_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 349.3
Шепелева Д. ,
студентка 3-го курса, факультет непрерывного образования Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный университет правосудия» Научный руководитель: Кручек И.В., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье анализируются позиции органов власти, экспертного сообщества о способах решения болезненной для населения страны проблемы повышения пенсионного возраста в контексте современного этапа пенсионной реформы, вносятся предложения о необходимости корректив в политике занятости, направленных на минимизацию проявлений дискриминации человека на основании его возраста.
Ключевые слова
Пенсионный возраст, трудоспособность, работающий пенсионер, продолжительность жизни.
Пенсионный возраст — одна из важнейших характеристик пенсионной системы, показывающая на каком году жизни пенсионер может воспользоваться благами социального государства.
Проблема пенсионного возраста многоаспектна, экономические аргументы сталкиваются с социальными.
За безотлагательное повышение пенсионного возраста выступают в основном финансисты и экономисты. Так, предлагается начать повышать пенсионный возраст до 63 лет уже с 2017 года, или хотя бы с 2018 года.
Финансово-экономический сектор в Правительстве совместно с экспертным сообществом предлагают к рассмотрению и обсуждению различные альтернативы: уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин на уровне 60 лет; повышение до 58 лет у женщин, 63 у мужчин; более радикальное повышение до 60 и 65 соответственно [7].
Сторонники данного предложения приводят следующие аргументы:
1. В России один из самых низких пенсионных возрастов в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
2. Население России стареет. В 1939 и 1959 годах доля лиц 60 лет и старше составляла соответственно 6,7% и 9,0%, а в 2015 году - уже более 20% [2].
3. Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работу имеют более половины, а значит реальной утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит и его можно повысить [4, с.193].
4. Соотношение работающих россиян планомерно приближается к количеству получающих пенсию и должно сравняться к 2025-2030 годам. Экспертное сообщество прогнозирует высокую динамику этого процесса в ближайшей перспективе: к 2025 году население трудоспособного возраста сократится на 5 млн. человек, к 2050 году - на 12 млн. человек [5, с. 139].
5. Предполагается, что через несколько лет дефицит рабочей силы станет одним из главных сдерживающих факторов для роста экономики и повышение пенсионного возраста окажется важнейшим резервом стабилизации ситуации на рынке труда [6, с.129].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
6. Продолжительность жизни в России растет, и по сведениям Федеральной службы государственной статистики сейчас достигла среднего показателя по стране в 70,93 лет [9].
7. За пять последних лет сбалансировать пенсионную систему так и не удалось. Собираемые страховые взносы не покрывают объем выплачиваемых пенсий.35 Сохранение возраста неизменно приведет к снижению пенсий или продолжающемуся росту расходов федерального бюджета.
Противники повышения пенсионного возраста, в группу которых входят в основном политики и социальный блок правительства36, утверждают, что, несмотря на финансовую привлекательность этого шага, Россия к нему не готова [8].
1. Продолжительность жизни россиян, мала, особенно для мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин практически не изменилась с тех пор, как в стране появилось государственное пенсионное обеспечение.
2. Уровень общей безработицы остается достаточно высоким, создание рабочих мест отстает от темпов экономического роста, и вряд ли можно говорить о том, что экономике сейчас нужны дополнительные трудовые ресурсы [9].
З.Экономия бюджета, которую можно получить за счет повышения пенсионного возраста, составит не более 10% от суммы дефицита ПФ.37
4. Часть пожилых людей все равно выйдет на пенсию раньше, воспользовавшись предусмотренными законодательством основаниями для снижения пенсионного возраста или для назначения страховой пенсии досрочно. В итоге приведенные выше расчеты экономии приобретут характер гипотетических.
Практика показывает, что большинство людей предпенсионного возраста настроены на продолжение работы после выхода на пенсию.38
Представляется, что в данной ситуации проблемой является нежелание работодателя принимать на работу людей предпенсионного возрастата. Такого рода проявления эйджизма разделяют жизнь на период активной деятельности, востребованности, продуктивности и на период доживания, что, по мнению ученых-геронтологов, приводит к сокращению продолжительности человеческой жизни.
Представляется, что решение вопроса о повышении пенсионного возраста целесообразно рассматривать в контексте Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года, проект которой сегодня активно обсуждается и других создаваемых и реализуемых государством программ по адаптации пожилых людей в обществе в целях продления периода активного старения. [3].
Представляется, что финансисты и политики спорят не о том, надо повышать пенсионный возраст или не надо. Дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста перешла в плоскость дебатов о времени начала такой реформы в России. По такому пути пошли многие развитые страны, не найдя другого решения сложного с политической и социальной точек зрения вопроса.
Представляется справедливым вывод об отсутствии другого, менее болезненного способа решения проблемы сохранения баланса интерессов работающих и пенсионеров.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 385-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета. 2014. 5 декабря.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития
35 В 2015 году дефицит пенсионного бюджета составил 623 млрд. рублей. За последние шесть лет доля трансферта федерального бюджета в бюджете ПФР занимала от 62% в 2010 году и до 36% в 2015 году [1].
36 Министерство труда и социальной защиты РФ отстаивает позицию о поэтапном повышении пенсионного возраста, что предполагает повышение пенсионного возраста на полгода в течение двух-трех лет, после чего пенсионный возраст начнет расти на год за год. 12 мая 2016 года принят в третьем чтении Закон «О повышении пенсионного возраста государственных и муниципальных служащих», который вступил в силу 1 января 2017 года.
37 По предварительным расчетам повышение пенсионного возраста на 10 лет для женщин и на пять для мужчин позволит сэкономить федеральному бюджету порядка 60-70 млрд. рублей в 2016 году, в 2017 году - 140 млрд. рублей. Тогда как дефицит ПФР в 10 раз больше - 623 млрд. рублей в 2015 году. [7].
38 Например, в Республике Крым более 147тыс. пенсионеров продолжают работать, что составляет более 26% общего количества пенсионеров, проживающих в Крыму [8].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
пенсионной системы РФ» // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 8029.
3. Проект Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года // [Электронный ресурс]. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации/ Режим доступа: http: //www .rosmintrud.ru/social/vetaran-defence/50.
4. Головченко Г.Я., Дукарт С.А. Занятость лиц пенсионного возраста // Сборник научных трудов Международного научного симпозиума "Общество и непрерывное благополучие человека". Томск: ТГУ, 2014.C. 192-196.
5. Дудко К.Ю. О возможности повышения пенсионного возраста в РФ.// Известия Тульского государственного университета. - 2015.- № 4.- С. 135-141.
6. Синявская О.В. Как повышать пенсионный возраст // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - С. 117137.
7. Суховерхов А.А. Повышение пенсионного возраста в России // [Электронный ресурс]. А.А. Суховерхов // В правительстве вновь обсуждают повышение пенсионного возраста с 2018 года - Режим доступа: https://allinvestments.ru/ povyshenie-pensionnogo-vozrasta-v-rossii/.
8. Пенсия в Крыму и Севастополе. / [Электронный ресурс] Пенсионный фонд РФ / - Режим доступа: http://pensiology.ru/vidy-pensij/otdelnym-kategoriyam-grazhdan/v-krymu-i-sevastopole/
9. Демографический ежегодник России 2015. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/demo15.pdf
© Шепелева Д., 2017
УДК34
Шубина Е.А.,
Магистрант 1 года обучения ИСОиП(филиала) ДГТУ в г. Шахты, г. Шахты, РФ
Греченкова О.Ю.
к.ю.н., доцент ИСОиП(филиала) ДГТУ в г. Шахты, г. Шахты, РФ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, а также проблемы качества питьевой воды в Ростовской области.
Ключевые слова
Водоснабжение, водоотведение, водное законодательство, питьевая вода.
Нормативно-правовое регулирование в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность государства в лице соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует всем охрану здоровья, разрабатывает программы, способствующие экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41) [1].
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями.
Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются