Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД РФ'

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИЯ В ОВД / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОВД / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ОВД / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыхина Татьяна Анатольевна, Егоров Юрий Николаевич

В статье рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с предупреждением коррупции в ОВД. Особое внимание уделяется особенностям мер общей и специально-криминологической профилактики коррупции в ОВД РФ. Представленные в статье результаты исследований позволили обозначить основу специально-криминологического предупреждения коррупции в рассматриваемой сфере. Также в статье обозначены вопросы, связанные с выявлением и устранением причин и условий, способствующих криминогенной деформации личности сотрудника ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PREVENTING CORRUPTION IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses a number of problematic issues related to the prevention of corruption in the police department. Special attention is paid to the peculiarities of measures of general and special-criminological prevention of corruption in the Internal Affairs Directorate of the Russian Federation. The research results presented in the article made it possible to identify the basis for the special criminological prevention of corruption in the area under consideration. Also, the article outlines issues related to the identification and elimination of the causes and conditions that contribute to the criminogenic deformation of the personality of the police officer.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД РФ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_122 УДК 343.9

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД РФ ABOUT THE PROBLEM OF PREVENTING CORRUPTION IN THE ATS OF THE RUSSIAN FEDERATION

МАЛЫХИНА Татьяна Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии

Восточно-Сибирского института МВД России.

664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

E-mail: malykhina_t@mail.ru;

ЕГОРОВ Юрий Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Института государственного права и национальной безопасности, Байкальский государственный университет. 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корп. 3. E-mail: egorov.60@mail.ru;

Malykhina Tatyana Anatolyevna,

Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology

East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Candidate of Law, associate professor.

664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110.

E-mail: malykhina_t@mail.ru;

Egorov Yuri Nikolaevich,

Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security of the Institute of State Law and National Security of BSU. 664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, building 3. E-mail: egorov.60@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с предупреждением коррупции в ОВД. Особое внимание уделяется особенностям мер общей и специально-криминологической профилактики коррупции в ОВД РФ. Представленные в статье результаты исследований позволили обозначить основу специально-криминологического предупреждения коррупции в рассматриваемой сфере. Также в статье обозначены вопросы, связанные с выявлением и устранением причин и условий, способствующих криминогенной деформации личности сотрудника ОВД.

Abstract: The article discusses a number of problematic issues related to the prevention of corruption in the police department. Special attention is paid to the peculiarities of measures of general and special-criminological prevention of corruption in the Internal Affairs Directorate of the Russian Federation. The research results presented in the article made it possible to identify the basis for the special criminological prevention of corruption in the area under consideration. Also, the article outlines issues related to the identification and elimination of the causes and conditions that contribute to the criminogenic deformation of the personality of the police officer.

Ключевые слова: коррупция, коррупция в ОВД, коррупционные правонарушения в ОВД, взяточничество, полиция, органы внутренних дел Российской Федерации, предупреждение коррупции в ОВД, должностное лицо.

Keywords: corruption, corruption in the police department, corruption offenses in the police department, bribery, police, internal affairs bodies of the Russian Federation, prevention of corruption in the police department, official.

Дата направления статьи в редакцию: 21.02.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Постановка проблемы: Эффективное осуществление профилактики коррупции в ОВД РФ невозможно без системного подхода к указанной проблеме. Предупредительная деятельность любого вида преступности складывается из функциональных звеньев целостной системы, которые четко разграничены по уровню, объему и направленности предупредительных мер, а также по масштабу и механизму воздействия на преступность. В рамках предупреждения коррупции в ОВД РФ, целесообразны разработка и реализация мер профилактики (вытекающих из основных факторов, детерминирующих рассматриваемых вид преступной деятельности) на общем, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Комплекс общесоциальных предупредительных мер предупреждения коррупционных проявлений в ОВД следует рассматривать в качестве единой целостной системы, направленной на искоренение отклонений и противоречий, существующих в различных сферах жизнедеятельности общества. Предупредительная деятельность общесоциального уровня направлена главным образом на реализацию антикриминогенного потенциала общества в целом. Такие меры призваны обеспечивать нейтрализацию криминогенных факторов путем решения важнейших и масштабных задач, которые стоят перед обществом и государством. Эти задачи связаны с решение проблем в экономической сфере, идеологической, культурной, совершенствованием общественных отношений, а так же реализацией точечных мер, направленных на активизацию антикриминогенных факторов [1, С. 97].

Соответственно, объектом исследования в настоящей статье выступили криминогенные факторы, детерминирующие коррупционные правонарушения среди сотрудников ОВД РФ на общем, специальном и индивидуальном уровнях, а также основные проблемы, связанные с их выявлением, нейтрализацией и устранением с целью эффективного противодействия рассматриваемому виду преступности.

Новизна результатов исследования и область их применения: Противодействие коррупции, особенно среди сотрудников органов внутренних дел, является одной из приоритетных задач для современного российского государства, и, в системе государственной п олитики госу-

дарства выходят на первый план, наряду с иными направления реализации уголовной политики. Исследование криминологически значимых криминогенных факторов, а также криминогенной обстановки указывает на то, что, рассматриваемая проблема обостряется вместе с тем высоким уровнем латентности рассматриваемых деяний, обусловленным спецификой рассматриваемой сферы и субъектами коррупционных правонарушений. В этой связи, изучение криминологических особенностей коррупции в ОВД РФ несомненно является актуальным.

Исследователи выделяют среди основных мер общесоциального воздействия повышение роли социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел. В данном случае речь идет о эффективной реализации механизмов материального поощрения и стимулирования деятельности сотрудников со стороны государства [3, С. 95]. Так достаточная для обеспечения семьи сотрудника органов внутренних дел заработная плата, безусловно может свести к минимуму коррупционные проявления. Вместе с тем представляется очень важным материальное стимулирование деятельности сотрудников, достигающих высоких показателей по службе, которое несомненно должно основываться на результатах выполнения оперативно-служебных задач, реальном повышении образования, квалификации, общефизической и боевой подготовки. Такое стимулирование должно быть регулярным (например, по итогам квартала, года), прозрачным для сотрудника, устанавливаться на государственном уровне, а также дифференцированным в зависимости от сложности и объема выполняемых задач.

Вместе с тем нестабильное состояние социально-экономического положения сотрудников ОВД является одним их основных факторов, детерминирующих коррупционное поведение таких лиц. В своем исследовании изучаемой проблемы Н.В. Строчилова указывает на то, что такие факторы, как рост цен сверх запланированного уровня инфляции, а также переведение в денежное довольствие отдельных, ранее предоставлявшихся льгот, гарантий негативно влияют на социально-экономическое положение сотрудников ОВД. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о возвращении социальных льгот и гарантий для сотрудников ОВД, в связи с тем, что согласно исследованиям денежная альтернатива им является не вполне полноценной и соответствующей затратам по отмененным льготам [3, С. 95].

Еще одной одним фактором материального характера является проблема, связанная с оплатой переработки сотрудникам ОВД. Из-за ненормированного рабочего дня многие сотрудники различных подразделений ОВД ввиду специфики своей деятельности «накапливают» большое количество часов переработки и не имеют возможности денежной компенсации в этой связи. Представляется актуальным реализация механизма компенсации сотрудникам переработки путем ее оплаты либо прибавления переработанного времени к ежегодному основному или дополнительному отпуску.

Кроме этого крайне актуальными являются вопросы приобретения собственного жилья сотрудниками ОВД. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 содержит исчерпывающий перечень сотрудников и членов семей, имеющих возможность получения жилых помещений в жилищном фонде РФ или жилищном фонде субъекта РФ, единовременной социальной выплата для приобретения или строительства жилого помещения. В этой связи целесообразным представляется внедрение механизма льготного кредитования, льготной ипотеки, субсидий для приобретения собственного жилья сотрудниками ОВД, а также упрощение процедуры приобретения жилого помещения с помощью государственных жилищных сертификатов не только для сотрудников прослуживших 10 и более лет, но и для только поступивших на службу [3, С. 100].

Указанные меры могли бы поспособствовать привлечению новых сотрудников в ОВД, а также стимулировать работу действующих, поскольку реализация возможности получения жилья является важнейшей составляющей социального и психологического комфорта сотрудников, что несомненно благоприятно сказывается на их профессиональной деятельности и минимизирует желание обходить закон, улучшая свое материальное состояние путем коррупционных действий.

Говоря о специально-криминологическом предупреждении коррупции в ОВД, стоит отметить, что его меры должны быть целенаправленно направлены, прежде всего, на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий коррупции в рассматриваемой сфере. Большая роль в данном случае отводится деятельности подразделений собственной безопасности.

В рамках реализации мер специальной профилактики коррупции в ОВД РФ важно обратить внимание на антикоррупционный стандарт, о котором говорится в ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции»2. Данная норма предусматривает установление для сотрудников ОВД РФ единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Таким образом, формирование антикоррупционного поведения сотрудников ОВД - основа специально-криминологического предупреждения коррупции в этой сфере. Профессором кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя В.А. Уткиным была предложена система формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД, которая включает в себя следующие звенья:

- во-первых, требования к правовому статусу сотрудника, носящие антикоррупционный характер (оптимизация прав и обязанностей, гарантий, ответственности с учетом особенностей его вида деятельности и должностных полномочий)

- во-вторых, соответствие стандарту антикоррупционного поведения сотрудника (установление единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в рассматриваемой сфере)

- в-третьих, нравственные основы антикоррупционного поведения государственной службы (свод общих принципов профессиональной служебной этики и правил служебного поведения, которым рекомендовано следовать государственным служащим, не допуская коррупционно

1 Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345696.

2 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345696.

опасного поведения)

- в-четвертых, юридическая ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая) [3, С. 137-138].

Реализация мер специального предупреждения коррупции в ОВД не может быть эффективной без осуществления индивидуальных профилактических мер в отношении конкретных лиц, склонных к коррупционному поведению. Выявление таких лиц и прогнозирование коррупционного поведения сотрудников должно осуществляться их непосредственными начальниками в каждом конкретном подразделении ОВД. Надо отметить, что ответственность за возможность допущения «предкоррупционного» поведения лежит не только на руководстве подразделений, а также на каждом сотруднике лично.

На сегодняшний день Министерством внутренних дел Российской Федерации достаточно много внимания уделяется статусу сотрудника органов внутренних дел. В системе МВД России, как было указано ранее, выработан так называемый стандарт единого образца антикоррупционного поведения для сотрудников ОВД. Введение данного образца (или стандарта) обусловлено необходимостью предупреждения коррупционных проявлений среди сотрудников, снижения вероятности их совершения, а также оказания информационного содействия сотрудникам ОВД в случаях возникновения фактов коррупционных проявлений или потенциально опасных ситуаций подобного характера для грамотного выполнения алгоритма необходимых в таких случаях действий.

Согласно приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 900 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», воспитательная работа является основным видом морально-психологического обеспечения, представляющим собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы. Таким образом, формирование основ антикоррупционного стандарта поведения сотрудников ОВД является неотъемлемой частью воспитательной работы в целом.

На нравственное формирование личности сотрудника ОВД накладывает отпечаток множество факторов. В целом это и личностные моральные качества человека и такие как воспитание, в том числе школьное (влияние микросреды), процесс адаптации в коллективе (в образовательном учреждении), особенности несения службы, взаимодействие с коллективом и т.д.

Большинство факторов, с которыми сотрудник, как было замечено выше, сталкивается по долгу службы, являются негативными с моральной точки зрения. Особенности службы и ситуации, в которых ему приходится оказываться в связи с ней, требуют правильного и эффективного воспитательного воздействия.

Молодые сотрудники, поступающие на службу в органы внутренних дел, принимающие Присягу сотрудника ОВД и вступающие в их ряды, приобретают особый статус - статус сотрудника ОВД, представителя власти. В процессе службы они подвергнутся плотному воспитательному процессу, основной задачей которого является, в первую очередь, привитие чувства патриотизма, а также уважения к Закону - как главный воспитательный момент, который Присяга сотрудника ОВД ставит во главу угла его нравственного воспитания.

Также нельзя не учитывать тот факт, что принятые на службу молодые люди в процессе этого воспитательного воздействия будут проходить множество стадий становления личности, подвергаться профессиональной деформации, что в свою очередь, безусловно, повлияет на формирование портрета личности каждого из них, отразиться на тех социально-психологических качествах, которыми каждый из них будет обладать. Поэтому очень важно то, как именно будет формироваться личность молодого сотрудника ОВД, на какой путь социализации она встанет. Важно чтобы личность сотрудника формировалась не только в ключе противодействия преступности, но и неприятия и недопустимости преступного мышления и противоправной, в том числе коррупционной деятельности во всех ее проявлениях. В этой связи огромное значение имеет авторитет старших товарищей и, соответственно, та атмосфера, которая превалирует в коллективе, в том числе уровень законности и соблюдения дисциплины.

Любая личность обладает определенными «ресурсами», в качестве которых выступают личностные качества, вытекающие из особенностей психики. В ходе службы в ОВД многие сотрудники при наличии таких свойств личности, например, как иррационализм, психологическая уязвимость, ведомость, внушаемость или же алчность, могут быть подвержены различным уровням социальной деформации личности, в том числе профессиональной, что в свою очередь может приводить к проявлениям криминального образа мышления, в том числе коррупционного характера.

Если такие противоправные деяния, как вождение автомобиля в нетрезвом состоянии или допущение случаев халатности на службе скрыть сложно, то правонарушения коррупционной направленности, в том числе различного рода злоупотребления полномочиями, различные виды взяточничества и другие должностные преступления, зачастую остаются латентными, будучи обусловленными спецификой рассматриваемой сферы, в том числе их субъектов.

Так называемая коррупционная преступность обладает определенными криминологическими признаками, ее характеризующими. Говоря об особенностях личности сотрудника ОВД, допускающего коррупционные правонарушения в своей деятельности, в первую очередь, стоит отметить наличие у такого лица хороших знаний уголовного и иного законодательства, властных полномочий, и, как правило, круга возможностей применения различных средств принуждения к гражданам.

Важно также отметить, что при осуществлении воспитательного процесса в подразделениях ОВД России, его субъектам важно обращать особое внимание на недопустимость противоправного мышления, зарождение корыстной мотивации, а также действий сотрудника ОВД,

направленных на извлечение какой-либо личной выгоды из наличия статуса сотрудника полиции.

Таким образом, для эффективной реализации мер предупреждения коррупции в ОВД важно выявлять и устранять причины и условия, способствующие криминогенной деформации личности сотрудника. Процесс формирования ценностных ориентаций рассматриваемых лиц имеет первостепенное значение в механизме индивидуального преступного поведения. Своевременная коррекция социально-психологических компонентов структуры личности сотрудников является основой индивидуального предупреждения рассматриваемого вида преступности. Нейтрализация негативного воздействия ситуационных детерминант на личность сотрудника ОВД должна основываться на ранней профессиональной ориентации кандидатов на службу в ОВД РФ, в том числе в образовательные организации МВД России. В этой связи крайне важна роль и авторитет руководителя подразделения, особенно в первые годы службы, который, безусловно, должен обладать комплексом профессионально значимых и нравственно необходимых качеств [2, С. 307].

Библиогра фия:

1. Довгополая Т.А., Репецкая А.Л. Бытовое мошенничество: виктимологическая характеристика и предупреждение: монография. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2010. - 139 с.

2. Куценко М.В. Причины и условия совершения коррупционных преступлений сотрудниками органов внутренних дел // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. - № 3 (39) С. 307-310.

3. Строчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение. Монография. М. 2012 г. 129 с.

4. Уткин В.А. Оптимизация мер противодействия коррупции в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России № 6 / 2019.

- С. 137-146.

References (transliterated):

1.

Dovgopolaya T.A., Repeckaya A.L. Bytovoe moshennichestvo: viktimologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie: monografiya. Irkutsk: VSI MVD RF,

2010. - 139 s.

2.

Kucenko M.V. Prichiny i usloviya soversheniya korrupcionnyh prestuplenij sotrudnikami organov vnutrennih del // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD

Rossii. 2017. - № 3 (39) S. 307-310.

3.

4.

Strochilova N.V. Korrupciya v organah vnutrennih del i ee preduprezhdenie. Monografiya. M. 2012 g. 129 s.

Utkin V.A. Optimizaciya mer protivodejstviya korrupcii v organah vnutrennih del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii № 6 / 2019. - S. 137-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.