Научная статья на тему 'Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел российской Федерации'

Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1811
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахапов И. Р.

В статье проведена систематизация детерминант коррупции в органах внутренних дел РФ. Содержатся предложения по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел российской Федерации»

И.Р. Сахапов

адъюнкт КЮИ МВД России

ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проведена систематизация детерминант коррупции в органах внутренних дел РФ. Содержатся предложения по их нейтрализации.

Проблема коррупции — одна из центральных и наиболее дискуссионных в юриспруденции. Существующие

определения коррупции отражают ее многоаспектность и многогранность [1]. Противодействие коррупции начинается с определения детерминант - причин и условий, способствующих возникновению и существованию данного явления в обществе. Поэтому так необходимо выявить и раскрыть наиболее существенные элементы, провоцирующие коррупционные процессы в органах внутренних дел.

Причинный комплекс, порождающий совершение коррупционных преступлений со стороны сотрудников органов

внутренних дел, формируют

взаимодействующие негативные явления и процессы на различных уровнях, в том числе макросоциальном (в экономической, общественно-политической, социальнодемографической и духовной сферах),

микросоциальном (при непосредственном окружении индивида в служебных, бытовых, семейных, досуговых отношениях) и личностном (индивидуальном).

На макросоциальном уровне

целесообразно выделить следующие наиболее значимые детерминанты, способствующие коррупции среди

сотрудников ОВД:

- детерминанты экономического характера;

- детерминанты правового характера;

- детерминанты социального характера;

- детерминанты политического характера;

- детерминанты идеологического характера.

Детерминанты экономического характера выдвигаются на первый план, раскрывая наиболее значимые причины и условия

данного негативного явления. К ним следует отнести отсутствие должного государственного контроля над рыночным реформированием экономики, низкий уровень благосостояния большей части населения, в том числе сотрудников ОВД, лишение их определенной части льгот, а также низкий уровень материальнотехнического обеспечения.

По данным Финансово-экономического департамента МВД России, на декабрь 2009 года средняя заработная плата (сумма, среднемесячно получаемая на руки, с учетом дополнительных выплат) российского милиционера (сержант, милиционер ППС, с выслугой 5 лет) составляла 12,3 тыс. руб. [2] В Республике Татарстан заработная плата стажеров милиции, предусмотренный

законодательством срок стажировки которых от трех месяцев до одного года, составляет 5-7 тыс.руб. при средней номинальной начисленной зарплате у жителей региона в размере 17,6 тыс.руб.[3] Примечательно, что постановлением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 (п. 1) стажеры органов милиции

отнесены к числу должностных лиц, выполняющих обязанности по

специальному полномочию. Иными словами, статус стажеров милиции, как и всех сотрудников ОВД, влечет повышенную степень ответственности.

Такой опасный, нелегкий труд недостаточно простимулирован. Однако, получая нищенские оклады, сотрудники ОВД возвращают в казну государства драгоценности, крупные денежные средства, исчисляемые порой миллионами долларов. Так, в своем интервью газете

«Наша версия» первый заместитель начальника ДЭБ МВД России генерал -майор милиции А. Хорев привел данные, согласно которым в 2009 году подразделениями экономического блока обеспечено возмещение ущерба на сумму более 76 млрд рублей [4].

Плохое материально-техническое

обеспечение правоохранительных органов ведет к тому, что руководителям подразделений приходится самостоятельно изыскивать средства на необходимую технику, горюче-смазочные материалы и другие нужды. Эти средства поступают в виде так называемой благотворительной помощи, которая не всегда оказывается бескорыстной. Вместе с тем руководитель подразделения зависит от местной администрации, которая оценивает его деятельность, распоряжается средствами

местного бюджета, распределяет

имущество жилого фонда и так далее. Это все ведет к установлению зависимости руководителя правоохранительного органа, с одной стороны, от бизнесменов, а с другой — от местных администраций, что, в свою очередь, сказывается на его объективности.

Поиск в условиях материального неблагополучия «внебюджетных

источников финансирования» зачастую оборачивается мздоимством. Если, используя занимаемое положение,

должностное лицо получает некое спонсорское вспомоществование в интересах службы, то следующий шаг — обретение по тому же каналу личных благ, и это вопрос времени.

Немаловажное значение для

предупреждения коррупции в

правоохранительной сфере заслуживает исследование детерминант правового характера. Основные социальные гарантии защиты, правовые льготы, компенсации для сотрудников органов внутренних дел

определены Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции» и другими нормативными актами, в том числе указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами МВД РФ. Ряд дополнительных региональных льгот установлен

законодательными и исполнительными

органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Однако

провозглашенные всеми этими актами социальные права оказались

недостаточными для обеспечения достойного статуса сотрудников ОВД в современных условиях российского

общества. Детерминанты правового

характера выражаются в несовершенстве правовой базы социальной сферы, неполноте, неясности, противоречивости нормативных актов, снижении

эффективности действующего

законодательства по защите социальных прав и гарантий работников правопорядка, слабой действенности законов в сфере борьбы с преступностью, несовершенстве правоприменительной практики.

В качестве примера неопределенности правовых норм можно указать на так называемые оценочные признаки, содержание которых в значительной мере определяется правосознанием юриста, применяющего закон [5]. К ним следует отнести: «малозначительность деяния» (ст. 14 УК РФ), «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу» (ст.213 УК РФ), особую жестокость, (ст. 105, 111, 112 УК РФ), «крупный ущерб» (ст. 195-197 УК РФ), «предметы, имеющие особую ценность» (ст. 164 УК РФ), «существенный вред» (ст. 330 УК РФ) и т. д. Не меньшая доля неопределенности свойственна уголовно-процессуальным нормам,

регулирующим досудебное производство. Возбуждать ли уголовное дело или отказывать в возбуждении? Проводить ли определенные следственные действия или не проводить, а если проводить, то когда, в каких условиях? Когда и кому предъявлять обвинение? Применять ли к обвиняемому меры пресечения, когда и какие? Прекращать ли уголовное дело и по какому основанию? Решение этих и многих других вопросов может серьезно ограничить важнейшие гражданские права, а их правовое регулирование носит рамочный характер и во многом оставляет решение соответствующего вопроса на усмотрение следователя и дознавателя.

Следует заметить, что, по результатам опроса, примерно 50 % сотрудников

милиции объясняли наличие фактов коррупции в своей деятельности несовершенством законов, регулирующих их деятельность [6].

В нашей стране в результате действия некоторых нормативно-правовых актов создаются административно-правовые

барьеры, которые вынуждают

«неформально» решать проблемы между

гражданами и должностными лицами, криминализуя эти отношения и являясь скрытой коррупцией. Прежде всего это касается подзаконных актов,

предусматривающих условия выдачи лицензий, квот, согласований, допусков.

Существенной особенностью

современной российской действительности является острое противоречие между официальным курсом на создание гражданского общества и правового

государства, с одной стороны, и социальноправовой реальностью — с другой. Последняя характеризуется тем, что право и правонастроения не стали основой социально-экономических отношений. Создалась ситуация, когда правовая подсистема общества, равно как и ее социальные ценности, неоднозначно воспринимаются и сложно принимаются обыденным сознанием [7].

Уровень законопослушания населения снижается в результате невыполнения

государством своих социальных обязательств перед гражданами, среди которых — несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий, ненадлежащая адресная поддержка социально

незащищенных слоев.

Среди детерминант социального характера важную роль играют резкая поляризация общества по степени материальной обеспеченности,

неблагополучная демографическая

ситуация, ослабление государственной социальной поддержки, социальная напряженность как внутри

правоохранительных органов, так и в отношениях правоохранительных органов и общества в целом.

Указанная напряженность порождается постоянной нестабильностью их деятельности. Заметим, что растянувшееся на долгие годы реформирование органов внутренних дел не только ведет к неуверенности сотрудников

правоохранительных органов в завтрашнем дне, но и не способствует развитию координации деятельности этих органов в поддержании правопорядка.

В ходе исследования выявлена зависимость рынка безработных от характера укомплектованности ОВД: чем меньше безработных в регионе, тем больше некомплект личного состава ОВД. Значительная часть кандидатов поступает на службу только потому, что остались невостребованными в других отраслях. Это ведет к проникновению в милицию лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений.

Детерминанты политического характера выражаются, прежде всего, в подрыве авторитета всех ветвей российской власти в глазах населения, в отсутствии стабильной экономической политики, коррупции. Истоками этого являются многочисленные просчеты в управлении, его неэффективность, преобладание

групповых, клановых интересов над национальными. В юридической литературе обращается внимание на чудовищную бюрократизацию

государственного аппарата, разрастание его численности, забвении интересов государства и государственной службы [8].

Масштабная коррупция в высших эшелонах государственной власти создает благоприятный фон для распространения множества правонарушений на нижних уровнях. В такой политической обстановке морально чистые правоохранительные органы были бы просто «чудом». Правоохранительные органы невольно втягиваются в борьбу за власть между различными партиями и движениями, подчиняются социально-неадекватным нормам и законам, созданным в угоду чиновничества, игнорирующим и ущемляющим интересы большинства граждан [9].

Полезен опыт США, позволивший эффективно противодействовать

полицейской коррупции. В 80-х годах XX в. должностные оклады всех сотрудников полиции были одномоментно подняты до уровня так называемого среднего класса американского общества. Для полицейских были введены особые социальные льготы: медицинская страховка, бесплатное высшее образование, льготное кредитование,

высокое пенсионное обеспечение. Служба в полиции стала привлекательнее и породила здоровую конкуренцию на этапе отбора кандидатов на службу. Одновременно были учреждены специальные отделы

внутренних расследований — предвестники аналогов российских подразделений собственной безопасности МВД РФ, возникших в России в 1995г.

К детерминантам идеологического

характера надлежит отнести отсутствие комплексной идеологии

правоохранительной деятельности

позитивного характера, распространение культа вседозволенности, наживы любой ценой, нивелирование моральнонравственных устоев общества, отсутствие четких ценностных ориентиров. В

настоящее время насаждаемые средствами массовой информации насилие, агрессия, коррупция зачастую связываются с

деятельностью правоохранительных

органов, в результате чего в обществе складывается определенный стереотип, что сотрудники правоохранительных органов «все продажные» и их не интересуют проблемы рядовых граждан.

Наряду с негативными факторами экономического, правового, социального, политического, идеологического характера неблагоприятное воздействие на поведение работников ОВД оказывают детерминанты микросоциального уровня, т. е. при непосредственном окружении индивида в служебных, бытовых, семейных, досуговых отношениях.

На микросоциальном уровне причины совершения преступлений коррупционной направленности обусловлены

специфическими условиями служебной деятельности, особенностями

правоохранительной практики на местах, низким уровнем организации работы ОВД.

Существенное влияние на сотрудников оказывает конфликтный характер подавляющего большинства служебных ситуаций, участниками которых выступают работники правопорядка. Значительный объем властных принудительно-распорядительных полномочий, постоянная реализация которых может приводить к чрезмерному и необоснованному их использованию, проявляясь во

властолюбии, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства другого человека, самодурстве, нежелании признавать свои ошибки, уверенности в собственной непогрешимости, переходящей во

вседозволенность.

В условиях социально-экономической нестабильности в стране криминалитет предпринимает настойчивые попытки коррумпирования сотрудников милиции. Для этого используются угрозы, шантаж, подкуп, учитывается готовность

сотрудничать с представителями преступного мира, особенности личности каждого сотрудника органов внутренних дел, направленность деятельности подразделения, недостаточная правовая и социальная защищенность сотрудников. Принимая во внимание последнее, криминалитет проводит активные действия не только по коррумпированию добросовестных сотрудников, но и по их компрометации.

Ухудшение качества психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, низкий уровень воспитательной работы с личным составом, отсутствие должного контроля за работой подчиненных обусловливают негативное формирование личности сотрудников, которые впоследствии выбирают противоправный способ удовлетворения своих потребностей и интересов, т. е. нарушают уголовный закон [10]. В силу этих факторов служба в ОВД не является престижной, что способствует текучести кадров.

В качестве факторов, способствующих совершению коррупционных преступлений, следует также рассматривать низкий

уровень образовательной и

профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов. Как правило, это связано с отсутствием свободного времени для посещения библиотек, музеев, театров. Кроме того, в настоящее время отсутствуют специальные развлекательные учреждения для сотрудников того или иного правоохранительного органа. Заметим, что в зарубежных странах общепринято посещение сотрудниками полиции так называемого специального закрытого кафе или бара, где проводят свободное от службы время только сотрудники полиции [11].

Состояние законности в деятельности сотрудников напрямую связано с уровнем

их профессионализма. Недостаточный уровень профессиональной и служебнобоевой подготовки сотрудников ОВД, их неспособность грамотными действиями и законными средствами решать стоящие задачи отрицательно сказываются на эффективности правоохранительной

деятельности и авторитете ОВД.

Следовательно, особую актуальность приобретает проблема профилактики коррупции среди сотрудников ОВД, предусматривающая выработку комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности организационно-управленческой структур, проведение

индивидуально-воспитательной работы со всеми категориями личного состава.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аксенов Ю.А. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел: дис. канд. юрид. наук. -СПб., 2004. - С. 10; Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. - М., 1992. - С. 5.

2. http://www.mvd.rupress/interview/7825/7825/

3. По данным сайта территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан по состоянию на 1 октября 2010 года (http://www.tatstat.ru/digital/region12/2007/zp_10.pdf)

4. http://www.mvd.rupress/interview/7429/7429/

5. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений.- М., 2001. -С. 115-123.

6. Российская газета. - 1993.- 13 января.

7. Нечевина Н.Д. Особенности макропричинного комплекса преступности несовершеннолетних в современный период развития российского общества // Преступность и общество. - М., 2004. - С. 78.

8. Ведерникова О. Н. О контроле за деятельностью органов государственной власти // Преступность и власть. - 2000. - С. 8.

9. Егоршин В. М., Колесников В. В. Преступность в сфере экономической деятельности. - СПб., 2000; Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции.- М., 1999.

10. Варыгии Л. Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее: автореф. дис. д-ра юрид. наук. - Саратов, 2003.- С. 38.

11. Удовиченко М. А. Причины и условия правоохранительной преступности // Российский криминологический взгляд. - 2005. - № 1. - С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.