экономической преступности. Причем в полном соответствии с Конституцией РФ и международно-правовыми стандартами противодействия коррупции и экономической преступности.
Экономическую преступность искоренить, конечно, нельзя. Но контролировать ее надо, а у нас пока не получается, как точно подметил И.М. Мацкевич.
И последнее, самое главное — правовая организация деятельности по противодействию экономической преступности должна осуществляться в интересах всего народа, а не бизнеса, или «силовиков», или еще кого бы то ни было. И в этой связи нельзя не сослаться на предостережение, сделанное недавно одной правозащитной организацией. «Несмотря на приверженность государственных лидеров цели решить проблему неравенства, разрыв между самыми богатыми и бедными неизбежно увеличивается», — говорится в недавно опубликованном докладе Oxfam1.
По данным Oxfam, совокупное мировое богатство сегодня оценивается примерно в 255 трлн долларов, и более половины этой суммы находится в руках 1% населения планеты. При этом доля бедных в мировом богатстве сократилась с 0,7% в 2015 году до 0,2% в 2016. В 2015 году, по оценке Всемирного банка, около 700 миллионов человек жили на 1,9 доллара в день. Такой разрыв происходит из-за того, что корпорации защищают интересы богатых, уклоняются от уплаты налогов и недоплачивают работникам и производителям. Также одна из причин лежит в самой системе кумовства и «акционерного капитализма», при которой корпорации могут влиять на формирование государственной политики в интересах компании и в первую очередь пытаются обеспечить максимальную прибыль своим акционерам2.
Вот, наверное, на что надо обратить внимание криминологам и криминалистам (и их Союзу), разрабатывающим свои предложения государству о том, как бороться с причинами экономической преступности.
Куценко Максим Валерьевич, адъюнкт кафедры ОРД ОВД Нижегородской академии МВД России
Причины и условия совершения коррупционных преступлений сотрудниками органов внутренних дел
Создание достойных условий службы в органах внутренних дел Российской Федерации, повышение денежного довольствия сотрудников, уровня их правовой и социальной защищенности, оснащение подразделений современной техникой и транспортом, вооружением и средствами связи являются основой для кадрового укрепления МВД России. Однако ухудшение экономической ситуации в нашей стране, перманентное реформирование системы МВД России способствуют возникновению у многих сотрудников органов внутренних дел3 состояния психической дезадаптации, появлению или развитию корыстных устремлений и, как следствие, совершению ими коррупционных преступлений.
Преступность сотрудников ОВД входит в структуру экономической преступности как системное профессионально и личностно обусловленное явление по его генезу4. В связи с этим, следует согласиться с мнением А.Н. Варыгина о том, что речь следует вести именно о преступности как относительно массовом, устойчивом специфическом явлении, существование которого обусловлено стремлением части сотрудников ОВД удовлетворить свои потребности и интересы путем совершения преступления5. Принятые руководством страны меры по реформированию МВД России позволили снизить уровень преступности среди сотрудников ОВД за период с 2011 по 2016 год на 11,5%6 (см. таблицу 1).
1 Доклад Oxfam. URL:https://www.oxfam.org/en/research/economy-99 (дата обращения: 01.06.2017).
2 Нечто подсказывает нам, что политика современного российского государства, законодательство и правоприменительная практика в отношении экономической преступности находятся в этом тренде.
3 Далее — сотрудники ОВД — преступники, под которыми в настоящей статье понимаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники системы МВД России, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, если не оговорено иное.
4 Уразаева Г.И. Преступность сотрудников органов внутренних дел: формы ее проявления и психологические особенности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 4 (22). URL: http://cyberleninka. ru (дата обращения: 13.05.2017).
5 Варыгин А.Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 4—7.
6 По материалам информационных бюллетеней ГУСБ МВД России.
Таблица 1
Уровень преступности среди сотрудников ОВД (2011—2016 гг.)
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего совершено преступлений, 5021 4759 4634 4897 4897 4444
из них:
должностных 3002 2762 2642 3047 2964 2852
общеуголовных 2018 1994 1992 1850 1933 1592
Между тем из года в год продолжает увеличиваться количество правонарушений, совершенных сотрудниками ОВД, при этом уровень преступности сотрудников ОВД остается стабильно высоким. Следует отметить, что преступления, связанные с осуществлением своих служебных обязанностей, занимают в структуре преступности сотрудников ОВД первое место. Так, согласно данным ведомственной статистики, за 2016 год были привлечены к уголовной ответственности 2019 сотрудников ОВД, совершивших должностные преступления, что составляет 64,8% от совокупности всех лиц (3113), привлеченных к уголовной ответственности; 762 из них, или 24,4%, были уличены во взяточничестве, 748 (24%) — в превышении должностных полномочий, 302 (9,7%) — в злоупотреблении должностными полномочиями, 272 (8,7%) — в служебном подлоге1. Следует подчеркнуть, что приведенная статистика, если применить классификацию И.М. Мацкевича, отражает один из видов современной преступности — легальную2 преступность, но не учитывает реальный, скрытый, скрываемый и латентный характер преступности сотрудников ОВД.
Таким образом, на основе анализа статистических данных, судебно-следственной практики, а также научных исследований, посвященных уголовно-правовым и криминологическим аспектам проблемы борьбы с должностными преступлениями сотрудников ОВД3, можно сделать вывод о том, что наиболее часто сотрудниками ОВД совершаются преступления коррупционной направленности, предусмотренные статьями 159, 285, 286, 290, 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В криминалистической характеристике коррупционных преступлений первостепенное значение имеет личность сотрудника ОВД — преступника4.
Мы солидарны с позицией Э.А. Васильева, П.П. Елисова, Н.Н. Дьяченко, Ю.Г. Касперович, Н.В. Сторчиловой, согласно которой коррупционное поведение демонстрирует не просто сотрудник, а личность с присущими ей индивидуально-психологическими особенностями, отношением к содеянному, волевой регуляцией и осознанием поведения, нравственно-ценностными ориентирами жизнедеятельности. Именно сквозь призму личности проходит оценка приемлемости того или иного по-ступка5.
Полагаем, что морально-психологические качества личности сотрудника ОВД — преступника обусловливают его делинквентное поведение. При этом факторы экономического, социально-политического, правового и организационно-управленческого характера являются ситуативными, вторичными. Они во всем многообразии объективно в той или иной степени всегда воздействуют на личность сотрудника ОВД, в результате чего происходит его профессиональная деформация. Не ставя перед собой цель описать всю совокупность внутренних детерминант, актуализирующих преступное
1 По материалам информационных бюллетеней ГУСБ МВД России.
2 Мацкевич И.М. Преступность и преступление 21-го века: точки несоприкосновения // Юридическая техника. 2017. № 11. URL : http://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2017).
3 См., например, работы А.С. Алтухова, А.М. Байрамкулова, А.Н. Варыгина, Н.Н. Дьяченко, Е.А. Ануфриевой, И.Н. Кошелева, В.В. Кулешова, А.А. Купленского, А.М. Ломова, М.В. Мытарева, А.Б. Осипова, Д.А. Рясова, Е.В. Стебеневой, А.Ю. Смирнова, Н.В. Тарасова и др.
4 Ануфриева Е.А. Особенности методики предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о коррупционных преступлениях, совершаемых сотрудниками ОВД: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2012. С. 15—16; см. также: Мирнова Л.И. Превенция делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел: теоретико-прикладные аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007; Баг-мет М.А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; и др.
5 Особенности личности сотрудника ОВД, совершающего преступления коррупционной направленности: научно-методическое пособие / Ю.Г. Касперович, Э.А. Васильев, П.П. Елисов, Н.В. Сторчилова, Н.Н. Дьяченко и др. М., 2012. С. 7.
коррупционное поведение сотрудника ОВД, мы выделим мотивационно-ценностную ориентированность личности, то есть ее направленность. И если рассматривать направленность личности через мотивацию, то последняя объясняет поведение человека. Взаимосвязь коррупционного поведения и направленности личности сотрудника ОВД в настоящее время активно исследуется как психологами, так и социологами. Например, И.А. Савченко и Л.А. Снегирева, обосновывая социально-психологическую природу коррупции, предложили диагностировать коррупционную направленность личности сотрудника ОВД через определение его ценностных ориентаций. Прикладной характер проведенного ими исследования показал, что по многим параметрам личность коррупционера неотличима от некоррумпированной, но, вместе с тем, у коррумпированной личности менее выражены высшие потребности1, либо у нее смысл жизни в обретении материальных благ2.
Данный вывод согласуется с результатами опроса сотрудников ГИБДД, которые, согласно данным исследований ученых Орловского юридического института МВД России, в 48% случаев устраиваются в полицию с целью использования службы в корыстных целях и только 16% из них целью своей деятельности видят борьбу с преступностью3. Интересным представляется проведенное О.В. Шкелей и А.А. Раздобудиной исследование изучения коррупционных рисков и уровня эффективности противодействия коррупции в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, показавшее, что самыми распространенными коррупционными явлениями в органах внутренних дел, согласно мнению большинства опрошенных, являются взяточничество, фаворитизм, кумовство, покупка должностей, нарушения при проведении закупок, откаты, работа в одном органе близких родственников, использование служебного положения в личных целях. У 70% из числа опрошенных возникало желание перейти на другую работу, 37,5% респондентов ответили, что использовали свое служебное положение для помощи родственникам или знакомым, рассматривая место службы как инструмент повышения своего благосостояния. Типичным поведением становится использование сотрудниками ОВД преимуществ статуса своей службы4.
Результаты проведенного нами в 2014 году опроса 600 сотрудников ОВД показали, что наиболее часто встречающиеся ситуации — детерминанты коррупции — это неблагоприятное состояние морально-психологического климата в коллективе, корпоративная этика или ложное представление
0 служебной солидарности и недонесение из-за этого об известных случаях коррупционных проявлений, а также низкий профессиональный уровень и формальный подход к служебной подготовке5. Перечисленные ситуации-детерминанты для сотрудников ОВД с низким уровнем правосознания и профессиональной подготовленности, не обладающих должными морально-нравственными качествами, являются потенциально криминогенными и способствуют интериоризации потребности в мотив преступного поведения.
Очевидно, что ценностные ориентации сотрудников ОВД — преступников характеризуются правовым нигилизмом, корыстолюбием, карьеризмом, завистью, направленностью на личное обогащение или удовлетворение иных антиобщественных интересов. Аналогичный вывод делает Е.В. Стебенева, утверждая о преобладании в коррупционных преступлениях сотрудников ОВД корыстных, корыстно-насильственных и ведомственно-корпоративных мотивов, в основе которых лежит предпочтение норм и ценностей отдельных социальных групп, противоречащих закону6.
Поэтому считаем, что в условиях профессиональной деформации сотрудников ОВД, влекущей искажение мотивов оперативно-служебной деятельности, перестройку ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм, ролевую экспансию, властолюбие, доминантность, ин-
1 Савченко И.А., Снегирева Л.А. Коррупционная направленность личности в эмпирическом измерении // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1 (37). С. 77—83.
2 Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. Вып. 102. С. 323—328.
3 См.: Противодействие коррупции в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения: методические рекомендации / М.В. Баранчикова. Орел, 2015.
4 Шкеля О.В., Раздобудина А.А. Некоторые проблемы, возникающие в области противодействия коррупции в подразделениях ГИБДД, и пути их решения // Общество и право. 2016. № 1 (55). URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.05.2017).
5 Красовский А.В. Виды коррупционных проявлений в органах внутренних дел и их детерминанты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 246—250.
6 Стебенева Е.В. Сотрудник органов внутренних дел как специальный субъект коррупционных преступлений: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 9.
дифферентность, ключевой проблемой является совершенствование качества отбора кандидатов на службу или обучение в ведомственных образовательных организациях. Только личности с высоконравственными внутренними установками и повышенной стрессоустойчивостью могут противостоять криминогенным ситуациям в органах внутренних дел. Чем раньше начнется профессиональная ориентация кандидатов на службу (обучение), тем эффективнее будут функционировать адекватный и качественный профессиональный отбор и соответственно профессиональная деятельность сотрудника ОВД. С другой стороны, будучи в статусе сотрудника полиции или иного должностного лица органа внутренних дел, изначально делинквентная личность не сможет противостоять вышеуказанным ситуациям-детерминантам. История знает немало уголовных дел, где сотрудники ОВД — преступники являлись высокообразованными и волевыми личностями, умевшими достигать своих целей, причем не только преступных, но и связанных с решением задач оперативно-служебной деятельности.
В этом случае нравственная деформация сотрудника ОВД может быть нивелирована как коллективом, так и его руководителями, которые обязаны знать личные и деловые качества подчиненных, несут персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины в коллективах. Но не теми из них, кто сам находится в ситуации этической неопределенности или связан «круговой порукой», кто в силу своих акцентуированных черт личности покровительствует или попустительствует по службе, занимается подстрекательством и интриганством, разлагает коллектив для достижения своих асоциальных и противоправных целей. А такими руководителями, которые обладают комплексом профессионально значимых и нравственно необходимых качеств, позволяющих им максимально рано и быстро пресекать дефекты коррупционного правосознания. Только таким путем можно избежать формирования стойкого противоправного коррупционного поведения1.
На основании изложенного сформулируем следующие выводы.
Коррупционная преступность сотрудников ОВД, являясь частью экономической преступности, обусловлена личностью сотрудника ОВД — преступника.
В структуре личности сотрудника ОВД — преступника доминируют социально-психологические компоненты, среди которых первостепенное значение имеют ценностные ориентации.
Решение проблемы негативного влияния ситуационных детерминант на личность сотрудника ОВД должно начинаться с ранней профессиональной ориентации кандидатов на службу (обучение) в органы внутренних дел (образовательные организации МВД России), адекватного и качественного профессионального отбора с прогнозом склонности к делинквентному поведению.
Обеспечить профилактику коррупционных предпосылок в процессе профессиональной деятельности сотрудника ОВД, особенно в первые годы службы, сможет такой руководитель органа внутренних дел (подразделения), который сам обладает комплексом профессионально значимых и нравственно необходимых качеств.
Теунаев Ахмат Сеит-Умарович, адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России
Проблемы декриминализации механизма субсидирования агропромышленного комплекса
Вклад предприятий агропромышленного комплекса и сельскохозяйственной деятельности в российскую экономику трудно переоценить. В настоящее время этот сектор обеспечивает до 10% поступлений в государственный бюджет, до 12% экспортируемых товаров, а также от 7 до 10% занятости населения2. Кроме того, в условиях экономической нестабильности именно агропромышленный комплекс демонстрирует определенные темпы роста3. Оборот фермерских хозяйств в России превышает 400 млрд руб. ежегодно4.
При таких обстоятельствах различные формы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли являются полностью оправданными. Среди ее мер можно выделить различные программы субсидирования, отраженные как в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК»,
1 Баранов В.М. Коррупция на стыке науки, практики и техники обеспечения экономической безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. № 1 (10). С. 10.
2 Информация о социально-экономическом положении России. 2016 год. М., 2017. С. 53—58.
3 Рост сельского хозяйства России по итогам года составит более 4% // Российская газета. 2016. 23 декабря.
4 Основные показатели сельского хозяйства. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140096652250 (дата обращения: 31.05.2017).