Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова Мария Витальевна

На основе проведенного исследования коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел представлены факторы, детерминирующие распространение коррупции в полиции на специально-криминологическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING THE SPREAD OF CORRUPTION IN THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS

Based on the study of corruption of employees of internal Affairs bodies the article presents the factors determining the spread of corruption in the police at specially-criminological level.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

КОРРУПЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ _БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 349.97

МАРИЯ ВИТАЛЬЕВНА ГОНЧАРОВА,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

На основе проведенного исследования коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел представлены факторы, детерминирующие распространение коррупции в полиции на специально-криминологическом уровне.

Ключевые слова: коррупция, сотрудник органов внутренних дел, криминогенные факторы, правовые факторы, социально-экономические факторы, организационно-управленческие факторы, информационные факторы, психологические факторы.

M. V. Goncharova, Doctor of Juridical Sciences, Assistant Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: vnii_mvd@mvd.gov.ru, tel.: 8 (499) 230-17-09.

Factors determining the spread of corruption in the organs of internal affairs.

Based on the study of corruption of employees of internal Affairs bodies the article presents the factors determining the spread of corruption in the police at specially-criminological level.

Key words: corruption, personnel of bodies of internal Affairs, criminogenic factors, legal factors, socioeconomic factors, managerial factors, informational factors, psychological factors.

Коррупция в органах внутренних дел детер- обеспечения расходных обязательств Россий-

минируется совокупностью политических, право- ской Федерации, в силу чего размеры окладов

вых, социально-экономических, нравственно- месячного денежного содержания сотрудников

психологических и идеологических факторов, ОВД с 2011 г не индексируются. Данный факт

действующих на нее как на часть коррупции в це- свидетельствует о значительном снижении благо-

лом. Одновременно на распространение корруп- состояния полицейских за последние шесть лет; ции в рассматриваемой сфере влияют специфи- традиция уравнительного подхода к оплате

ческие факторы, характерные только для системы труда сотрудников ОВД, слабо коррелирующаяся

органов внутренних дел (далее - ОВД). с результатами деятельности;

Одними из основных факторов коррупции в низкий уровень социальной защиты сотруд-

ОВД являются социально-экономические фак- ников ОВД и низкое качество гарантированных

торы: льгот и услуг;

наличие слоя населения, обладающего наличие у сотрудников ОВД как представите-

сверхдоходами и связями во властных структу- лей власти потенциальных возможностей для зло-

рах, способного «расстаться» практически с лю- употребления ею, связанных с осуществлением

бой суммой, чтобы избежать конфликтов с зако- контроля за соблюдением правил и предписаний

ном либо добиться поставленных целей; в различных областях (безопасность дорожного

несоответствие денежного содержания со- движения, торговля, миграция, охрана обществен-

трудников ОВД сверхнормативным нагрузкам, ного порядка, профилактика преступлений и т. д.); которые они испытывают в связи с исполнением ненормированный рабочий день и проблемы

своих служебных обязанностей, особенно в ус- компенсации переработки как материально, так и

ловиях усиления. Недостаточность финансового путем предоставления отгулов и отпусков.

Следующая группа факторов - организационно-управленческие, к которым относятся кадровые проблемы в ОВД:

жесткие требования к кадровому составу ОВД. Это вынуждает руководителей ОВД увольнять со службы наиболее квалифицированных сотрудников, достигших предельного возраста нахождения на аттестованной должности;

ежегодное сокращение штатной численности. Нестабильность, понимание неустойчивости своего положения снижают заинтересованность сотрудников в работе, побуждают недобросовестных служащих не только к некачественному исполнению служебных обязанностей, но и к использованию любых появляющихся возможностей для извлечения личной выгоды. Это заставляет даже мотивированных сотрудников по достижении минимального срока выслуги избрать иную занятость, вне МВД России, с более размеренным графиком, более высокими зарплатой, профессиональной самостоятельностью и социальным статусом, не заботясь о преемственности и передаче накопленного опыта;

формализм на всех уровнях служебной деятельности в проведении конкурсов на замещение должностей. Нередки случаи замещения должностей не на основании профессиональных, деловых и моральных качеств, а в силу личной преданности, «цены вопроса» и готовности выполнить любые поручения. Просматривается явная незаинтересованность отдельных руководителей в предупреждении коррупционных проявлений, поскольку коррумпированными, нравственно деградирующими нижестоящими должностными лицами легче руководить. Они не имеют претензий, моральных принципов, собственного достоинства и готовы к неограниченному подчинению;

недостатки института аттестации сотрудников ОВД. Формализованный порядок ее прохождения создает возможность благополучной аттестации сотрудников, допускающих коррупционное поведение. Другая сторона медали -возможность создания препятствий для добросовестных сотрудников в случае предвзятого отношения со стороны непосредственного начальника;

высокая кадровая ротация; формальное осуществление воспитательной работы с личным составом ОВД;

низкая эффективность антикоррупционной профилактики в ОВД. Отсутствие принципиального оперативного реагирования руководителей и сослуживцев на коррупционные нарушения со стороны сотрудников [5, с. 107]. Сами сотрудни-

ки невысоко оценивают эффективность борьбы с коррупцией в ОВД. Только 40% из них дают ей положительную оценку, 50% указывают, что борьба с коррупцией в ОВД ведется неэффективно, а 10% опрошенных отмечают, что борьба с коррупционными проявлениями вообще не осуществляется [8, с. 129].

Примечательно, что столь же невысоко ее оценивают и бывшие полицейские, осужденные за совершение коррупционных преступлений (проанкетировано 210 бывших сотрудников ОВД, ранее проходивших службу в ГИБДД, УР, специализированных подразделениях дознания территориальных ОВД ЦФО г. Москвы, осужденных за коррупционные преступления) [1, с. 173]: 34% считают, что работа правоохранительных органов эффективна, 58% - неэффективна и 8% - вообще не ведется.

Проблемы расследования коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД

Результаты анкетирования 180 сотрудников Следственного комитета РФ, осуществляющих расследование коррупционных преступлений ОВД, показали, что эти проблемы связаны со сложностью квалификации подобных деяний (19% проанкетированных); несовершенством законодательства, в том числе уголовного и уголовно-процессуального (47%); недостатком методик раскрытия и расследования коррупционных деяний (9%); неукомплектованностью личного состава (19%), неэффективным взаимодействием с другими правоохранительными органами (6%) [1, с. 168].

К правовым факторам относятся:

несовершенство правовых актов, создающих возможности для должностных злоупотреблений сотрудников ОВД. Например, КоАП РФ предоставляет сотруднику ОВД альтернативу при выборе наказания за совершение административного правонарушения;

пробелы в законодательстве. Вызывают много вопросов методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленные в рамках реализации подп. «в» п. 25 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при

Президенте Российской Федерации по предупреждению коррупции от 30 октября 2013 г. № 2689». Например, согласно документу недостоверная информация в поданных государственными служащими декларациях о доходах не является нарушением, которое должно приводить к увольнению виновного. Сокрытие от декларирования дорогостоящих подарков также не является препятствием карьере государственного служащего [6];

серьезным пробелом в антикорруционной политике является несовершенство наградного (поощрительного) законодательства [3, с. 36]. Предметом правового регулирования поощрительного права выступают правовые отношения, возникающие по поводу стимулирования сотрудников по предоставлению услуг обществу. С точки зрения исследователей, наградное право - такая же важная и насущная вещь, как и право наказывать.

В настоящее время практика награждения (поощрения) сотрудников ОВД далека от совершенства. Помимо того, что имеющийся набор поощрительных мер по многим позициям морально устарел и не может удовлетворить запросы современного человека, нередко используется «система» обещаний на тему продвижения по службе либо премирования, реализация которых постоянно откладывается по якобы уважительным причинам. Одновременно с этим имеются факты протекционизма, который сам по себе является формой коррупционного поведения отдельных руководителей.

Информационные факторы включают в себя:

продолжающееся представление в произведениях культуры и средствах массовой информации сотрудников ОВД преимущественно в негативном плане либо неконструктивную критику деятельности ОВД и только этих органов из всех правоохранительных;

пропаганду культа наживы, эгоцентризма, достижения собственного благополучия любыми средствами, в том числе незаконными.

Психологические факторы могут быть обусловлены как психологическими качествами и недостатками самих сотрудников ОВД, так и факторами, зависящими от воздействия среды, в которой им приходится осуществлять свои служебные обязанности.

Несоответствие этических норм, установленных в правоохранительном ведомстве, установкам отдельных сотрудников [2, с. 102]. Здесь определенную значимость представляют вопросы, касающиеся мотивации лиц, поступающих

на службу в ОВД, и сочетание целей кандидата с целями системы МВД России. Раньше выражения «честь мундира» и «служебный долг» имели определяющее значение для сотрудника. Значимы они и теперь, и, бесспорно, свой долг сотрудник обязан выполнять независимо от любых факторов и обстоятельств, включая личные, - будь то знакомства, дружеские или неприязненные отношения и проч. Однако часть сотрудников поступает на службу с иными истинными мотивами, выявить которые с помощью существующих методик отбора не всегда получается.

Так, исследование изучения коррупционных рисков и уровня эффективности противодействия коррупции в ГУ МВД России по Краснодарскому краю показало, что 37,5% сотрудников полиции использовали свое служебное положение для помощи родственникам или знакомым, что свидетельствует о том, что сотрудники ОВД рассматривают место службы как инструмент повышения своего благосостояния. Типичным поведением становится использование сотрудниками ОВД преимуществ статуса своей службы [8, с. 127-128].

Профессиональная деформация. В своей повседневной служебной деятельности сотрудники полиции нередко сталкиваются с различными проявлениями насилия. Это - бытовое насилие, хулиганские действия в общественных местах, во время проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. п. Применение табельного оружия на поражение, ранение или гибель товарища, смерть потерпевшего - все это имеет высокую негативную эмоциональную насыщенность при дефиците позитивных впечатлений. Насилие становится для полицейского обыденностью, неким неотъемлемым спутником его службы [4, с. 97]. Как результат развивается профессиональная деформация, последствия которой выражаются в эмоциональном выгорании; стирании граней между допустимым и недопустимым в поведении; завышенной оценке личного профессионального опыта и роли собственных действий в решении общих профессиональных задач; стремлении избежать ответственности, формальном отношении к интересам службы и коллектива.

Специфика взаимоотношений с населением. Сотрудник полиции часто сталкивается с хамством и злобностью. Он не может защитить себя, ибо любое его слово или действие может быть расценено в социуме как преступление. Нестабильность и дисгармоничность внешней среды проецируются во внутреннюю личностную

неуравновешенность, дискомфорт, алогичность существования, переживаемую порой как абсурдную противоречивость разумно желаемого и реально существующего. Нивелируется ценность служебного альтруизма, усиливается формализация деятельности.

Проблемы в семейной жизни, обусловленные недостатком свободного времени, уделяемого семье, вследствие перегрузок на работе, слабой социальной защищенностью сотрудников и их семей, частыми ссорами с близкими, испытывающими недостаток внимания со стороны сотрудника.

Характер взаимоотношений и социально-психологический климат в коллективе нередко являются неблагоприятными. Наблюдаются негативные социальные установки членов коллектива, а именно: нигилизм, цинизм, чувство безнаказанности, неформальное лидерство. Криминогенность последнего может проявлять себя двояко. Одни лидеры демонстрируют асоциальные нормы поведения, общения, отношения к служебным обязанностям. Другие -продвигают формальное социальное общение в виде игр и ритуалов, но, будучи конкурентно ориентированными, инициируют моббинг, т. е. психологическое давление на добросовестных сотрудников вплоть до их травли.

Эмоционально-напряженный характер взаимоотношений сотрудника с непосредственным руководством. Так, безграмотный стиль управления руководителя, выражающийся в грубости, уничижительном отношении к подчиненному, вызывает у сотрудника неуверенность в себе, заниженную самооценку, потребность в самоутверждении любыми способами, в том числе посредством злоупотребления служебным положением [7, с. 50].

Рассмотренные группы факторов, детерминирующих распространение коррупционного поведения сотрудников ОВД, не являются исчерпывающими, поскольку с течением времени коррупция приобретает новые формы и проявления, возникают новые основания для ее существования и процветания, однако дают общее представление о сферах общественной и служебной деятельности, нуждающихся в профилактическом воздействии.

Список использованной литературы

1. Багмет, М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование) [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Багмет Михаил Анатольевич. - М., 2014.

2. Варыгин, А. Н. Коррупция в органах внутренних дел [Текст] / А. Н. Варыгин, О. В. Шляпникова // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.

3. Григорьев, В. А. Право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих [Текст] / В. А. Григорьев // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3.

4. Гришковец, А. А. Общественный контроль и формы его реализации в системе МВД России : тезисы доклада на заседании ученого совета ВИПК МВД России (10 июля 2015 г.) [Текст] / А. А. Гришковец // Вестник ВИПК МВД России. -2016. - № 4 (36).

5. Капустина, Е. Г. Коррупция в органах внутренних дел как сложное социально-правовое явление [Текст] / Е. Г. Капустина, Е. С. Лимарева // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 2 (55).

6. О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции [Электронный ресурс] : [письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 нояб. 2015 г. № 18-2/10/П-7073]. - Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/pismo-mintruda-rossii-ot-13112015-n-18-210p-7073/

7. Уразаева, Г. И. Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД [Текст] / Г. И. Уразаева // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014. - № 4 (59).

8. Шкеля, О. В. Некоторые проблемы, возникающие в области противодействия коррупции в подразделениях ГИБДД, и пути их решения [Текст] / О. В. Шкеля, А. А. Раздобудина // Общество и право. - 2016. - № 1 (55).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.