и традиций народов России и участии в праздновании исторических событий.

Блок 6: Я и общество

С кем вы в большей степени себя ассоциируете?

40%

20%

0

С земляками (например, жителями Ростовской области, Дончанами)

С людьми моей национальности С людьми одного со мной социального статуса С людьми одного со мной вероисповедания

С европейцами С азиатами

С гражданами России С молодежью

С людьми тех же взглядов на жизнь, что и я

С жителями Земли

О

20%

40%

60%

80%

100%

Существование каких социальных групп вызывает у вас раздражение, неприязнь?

• Бедные • Богатые • Бездомные Безработные

# Лица с наркотической и/или алкогольной зависимостью # Легальные мигранты # Нелегальные мигранты Феминистки Женоненавистники # Преступные элементы в Лица, занимающиеся проституцией

• Лица, нетрадиционной сексуальной ориентации • Пенсионеры Политики

# Ни одна из существующих социальных групп у меня раздражения не вызывает # Свой ответ

Какие чувства вы испытываете к лицам другой национальности?

1,1%

Какие чувства вы испытываеет к лицам иного вероисповедания?

I

Испытываю негативные эмоции

Отношусь нейтрально Уважение Интерес Неприязнь Симпатию Страх Любовь

О 20% 40% 60% 80% 100%

Вывод № 6.

Уровень толерантного отношения к представителям других этносов и конфессий растет с каждым годом, несмотря на попытки разжигания межнациональных конфликтов в Российской Федерации, например, попытки украинских ЦИПСО катализировать конфликты в Республике Дагестан в 2022-2023 гг., а также их воздействие на ситуацию в Республике Башкортостан в январе 2024 года. Однако для профилактики возникновения конфликтов на этноконфессиональной почве необходимо проводить в вузах мероприятия, направленные на укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде с привлечением квалифицированных специалистов в данных областях. Ряд студентов интересуют другие конфессии и этносы, и этот запрос необходимо закрывать путем знакомства молодых людей с многообразием народов, населяющих страну.

Общий вывод.

По результатам проведенного опроса выяснилось, что студенты российских вузов в большей массе не склонны к оправданию терроризма и экстремизма. Подверженность деструктивным идеологиям, по мнению опрошенных, вызвано в основном психическими проблемами, отсутствием устоявшегося мировоззрения и желанием заработать. При этом сеть Интернет выступает в качестве основного источника информации о возможности участия в противоправной деятельности.

Интернет также выступает площадкой для распространения различных информационных угроз. Наиболее распространенными из них являются травля, мошенничество и фейки. Так, около 65% студентов встречались с травлей в интернете в качестве свидетеля. Причем основными мотивами агрессивного поведения в сети считают психологические проблемы агрессора и его желание потешить свое самолюбие. С фейками же встречаются 80% молодежи. Интернет-мошенничество лично затронуло 44% респондентов, еще 23% стали свидетелями обмана своих знакомых. Стоит также отметить, что большинство молодых людей придерживаются мнения о необходимости полного или частичного регулирования интернета правилами и нормами.

Говоря о профилактике, реализуемой в университетах России, можно сказать, что все еще наблюдается преобладание лекционных форматов профилактических мероприятий. Однако все чаще вузы прибегают к использованию интерактивных форматов (в основном дискуссий, спортивных занятий, кинопоказов). Идеальным лектором-экспертом студенты видят представителя молодежи, готового поделиться собственным опытом и дать совет.

В той или иной степени интерес к новостям специальной военной операции выражают около 75% студентов. В то же время запрос на мероприятия по разъяснению причин проведения СВО выразили более 40% респондентов.

Говоря о патриотизме, студенты в основном понимают его как любовь к своей Родине и гордость за достижения своей страны. Гордость за достижения также является наиболее популярным способом проявить патриотическую позицию. В университетах России наиболее часто проводятся массовые акции и флешмобы, фестивали и конкурсы в качестве патриотических мероприятий.

Сегодня студенты ассоциируют себя прежде всего с гражданами России, молодежью и с людьми тех же взглядов на жизнь, что и они. Уровень толерантного отношения к представителям иных национальностей и вероисповеданий является крайне высоким: менее 6% респондентов относятся агрессивно к иным нациям и конфессиям. 60% студентов придерживаются нейтральной позиции, 34% выражают симпатию.

Послесловие

Современные информационные угрозы существенно видоизменились. Мониторинг информационных ресурсов, проводимый НЦПТИ, дает следующие результаты: каналы распространения угроз активно переходят в Telegram по принципу «кротовых нор»; происходит размытие нарративов радикальных сообществ, не всегда есть призывы к совершению противоправных действий.

Однако по мере постоянного поглощения такого контента человек, не будучи связанным с террористическими/ экстремистскими организациями, может прийти к мысли и действию по совершению преступления. Концепции современных социологических исследований, направленных на выявление отношения молодежи к радикальным идеям, следует пересмотреть.

Мы должны путем исследований определять для себя: какие личности популярны среди молодежи, как молодежь реагирует на определенные социально-политические и экономические проблемы, какие проблемы испытывает при самореализации и на какие действия готова для достижения собственных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.