УДК 34 ББК 67
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА БЕЛЯЕВА,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются состояние и причины нарушения принципа законности в деятельности органов внутренних дел современной России.
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, нарушение законности, профилактика.
Annotation. The article discusses the condition and the causes of the violation of the principle of legality in activity of bodies of internal Affairs of modern Russia.
Keywords: employee of internal Affairs bodies violation of the law, prevention.
Наряду с функцией защиты прав и свобод человека и гражданина, органы внутренних дел предназначены и для обеспечения правопорядка и законности. Вместе с тем, в самой деятельности сотрудников нарушения законности не являются редкими. Нарушениями законности в органах внутренних дел, по нашему мнению, можно считать виновное нарушение норм как материального, так и процессуального права сотрудниками в процессе исполнения своих служебных обязанностей, влекущее за собой юридическую ответственность.
Коррумпированность и высокая преступность в правоохранительных органах на сегодняшний день очень сильно подрывают их имидж и веру общества в них. Однако, необходимо отметить, что в последние годы уровень доверия к правоохранительным органам вырос.
«Уровень доверия россиян к полицейским растет, при этом граждане отмечают существенное снижение грубости со стороны сотрудников органов внутренних дел, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Согласно результатам опроса, проведенного в октябре 2016 г., 47% россиян относятся к полиции с доверием, при этом 14% доверяют ей полностью, а 33% — лишь в определенной степени. В начале 2013 г. результаты опроса показали, что полиции доверяли всего 46% респондентов, а в 2012 г. доверие к правоохранителям выражали всего 35% участников опроса, в 2010 г. — только 32%.
Части опрошенных приходилось сталкиваться с теми или иными противоправными действиями полицейских. Каждый десятый был свидетелем случаев грубого и бестактного обращения (11%), использования служебного положения в личных целях (8%). Также отмечаются случаи искажения фактов (7%), взяток (6%).
Чуть менее четверти респондентов (21%) дали положительную оценку деятельности сотрудников правоохранительных органов в оказании помощи гражданам. Еще 58% опрошенных считают помощь полиции в решении проблем несущественной, а 13% и вовсе уверены, что полицейские приносят людям больше вреда»1.
Несмотря на некоторые положительные тенденции, данная статистика наглядно показывает, что принцип законности в деятельности правоохранительных органах не реализуется в полном объеме. Нарушения, выявляющиеся в ходе деятельности правоохранительных органов, существенно подрывают общественно мнение.
Спектр нарушений законности, допускаемых сотрудниками ОВД в своей служебной деятельности, достаточно обширный. При этом вид нарушения обуславливается спецификой той или иной деятельности.
В целом все нарушения законности, совершаемые сотрудниками ОВД, можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют дисциплинарные проступки, занимающие примерно 98% в общей структуре нарушений законности сотрудниками ОВД, а вто-
1 Работа полиции: доверие и оценки // URL: http://www.wciom.ru
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
рую — преступления, составляющие примерно 2% в общей структуре нарушений. Несмотря на столь незначительную долю, именно преступления, обладают большей общественной опасностью и, как правило, вызывают больший общественный резонанс.
К самыми распространенным нарушениям со стороны сотрудников ОВД относятся отказ в приеме заявлений о преступлении; несвоевременная регистрация сообщений о преступлениях; несоблюдение законодательных условий продления срока проверки сообщений о преступлениях; отказ в возбуждении уголовного дела; фальсификации объяснений потерпевших и свидетелей; искажение истинной картины происшествий; неуведомление заявителей о результатах разрешения их сообщений и, соответственно, неразъяснение им права обжалования принятого решения и порядка обжалования; ряд других нарушений.
В свою очередь, в структуре преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД в 2015—2016 гг., в частности ГИАЦ МВД РФ, выделяет две большие группы: 1) преступления должностные и против правосудия, которые составляют примерно 65% от общего количества и 2) общеуголовные преступления — занимающие, соответственно 35% от общего количества преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД.
Самым распространенным преступлением является взяточничество. В общей структуре преступности сотрудников ОВД по данным ГИАЦ МВД РФ оно составило — 22,8%; злоупотребление должностными полномочиями — 8,9%; превышение должностных полномочий — 16,3%; служебный подлог — 10,9%; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности — 0,05%; заведомо незаконный арест или задержание — 0,03%; принуждение к даче показаний — 0,03%.
Говоря об общеуголовных преступления, ГИАЦ МВД РФ выделяет следующие составы, образующие структуру преступности сотрудников ОВД: убийство — 0,36%; кража — 1,9%; мошенничество — 17,7%; грабеж — 0,4%; разбой — 0,4%; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (ст. 228—234 УК РФ) — 3,17%; присвоение или растрата — 1,7%.
Все эти нарушения законности в итоге приводят к подрыву авторитета ОВД, неверию в силу закона, негативному отношению граждан к ОВД и в целом к государству, которое представляют правоохранительные органы2. Негативное влияние на состояние законности в органах внутренних дел оказывают распространенные
практически повсеместно коррупционные нарушения3. Из года в год более 70% зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составляют превышение должностных полномочий, получение взятки и мошенничество4.
Как сообщил генеральный прокурор Ю. Чайка в апреле 2011 г., выступая в Совете Федерации, Генпрокуратура выявила массовые фальсификации уголовной статистики и регистрации преступлений во всех 80 субъектах РФ, где была произведена проверка.
Для борьбы с этими негативными явлениями в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, приказом МВД России от 22 марта 2010 г. № 211 «Об организационно-штатных вопросах» в структуре Департамента государственной службы и кадров МВД России создано управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии с приказом МВД России от 21 августа 2015 г. № 830 «Об внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» в штатное расписание ДГСК МВД России, утвержденное приказом МВД России от 30 декабря 2011 г. № 1331, внесены изменения. Управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений было реорганизовано в отдел организации профилактики коррупционных правонарушений.
Основными задачами данного отдела являются:
♦ профилактика коррупционных правонарушений в системе Министерства, а также в пределах компетенции обеспечение деятельности Министерства по соблюдению сотрудниками, гражданскими служащими и работниками запретов, ограничений, обязательств и требований к служебному поведению;
♦ организационно-методическое обеспечение подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления
2 Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N° 1468 (в ред. от 1 марта 2011 г.) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru
3 Раскина Т.В. Состояние коррупционной преступности в органах внутренних дел Российской Федерации и перспективные направления противодействия ей // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 11. С. 40—43.
4 Там же.
полномочий, возложенных на ОВД, по вопросам реализации антикоррупционного законодательства РФ;
♦ контроль за исполнением приказов и распоряжений Министерства по вопросам реализации антикоррупционного законодательства РФ, а также устранением причин и условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений;
♦ организация в МВД России работы по сбору сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера5.
Причинный комплекс нарушения законности сотрудниками ОВД состоит из целого ряда взаимодействующих факторов к числу которых можно отнести экономические, идеологические, правовые, бытовые и иные.
Под экономическими причинами нарушения законности можно понимать определенное состояние экономического развития общества, а также непосредственную организацию его системы хозяйствования. Экономические причины оказывают влияние на состояние законности в прямом или косвенном понимании. Условиями, которые обеспечивают законность, в данном контексте, являются те факторы, которые обуславливают высокий уровень организованности и эффективности в экономической среде государства, ритмичную и слаженную работу хозяйственного механизма, динамичный и бесперебойный рост объемов производства и производительности труда, а также устойчивое развитие денежной системы.
Необходимо отметить, что в условиях дестабилизации экономики в государстве, а именно, снижения уровня производства, отсутствия четко налаженных хозяйственных связей, высокого уровня инфляции, динамичного роста цен и иных негативных экономических факторов, возрастает уровень общественной напряженности, данный фактор неукоснительно ведет к возникновению анархии, а как следствие, росту правонарушений и преступности, к снижению законности.
Одной из приоритетных задач реформирования органов внутренних дел РФ при проведении полицейской реформы в 2012 г. было формирование достойного денежного довольствия, адекватного сложным, напряженным, зачастую связанным с риском для жизни и здоровья условиям полицейской службы. Однако, уже осенью 2016 г., в результате проведенного нами анкетирования, 70% из числа опрошенных сотрудников ОВД заявили о неудовлетворенности системой денежного содержания сотрудников, а также реальной невозможностью реализовать свое право на получение жилья.
Кроме того, неудовлетворенность денежным содержанием была связана и с возросшими нагрузками, вызванными сокращениями штата.
На сегодня проблема расчета нагрузки на сотрудников органов внутренних дел является весьма актуальной. Основной причиной является отсутствие отечественных научных разработок, посвященных данной проблеме. В этой связи было бы целесообразно для изучения расходов рабочего времени и среднего времени, затрачиваемого на выполнение функций, возложенных на сотрудника полиции, провести хронометраж всей осуществляемой ими деятельности. Полученные результаты позволят установить среднее время, затрачиваемое на выполнение действий, согласно функциональным обязанностям, и общий временной фонд, затрачиваемый сотрудником за год на выполнение своих основных обязанностей. Расчет нагрузки позволит создать методику расчета уровня материального обеспечения.
Поиск в условиях материального неблагополучия дополнительных источников доходов зачастую выливается в совершение коррупционных правонарушений с использованием должностного положения.
Приказом МВД России от 2 января 2013 г. № 1 была утверждена Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел РФ, призванная обеспечить «законность, соблюдение служебной дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению сотрудниками полиции преступлений и правонарушений»6.
По указанию руководства МВД России данный документ был направлен во все ведомственные подразделения, где положения Концепции начали сразу реализовываться:
♦ внедрялся институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на руководящие должности;
♦ введена процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений новых сотрудников, принимаемых на службу в полицию;
♦ для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения начали применять полиграф7.
5 URL: https://дгск.мвд.рф/department/stшctшra-dgsk/отделы/от-дел-профилактики-коррупции
6 Багмет М.А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
7 Фролов А. Профилактика взяточничества и недопущение сотрудниками ОВД коррупционного поведения // URL: http://-www.ormvd.ru/pubs/102/prevention-of-vzyatochnichestvo-and-pre-venting-police-corruption-behavior/
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Политические причины нарушения законности связаны с нестабильностью политических условий, неорганизованностью государственных и властных структур, расцветом бюрократических явлений, коррупции. Существенным условием укрепления законности в государстве является стабильное развитие демократии. Демократия выступает не как ненадежная, аморфнопо-добная власть, а как определенная система сильной, устойчивой и, что не менее важно, ответственной перед народом власти, которая базируется на демократических принципах формирования и функционирования. Именно приведенные выше условия демократического режима способствуют развитию демократического законодательства с его гуманными намерениями, а также эффективной реализации демократии в целом.
Говоря об идеологической составляющей детерминанты нарушения законности сотрудниками ОВД, необходимо подчеркнуть характерную особенность современной российской действительности, заключающуюся в остром противоречии между официальным курсом на создание гражданского общества, правового государства и борьбу с коррупцией, с одной стороны, и социально-правовой реальностью, — с другой.
Законность, в своем широком понятии, подразумевает такой уровень правовой культуры, при котором, уважение и соблюдение права и закона выступает личным убеждением человека, не только рядового гражданина, но самого законодателя и правоприменителя, а также служащих исполнительной системы. Высокий уровень культуры обеспечивается грамотной организацией правовой пропаганды, сформированной системой воспитания высоких и правильных нравственных и моральных качеств, чувства патриотизма, социальной и правовой ответственности, чувства законности и права. При условии отсутствия или разрушения системы воспитания идеологическая среда наполняется иными общественными воззрениями и позициями, которые негативно влияют на состояние дисциплины и организации законности в обществе и в государстве.
В качестве факторов идеологического характера исследователи приводят «отсутствие комплексной идеологии правоохранительной деятельности позитивного характера, распространение в обществе в целом культа вседозволенности, наживы любой ценой, нивелирование морально-нравственных устоев общества, отсутствие четких ценностных ориентиров. В настоящее время насаждаемые СМИ насилие, агрессия, коррупция зачастую связываются с деятельностью правоохранитель-
ных органов, в результате чего в обществе складывается определенный стереотип: сотрудники правоохранительных органов «все продажные» и их не интересуют проблемы рядовых граждан8.
Существенным образом на состояние законности в среде сотрудников органов внутренних дел влияет и качество самих законов. Как справедливо отмечает А.Б. Венгеров, «для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательства (пусть даже совершенного с точки зрения законодательной техники), а такого законодательства, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса»9.
Для формирования законности необходимо использовать современную базу юридического инструментария, который будет обладать четкой структурной организацией и, в то же время, основываться на современных динамично-прогрессивных принципах. Размытые формулировки, недоработки и неясности, а также противоречия в законодательстве влекут за собой нарушение правовых предписаний, а также ущемление законности. Для обеспечения режима законности фундаментальную роль играет не только техническая и формально-юридическая позиция права, но и его содержательная сторона. В таком законодательстве должны отражаться идеи справедливости и главенства закона, гуманизма и четко прописанные права человека.
Бытовые причины нарушения законности являются малоисследованными. Они формируются в процессе повседневной жизнедеятельности людей и мало поддаются систематизации. В каждом конкретном случае это могут быть детерминанты, обусловленные специфическими условиями служебной деятельности, особенностями правоохранительной практики на местах, низким уровнем организации работы полиции. Как указывает И.Р. Сахапов: «существенное влияние на сотрудников оказывает конфликтный характер подавляющего большинства служебных ситуаций, участниками
8 Новичкова Е.Е. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД как управленческая задача // URL: http://perviydoc.ru/v42189/
9 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2014.
которых они становятся. Значительный объем властных принудительно-распорядительных полномочий, постоянная реализация которых может приводить к чрезмерному и необоснованному их использованию, проявляясь во властолюбии, стремлении к подавлению воли, чести, достоинства другого человека, самодурстве, нежелании признавать свои ошибки, уверенности в собственной непогрешимости, переходящей во вседозволенность»10.
В качестве факторов, способствующих нарушениям законности, следует также рассматривать низкий уровень образовательной и профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов. Зачастую это обусловлено отсутствием свободного времени для посещения библиотек, музеев, театров.
Состояние законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел напрямую связано с уровнем их профессионализма. Недостаточный уровень профессиональной и служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД, их неспособность грамотными действиями и законными средствами решать стоящие задачи отрицательно сказываются на эффективности правоохранительной деятельности и авторитете ОВД.
На индивидуальном (личностном) уровне на состояние законности в ОВД влияют такие психотравми-рующие факторы, как ухудшение материального положения, неудовлетворенность решением жилищной проблемы и иные социально-бытовые трудности, порождающие пессимизм, скептицизм и недоверие сотрудников ОВД. Хронические социально-бытовые трудности являются не только источником постоянного психоэмоционального напряжения, но и благоприятной почвой для формирования стереотипных форм поведения. В одних случаях они носят пассивный характер и проявляются в пренебрежении к служебным обязанностям, безразличием, апатией и бездействием в профессиональной сфере; в других — стереотипы поведения смещаются в сторону агрессивных форм, проявляясь (как крайний вариант) в насильственных действиях к окружающим.
Накопление усталости вследствие постоянного участия в экстремальных и повседневных напряженных условиях службы, постоянные «усиления» с ненормированным рабочим днем делают сотрудников в лучшем случае безразличными и равнодушными к лицам, права которых они охраняют, а в худшем — преступниками. Несоблюдение физиологической потребности человека в отдыхе и отсутствие ощущения его собственной защищенности чревато различными нервно-психическими
нарушениями, в том числе внезапными приступами ярости и насилия как в отношении окружающих, так и самих себя.
Обращает на себя внимание высокая агрессивность у отдельных сотрудников, принимавших участие в боевых действиях, характеризующаяся посттравматическим стрессовым расстройством и связанная со стремлением к разрушительным действиям, приводящим зачастую к трагическим последствиям.
Фактор злоупотребления спиртными напитками является важным в формировании агрессивного поведения, способствующего нарушениям законности различного вида. Злоупотребление алкоголем ведет к быстрому развитию нарушений, способствующих подавлению положительных качеств и профессиональной деформация сотрудника. Как показывают исследования, каждое третье нарушение законности и преступление и каждый четвертый суицид совершается личным составом в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, можно констатировать, что в основе нарушения принципа законности среди сотрудников ОВД лежат: слабая воспитательная работа подразделений по воспитательной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников, профессиональная деформация, ложно понятые интересы службы, сложившаяся в ряде подразделений практика игнорирования правовых норм, личная недисциплинированность и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Недостаток профессионализма, отсутствие должного контроля со стороны непосредственных руководителей как за поведением подчиненных при исполнении ими служебных обязанностей, так и за принимаемыми ими решениями приводит к необоснованному применению физической силы, специальных средств, нарушениям административного и уголовно-процессуального законодательства.
Следует отметить, что актуальной является и проблема профилактики нарушений законности сотрудников ОВД, предусматривающая выработку комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности организационно-управленческой структур, проведение индивидуально-воспитательной работы со всеми категориями личного состава, обеспечение психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности.
10 Сахапов И.Р. Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 157.