________________ Культурология______________________________
оЬщая эстетика куЬистического пейзажа выстраивалась на идее деформации форм изображаемых объектов, призванной обнажить их подлинную сущность.
Литература:
1. Бахтин под маской. Маска вторая: Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. М., 1993.
2. Ф.В. Гегель Собрание сочинений. М., 1958. Т. XII.
3. Хан-Магомедов С.О. ИНХУК и ранний конструктивизм. М., 1994.
4. Габричевский А.Г. Пространство и масса в архитектуре. М., 1923. № 1.
5. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2001.
84
УДК 343.2/.7 С-82
Сторчилова Наталья Владимировна адъюнкт ВНИИ МВД России тел. (861) 290 14 51
Факторы, обусловливающие распространение коррупции в органах внутренних дел
В статье рассматривается комплекс негативных факторов, обусловливающих наличие и сохранение коррупции в органах внутренних дел, в их числе: социально-экономические, организационно-управленческие, правовые, информационные факторы. Особо подчеркивается взаимосвязь коррупции с недостаточным денежным содержанием сотрудников органов внутренних дел, которое препятствует приходу в современных условиях в органы внутренних дел наиболее подготовленных и обладающих высокими нравственными качествами лиц.
Ключевые слова: органы внутренних дел; коррупция; служба; негативные факторы.
Центральным звеном в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, являются органы внутреннихдел. Органы внутренних дел как органическая часть единой структуры органов исполнительной власти в настоящее время испытывают на себе всю полноту действий происходящих в стране кризисных процессов.
Одним из наиболее негативных последствий сложившихся социально-экономических противоречий с полным основанием следует признать их прямое влияние на состояние правопорядка и законности в деятельности органов внутреннихдел [1, с. 3].
К сожалению, в последнее десятилетие нарушения законности, в том числе и коррупция, получили свое широкое распространение в системе органов внутренних дел.
Несмотря на громкие скандалы по поводу коррупции в органах внутреннихдел, широкомасштабные акции по самоочищению органов внутренних дел от сотрудников, совершающих правонарушения коррупционного характера, уровень коррупции в них остается достаточно высоким, что порождает отчуждение населения, утрату людских надежд на честную, принципиальную, неподкупную и ответственную милицию.
В последнее время население привыкло к коррупции в органах
внутренних дел, не воспринимает ее однозначно как зло и даже принимает как норму поведения в современном обществе. Некоторая часть молодежи прямо ориентирована на карьеру с целью занять высокий пост в системе органов внутренних дел для того, чтобы обеспечить себе условия для незаконного и легкого обогащения. Так как сфера деятельности милицейской службы довольно велика и связана с осуществлением контроля над соблюдением всевозможных правил и предписаний в различных областях (среди них: безопасность дорожного движения, торговля, миграция населения, охрана общественного порядка, в том числе, предупреждение преступлений и т.д.), то и возможностей легко обогатиться для ряда «предприимчивых» сотрудников, пришедших на службу в органы внутренних дел с этой целью, великое множество. В сознании большинства людей стали оправдываться любые средства для достижения цели, в том числе противоправные и безнравственные.
На распространение коррупции в системе органов внутренних дел оказывает влияние ряд негативных факторов.
Негативные последствия рыночных преобразований не могли не отразиться на состоянии преступности и правопорядка, духовной и нравственной жизни общества, в том числе и в органах внутренних дел.
Процесс демократических преобразований сопровождался значительным ростом преступности. В этот период возросла нагрузка в работе на сотрудников органов внутренних дел, в то же время заработная плата не соответствует достойному уровню жизни.
Все это толкнуло сотрудников органов внутренних дел искать дополнительные виды заработка. Опросы, проведенные ВНИИ МВД России совместно с Академией управления МВД России в 2001 г., в некоторой мере позволили выявить степень участия сотрудников в коммерческих структурах. По оценкам опрошенных сотрудников, 28,7% личного состава органов внутренних дел имели дополнительный доход благодаря охране коммерческих предприятий. Еще около 20% подрабатывали в качестве экспедиторов-ох-ранников перевозимых грузов или «частным извозом» на личном транспорте, а также в качестве консультантов по вопросам безопасности предпринимателей [1, с. 50].
Другим важным негативным фактором, влияющим на распространение коррупции в органах внутренних дел, является так называемый «разрыв поколений». Неудовлетворенность материальным положением, низкой социально-правовой защищенностью сотрудников органов внутренних дел, значительными морально-психологическими перегрузками привели к «размыванию» профессионального ядра органов внутренних дел. Увольнение боль-
шого числа опытных сотрудников, совпавшее по времени со значительным увеличением штатной численности, привело к укомплектованию многих служб и подразделений лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки.
Новые сотрудники, пришедшие в органы внутренних дел, имели другое мировоззрение, другие идеалы и взгляды на жизнь. Их несформированное профессиональное самопозиционирование, признание вынужденности выбора службы в органы внутренних дел существенно повышают вероятность возникновения умысла на нарушения законности, совершения преступлений, в том числе коррупционного характера.
К социально-экономическим детерминантам коррупции в органах внутренних дел относятся следующие факторы:
а) низкая заработная плата сотрудников органов внутренних дел, не соответствующая объёму и сложности выполняемой работы;
б) традиция уравнительного подхода к оплате труда сотрудников органов внутренних дел, провоцирующая их на поиск дополнительных источников доходов;
в) низкий уровень социальной защиты сотрудников милиции, который давно уже не отвечает сложившемуся в стране социально-экономическому положению;
г) отсутствие надежной системы контроля со стороны населения за деятельностью должностных лиц;
д) ликвидация социальных льгот для сотрудников органов внутренних дел;
е) недостаточное материально-техническое обеспечение. Дефицит материальных и финансовых ресурсов является проблемой органов внутренних дел. В ходе интервьюирования сотрудники милиции сообщали о нехватке канцелярских принадлежностей и бумаги, оргтехники, мебели, бензина. В условиях отсутствия минимума, необходимого для работы, начальники подразделений и рядовые сотрудники милиции изыскивают недостающие ресурсы всеми доступными средствами, в том числе и теми, которые подрывают престиж и независимость милиции. Многие сотрудники приносят из дома свои личные компьютеры, телефоны, собирают деньги из собственной заработной платы приобретение оргтехники.
Организационно-управленческие факторы:
а) неэффективная деятельность по обеспечению собственной безопасности. Система ведомственного контроля за деятельностью милиции отличается формализмом. Основная оценка эффективности работы в этой сфере строится на количественных показателях. Формализм проявляется также в такой системе контроля как проведение краткосрочных громких кампаний. Подобные кампании
не подразумевают серьезного анализа и работы по устранению причин совершения преступлений. За нарушения наказывают выборочно: или неугодных, кто поперек стоит, или по разнарядке, или за тяжкие последствия, когда невозможно избежать огласки;
б) недостатки в подборе и расстановке кадров в ОВД, в проведении воспитательной работы с сотрудниками, отсутствие конкурса на замещение вакантных должностей. Нередко руководители органов внутренних дел принимают на службу в систему МВД России тех или иных лиц, исходя не из деловых и нравственных качеств, а по необходимости - укомплектовать свободные штатные единицы. Непривлекательная зарплата не оставляет возможностей кадровым службам милиции для набора персонала, обладающего необходимыми знаниями и требуемыми качествами. Кадровые службы вынуждены заниматься не отбором претендентов, а комплектованием подразделений любой ценой. В результате, в рядах сотрудников милиции оказывается значительное число случайных людей, не осознающих в полной мере свою общественную миссию и не имеющих сильной личной мотивации к службе. В основном трудоустройство в милицию вызвано легкостью поступления в ее ряды, невозможностью найти другую, более престижную работу. До недавнего времени - до изменения правил предоставления отсрочек от службы в Вооруженных Силах - распространенной причиной для поступления на работу в милицию было желание избежать службы в армии. В любом случае, тех, кто сознательно хотел работать в милиции и целенаправленно готовился к этой службе, - меньшинство.
К правовым факторам относятся:
а) долгое отсутствие законодательного определения коррупционного преступления. Лишь 25 декабря 2008 г. в нашем государстве принят федеральный закон № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», установивший основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней;
б) принятие в свое время несовершенных правовых актов, создающих возможности для злоупотреблений;
в) недостаточная строгость наказания и его реальность за совершение коррупционных преступлений.
Информационные причины включают в себя:
а) романтизацию в средствах массовой информации, произведениях кино- и видеопродукции преступного образа жизни, обычаев и традиций преступного мира;
б) пропаганду культа наживы, жестокости, насилия, достижения собственного благополучия любыми средствами, в том числе незаконными;
в) постоянную, целенаправленную, местами неконструктивную критику деятельности органов внутренних дел.
Психологические факторы коррупционных преступлений включают в себя:
а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе;
б) психологическая и моральная готовность значительной части населения к подкупу сотрудников органов внутренних дел для реализации своих как законных, так и незаконных интересов;
г) крайне низкая степень риска быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционного деяния.
К числу важных причин и условий, способствующих распространению коррупции в органах внутренних дел, нужно отнести несоответствие этических норм, установленных в правоохранительном ведомстве, с установками отдельных сотрудников [2, с. 102]. В связи с этим определенную значимость представляют вопросы, касающиеся мотивации лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сочетание целей кандидата с целями учреждения. Государство не может дать возможность жить представителям власти в материальном отношении достойно, поэтому происходит вымирание нравственных начал в выполнении служебного долга сотрудниками милиции. Раньше выражения «честь мундира» и «служебный долг» имели большое значение для милиционера, служить Отечеству полагалось верой и правдой. Сотрудник, поступающий на службу в органы внутренних дел, торжественно принимает присягу, дает слово быть верным требованиям служебного долга. Свой долг сотрудник обязан выполнять, независимо от любых личных факторов - будь то знакомства, дружеские отношения с человеком или неприязнь к нему. Однако после изменения государственного строя в стране общество распалось на богатых и бедных. Достаток людей в погонах резко ухудшился, это и побуждает некоторых сотрудников, независимо от должностей, вставать на путь предательства, идти вопреки интересам службы, использовать свое должностное положение в корыстных интересах. Одним из недостатков нашей правоохранительной системы является отсутствие открытого обсуждения жизни и работы подразделений. Раньше проводились офицерские собрания, где каждый, в том числе и младший офицер, имел право высказаться по наболевшим вопросам, а попасть на суд офицерской чести за недостойное, безнравственное поведение, порочащее человека, -было настоящим позором для любого сотрудника милиции.
Пока в перечисленных сферах не произойдет радикальных изменений, борьба с коррупцией в органах внутренних дел будет безрезультатной, поскольку останется неизменной та основа, на
которой базируется коррупция и развивается терпимое отношение к ней со стороны общества.
Литература:
1. Проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел: научно-практическое пособие / Под общей ред. В.Я. Кикотя. М.,2001.
2. Варыгин А.Н., Шляпочникова О. В. Коррупция в органах внутренних дел // Коррупция и борьба с ней. М., 2000.
90
УДК 343.7 Г-13
Газиев Мишель Сардарович
начальник юридического отдела Межрегиональной общественной организации ветеранов МВД «Витязи»
Тел. (861) 290-14-51
О необходимости совершенствования мер виктимологической профилактики преступлений, совершаемых на рынке жилья
В статье рассматриваются вопросы виктимологической профилактики преступлений, совершаемых на рынке жилья. Автор указывает на ряд факторов, способствующих совершению указанных преступлений, уделяя особое внимание деятельности органов государственной регистрации, подчеркивает важность виктимологической профилактики. В работе акцентируется внимание на том, что, несмотря на уже осуществляемые меры, необходимы дополнительные особые меры виктимологической профилактики преступлений, совершаемых на рынке жилья.
Ключевые слова: корыстные преступления; жилье;
виктимологическая профилактика.
Корыстные преступления в сфере жилья неблагоприятно влияют на общий уровень преступности в целом. Граждане, потерявшие свое жилье в результате совершенных преступлений, оказываются за чертой бедности, становясь лицами без определенного места жительства, а некоторые, пытаясь вернуть свое жилье, становятся на путь совершения преступлений.
Меры, направленные на снижение темпов криминализации и «оздоровление» рынка жилья, вносят существенный вклад в профилактику преступлений в целом. По нашему мнению, успешная деятельность по предупреждению преступлений с жильем граждан возможна лишь при взаимодействии органов местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов, иных государственных органов. Однако, как показывает практика, в их деятельности есть ряд существенных недостатков, создающих условия для совершения рассматриваемых преступлений. Например, государственные органы, осуществляющие регистрацию договоров купли-продажи, не проверяют подлинность документов и законность