Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД / ДИСЦИПЛИНА / ЗАКОННОСТЬ / DETERMINANTS / СCORRUPTION / CORRUPTION CRIMES / CRIME OF POLICE OFFICERS / DISCIPLINE LEGALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Десятова Ольга Васильевна

В статье выделяются и характеризуются правовые и организационно-управленческие детерминанты коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание автором уделено кадровой и воспитательной работе в органах внутренних дел как одному из важнейших направлений работы по противодействию коррупции. Отмечается что возможность для злоупотребления полномочиями создают в том числе несовершенные нормативные правовые акты, содержащие оценочные признаки или нормы не имеющие официального толкования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational-management determinants of corruption in the internal affairs bodies

The article highlights and characterizes the legal and organizational and managerial determinants of corrupt behavior of internal affairs officers. The author paid special attention to personnel and educational work in the internal affairs bodies as one of the most important areas of work to counter corruption. It is noted that the possibility for abuse of authority is created, including imperfect regulatory legal acts, containing evaluative features or norms that do not have an official interpretation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 11(179)

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЕСЯТОВА Ольга Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации охраны общественного порядка

Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. E-mail: olya.desyatova.80@mail.ru

Краткая аннотация: В статье выделяются и характеризуются правовые и организационно-управленческие детерминанты коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание автором уделено кадровой и воспитательной работе в органах внутренних дел как одному из важнейших направлений работы по противодействию коррупции. Отмечается что возможность для злоупотребления полномочиями создают в том числе несовершенные нормативные правовые акты, содержащие оценочные признаки или нормы не имеющие официального толкования.

Abstract: The article highlights and characterizes the legal and organizational and managerial determinants of corrupt behavior of internal affairs officers. The author paid special attention to personnel and educational work in the internal affairs bodies as one of the most important areas of work to counter corruption. It is noted that the possibility for abuse of authority is created, including imperfect regulatory legal acts, containing evaluative features or norms that do not have an official interpretation.

Ключевые слова: детерминанты; коррупция; коррупционные преступления; преступность сотрудников ОВД; дисциплина; законность.

Keywords: determinants; сcorruption; corruption crimes; Crime of police officers; Discipline Legality.

Коррупция как общественное явление имеет глубокие исторические корни в истории всех стран, в том числе и в России [1]. Преступности сотрудников органов внутренних дел, в том числе и коррупции, посвящены исследования: С.А. Алтухова, М.А. Багмета, А.Н. Варыгина, А.А. Купленского, Ю.А. Мерз-лова, А.Б. Осипова, Р.В. Скоморохова, Н.В. Строчиловой, Н.В. Тарасова, А.А. Тирских, С.Н. Мухортова, А.Д. Сафронова и др.

История появления коррупции и противодействия к ее проявлениям на различных этапах в правоохранительных органах затрагивались в работах С.А. Невского, В.А. Карлебы, А.Д. Сафронова и др.

Несмотря на значительную степень разработанности затрагиваемой нами темы, следует отметить, что актуальность ее исследования остается высокой, что в первую очередь обусловлено как изменениями законодательства и попыткой законодателя фактически декриминализировать ряд коррупционных деяний, выделив мелкое взяточничество, которое, в том числе, специфично и для сотрудников органов внутренних дел, а также, в целом, изменение отношения к коррупции в обществе, когда она стала восприниматься как нормальное явление.

Разработка эффективных мер борьбы с любым негативным социальным явлением невозможна без изучения ее причин и условий. Реформа органов внутренних дел проходила в сложной и противоречивой обстановке. Деструктивные процессы, которые происходили в нашей стране, несомненно, отражались и на органах внутренних дел, при этом удалось сохранить их целостность, способность решать сложные оперативно-служебные задачи. Несомненно, этому способствовало проведение мер правового, организационного, информационного и иного характера противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности. Как справедливо отмечают авторы, угрозы собственной безопасности носят как внутренний, так и внешний характер[2].

Несмотря на то, что детерминанты коррупции связаны с общими детерминантами преступности, они проявляются в своем разнообразии в различных сферах деятельности с разной интенсивностью. Исторически обусловлено, что факторы корыст-

ной преступности постоянно изменяются, но традиционно они отличаются от преступлений общеуголовного характера, что обусловлено различной социальной средой, из которых выходят преступники, их уровня образования, социальной неустроенности и т.д.

Детерминанты коррупции в ОВД по мнению ряда авторов, обусловлены, прежде всего, не негативными процессами в системе МВД России, которые обусловили проведение, в том числе, ее реформирования, а общей деформацией социальных ценностей в российском обществе, что повлекло за собой ослабление правовой пропаганды и правового информирования населения и в целом государственной системы профилактики правонарушений в целом [3, С. 17 - 18, 61 - 72; 4, С. 26; 5, С. 10].

Из всего многообразия классификаций причин коррупции по нашему мнению, наиболее приемлемой для настоящего исследования является классификация на две группы 1) социально-экономические^]; 2) правовые и организационно-управленческие детерминанты коррупции в органах внутренних дел.

Остановимся более подробно на второй группе детерминант коррупции в органах внутренних дел, включающую организационно-управленческие факторы, к которым относятся:

а) совершенствование ведомственного контроля за деятельностью сотрудников органов внутренних дел. В части предупреждения различных нарушений коррупционного законодательства значительна роль руководителей ОВД при осуществлении систематического ведомственного контроля за организацией службы соответствующих подразделений, а также за соблюдением законности и требований ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих ее осуществление. Такой контроль должен быть нацелен на проверку:

- соблюдения принципа открытости сотрудников полиции при несении службы (при возможности идентифицировать полицейских, в том числе, посредством фото и видеозаписи);

- соответствия требований к поведению при несении службы (вежливость, тактичность и корректность при общении с гражданами, а также недопустимость любого вида высказываний, подразумевающих возможность получения незаконного

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

обогащения: спасибо на хлеб не намажешь и т.п.);

- ограничения на посещения без надобности магазинов, кафе, ресторанов и других помещений в форменной одежде;

- недопустимости избирательного подхода в принятии мер к нарушителям закона;

- выявления правонарушений со стороны подчиненных сотрудников (необоснованная проверка документов; вымогательство взятки; курение в местах, где оно запрещено и т. п.);

- выполнения требований ФЗ «О полиции» при общении с гражданами [7].

б) слабая кадровая и воспитательная работа.

Во всем мире профессионализм и компетентность полиции, или как ее иначе называют «чистота рядов», свидетельствующая, в том числе, об отсутствии коррупционных проявлений, напрямую зависят от качественной проверки кандидатов на службу в полицию [8]. Поддержание престижа профессии полицейского в обществе это еще одно направление данной работы. Так, в частности, китайская полиция комплектуется только на конкурсной основе, при этом количество претендентов более 3000 человек на место даже на низовые должности, что является наибольшим в мире. Обусловлено это, прежде всего, достойной оплатой труда при наличии высоких профессиональных требований.

В Израиле конкурс больше 100 кандидатов на место, а в основе службы все тот же принцип - престиж. Защита граждан считается почетной работой.

Механизма работы с кадрами включает основные элементы, к которым относят: подбор (отбор) и расстановка кадров; воспитание и обучение кадров. При этом «отбор кадров» предполагает выделение одного кандидата из числа других, более соответствующего предъявляемым требованиям. Профессиональный отбор невозможно представить без выбора лучшего из лучших, при этом он должен носить научно обоснованный характер, а именно, строиться не на выборе наиболее способного кандидата из всех по личным качествам, а на сопоставлении соответствия качеств кандидата предъявляемым требованиям. При этом требуется на основе современных научных методик выделить качества, необходимые работнику ОВД. Как отмечают исследователи, модернизация системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел, ее совершенствование и приведение в соответствие с «социальным заказом» как раз и направлена на подготовку квалифицированных сотрудников, понимающих суть своей деятельности и осознающих ее смысл, готовых действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения и осуществляемые действия, ориентированных на саморазвитие, самообразование [9, С. 60].

Институт поручительства также требует реформирования, поскольку на практике часто носит формальный характер. Иногда поручители вообще не знают кандидата, а делают это по просьбе руководителя или иных сотрудников и знако-

мых, которые ходатайствуют за такого кандидата. При этом нивелируется значение личного поручительства как гаранта того, что порученный в период службы не допустит нарушений, в том числе, коррупционного характера и будет добросовестно выполнять свои обязанности [10].

Институт наставничества, к которому предъявляются не меньшие требования, ассоциируется со взаимной ответственностью сотрудника и руководителя-наставника. Тенденция привлечения к обоюдной ответственности указанных лиц, сложившаяся в последнее время в случае совершения сотрудником правонарушения различного характера, видится несправедливой, поскольку чаще всего в отношении начальника происходит объективное вменение, то есть без вины, что недопустимо с точки зрения теории права. Более того, она, на наш взгляд, является бесперспективной и нецелесообразной, поскольку в последнее время наблюдается проблема кадров руководителей среднего звена. Сотрудники не проявляют карьерных амбиций именно потому, что могут быть уволены со службы за чужое поведение, даже при его личной многолетней безупречной службы и без права восстановления, предпочитая дослужить до пенсии на должностях среднего начальствующего состава.

Кроме того, получается коллизия права, сотруднику, совершившему проступок гарантируется справедливое наказание с учетом его вины и право на реабилитацию, а к руководителю нет, даже в случае восстановления самого сотрудника в дальнейшем на службе.

Принцип индивидуализации наказания должен быть превалирующим и в отношении руководителя, если служебная проверка установит его вину в неисполнении обязанности по воспитанию личного состава, то применяется наказание, в том числе, в виде увольнение. Если по обстоятельствам дела не мог исполнить надлежащим образом выполнить обязанности (находился в командировке, на учебе, на больничном и др.) то необоснованно применять крайние меры.

Совершенствование форм и методов работы с личным составом одно из важнейших направлений противодействия коррупции в системе органов внутренних дел. В период социальных трансформаций данное направление работы предполагает предъявление более высоких требований к поведению самих сотрудников органов внутренних дел. Поэтому при работе с кадрами в органах внутренних дел необходимо учитывать указанный период и изменившиеся особенности социально-экономической России [11].

в) несовершенная система оценки деятельности органов внутренних дел. Существовавшая многие годы «палочная» система подорвала не только доверие граждан, когда сотрудники в целях увеличения «процента раскрываемости» отказывали гражданам в приеме заявлений, но и значимость самого труда его сотрудников, которые вместо выполнения задач борьбы с

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 11(179)

преступностью и иных направлений деятельности «работали» на отчетность, поскольку ценились те сотрудники, у которых были высокие показатели, а не качество выполнения служебных обязанностей. Эта проблема сохраняет свою актуальность и сегодня, поскольку, несмотря на то, что со всех трибун на различных уровнях объявлено об отмене «палочной системы», на местах до сих пор не могут применять новые критерии оценки деятельности сотрудников.

г) низкое качество профессиональной подготовки и повышения квалификации действующих сотрудников полиции [7, 12, 13].

д) отсутствие надлежащего технического контроля. Одним из действенных мер предупреждения коррупции на современном этапе могут выступать средства видеозаписи. При этом речь идет не о тотальном контроле, так как повсеместное их применение недопустимо как с точки зрения обоснованности, так и материально-технических затрат. В тоже время установление их на постах ГИБДД, патрульных автомашинах, дежурных частях, в иных подразделениях, где имеются коррупционные риски, оказывает положительное влияние на их снижение [14]. Видеофиксация действий сотрудников полиции в процессе несения службы выполняет сразу несколько функций. Это, прежде всего, реализация принципа деятельности полиции (Ст. 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, Ст. 900), это сбор доказательств совершения преступления, административного правонарушения или происшествия, это обеспечение личной безопасности [15, 16].

е) недостатки морально-психологической работы. Усиление морально-психологической готовности к несению службы сотрудников ОВД, которое должно осуществляться на всех этапах подготовки, что также должно способствовать выявлению причин и условий, а также профилактике коррупционных нарушений.

К правовым факторам относятся:

а) длительное отсутствие законодательного определения коррупции и в целом системного законодательства, направленного на противодействие коррупции. Главной пробле-

мой в этот период является не столько отсутствие самого понятия коррупции, сколько отсутствие порядка взаимодействия гражданского общества и государства в лице его представителей должностных лиц. В то же время не секрет, что органы законодательной власти сами в этот период являлись объектами коррупционных интересов, а их представители - активными участниками коррупционных действий. Что в свою очередь способствовало распространению коррупции в стране.

б) наличие несовершенных правовых актов, создающих возможности для злоупотреблений. Это связано с наличием правовых норм, не имеющих официального толкования; оценочных признаков, содержание которых в значительной мере определяется правосознанием юриста, применяющего закон [17, С. 154]; преобладанием в уголовном и административном законодательстве норм с альтернативными, относительно неопределенными санкциями; отсутствие административно-правовых запретов на некоторые виды коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел и др.;

в) пробелы в законодательстве. Неурегулированность процедуры поощрения сотрудников ОВД, если наградное законодательство регламентировано, то поощрительное нет, оно отдано на усмотрение руководителя. Многие вопросы, возникающие при подаче сведений о доходах (расходах) также не урегулированы.

Таким образом, не смотря на созданную мощную нормативную правовую базу борьбы с коррупцией, в том числе в органах внутренних дел антикоррупционный стандарт поведения каждого сотрудника органов внутренних дел еще не создан. Эффективность профилактики коррупции в органах внутренних дел, несомненно, связана с ликвидацией или сведением к минимуму правовых и организационно-управленческих детерминант коррупции. Проводимая в России поэтапная административная реформа, в том числе реформирование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также будет способствовать ликвидации указанных детерминант, исключая коррупционные факторы в производстве по делам об административных правонарушениях

Библиография:

1. Десятова О.В. Понятие, генезис и виды коррупции в органах внутренних дел // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2018. № 1(11). С. 17-22.

2. Костенников М.В., Куракин А.В., Кошелев И.Н. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 40- 47; № 2. С. 38-45; № 4. С. 52 .

3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.

4. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.

5. Осипов Г.В., Левашов В.К., Локосов Н.В. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М., 1994.

6. Десятова О.В., Черных И.А. Социально-экономические детерминанты коррупции в органах внутренних дел // Евразийский юридический журнал. 2018. №12(127). С.340-342.

7. Вопросы правовой оценки и предупреждения типичных ситуаций нарушения законности в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции / О.В. Десятова, В.Б. Квасов, Р.Р. Сабитов, Р.М. Минулин // отчет о НИР № 12/3638 от 30.06.2014 (МВД России).

8. Кузнецов А., Сухов С. Борьба с коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2011. №2. С.21-25.

9. Иоголевич Н.И., Иоголевич В.А., Иванова С.И. Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (72). С. 60-67.

10. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 12. С. 30 - 36.

11. Дугенец А.С., Васильев Ф.П., Гугунский А.Н. Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России // Российский следователь. 2011. № 9. С. 29 - 31.

12. Десятова О.В. Типичные нарушения законности в деятельности сотрудников строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: правовая оценка и предупреждение // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 71 -80.

13. Десятова О.В. Основные направления предупреждения типичных ситуаций нарушения законности в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции // Административная деликтология: состояние и перспективы материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Тюмень, Тюменский и-т повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. С. 103-110.

14. Раскина Т.В. Состояние коррупционной преступности в органах внутренних дел Российской Федерации и перспективные направления противодействия ей // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 11. С. 40 - 43.

15. Иванова С.И., Летаева Е.А. Применение видеозаписи как способа фиксации применения мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях // Административная деликтология: состояние и перспективы материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. С. 38-41.

16. Иванова С.И., Летаева Е.А. Видеозапись как средство реализации принципов открытости и законности в деятельности полиции // Научный портал МВД России. 2017. №°3(39). С.83-88.

17. Сахапов И.Р. Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. №°2. С. 154-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.