Научная статья на тему 'О проблеме повышения конкурентоспособпости судостроительных и судоремонтных предприятий Дальневосточного региона'

О проблеме повышения конкурентоспособпости судостроительных и судоремонтных предприятий Дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономаренко А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме повышения конкурентоспособпости судостроительных и судоремонтных предприятий Дальневосточного региона»

Таблица № 2

Символ личностных особенностей Взвешенный коэффициент значимости успеваемости в вузе по Р. Кетгеллу Значение личностного фактора студентов при обучении

Студенты (курсанты), отчисленные по неуспеваемости Студенты (курсанты), успевающие на «хорошо» и «отлично»

в 0.42 х6,28=2,6 х7.17=3,0

с -0Д6 х5,36=-0,9 х4,36=-0,7

Б -0.09 х5,03=-0,5 х4,06=-0,4

н 0,35 х4,36=1,5 х5,42=1,9

0.34 х5,72=1,9 хб,72=2,3

£=4,6 | £=6,1

По данным представленной таблицы видно, что прогнозируемое соответствие личностных особенностей успеваемости студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично» на 1,5 балла выше, чем у «неуспевающих» (по 10-ти балльной шкале). Таким образом, предполагаемая разница между двумя исследуемыми группами студентов (курсантов) существует и является адекватно направленной. На основании полученных данных можно сделать следующие вывод, что личностные особенности имеют определенную взаимосвязь с успеваемостью студентов и их выраженность имеет прогностическую значимость при определении способности «обучение в вузе».

Пономаренко А.К.

О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Производственно-хозяйственный комплекс Дальневосточного региона является важнейшей составной частью российской экономики, стабилизация которой невозможна без переориентации производства на выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности рынка. В условиях стремительного развития научно-технического прогресса значительно возрастают требования к качеству, сервису, стоимости, временному фактору, определяющим конкурентоспособность продукции, товаров, услуг всех отраслей экономики.

Политический и экономический кризисы в России, приватизация и перестройка промышленных предприятий (в том числе и предприятий океанического машиностроения) привели к значительному снижению объемов производства, банкротству и ликвидации промышленных предприятий, резкому спаду инновационной активности (особенно в оборонно-промышленном комплексе)., резкому сокращению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Научно-технический застой, устаревшие оборудование и технологии, применение в управлении производством методов административно-командной экономики отрицательно сказались на качестве продукции, привели к снижению производительности труда, росту издержек производства, падению конкурентоспособности выпускаемой техники и ремонтных услуг, спроса на них и доходности. Особенно это коснулось предприятий океанического машиностроения, производственная деятельность которых отличается длительным технологическим циклом и необходимостью государственной поддержки инновационных программ.

В течении последних 10 лет произошла дестабилизация производственно-экономической и финансовой ситуации на предприятиях судостроительной промышленности Дальнего Востока. Возникла реальная угроза утраты передовых технологий отечественного судоремонта. В качестве примера можно привести тот факт, что на судостроительных предприятиях региона сейчас размещается всего 20-30 % общего объема ремонтируемых судов, оставшаяся часть ремонтируется в Китае, Республике Корея, Сингапуре. При этом в дальневосточном округе функционируют 247 предприятий судостроения и судоремонта, а средняя численность работающих составляет около 28,5 тысячи человек. Но вместе с тем доля данного сектора в общем объеме машиностроительной продукции Дальневосточного Федерального округа (ДВФО) составляет не более 22 %.

Безусловно, судостроительная и судоремонтная промышленность ДВФО нуждается в обновленном государственно-правовом механизме регулирования проблем отрасли, а основным вопросом остается создание условий, стимулирующих строительство судов на отечественных предприятиях.

В условиях обострения конкурентной борьбы и трансформации рынков повышение конкурентоспособности российских предприятий океанического машиностроения можно рассматривать как одну из центральных проблем. Ведь повышение конкурентоспособности предприятий благоприятным образом скажется на решении других злободневных проблем отрасли: налаживание военнотехнического и международного сотрудничества, продвижение инвестиционных и инновационных проектов, создание мощных интегрированных многопрофильных структур, увеличение объемов заказов, выход на иностранные рынки.

В широком смысле под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперников (конкурентов) в достижении поставленных экономических целей. Важнейший показатель конкурентоспособности объекта любого уровня - наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников. Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособной продукции и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал. Ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в конкуренции, могут быть разнообразными: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности; наличие развитой системы научно-технического, производственного и коммерческого сотрудничества.

Конкурентоспособность продукции - совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей потребителя. Конкурентоспособна та продукция, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которой определяет ее успех на рынке. Однако конкурентоспособность продукции на рынке - это не только ее высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование продукцией в рыночном пространстве и во времени, а главное - максимальный учет требований рынка. Конкурентоспособность продукции предполагает очень быструю реакцию производителя на требования рынка и поведение покупателей. Необходимо не только произвести продукцию требуемого качества и в установленный срок, но и обеспечить ее сервис на мировом уровне. Так, например, сейчас многие судостроительные предприятия теряют потенциальные доходы только из-за того, что не могут предложить достойного сервиса иностранным заказчикам.

К сожалению, ресурсное обеспечение, качественные и стоимостные характеристики продукции и услуг предприятий рассматриваемой отрасли не обладают достаточной привлекательностью для большинства российских и зарубежных заказчиков. К одной из главных причин низкой конкурентоспособности судостроительных и судоремонтных предприятий относится временной, фактор -сроки проектирования, строительства и ремонта судов зачастую в 2-3 раза дольше, чем за рубежом, что в значительной степени является следствием слабой адаптации российских предприятий к рыночным условиям хозяйствования. Можно с уверенностью констатировать неспособность проводить самостоятельную рыночную экономическую, и прежде всего сбытовую политику, удивительную «живучесть» устаревших форм организации производства, нежелание обновлять основные средства и применять новые технологии.

В результате мощности заводов загружены недостаточно, портфели заказов в большинстве случаев формируются без стратегической компоненты и не обеспечивают значительного увеличения загрузки предприятий в ближайшей перспективе.

В сложившейся ситуации важнейшим условием повышения конкурентоспособности предприятий отрасли является развитие таких инновационных направлений деятельности, как техническое перевооружение производства, использование автоматизированных систем проектирования судов, технологической подготовки производства и управления предприятием на базе информационных компьютерных технологий, внедрение современных технологий строительства судов.

Особое внимание необходимо уделять развитию трудового потенциала предприятий. Нынешним специалистам необходимо продолжать обучение на протяжении всей профессиональной деятельности. На Западе для этого существуют корпоративные учебные центры. Однако в российских

условиях концепция непрерывного (постоянного) образования часто встречает сопротивление как со стороны руководящих работников, так и со стороны инженерно-технического и промышленнопроизводственного персонала. Основные причины сопротивления - недостаток финансовых средств на оплату обучения, загруженность персонала текущей работой, отсутствие мотивации к учебе и навыков приобретения новых знаний (отсутствие так называемой «привычки учиться») у работников среднего и старшего возраста.

Реализация перечисленных направлений требует значительных инвестиций, которые могут появиться за счет роста производства и повышения активности предприятий на рынках. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, достаточно успешными формами расширения производства являются: межотраслевая вертикальная интеграция судостроительных предприятий и судоходных компаний в холдинговые диверсифицированные структуры; внутриотраслевая вертикальная интеграция научных организаций, судостроительных заводов и предприятий-поставщиков в единые научно-производственные комплексы; создание совместных предприятий по принципу предметной специализации. Для выбора оптимальных форм и методов расширения производства необходим ситуационный подход в сочетании с современными средствами и методами менеджмента. Выбор любого механизма реструктуризации должен быть тщательно экономически обоснован.

Рыночными институтами, контролирующими негативные проявления внутриотраслевой конкуренции и обеспечивающими консолидацию судостроительного научно-производственного комплекса региона в противостоянии зарубежным конкурентам, должны стать национальные союзы и ассоциации судостроителей. В таких добровольных объединениях судостроительных предприятий между высшими менеджерами устанавливаются правила цивилизованного бизнеса, налаживаются прочные деловые отношения, создаются маркетинговые аналитические центры и консалтинговые структуры. Это позволяет членам союзов и ассоциаций координировать деятельность своих предприятий; учитывать конъюнктуру рынка, интересы развития отрасли и экономики; взаимодействовать с законодательной властью в решении вопросов судостроительной промышленной политики; отстаивать позиции национального бизнеса в межнациональных союзах судостроителей; взаимодействовать с союзами судовладельцев других стран и т. д.

Безусловно, к решению проблемы повышения конкурентоспособности судостроительных и судоремонтных предприятий необходим системный, комплексный подход, учитывающий все составляющие конкурентоспособности и факторы, прямо и косвенно влияющие на нее в их взаимосвязи и взаимозависимости. Сложившаяся ситуация делает актуальной научную проработку этого вопроса с учетом мирового опыта, отечественных условий, региональных особенностей и специфики отрасли.

Пустарнакова А. А.

Самарский государственный университет аспирант, ассистент кафедры социологии и политологии

ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНИЧНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА)

Этническая составляющая человеческого бытия и культурного многообразия все настойчивее врывается в социокультурную динамику Российской постсовременности. И сегодня уже невозможно исключить взаимовлияние этичности и всех сфер общественной жизни, так же как и взаимодействие факторов культурной глобализации и локализации. Этничность как культурный «Другой» приобретает особое значение в современном обществе потребления - ее замечают, актуализируют и используют.

В данной статье анализируются практики использования этичности (этнических символов) в предпринимательской деятельности (на примере ресторанного бизнеса) на основе привлечения научных источников, а также результатов пилотажного исследования с использованием экспресс-этнографии. Нами были проведены включенные наблюдения в публичных местах г. Самары (кафе-бар «Русский медведь» ресторан «Ханой», немецкая пивная «Фрау Мюллер»), а также свободные интервью с посетителями. В задачу статьи не входит подробное описание методологии исследования. Необходимо лишь указать, что выбор в пользу качественной методологии - наблюдение и глубинное интервьюирование - объясняется как принципиальными позициями исследователя, так и спецификой темы. Трудность доступа к полю, необходимость нала-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.