Научная статья на тему 'Человеческий капитал как фактор стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики Дальнего Востока'

Человеческий капитал как фактор стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КЛАСТЕР / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CLUSTERING OF ECONOMY / CLUSTER / FAR EAST OF RUSSIA / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES / HUMAN CAPITAL AND SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INTERNATIONAL ECONOMY / SHIPBUILDING CLUSTER OF THE FAR EAST / EDUCATION / SCIENTIFIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов Виктор Алексеевич, Гриванов Роман Игоревич, Шокурова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается реализация кластерного сценария стратегического развития, который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики региона с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционного проекта. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия указанных факторов на социально-экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России. Целью работы является обоснование роли человеческого капитала как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики. Экономическое развитие все в большей степени связывается с включением в качестве основной движущей силы хозяйственного прогресса человеческого фактора. Инновационная экономика представляет собой особый тип экономики, основанный на потоке инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом основную прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). В то же время в России человеческому капиталу как фактору инновационного развития уделяется незначительное внимание. Основной акцент делается на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы. Однако такой «технический» подход к проблемам российской экономики и недооценка роли человеческого капитала не способны обеспечить качественный скачок, необходимый для устойчивого развития российской экономики и перехода к инновационному развитию. Таким образом, главными факторами создания эффективной инновационной экономики являются системный подход в процессе ее реализации и доминирующая роль человеческого капитала. Для всех стран и регионов человеческий капитал играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности, в улучшении количественных и качественных характеристик функционирования. Человеческий капитал является необходимым самостоятельным фактором, фундаментом экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital as a factor in the strategy of cluster development of the innovative regional economy of the Far East

The article deals with the implementation of the cluster scenario of strategic development, which is focused on the development of priority sectors of the region's economy with the aim of intensifying the promotion of high-tech products and the implementation of the investment project. The hypothesis of the study is to justify the need to assess the diverse impact of these factors on social and economic development, which in turn is a condition for effective strategic management of Russia's regions. The aim of the work is to justify the role of human capital as an integral element of the strategy of cluster development of an innovative regional economy. Economic development is increasingly associated with the inclusion of the human factor as the main driving force of economic progress. Innovative economy is a special type of economy based on the flow of innovation, on constant technological improvement, on the production and export of high-tech products with very high added value and the technologies themselves. It is assumed that in this case, in the main, profit generates the intellect of innovators and scientists, the information sphere, and not material production (industrial economy) and not the concentration of finance (capital). At the same time, in Russia, human capital as an innovation development factor is given little attention. The main emphasis is put on the development of innovative infrastructure, the formation of effective institutions and increasing the effectiveness of the national innovation system. However, such a "technical" approach to the problems of the Russian economy and underestimation of the role of human capital can not provide the qualitative leap necessary for the sustainable development of the Russian economy and the transition to innovative development. Thus, the main factors in the creation of an effective innovative economy are the system approach in the process of its implementation and the dominant role of human capital. For all countries and regions, human capital plays a decisive role in increasing their competitiveness, in ensuring the improvement of quantitative and qualitative characteristics of functioning. Human capital is a necessary independent factor, the foundation of economic growth.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как фактор стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики Дальнего Востока»

УДК 332.13 + 339.94

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/018-027

В.А. Осипов1, Р.И. Гриванов2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Ю.С. Шокурова3

ПРО ООО «Деловая Россия» Владивосток. Россия

Человеческий капитал как фактор стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики Дальнего Востока

В статье рассматривается реализация кластерного сценария стратегического развития, который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики региона с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционного проекта. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия указанных факторов на социально-экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России.

Целью работы является обоснование роли человеческого капитала как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики. Экономическое развитие все в большей степени связывается с включением в качестве основной движущей силы хозяйственного про -гресса человеческого фактора. Инновационная экономика представляет собой особый тип экономики, основанный на потоке инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом основную прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

В то же время в России человеческому капиталу как фактору инновационного развития уделяется незначительное внимание. Основной акцент делается на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы. Однако такой «технический» подход к проблемам российской экономики и недооценка роли человеческого капитала не способны обеспечить качественный скачок, необходимый для устойчивого развития российской экономики и перехода к инновационному развитию.

Таким образом, главными факторами создания эффективной инновационной экономики являются системный подход в процессе ее реализации и доминирующая роль человеческого капитала. Для всех стран и регионов человеческий капитал играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности, в улучшении количественных и качественных характеристик функционирования. Человеческий капитал является необходимым самостоятельным фактором, фундаментом экономического роста.

Ключевые слова и словосочетания: кластеризация экономики, кластер, Дальний Восток России, инновации, инновационное развитие территорий, человеческий капитал, социально-экономическое развитие.

1 Осипов Виктор Алексеевич - д-р экон. наук, профессор кафедры экономики; e-mail: professorosipov17@mail.

2 Гриванов Роман Игоревич - канд. полит. наук, доцент кафедры экономики; e-mail: roman.grivanov@vvsu.ru.

3 Шокурова Юлия Сергеевна - ассистент исполнительного директора; e-mail: yulya.shokurova@bk.ru.

V.A. Osipov1, R.I. Grivanov2

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Yu.S. Shokurova3

PRO OOO "Delovaya Rossiya" Vladivostok. Russia

Human capital as a factor in the strategy of cluster development of the innovative regional economy of the Far East

The article deals with the implementation of the cluster scenario of strategic development, which is focused on the development of priority sectors of the region's economy with the aim of intensifying the promotion of high-tech products and the implementation of the investment project. The hypothesis of the study is to justify the need to assess the diverse impact of these factors on social and economic development, which in turn is a condition for effective strategic management of Russia's regions. The aim of the work is to justify the role of human capital as an integral element of the strategy of cluster development of an innovative regional economy.

Economic development is increasingly associated with the inclusion of the human factor as the main driving force of economic progress. Innovative economy is a special type of economy based on the flow of innovation, on constant technological improvement, on the production and export of high-tech products with very high added value and the technologies themselves. It is assumed that in this case, in the main, profit generates the intellect of innovators and scientists, the information sphere, and not material production (industrial economy) and not the concentration of finance (capital). At the same time, in Russia, human capital as an innovation development factor is given little attention. The main emphasis is put on the development of innovative infrastructure, the formation of effective institutions and increasing the effectiveness of the national innovation system. However, such a "technical" approach to the problems of the Russian economy and underestimation of the role of human capital can not provide the qualitative leap necessary for the sustainable development of the Russian economy and the transition to innovative development. Thus, the main factors in the creation of an effective innovative economy are the system approach in the process of its implementation and the dominant role of human capital. For all countries and regions, human capital plays a decisive role in increasing their competitiveness, in ensuring the improvement of quantitative and qualitative characteristics of functioning. Human capital is a necessary independent factor, the foundation of economic growth.

Keyword: clustering of economy, cluster, Far East of Russia, innovations, innovative development of territories, human capital and socio-economic development, international economy, shipbuilding cluster of the Far East, education, scientific potential.

Введение

Комплексная программа мероприятий законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий функционирования всех субъектов хозяйствования, последовательно проводимая на Дальнем Востоке, призвана способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности региона [1]. Утверждена долгосрочная целевая программа с целью формирования условий для коммерциализации инноваций [2]. Основные направления ее действия: создание механизма получения экономических преимуществ в результате научно-технической, инновационной, производственной деятельности. Повышения

1 Osipov Victor Alekseevich - Doctor of Economics, Professor

2 Grivanov Roman Igorevich - Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Economics.

3 Shokurova Yuliya Sergeyevna - assistant to the Executive Director of PRO OOO "Delovaya Rossiya".

конкурентоспособности региональных товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках предполагается достичь через оптимизацию управления интеллектуальной собственностью.

Реализация кластерного сценария стратегического развития [3], который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики региона с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов, выступает моделью быстрого роста экономики региона, вследствие чего актуальным направлением представляется исследование проблемы управления влиянием человеческого капитала на уровень инновационного потенциала экономики. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия указанных факторов на социально-экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами россии.

Цель работы заключается в обосновании роли человеческого капитала как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики и обусловливает необходимость решения следующих задач: изучить сущность и современные теоретические подходы к трактовке понятия инновационного развития региона; рассмотреть факторы развития инновационного потенциала федерального округа; исследовать перспективность кластеризации стратегических отраслей экономики; выявить роль развития и накопления человеческого капитала в формировании инновационной экономики.

Предмет, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция

Предметом исследования выступают трудовые ресурсы как носитель человеческого капитала, формирующего инновационный потенциал региона. Объектом исследования являются ведущие отрасли экономики Дальневосточного федерального округа - судостроительная и судоремонтная.

Источники исследования - труды ведущих отечественных учёных, занимающихся изучением указанной проблематики; статистическая информация.

Технологический толчок или давление рыночного спроса выступают главными источниками инновационной деятельности [4], представляющей собой сферу разработки и практического освоения нововведений - технических, технологических и организационно-экономических. Помимо собственно инновационных процессов инновационная деятельность также включает прогрессивные подходы к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг, маркетинговые исследования рынков сбыта товаров и их потребительских свойств [5-7].

По мнению авторов, формирование инновационной системы, способной к саморазвитию, выдвигает на первый план роль человеческого капитала. С учётом объективных тенденций развития экономики наиболее целесообразной является модель модернизации региональной инновационной системы, основанная на использовании собственного научно-технического потенциала Дальнего Востока с привлечением иностранных инвестиций и технологий.

Методы исследования, методологические принципы и инструменты, методика и инструментарий исследования

В работе использованы общенаучные методы историко-генетического и системно-функционального анализа; специфические методы экономического исследования - экономико-статистический, категориальный, а также обследование.

Инновационная экономика представляет собой комплексное, системное явление, базирующееся на существенных преобразованиях не только в сфере технологий, но и в обществе в целом, что диктует необходимость разработки новых методологических подходов к оценке формирования человеческого капитала, а также управлению им. В первую очередь, это касается подготовки кадрового потенциала для региональной экономики.

основная часть

Дальневосточный федеральный округ является одним из лидеров судостроительной отрасли России. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и «Восточная верфь» во Владивостоке - точки роста судостроительной промышленности, активизация деятельности которых представляет стратегически важную задачу, закрепленную в госпрограмме развития судостроения до 2030 года [8].

Важной проблемой для развития региональной инновационной экономики являются слабая заинтересованность менеджмента во внедрении в производство достижений науки и техники и, как следствие, слабое включение многих инновационных компаний в международный обмен и кооперацию, связанную с достижениями в области НИОКР. Для решения этой проблемы предстоит изменить систему налогообложения инновационных компаний и условия их деятельности, активно поддерживать экспорт инновационных компаний, стимулировать развитие частных венчурных фондов [9].

Существенные качественные особенности формирования человеческого капитала, связанного с формированием предпринимательской активности, среди которых - объективная необходимость тесной связи образования с производственной деятельностью, обусловлены инноватизацией экономики. Творчески применить новые знания и навыки в процессе трудовой деятельности сегодня не менее важно, чем суметь их накопить.

система образования, подготовки специалистов должна способствовать формированию нового инновационного типа мышления, а центральным фактором развития материального и нематериального производства в современной экономике выступают научные знания. Превращению инноваций в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечив, таким образом, ее перевод на инновационный путь развития, должна способствовать активная промышленная политика.

Причина заключается в том, что в отличие от развитых стран, где инновационная составляющая органически встроена в процесс расширения воспроизводства, в нашей стране она находится только в стадии становления, а человеческий

капитал как фактор экономического роста инновационной экономики пока развит и используется недостаточно.

оптимизация организационных связей позволяет эффективно использовать и наращивать человеческий капитал, который находится в непосредственной связи с инновационной активностью предприятий региона. Концентрации инноваций в регионе способствует высокая плотность специализированных ресурсов инновационного развития, обеспечивающих преимущества кластерного подхода: высококвалифицированных ученых, инженерно-технических специалистов, близость университетов и научно-исследовательских институтов, других инновационных организаций.

Примером масштабного инновационного процесса области промышленности Приморского края и Дальнего востока является судостроение. Потребность отечественной экономики в новых морских судах, включая морские платформы, атомные и линейные ледоколы, добывающие и транспортные суда, составляет более 600 единиц. Судостроительная верфь «Звезда» в Приморье, как «якорный» резидент промышленного судостроительного кластера на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, специализирующийся на крупнотоннажном судостроении, осуществляет выпуск около 25% этой номенклатуры.

В современных условиях рыночной экономики управление инновационным развитием судостроения и судоремонтного производства, которое на Дальнем Востоке может стать источником судостроительных мощностей, особенно для маломерных судов для рыбной промышленности, возможно только в рамках кластерного подхода. Кластер, особенно в такой промышленности, как судостроение, -это слабоуправляемая совокупность предприятий одинаковой специализации, сосредоточенная в некотором регионе [12]. Поэтому методы воздействия должны опираться на изменение институциональных факторов, формирование общего интереса, а также соблюдение единства в технологии. Сюда же можно отнести процессы индикативного планирования производства как по горизонтальной, так и вертикальной интеграции. При этом возможно формирование производств комплектующих для строительства судов на специализированных предприятиях в малых городах Приморского края. Масштаб и структура, научно-технический и производственный потенциалы отечественной судостроительной отрасли не соответствуют сформировавшемуся спросу на суда. относительно слабо развито гражданское судостроение на территории России. Необходимость масштабного обновления российского торгового флота подтверждается средним возрастом судов более 25 лет. На иностранных верфях построено более 90% российского транспортного флота. Российские судостроительные верфи обеспечены заказами только наполовину. Гражданские суда выпускаются малосерийными партиями не на специализированных, а на универсальных предприятиях, располагающих устаревшей физически и морально производственной базой.

Около 70% активной части производственных фондов сборочных предприятий судостроительной отрасли, а также предприятий смежных отраслей, поставляющих комплектующие изделия и оборудование, имеют значительную степень износа.

По сравнению с показателями зарубежных верфей удельная трудоёмкость производства в российском судостроении в 3-5 раз, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше. Возможность применения на верфях современных технологий крупноблочного строительства ограничена в связи с отсутствием кранов грузоподъёмностью более 600 т. Уровень развития кадрового потенциала отрасли в значительной степени находится на критических отметках.

Укомплектование кадрами перспективных предприятий представляется одной из важнейших задач, способствующих развитию проектов модернизации судостроения на Дальнем Востоке. ожидается, что в течение пятилетнего периода потребность в кадрах для судостроительной отрасли увеличится на 40-45% относительно 20 тыс. человек, занятых в ней на текущий момент. Профессия судостроителя будет наиболее востребована в регионе на ближайшие годы. Активная профориентационная работа, целевое обучение, практикуемые дальневосточными предприятиями, позволяют верфям ежегодно принимать на практику студентов Инженерной школы ДВФУ и МГУ имени Невельского.

На данный момент по программе трудовой мобильности с 2016 года уже привлечены в регион 650 человек. Программа трудовой мобильности при государственной поддержке переезда, адаптации и размещения в первое время на новом месте в 2018 году позволит привлечь дальневосточным компаниям 415 сотрудников.

Наибольшее число сотрудников по программе привлечения ожидают на предприятиях Приморского и Хабаровского краев (226 человек) и Амурской области (80 человек). ООО «ССК «Звезда», ПАО «Амурский судостроительный завод», АО «Ванино Транс Уголь», ООО «Чукотаэросбыт», ООО «Русагро-Приморье», АО «Аметистовое», АО «НИПИгазпереработка», ООО «Скифагро-ДВ», АО «Ур-галуголь» и другие ведущие промышленные компании Дальнего Востока активно используют различные программы для привлечения квалифицированных кадров.

Судостроение, характеризующееся длительным циклом изготовления продукции, относится к наукоемким отраслям экономики. Производственный цикл строительства отечественных кораблей и морских судов водоизмещением до 60 тыс. тонн от момента запуска металла в обработку до швартовных и ходовых испытаний готового судна длится от 9 месяцев до 2-3 лет. К этому периоду можно добавить и время проектирования новых судов, длящееся иногда пятилетие. Более 100 предприятий различных отраслей: судостроения, металлургии, энергетического и специального машиностроения, приборостроения, радионавигации и связи, химпрома и т.д., задействованы в процессе проектирования и изготовления современного корабля (судна).

Несколько государств в АТР (Южная Корея, Китай, Япония, Вьетнам), граничащих с Дальневосточным регионом России, в последние десятилетия достигли уровня супердержав в области судостроения. Среди основных условий, позволяющих этим странам выходить на рынок со значительно более дешевой и высококачественной продукцией, следует выделить высокий уровень технологических процессов, более мягкие климатические условия, господдержку, льготное налогообложение. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее важные инновации в судостроении и

судоремонте сосредоточены не столько на заводах или в конструкторских бюро, сколько в управлении, системах регулирования рынка и господдержки отраслевой экономики.

Проблема создания кораблей и судов новых поколений для обновления флота России требует серьезных инноваций в технологии и организацию производства, обновление и модернизацию мощностей отечественной судостроительной промышленности, сферу информационных технологий. Целью этих инноваций и модернизации является сокращение удельной трудоемкости в 3-4 раза и длительности цикла постройки судов не менее чем в 2 раза, обеспечение необходимого уровня качества продукции [10].

Темпы инновационного развития Дальневосточного региона в настоящее время все еще недостаточны. Основными причинами, наряду со слабой социальной инфраструктурой, отдаленностью от политического центра, выступают низкая транспортная мобильность населения, низкая плотность населения, усиливающийся отток населения в центральные регионы. Существенной проблемой, непосредственно влияющей на перспективы развития Дальнего Востока, является недостаточное обеспечение реализуемых и планируемых проектов квалифицированными кадрами. именно поэтому сфере образования, науки и обрабатывающей промышленности на Дальнем Востоке должно быть уделено первостепенное внимание.

Разработка и реализация новых методологических подходов к решению проблемы оптимизации управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития позволит сформировать предпосылки качественного и стабильного роста экономики Дальнего Востока, улучшит позиции отечественного судостроения и судоремонта в глобальной экономической системе, будет способствовать решению социальных проблем региона [11].

Заключение

Выявим и сгруппируем основные причины снижения инновационной активности в Дальневосточном регионе и факторы, оказывающие негативное воздействие на реализацию инновационных стратегий:

- отсутствие достаточного для осуществления инновационной деятельности объёма финансовых ресурсов;

- обособленность функционирования существующих инновационных организаций, вследствие чего достижение синергетического эффекта совместной деятельности с целью повышения инновационности экономики региона не представляется возможным;

- несформированность основных элементов инновационной системы вследствие слабого уровня предпосылок развития региональной инновационной системы.

использование рекомендаций по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы, стимулированию инновационной деятельности в регионе будет способствовать повышению эффективности мотивации персонала, контроля и организации деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению потенциала и резервов дальнейшего инновационного развития эконо-

мики. В основу разработки стратегии инновационного регионального развития должны лечь результаты диагностики состояния инновационной деятельности, главной целью реализации которой, наряду с региональным технологическим развитием, является социально-экономическое развитие территории.

Определенная структура отношений - национальная инновационная система, предусматривающая отказ от упрощенной модели связей интеллектуального потенциала общества с его реализаций в процессе социально-экономического развития, служит основой ускорения инновационного регионального развития под воздействием человеческого капитала. Инновационная система региона, базирующаяся на комплексном характере разнонаправленных внутренних связей саморазвивающейся системы, при осуществлении общей долгосрочной стратегии развития диктует необходимость построения каналов взаимодействия общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ.

Инновационная экономика меняет все основы организации управления человеческим капиталом, в результате чего возникают новые требования к подготовке специалистов всех уровней. Учитывая, что интеллектуальный капитал все шире охватывает экономику регионов - от крупных предприятий, производящих уникальную продукцию, до средних и малых, возникают и требуют комплексного подхода к своему решению новые задачи в сфере экономических и социальных проблем. Следовательно, обеспечение прироста валового продукта станет возможным не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала.

Таким образом, современная экономическая политика региона направлена, в первую очередь, на формирование и развитие кластеров при одновременном усилении их взаимодействия с целью создания новых видов продукции, услуг и технологий. Дальний Восток стабильно укрепляет свои позиции как регион, обладающий комфортными условиями для ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, вложений инвестиций, в том числе иностранных.

1. Индустриальные парки России: отраслевой обзор. Вып. 2. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://investrm.ru/upload/iblock/44b/44b195645d4aa6101f5d339ac8f2b96b.pdf

2. О промышленной политике в Российской Федерации / федер. закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/-cons_-doc_LAW_173119/

3. Осипов В.А. Концепция формирования судостроительно-судоремонтного комплекса на Дальнем Востоке России // Известия ДВФУ Экономика и управление. 2016. № 1. С. 3-16.

4. Окорокова А.Г. Инновации как движущая сила ДВФО // Молодой ученый. 2016. № 8.3. С. 21-22.

5. Таланцев В.И., Смирнова Н.К. Промышленные парки и их роль в экономическом развитии территорий Дальнего Востока // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 3. С. 26-39.

6. Терехин В.И., Чернобродова В.Л., Бухенский Д.К. Влияние человеческого капитала на социально-экономическое развитие региона // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2 (192). С. 86-96.

7. Ушвицкий Л.И., Тер-Григорьянц А.А. Управление инновационным развитием национальной экономики // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 185-192.

8. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162176/

10. Развитие судостроения на 2013-2030 годы: государственная программа Российской Федерации / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2514-р [Электронный ресурс]. URL: http://m.government.ru/docs/4122/

11. Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года: федер. целевая программа // Документы Правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

12. Маякова А.А., Осипов В.А., Горобец Я.В. Организация управления развитием регионального производственного кластера в современных условиях. Владивосток: Дальнаука, 2014. 180 с.

Транслитерация

1. Industrial'nye parki Rossii. Otraslevoj obzor. Vypusk vtoroj 2014. URL: http://investrm.ru/ upload/iblock/44b/44b195645d4aa6101f5d339ac8f2b96b.pdf

2. O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federatsii. Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ (red. ot 13.07.2015) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/-cons_-doc_LAW_173119/

3. Osipov V.A. Kontseptsiya formirovaniya sudostroitel'no-sudoremontnogo kompleksa na Dal'nem Vostoke Rossii, Izvestiya DVFU. Ekonomika i upravlenie, 2016, No 1, pp. 3-16.

4. Okorokova A. G. Innovatsii, kak dvizhuschaya sila DVFO, Molodoj uchenyj, 2016, No 8.3, pp. 21-22.

5. Talantsev V.I., Smirnova N.K. Promyshlennye parki i ih rol' v ekonomicheskom razvitii territorij Dal'nego Vostoka, Izvestiya DVFU. Ekonomika i upravlenie, 2016, No 3, pp. 26-39.

6. Terekhin V.I., CHernobrodova V.L., Buhenskij D.K. Vliyanie chelovecheskogo kapitala na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona, Uroven'zhizni naseleniya regionovRossii, 2014, No 2 (192), pp. 86-96.

7. Ushvitskij L.I., Ter-Grigor'yants A.A. Upravlenie innovatsionnym razvitiem natsional'noj ekonomiki, Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2015, No 2 (47), pp. 185-192.

8. O territoriyah operezhayuschego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federatsii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2014 № 473-FZ (red. ot 13.07.2015). URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 172962/

9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 No 328. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/

10. Razvitie sudostroeniya na 2013-2030 gody. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 24 dekabrya 2012 g. No 2514-r. URL: http://m.government.ru/docs/4122/

11. Ekonomicheskoe i sotsial'noe razvitie Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2018 goda. Federal'naya tselevaya programma, Dokumenty Pravitel'stva RF. URL: http:// gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

12. Mayakova A.A., Osipov V.A., Gorobets YA.V. Organizatsiya upravleniya razvitiem regional'nogo proizvodstvennogo klastera v sovremennyh usloviyah, Vladivostok: Dal'nauka, 2014. 180 p.

© В.А. Осипов, 2018 © Р.И. Гриванов, 2018 © Ю.С. Шокурова, 2018

для цитирования: Осипов В.А., Гриванов Р.И., Шокурова Ю.С. Человеческий капитал как фактор стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики Дальнего Востока // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 2. С. 18-27.

For citation: Osipov V.A., Grivanov R.I., Shokurova Yu.S. Human capital as a factor in the strategy of cluster development of the innovative regional economy of the Far East, ne Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 2, pp. 18-27.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/018-027 Дата поступления: 10.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.