Научная статья на тему 'Актуарное обоснование условий повышения пенсионного возраста в Российской Федерации'

Актуарное обоснование условий повышения пенсионного возраста в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / PENSION REFORM / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / PENSION AGE / ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ / NUMBER OF PENSIONERS / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА ЭКОНОМИКУ / DEMOGRAPHIC LOADING ON ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёв А.К.

Проблема повышения пенсионного возраста в России обсуждается уже с первых шагов рыночных преобразований системы пенсионного обеспечения, т. е. четверть века, но сколько-нибудь видимого продвижения к ее решению пока нет. Все цивилизованные страны уже выработали четкую программу действий, хотя и с разными социальными и экономическими последствиями: одни повысили пенсионный возраст «шоковыми» инструментами за один-два года, другие растянули этот процесс на несколько десятилетий, третьи отказались от возрастного регулятора страховых пенсионных прав. В нынешних российских социально-экономических условиях проблема повышения пенсионного возраста приобрела особую остроту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Economic Consequences of Increase of Pension Age in the Russian Federation

The problem of increase of pension age in our country is discussed already from the first steps of market transformations of provision of pensions, i.e. quarter of the century, and without some visible advancement to its decision. At the same time all civilised countries have already developed the accurate program of actions under its decision, though and with different social and economic consequences: one have raised pension age «shock» tools for one-two year, others have stretched this process for some decades, the third have refused an age regulator of the insurance pension rights. In present social and economic conditions the problem of increase of pension age in Russia has got a special sharpness.

Текст научной работы на тему «Актуарное обоснование условий повышения пенсионного возраста в Российской Федерации»

ЭКО. - 2015. - №7 СОЛОВЬЁВ А.К.

Актуарное обоснование условий повышения пенсионного возраста в Российской Федерации*

А.К. СОЛОВЬЁВ, доктор экономических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва. Е-таИ: sol26@100.pfr.ru

Проблема повышения пенсионного возраста в России обсуждается уже с первых шагов рыночных преобразований системы пенсионного обеспечения, т. е. четверть века, но сколько-нибудь видимого продвижения к ее решению пока нет. Все цивилизованные страны уже выработали четкую программу действий, хотя и с разными социальными и экономическими последствиями: одни повысили пенсионный возраст «шоковыми» инструментами за один-два года, другие растянули этот процесс на несколько десятилетий, третьи отказались от возрастного регулятора страховых пенсионных прав. В нынешних российских социально-экономических условиях проблема повышения пенсионного возраста приобрела особую остроту.

Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионный возраст, численность пенсионеров, демографическая нагрузка на экономику

Мировые пенсионные системы

Повышение пенсионного возраста позиционируется сторонниками этой меры как главный фактор экономии бюджетных средств путем сокращения числа новых назначений страховой пенсии. Однако в условиях сохранения действующего страхового механизма формирования и реализации пенсионных прав застрахованных лиц достижение поставленной цели сопряжено с рядом объективных условий и факторов.

Сами нынешние и будущие пенсионеры считают такой способ решения финансовых проблем правомерным только в том случае, если не произойдет снижения гарантированных государством пенсионных прав, заработанных в течение трудоспособного периода жизни. Практика зарубежных стран показывает, что для решения данной многофункциональной задачи

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2015 г. Статистический анализ и расчеты выполнены С. А. Донцовой, С. Е. Кучук, Е. Б. Новиковой.

необходимо наличие демографических и социально-трудовых предпосылок для повышения пенсионного возраста. Государство же в первую очередь рассматривает последствия реализации этой меры для бюджета Пенсионного фонда России и макроэкономики в целом.

С последней четверти ХХ века ведутся активные научные обсуждения, сопровождаемые агрессивной критикой законодательно установленного возраста выхода на пенсию в России, который остается самым низким из всех стран, имеющих общегосударственную систему обязательного пенсионного обеспечения (табл. 1). Пенсионные системы всех развитых стран (в первую очередь ОЭСР) давно установили 65-летний рубеж пенсионного возраста, причем в абсолютном большинстве государств - даже без символических гендерных различий (льготного понижения возраста для женщин). Более того, в начале XXI века многие страны ОЭСР приступили к корректировке общегосударственных пенсионных программ в направлении дальнейшего повышения возраста выхода на пенсию - до 67 и даже до 70 лет.

Таблица 1. Нормативный возраст выхода

на государственную пенсию на общих основаниях в странах ОЭСР

Страна Мужчины Женщины

Германия 65 65

Греция 65 64

Испания 65 65

Франция 65 65

Италия 66 62

Финляндия 65 65

Швеция 65 65

Великобритания 65 61

Норвегия 67 67

Швейцария 65 64

Канада 65 65

США 66 66

Польша 65 60

Однако надо учитывать, что во все времена повышение пенсионного возраста осуществлялось постепенно: от 1-2 мес. за календарный год в начале и до 3-4 мес. - в конце переходного периода. В результате процесс перехода растягивался в среднем

на 20-25 лет. По данным аналитических обзоров ОЭСР, все страны должны завершить переход на рубеж 67-летнего выхода на трудовую пенсию на общих основаниях не позднее 2020-х годов. Одновременно некоторые государства уже отрабатывают схемы перехода на 70-летний возрастной рубеж к середине 2030-х годов.

Почему же российская пенсионная система отстает от этого процесса? Ответ на этот вопрос заключается в том, что в страховой пенсионной системе общеустановленный возраст является не аксиоматическим параметром, а производной величиной, получаемой расчетным путем из уравнения актуарного баланса пенсионных прав и обязательств.

Сторонники повышения пенсионного возраста в России аргументируют необходимость его безотлагательного введения увеличением числа работающих пенсионеров (табл. 2), а также существенным изменением демографических тенденций, в частности, устойчивым ростом общей продолжительности жизни при рождении, особенно за последние пять лет (рис. 1).

Таблица 2. Динамика числа работающих пенсионеров в России в 2000-2015 гг., тыс. чел.

Год Работающие пенсионеры, тыс. чел.

2000 6101, 8

2001 5762, 2

2002 6 486, 1

2003 7067, 7

2004 7821, 4

2005 8 594, 1

2010 12 382,8

2011 13032, 9

2012 13671, 7

2013 14 328,0

2014 14 920,3

2015 15 310,0

74,79 74,88 75,61 75 86 76,3

70,24

1

62,87 63,09164,04| 64,56 65,13 |

шат

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 | I Мужчины ^=1 Женщины -О— Оба пола

Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России в 2000-2013 гг.

Источник: Данные таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. 1Ж1_: http://www.gks.ru. Расчеты автора.

Увеличивается и демографическая нагрузка на экономику, что проявляется в росте соотношения нетрудоспособного и трудоспособного населения (табл. 3).

Таблица 3. Ожидаемый рост демографической нагрузки на экономику в 2015-2050 гг., млн чел.

Численность 2015 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Получателей страховой пенсии 39,7 41,2 42,0 42,0 42,0 42,0 41,8 40,9

Наемных работников 45,5 44,5 43,2 42,6 42,7 42,3 41,3 40,1

Среди других причин называют усиление разбалансирован-ности бюджета пенсионной системы и, соответственно, увеличение риска субсидиарной ответственности по трансфертному финансированию бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на покрытие дефицита (рис. 2) и увеличение пенсионной нагрузки на бизнес в форме неизбежного повышения размера страховых тарифов для всех участников пенсионного процесса или отдельных видов трудовой деятельности (в первую очередь это касается самозанятого населения и малого бизнеса).

Млрд руб. 6000

5500

5000

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1,14

2016 2020 2025 2030 2035 2040 2045 | IВ действующих условиях | I При повышении пенсионного возраста —О-Изменение, раз (правая шкала)

2050

Источник: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г Министерство экономического развития РФ. Официальный сайт. иЯ!_: http://www.economy.gov.ru. Расчеты автора.

Рис. 2. Объем межбюджетных трансфертов необходимый для покрытия дефицита бюджета ПФР (в действующих условиях и при повышении пенсионного возраста) в 2016-2050 гг., млрд руб.

Демографические предпосылки повышения пенсионного возраста

Действительно, численность работающих пенсионеров неуклонно растет, что часто трактуется как наглядное свидетельство увеличения продолжительности жизни. Но принципиально важно выяснить, кто и почему работает после назначения трудовой пенсии. Так, в число работающих пенсионеров входят, в первую очередь, «досрочники», т. е. северяне; работающие во вредных и опасных условиях; занятые в отраслях, где есть право на «выслугу лет», а также низкодоходные категории населения, которые просто вынуждены работать для выживания на тех рабочих местах с низкой зарплатой, на которые никто и не претендует, кроме временных трудовых мигрантов.

Еще один «аргумент» - это рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении в России, которая, действительно, существенно увеличилась и в 2013 г. составила у женщин 76,3 года, у мужчин - 65,13 года. Однако она все еще ниже, чем в более-менее развитых странах Америки, Азии и Европы (в том

числе в Чехии, Словакии, Словении, Польше, Греции, странах Прибалтики, не говоря уже о США, Франции, Германии, Японии и т. д.) (табл. 4).

Таблица 4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в некоторых странах мира в 2012 г., лет

Государство Пол Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Превышение над Россией (-), лет

Австралия Мужчины 84,4 -8,1

Женщины 79,9 -14,3

Оба пола 82,1 -11,3

Австрия Мужчины 83,6 -7,3

Женщины 78,4 -13,3

Оба пола 80,9 -10,2

Бельгия Мужчины 83,1 -6,8

Женщины 77,8 -12,7

Оба пола 80,4 -9,6

Великобритания Мужчины 83,6 -7,3

Женщины 79,5 -14,4

Оба пола 81,5 -10,7

Германия Мужчины 83,3 -7,0

Женщины 78,6 -13,5

Оба пола 80,9 -10,1

Гонконг Мужчины 86,4 -10,1

Женщины 80,7 -15,6

Оба пола 83,5 -12,7

Греция Мужчины 83,4 -7,1

Женщины 78,0 -12,9

Оба пола 80,6 -9,9

Дания Мужчины 82,1 -5,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женщины 78,1 -13,0

Оба пола 80,1 -9,3

Израиль Мужчины 83,6 -7,3

Женщины 79,9 -14,8

Оба пола 81,7 -10,9

Ирландия Мужчины 83,2 -6,9

Женщины 78,7 -13,6

Оба пола 80,9 -10,1

Исландия Мужчины 84,3 -8,0

Женщины 81,6 -16,5

Оба пола 82,9 -12,2

Продолжение табл. 4

Государство Пол Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Превышение над Россией (-), лет

Испания Мужчины 85,4 -9,1

Женщины 79,5 -14,4

Оба пола 82,4 -11,6

Италия Мужчины 85,6 -9,3

Женщины 80,4 -15,3

Оба пола 82,9 -12,2

Канада Мужчины 83,4 -7,1

Женщины 79,1 -14,0

Оба пола 81,2 -10,5

Главное, следует подчеркнуть, что в соответствии с экономической и социальной функцией государственной пенсии ожидаемая продолжительность жизни при рождении не является показателем, на который можно ориентироваться при установлении пенсионного возраста. Ее рост достигается, в первую очередь, за счет повышения этого показателя для детей и в меньшей степени - лиц трудоспособного возраста. В частности, продолжительность жизни у детей выросла за последние 11 лет на шесть лет (у мальчиков) и на четыре года (у девочек), в то время как у лиц старше трудоспособного возраста - всего на 1,46 у мужчин и 1,36 года - у женщин (табл. 5).

Таблица 5. Рост ожидаемой продолжительности жизни в России

по основным возрастным группам в 2002-2013 гг., лет

Возраст, лет Пол 2002 2013 Абсолютный прирост (2013 к 2002)

Моложе трудоспособного возраста (0-15)

0 Мужчины 58,68 65,13 6,45

Женщины 71,90 76,3 4,40

15 Мужчины 45,08 51,02 5,94

Женщины 58,16 62,11 3,95

В среднем по группе моложе трудоспособного возраста

Мужчины 52,32 58,35 6,03

Женщины 65,45 69,46 4,01

В трудоспособном возрасте (16-55/16-59)

16 Мужчины 44,12 50,06 5,94

Женщины 57,19 61,13 3,94

54 Женщины 23,04 26,21 3,17

59 Мужчины 13,35 16,33 2,98

Продолжение табл. 5

Возраст, лет Пол 2002 2013 Абсолютный прирост (2013 к 2002)

В среднем по группе в трудоспособном возрасте

Мужчины 28,53 33,03 4,50

Женщины 39,92 43,53 3,61

Старше трудоспособного (55 и более/60 и более)

55 Женщины 22,24 25,36 3,12

60 Мужчины 12,8 15,73 2,93

100 Мужчины 1,38 1,48 0,10

Женщины 1,77 1,84 0,07

В среднем по группе старше трудоспособного возраста

Мужчины 9,36 10,82 1,46

Женщины 13,51 14,87 1,36

У населения, дожившего до законодательно общеустановленного пенсионного возраста (т. е. до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), прирост ожидаемой продолжительности жизни составил в 2013 г к уровню 2002 г. для женщин 3,1 года, для мужчин - 2,9 года.

Следует напомнить, что в России ожидаемая продолжительность жизни при достижении общеустановленного пенсионного возраста составляет у женщин 25,36 года, у мужчин - 15,73 года. Значение этого показателя только недавно вышло на уровень 1950-х годов (в начале 2000-х мы находились на уровне 18961897 гг.) (табл. 6).

Таблица 6. Динамика ожидаемой продолжительности жизни при

достижении пенсионного возраста в России в Х1Х-ХХ1 вв.

Пол и возраст 1896-1897 1926-1927 1958-1959 2000 2012 2013

Мужчины в возрасте 60 лет 13,9 14,5 15,9 13,21 15,38 15,73

Женщины в возрасте 55 лет 17,2 20,7 24,2 22,53 25,05 25,36

Приведенная статистика показывает, что, как и столетием раньше, до нормативно установленного пенсионного возраста не доживают около 10% женщин и 34% мужчин.

В странах Западной Европы, а также в США, Мексике пенсионный возраст давно повышен до 65 лет и начато повышение до 67 лет (Австралия, Израиль, Греция, Норвегия, Франция). Однако главным движущим фактором данного процесса послужила именно устойчивая тенденция повышения ожидаемой продолжительности жизни в этих странах для 65-летних, которая

принципиально выше, чем в России. Например, в Финляндии для женщин - 21,6 года, для мужчин - 17,8 года, во Франции -19,1 и 13,4 года соответственно.

Страны Восточной Европы также стали повышать пенсионный возраст, хотя продолжительность жизни в них ниже, чем в Западной Европе. Но причины заключаются в геополитических обязательствах государств, входящих в ЕС. В Эстонии в 2014 г. пенсионный возраст составлял 63 и 61 год для мужчин и женщин соответственно (дожитие в 65 лет составляет 14,8 и 20,3 года). Чехия повышает возраст ежегодно на два месяца без установления верхнего предела. В 2014 г. он составлял 62,67 года для мужчин и 61,33 года - для женщин. Ожидаемая продолжительность жизни для 65-летних в этой стране - 15,7 и 19,2 года соответственно.

В России ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет ниже, чем во всех странах Евросоюза: женщины -17,36 года, мужчины - 13,08 года. Не доживают до этого возраста 18% женщин и 44% мужчин. Так, из числа 20-летних женщин до 60 лет не доживут 12%, а в течение последующих пяти лет - еще 5,6%. Особенно негативная тенденция резкого сокращения периода дожития наблюдается в старших возрастах. Так, из числа мужчин, достигших возраста 60 лет, 15% не доживают до 65-летнего возраста.

Это означает, что в случае перехода на общеевропейский пенсионный возраст абсолютное большинство населения России будет практически лишено права получения страхового возмещения, что противоречит нормативным документам Международной организации труда по «гарантии охвата и доступности» для населения социальных форм материального обеспечения.

В настоящее время гипотетически можно говорить о наличии демографических предпосылок повышения пенсионного возраста только для женщин, и то с очень большой натяжкой. По прогнозу, разработанному на основе параметров, установленных Концепцией демографического развития России, 60-летние мужчины достигнут текущей ожидаемой продолжительности жизни в странах ОЭСР для 65-летних мужчин не ранее 2040-х годов. Только тогда повышение пенсионного возраста станет адекватным западным

параметрам, и период предстоящей жизни у пенсионеров будет достаточным для реализации их пенсионных прав. Для женщин это можно сделать несколько ранее - в 2025-2030 гг.

Теперь о самом показателе «демографической нагрузки», которая измеряется соотношением нетрудоспособного населения старше общеустановленного (в странах ОЭСР и в мировой практике - 65 лет) и трудоспособного возраста. В соответствии с данной методологией в нашей стране численность населения трудоспособного возраста будет превышать численность старше трудоспособного возраста на всем прогнозном интервале не менее чем в 1,5 раза (табл. 7).

Таблица 7. Прогноз численности трудоспособного и нетрудоспособного населения в РФ в 2015-2050 гг., млн чел.

Численность населения 2015 2020 2025 2030 2040 2050

В трудоспособном возрасте 83,6 79,7 78,3 78,6 75,4 70,5

В возрасте старше трудоспособного 34,9 38,0 39,6 40,4 42,8 45,0

В возрасте моложе трудоспособного 25,4 26,8 26,4 24,3 23,3 26,0

Всего 143,9 144,5 144,2 143,3 141,6 141,5

Источник: расчеты автора.

Это означает, что даже объективно существует демографический резерв для увеличения соотношения численности лиц, уплачивающих страховые взносы в ПФР, и пенсионеров. Граждане трудоспособного возраста, которые по объективным основаниям не могут участвовать в легальном трудовом процессе, при достижении установленного возраста потребуют от государства реализации своих конституционных прав как минимум в форме социальной пенсии, которая, как известно, ненамного ниже страховой.

Следующий социально-демографический аспект проблемы повышения пенсионного возраста - это инвалидизация населения России. Ее высокий уровень при повышении общеустановленного пенсионного возраста вызовет существенный скачок числа получателей пенсий по инвалидности. При увеличении пенсионного возраста на один год численность пенсионеров по инвалидности вырастает, по оценкам, на 7-9%, на два года - на 15-17%, на три года - на 24% и т. д. (рис. 3).

Источник: данные выборки из базы данных актуарных расчетов ПФР. Расчеты автора.

Рис. 3. Рост численности получателей страховой пенсии по инвалидности при увеличении пенсионного возраста на 1-10 лет, раз

Социально-трудовые предпосылки повышения пенсионного возраста

Процесс повышения пенсионного возраста должен быть подготовлен адекватным развитием всей социально-экономической системы государства. В первую очередь должны быть созданы соответствующие рабочие места как для пожилых людей, которых коснется повышение пенсионного возраста, так и для молодых, чтобы избежать роста молодежной безработицы. Должны быть изменены тенденции роста незанятости населения трудоспособного возраста, которые усугубляются на протяжении всего периода реформирования пенсионной системы.

На сегодняшний день необходимые условия на рынке труда отсутствуют. В 2011 г. численность застрахованных лиц трудоспособного возраста, зарегистрированных в системе персонифицированного учета ПФР, составила 88,1 млн чел. Из них были заняты и уплачивали страховые взносы лишь 57 млн чел. Более трети застрахованных лиц трудоспособного возраста -31 из 88 млн - не были заняты деятельностью, подлежащей обязательному пенсионному страхованию (16,9 млн мужчин

и 13,1 млн женщин). Потери2 доходов ПФР от незанятости составили 867,5 млрд руб. (30,8% от объема поступивших страховых взносов на страховую и накопительную части).

В 2002 г. уровень занятости застрахованных трудоспособного возраста3 составлял 74,3%, в 2011 г. он упал до 64,7%, причем доля занятых уменьшилась больше среди мужчин, нежели среди женщин (соответственно на 11 и 8 п. п.). Сильнее всего снизился удельный вес занятых среди мужчин в наиболее работоспособных возрастных группах: 35-39 лет (снижение на 11,9 п. п.), 40-44 года (на 13,2 п. п.), 45-49 лет (на 12,4 п. п.). И, вероятно, этот факт свидетельствует не столько о полной незанятости, сколько об уходе в «теневую экономику».

Незанятость застрахованных лиц трудоспособного возраста надо рассматривать в двух аспектах: текущая и хроническая. Текущая незанятость подразумевает, что за застрахованное лицо в течение всего рассматриваемого года не начислялись и не уплачивались страховые взносы. Она оказывает негативное влияние в первую очередь на объемы текущего поступления страховых взносов в ПФР.

Хроническая незанятость означает, что за застрахованное лицо на протяжении ряда лет не начислялись и не уплачивались взносы. За рассматриваемый нами 10-летний период максимальная продолжительность хронической незанятости составит соответственно 10 лет. Такая хроническая незанятость наиболее негативно сказывается на объемах пенсионных прав застрахованных лиц.

В качестве примера проанализируем численность застрахованных лиц трудоспособного возраста, не сформировавших пенсионные права в отчетном году (т. е. величина текущей незанятости возросла на 62,5% - с 19 млн чел. в 2002 г. до 31 млн чел. в 2011 г.). Доля незанятых в численности зарегистрированных в СПУ застрахованных лиц трудоспособного возраста увеличилась за 10 лет с 25,6% до 35,3%. Из общего числа застрахованных

2 Численность незанятых трудоспособного возраста в 2011 г.число пенсионеров по инвалидности этого возраста) • 12 • среднюю зарплату в экономике в 2011 г. • тариф 26% = (14423595-2526035) • 12 ■ 23369 • 0,26).

3 Рассчитан как отношение численности занятых застрахованных лиц трудоспособного возраста к численности застрахованных лиц трудоспособного возраста, зарегистрированных в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ, выраженное в процентах.

лиц трудоспособного возраста около 14,4 млн чел. за период с 2002 г. по 2011 г. официально не были заняты и не уплачивали взносы. Их доля в численности зарегистрированных в СПУ лиц этого возраста составила 16,4% (табл. 8).

Таблица 8. Структура численности наемных работников

по продолжительности периода работы в течение года в Российской Федерации в 2002-2011 гг.,%

Продолжительность периода работы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Женщины 20-54 лет

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

1 год 75,0 74,8 74,6 74,5 73,0 72,3 72,3 73,5 71,3 68,1

6-11 мес. 13,6 14,0 14,4 14,5 15,6 16,4 16,9 15,0 20,0 22,8

Менее 6 мес. 11,4 11,1 11,0 11,1 11,5 11,3 10,7 11,5 8,8 9,1

Мужчины 20-59 лет

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 год 64,2 64,0 64,3 64,8 63,7 62,6 62,5 64,0 62,1 59,8

6-11 мес. 19,3 19,7 19,7 19,6 20,4 21,3 22,0 19,3 25,8 28,1

Менее 6 мес. 16,5 16,3 16,0 15,6 15,9 16,0 15,5 16,7 12,1 12,2

Источник табл. 8-9: Всероссийская перепись населения - 2010. URL: http:// www.gks.ru. Расчеты автора.

За вычетом неработающих получателей трудовой пенсии по инвалидности численность лиц трудоспособного возраста, не имеющих страхового стажа с 2002 г (т. е. не занятых в течение 10 лет из 10 рассматриваемых), составила в 2011 г. 12,7 млн чел. Не имеют ни одного дня стажа за 2002-2011 гг. 14,4% мужчин и 11,6% женщин, которым до достижения пенсионного возраста осталось 10-15 лет; 15,2% мужчин и 12,1% женщин, которым до пенсии - не более пяти лет. Эти лица в оставшееся время, учитывая изменения, внесенные в условия назначения пенсии федеральным законом «О страховых пенсиях», вероятнее всего, не успеют выработать необходимый стаж и станут получателями социальных пенсий по государственному пенсионному обеспечению спустя пять лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста. В долгосрочной перспективе это приведет к росту числа бедных пенсионеров.

Еще один резерв снижения демографической нагрузки заключается в повышении эффективности занятости наемных работников. В настоящее время из числа наемных работников полный год заняты

только 68% женщин и 60% мужчин, остальные работают менее года. В 2011 г 9% работавших женщин и 12% мужчин в течение года были заняты менее шести месяцев. Средняя продолжительность периода работы у женщин составила 10,5 мес., у мужчин -10 мес. У первых она сокращалась, у вторых - росла.

Среди работников сельскохозяйственных организаций заняты полный год были лишь 53,4% женщин и 47,3% мужчин (ниже уровня 2002 г. на 8,3 п. п. и 12,0 п. п. соответственно). При этом доля отработавших менее полугода значительно больше, чем среди наемных работников: у женщин - 21,6%, у мужчин - 23,7% (табл. 9).

Таблица 9. Структура численности работников сельскохозяйственных организаций по продолжительности периода работы в течение года в Российской Федерации в 2002-2011 гг.,%

Продолжительность периода работы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Женщины 20-54 лет

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

1 год 62,3 62,1 61,7 62,3 61,6 60,6 60,4 60,6 57,2 53,4

6-11 мес. 15,4 14,6 15,1 14,6 15,2 15,5 15,8 14,9 24,7 25,0

Менее 6 мес. 22,3 23,3 23,2 23,1 23,2 23,9 23,8 24,5 18,1 21,6

Мужчины 20-59 лет

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

1 год 59,3 58,8 58,0 58,3 57,4 55,8 55,5 54,2 50,3 47,3

6-11 мес. 17,7 17,0 17,4 17,1 17,6 17,7 17,8 18,0 29,5 29,1

Менее 6 мес. 22,9 24,2 24,6 24,6 25,0 26,5 26,7 27,8 20,2 23,7

Выводы и предложения

Комплексный статистический анализ проблемы повышения пенсионного возраста показывает, что экономические результаты от потенциального повышения пенсионного возраста ограничены для нашей страны «внешними» к пенсионной системе -макроэкономическими и демографическими - факторами, а негативные социальные результаты обусловлены особенностями исторически сложившейся пенсионной системы. Поэтому повышение пенсионного возраста должно сопровождаться комплексом мероприятий государственной политики в сфере занятости - созданием дополнительных рабочих мест как для пожилых работников с учетом их возрастных особенностей, так и для молодых с учетом их квалификационного уровня.

Повышение пенсионного возраста не охватит огромное число получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда (Список 1, Список 2 и «малые» списки), за выслугу лет, специфического контингента пенсионеров в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Повышать пенсионный возраст этим категориям общими темпами нельзя, необходима оценка влияния условий труда на их здоровье и трудоспособность.

Значительный объем накопленных за период действия прошлых (до 2015 г.) законодательных норм «нестраховых» государственных обязательств в рыночных условиях не обеспечивается адекватными страховыми источниками финансирования.

В целом в настоящее время 44,3% (15,8 млн чел.) получателей трудовых пенсий составляют пенсионеры, на назначение пенсий которым возраст не влияет, включая 10,3 млн чел. - получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, проработавшие на работах с тяжелыми условиями труда, - 2,7 млн чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 2,5 млн чел.; лица, проработавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - 1,98 млн чел.), а также 3,9 млн чел. - получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн чел. - по случаю потери кормильца. В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории получателей составляют примерно столько же - 42,5%.

Таким образом, учитывая, что прогнозные показатели демографического развития нашей страны свидетельствуют о быстром повышении продолжительности жизни, в целях нивелирования негативных экономических и социальных последствий целесообразно незамедлительно начинать повышение пенсионного возраста «цивилизованными» темпами: первые годы - по 1-2 мес. в календарный год. В последующие периоды возможен переход на полугодовой цикл при стабилизации макроэкономической ситуации (темпов роста инфляции) и увеличении доли фонда оплаты труда в структуре ВВП. При этом повышение пенсионного возраста должно быть направлено исключительно на экономическое стимулирование формирования пенсионных прав застрахованных лиц в долгосрочной перспективе, а не на мифическую экономию средств госбюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.