Научная статья на тему 'О некоторых тенденциях взаимосвязи личностных особенностей и успеваемости студентов технических специальностей'

О некоторых тенденциях взаимосвязи личностных особенностей и успеваемости студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых тенденциях взаимосвязи личностных особенностей и успеваемости студентов технических специальностей»

O.K. Митракова

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Изучение личности студента имеет большое теоретическое и практическое значение во многих аспектах - педагогическом, психологическом, социологическом и других. Исследования личности вообще, особенно при изучении ее взаимосвязи с эффективностью деятельности, осложняются рядом трудностей. Если некоторые методики и дают возможность фиксировать отдельные стороны, относящиеся к характеристике личности, то теоретические принципы интегрирования полученных данных для понимания индивидуального психического склада человека еще недостаточно разработаны, поэтому изыскания позитивных элементов в этой области являются значимыми. Публикуемые в настоящей работе результаты, представляют собой фрагмент комплексных исследований и освещают попытку связать некоторые личностные особенности студентов технического вуза с их успеваемостью.

Нами использовались данные многофакторной личностной психодиагностики по методу «16-PF» Р. Кеттелла, с одной стороны, и итоговые данные по успеваемости курсантов и студентов мореходного института Дальрыбвтуза, с другой стороны. Исследование проводилось на двух группах курсантов и студентов 5-го курса. Первую из них составляли испытуемые, которые в течение пяти первых семестров обучения с постоянным успехом справлялись с учебной программой (п =38, средний балл в сессиях > 4,7). Вторую группу (п = 38) составляли курсанты и студенты, отчисленные за этот же период из института по причине «неуспеваемость». Статистические результаты взаимосвязи ряда личностных особенностей по двум вышеназванным группам студентов представлены в нижеследующей таблице № 1.

Таблица №1

Личностный фактор Первая группа студентов Первая группа студентов Межгруп-повая достоверность различий

Си мво л Интерпретативное значение М а m % М а m %

В Интеллектуальные особенности 6,27 1,54 0,26 24,5 7,17 1,63 0,27 22,7 >0,95

С Эмоциональная зрелость 5,36 2,14 0,36 39,9 4,36 2,0 0,33 45,9 >0,95

F Настроение 5,03 1,52 0,26 30,2 4,06 1,62 0,27 39,9 >0,95

Н Спонтанность 5,03 2,14 0,36 42,5 4,50 1,72 0,29 38,2 >0,95

Из таблицы видно, что в сопоставимых группах достоверное различие личностных особенностей отмечено в четырёх случаях. Интерпретация данных лишь по этим переменным (факторы В, С, Б, Н) даёт основание считать, что студенты с хорошими и отличными оценками обладают более быстрым темпом мышления в решении вопросов «интеллектуального» характера. Им свойственно глубже вникать в существенные признаки явлений и анализировать их на основе лучшего использования прошлого опыта. Они более молчаливы и более углублены в себя. Повышенная эмоциональность скорее вызывает огорчения, чем радость и не позволяет расслабиться и беззаботно «вздохнуть». При решении возложенных на них задач они ответственны, последовательны и сознательны. Они легко решают вопросы личного характера, не имеющие общегруппового значения. В этом плане характерна их повышенная независимость от группы, не исключающая при этом положительного влияния группы на них самих. Не отрицая интересные выводы такой интерпретации, полученные данные не следует понимать слишком прямолинейно, поскольку они мало учитывают образ личности в целом, т.е. взаимосвязь всех переменных даже в рамках данного метода исследования. В этой связи нам хотелось бы акцентировать значение уже достигнутого результата путем использования данных о взвешенной значимости личностных особенностей курсантов и студентов по отношению к их успеваемости. Результат прогнозируемой успеваемости в вузе для групп неуспевающих курсантов (студентов) и успевающих на «хорошо» и «отлично» представлен в таблице № 2.

Таблица № 2

Символ личностных особенностей Взвешенный коэффициент значимости успеваемости в вузе Значение личностного фактора студентов при обучении

по Р. Кетгеллу Студенты (курсанты), отчисленные по неуспеваемости Студенты (курсанты), успевающие на «хорошо» и «отлично»

В 0.42 х6,28=2,6 х7.17=3,0

С -0Д6 х5,36=-0,9 х4,36=-0,7

Б -0.09 х5,03=-0,5 х4,06=-0,4

Н 0,35 х4,36=1,5 х5,42=1,9

0.34 х5,72=1,9 хб,72=2,3

£=4,6 | £=6Л

По данным представленной таблицы видно, что прогнозируемое соответствие личностных особенностей успеваемости студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично» на 1,5 балла выше, чем у «неуспевающих» (по 10-ти балльной шкале). Таким образом, предполагаемая разница между двумя исследуемыми группами студентов (курсантов) существует и является адекватно направленной. На основании полученных данных можно сделать следующие вывод, что личностные особенности имеют определенную взаимосвязь с успеваемостью студентов и их выраженность имеет прогностическую значимость при определении способности «обучение в вузе».

Пономаренко А.К.

О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Производственно-хозяйственный комплекс Дальневосточного региона является важнейшей составной частью российской экономики, стабилизация которой невозможна без переориентации производства на выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности рынка. В условиях стремительного развития научно-технического прогресса значительно возрастают требования к качеству, сервису, стоимости, временному фактору, определяющим конкурентоспособность продукции, товаров, услуг всех отраслей экономики.

Политический и экономический кризисы в России, приватизация и перестройка промышленных предприятий (в том числе и предприятий океанического машиностроения) привели к значительному снижению объемов производства, банкротству и ликвидации промышленных предприятий, резкому спаду инновационной активности (особенно в оборонно-промышленном комплексе)., резкому сокращению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Научно-технический застой, устаревшие оборудование и технологии, применение в управлении производством методов административно-командной экономики отрицательно сказались на качестве продукции, привели к снижению производительности труда, росту издержек производства, падению конкурентоспособности выпускаемой техники и ремонтных услуг, спроса на них и доходности. Особенно это коснулось предприятий океанического машиностроения, производственная деятельность которых отличается длительным технологическим циклом и необходимостью государственной поддержки инновационных программ.

В течении последних 10 лет произошла дестабилизация производственно-экономической и финансовой ситуации на предприятиях судостроительной промышленности Дальнего Востока. Возникла реальная угроза утраты передовых технологий отечественного судоремонта. В качестве примера можно привести тот факт, что на судостроительных предприятиях региона сейчас размещается всего 20-30 % общего объема ремонтируемых судов, оставшаяся часть ремонтируется в Китае, Республике Корея, Сингапуре. При этом в дальневосточном округе функционируют 247 предприятий судостроения и судоремонта, а средняя численность работающих составляет около 28,5 тысячи человек. Но вместе с тем доля данного сектора в общем объеме машиностроительной продукции Дальневосточного Федерального округа (ДВФО) составляет не более 22 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.