Научная статья на тему 'О проблеме графической подготовки первокурсников в перид их адаптации к учебному процессу в высшем учебном заведении'

О проблеме графической подготовки первокурсников в перид их адаптации к учебному процессу в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анякина О. В., Мальцева Г. А., Касьянова Е. Н., Трофимов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме графической подготовки первокурсников в перид их адаптации к учебному процессу в высшем учебном заведении»

УДК 371.3: 744(072)

О. В. Анякина, Г. А. Мальцева, Е. Н. Касьянова, А. А. Трофимов

О ПРОБЛЕМЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИД ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Рассматриваются вопросы организации учебного процесса вчерашних школьников в их адаптационный период в виде при изучении графических дисциплин.

Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы является успеваемость студентов. Возможности ее решения в современных условиях связаны, в первую очередь, с повышением педагогического мастерства всех преподавателей вуза на основе поиска новых, более эффективных форм, методов и принципов обеспечения учебного процесса.

Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического характера. Одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» играет система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе - на первое место выступает фактор профессиональной мотивации, поскольку он связан с конечными целями обучения [2].

По результатам социологических исследований [5], всего лишь 39,4 % первокурсников Государственного университета цветных металлов и золота (ГУЦМиЗ) целенаправленно готовились к поступлению в конкретный вуз, а 53,4 % опрашиваемых в окончательном выборе профессии не утвердились. Основным смыслом учебы первокурсников является сам факт получения высшего образования. Вместе с тем, стремление «благодаря трудолюбию, стать хорошим специалистом и добиться успеха в дальнейшей профессиональной деятельности» было отмечено лишь у 40,6 % студентов.

По определению психологов [3], «психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств». Длительная психологическая готовность представляет собой структуру, в которую входят положительное отношение к изучаемому предмету, профессии; черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требования обучения; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы. Наиболее часто с проблемой готовности студентов преподаватели сталкиваются на начальных этапах обучения в вузе, связанных с изучением фундаментальных дисциплин. Одним из самых сложных для положительного восприятия предметов общепризнанно считается курс «Начертательная геометрия и инженерная графика».

Авторы не раз отмечали [1; 4] особенности, отрицательно влияющие на учебно-познавательный процесс в

технических вузах при изучении графических дисциплин. Не секрет, большая часть преподавателей технических институтов не имеет базового педагогического образования. Вместе с тем, преподаватель, работающий с первокурсниками в период вступления их в вузовскую жизнь, должен владеть педагогическим мастерством и, в ряде случаев, быть психотерапевтом. Курс «Начертательная геометрия» является для студентов новым и необычным, часто регистрируется отсутствие навыков и умений при выполнении графических работ. Кроме того, изучение графических дисциплин начинается в период адаптации вчерашних школьников к учебному процессу в вузе.

Во всем мире, в соответствии с характером той образовательной системы, в которой проходит обучение, учащихся называют школьниками или студентами. В адаптационный период обучения в вузе учащегося можно назвать «школьник-студент». На этом этапе у молодого человека окончательно формируется готовность к профессиональному и личностному самоопределению, возрастает авторитет взрослых. В то же время, юношеская самооценка обычно отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и на свои возможности. В связи с этим, для многих первокурсников первые недели и месяцы в новом учебном заведении становятся критическим периодом жизни. Некоторые студенты успешно с ним справляются, что проявляется в академической успеваемости, в активной общественной жизни, в устойчивом психологическом состоянии. Другим не удается приспособиться к условиям обучения в вузе и овладеть требуемым объемом знаний. В результате - часть первокурсников так и не становится второкурсниками. Очевидно, что период адаптации студентов к условиям вуза является одним из ведущих факторов, влияющих на успешность учебы, профессиональное становление, отношение к получаемой профессии [5].

Кафедра инженерной графики ГУЦМиЗ на протяжении ряда лет занимается поиском путей и средств «мягкой» адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности при изучении графических дисциплин. Объектом исследования является начальный адаптационный период процесса обучения, а предметом исследования выступает процесс формирования познавательной активности первокурсников в этот период [1].

С целью выявления готовности молодых людей трудиться, студентам, проходившим обучение на кафедре, был задан один вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово работать?». В анонимном анкетировании принимали участие 241 студент 1 курса. Результаты ответов таковы: только 39 студентов связывают работу с учебой и 5 студентов со словом «думать». Вот такое «пред-

стартовое» состояние психологической готовности к учебно-познавательной деятельности испытывает «школьник-студент» на пороге вступления в вуз.

Низкая психологическая готовность «школьника-сту-дента» к изучению графических дисциплин ставит перед коллективом преподавателей кафедры инженерной графики важную педагогическую задачу: помочь первокурснику в период его адаптации к учебному процессу сформировать длительную готовность к учебной деятельности.

По мнению авторов, одним из главных условий решения поставленной задачи является внедрение интерактивных форм сотрудничества преподавателя и студента. Роль такого сотрудничества сводится к созданию у вчерашних школьников доверия к преподавателю, который готов помогать им в случае неудачи при условии активного желания последних учиться.

Изучая состояние вопроса организации учебного процесса в период адаптации первокурсников к учебнопознавательной деятельности, мы стремились к комплексному исследованию проблемы успеваемости, т. е. исследованию в двух направлениях: дидактическом и психологическом.

В отечественной психолого-педагогической литературе рассматриваются различные методы создания наиболее оптимальных условий для достижения высоких результатов в учебе, в том числе систематический контроль знаний студентов [1].

Известно, что одним из главных отличий организации учебного процесса в вузе от средней школы является отсутствие ежедневных контрольных проверок. Вместе с тем, контроль и оценка знаний имеют важное государственное значение, поскольку позволяют делать выводы о степени подготовленности студента в тот или иной промежуток или период учебной деятельности, определять характер и направленность процесса обучения как средства достижения тактических и стратегических задач при реализации основной цели обучения - подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям.

Мы предлагаем в качестве основного метода обучения графическим дисциплинам использовать контрольные мероприятия.

На сегодняшний день в практике высшей школы сложились следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый, лабораторно-практический, самоконтроль и т. д. Они осуществляются разнообразными методами в различных формах.

В структуре методов контроля знаний выделяются объективная и субъективная части.

Объективная часть метода обусловлена постоянными положениями: требованиями законов, закономерностей, принципов, правил и т. д.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями студентов и конкретными условиями. В этой части больше всего проявляются собственное творчество и индивидуальное мастерство преподавателя, поэтому методы контроля знаний всегда остаются сферой высокого педагогического мастерства [4].

Проблематика методов контроля знаний наиболее четко может быть охарактеризована на примере итогового контроля - экзамена.

Экзамен в вузе - это необходимый момент обучения и нередко последняя возможность преподавателя научить студента или, по крайней мере, постараться поддержать интерес к предмету для возможности дальнейшего самообразования. Во время экзамена преподаватель получает в результате обратной связи оценку качества собственной работы в течение семестра, оценку своего умения преподавать знания, а также информацию о том, какие разделы программы сложны и несовершенны. Экзамен - это одно из главных средств стимулирования подготовительной работы студента.

Особенность экзамена как ситуации делового общения состоит в том, что партнеры неравноправны: лидером в силу своего социального статуса является преподаватель, а студент - лицо, не только ведомое, но и зависимое, так как экзамен является для него мощным стрессом, по некоторым проявлениям сравнимым с моментом предшествующим хирургическому вмешательству (независимым от индивидуально-личностных качеств студента). Так, согласно наблюдениям психологов из Германии, у экзаменуемых повышается артериальное давление, учащается ритм сердцебиения, меняется электропроводимость кожи. Психологически это проявляется в повышении чувства тревоги, которое имеет место в любой значимой ситуации оценивания (у молодого специалиста подобные переживания возникают при поступлении на новую работу или во время научной аттестации). Поскольку для экзаменатора беседа со студентом не является стрессогенной, ответственность за успешность взаимодействия на экзамене в основном ложится на него. Исход экзамена зависит также от уровня притязаний отвечающего и обусловленного этим уровнем поведения: стремление избежать неудачи, либо стремление добиться успеха. Эти характеристики связаны с тревожностью и поэтому мало отражают реальную подготовленность студента. Не всегда низкие притязания говорят о слабой подготовленности, это может быть связано с глубинными структурами личности студента, его предшествующим опытом и содержанием образа «Я». Опытный педагог-психолог в диагностике этих проявлений может доверять собственной интуиции. Из сказанного следует, что преподаватель в силу своего статуса должен быть в какой-то мере психотерапевтом [4].

Теоретический анализ научной литературы по данному вопросу позволил выявить противоречие между необходимостью проведения ежедневных контрольных проверок знаний вчерашних школьников и состоянием организации учебного процесса высшей школы в период адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности.

С одной стороны, контроль знаний рассматривается педагогами как эффективное средство повышения успеваемости в период адаптации студентов, а с другой стороны, психологами контроль рассматривается как стрессовая ситуация, тормозящая адаптационные процессы.

Возникает вопрос: как устранить у студентов страх в период контрольных мероприятий? Рекомендации психологов показывают, что глубоко осознанное понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его устранить. Иначе, чем меньше

у студентов будет «пробелов» в знаниях, тем легче для них будут протекать контрольные мероприятия.

Авторами была предпринята попытка осуществления нового подхода к проведению контрольных мероприятий: превращения их из стрессовых ситуаций в позитив-но-активизирующие мероприятия, повышающие интерес к изучаемому предмету. Роль педагога здесь заключается в создании положительного эмоционального климата при общении преподавателя со студентами, который бы вызвал желание у обучаемых заниматься с интересом не только в аудитории, но и самостоятельно.

На кафедре «Инженерная графика» ГУЦМиЗ в соответствии с учебными планами первая обязательная контрольная проверка предусмотрена на пятой неделе обучения. При этом сроки проведения и темы контрольных мероприятий заранее известны студентам, что исключает фактор внезапности, а значит в какой-то степени устраняется стрессовая ситуация при проведении контрольных работ.

За эти первые пять недель обучения у преподавателей имеется возможность создать такой положительный эмоциональный настрой у обучаемых, при котором вчерашние школьники проникаются доверием к преподавателю, как к человеку, который хочет с ними сотрудничать в процессе их обучения и, который призван не «ловить» их контрольными проверками, а помогать им в случае неудачи при условии активного желания последних трудиться.

В процессе обучения преподавателю важно знать способы получения и обработки информации студентами. Познавательная деятельность человека осуществляется в едином сознательно-бессознательном контуре. Сознание инициирует широкий класс компонентов бессознательного, перерабатывает информацию, проверяет результаты, чтобы снова дать импульс бессознательному. В процессе обучения часто игнорируются эти важнейшие особенности способов получения и обработки информации. И поэтому иногда получается, что преподаватель и студент говорят на «разных языках».

В первую очередь, мир воспринимается зрительно (визуальная система), на слух (аудиальная) и через ощущения (кинестатическая). Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой или модальностью человека. Эта система используется сознательно и бессознательно. Например, некоторым студентам невозможно объяснить взаимное положение геометрических фигур в пространстве словами или с помощью плоских рисунков на доске: им обязательно нужно «повертеть» в руках объемную модель.

При анализе контрольных работ преподаватель должен находить даже в самой неудачной контрольной работе положительные моменты. Например, неудача рассматривается с той точки зрения, что отрицательный результат - это тоже результат и нужно искать пути и способы устранения негативных моментов.

Для того чтобы студент поверил в свои силы, можно использовать прием преобразования слова «могу» в слово «хочу».

Студент: «Я не могу писать красиво».

Преподаватель: «Карандаш заточить можете? Взять в руку можете? Что мешает?».

Студент (смеется): «Писать могу, но некрасиво».

Преподаватель: «Красиво - это как?».

Студент (несколько вариантов ответов): «Как Вы; как другие; как в книге и т. д.».

Преподаватель (вопрос к аудитории): «Ребята, кто из вас умеет кататься на велосипеде? А сколько раз вы падали, обучаясь езде?».

Естественно, ответы разные.

Важно дать понять студенту, если у кого-то что-то получается хорошо делать, то этому может научиться любой. Только у одних умения приходят быстрее, а у других медленнее, но обязательно приходят.

Перед началом изучения курса студентам можно предложить метафору (с точки зрения психологии метафора не тождественна термину «метафора» в филологии). Она является стержнем, на который «нанизываются» поэлементно порции учебного материала: от простого к сложному. Эта метафора используется на каждом занятии: «Мы будем изучать предмет, который называется «Инженерная графика». Курс включает в себя три раздела: начертательная геометрия, проекционное черчение и техническое черчение. Я хочу вам показать, как может проходить изучение этого предмета. Мы можем представить эту работу, как строительство трехэтажного дома. Я вам буду показывать, как закладывается фундамент. И каждый человек может научиться это делать, если захочет. При закладке фундамента я буду вас знакомить с теми знаниями, которые вам понадобятся при строительстве этажей вашего здания. И вы будете чувствовать, как с каждым днем растет ваше умение. Я буду предлагать вам строить дом так, как это умею делать я. И в то же время вы вправе создавать его так, как вам удобнее. Может, это будет дом из кирпича, может из железобетонных плит, может это будет дом из теплого и легкого дерева, а может он будет хрустальным. Будет так, как вы захотите. Если кто-то из вас будет отставать при строительстве, то я помогу или подскажу. Ведь люди могут строить дома с разной скоростью - они имеют на это право, главное, какой результат они получат. И мне очень хочется, чтобы ваш дом был не только быстро построен, но был прочным, надежным домом, в котором хочется жить. Когда мы закончим строительство и посмотрим на наши дома, то можем почувствовать радость, услышать восхищенные голоса наших родных и с удивлением увидеть, что при строительстве наших домов, у нас получился целый город».

Учебно-познавательная деятельность студентов не ограничивается только аудиторными занятиями - значительную роль в обучении играет и их самостоятельная работа.

Психологами отмечается, что каждому возрасту характерны свои сферы интересов.

В. А. Сухомлинский считал: «Цель обучения - удовольствие, цель воспитания - творение в душе человека, способ обучения - эмоциональное побуждение разума».

Опираясь на рекомендации психологов и педагогов, авторы предложили активизировать учебно-познавательную деятельность с помощью нетрадиционного метода обучения: внести в учебный процесс элементы творческой игры, адекватных условиям современности, в частности, в самостоятельную подготовку студентов к контрольным проверкам включить составление и разгадыва-

ние кроссвордов по заданной теме. При этом мы исходили из следующих предположений: студентам-первокурс-никам сложно запомнить тот объем информации, который им не встречался в довузовской жизни. Количество незнакомых технических слов, понятий и определений в лекциях и большой объем теоретического учебного материала для самостоятельного изучения затрудняют быструю адаптацию студента к учебному процессу.

Следует отметить, что функциональная пригодность этого метода не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она может изменяться после окончания периода адаптации. Авторами не ставилась задача определения временных рамок этого периода. Очевидно, первый семестр первого курса обучения является самым сложным для студентов.

Предлагаемый метод активизации учебной деятельности нашел подтверждение в экспериментальных исследованиях, которые проводились в течение первого семестра на практических занятиях по курсу «Инженерная графика» [1].

С учетом результатов экспериментов были разработаны методические указания для самостоятельной подготовки студентов к контрольным мероприятиям с включением игровых элементов путем составления и разгадывания кроссвордов.

На протяжении всего периода разработки методических указаний выполнение работы по составлению кроссвордов осуществлялось безмашинным способом. Составлением заданий занимались студенты, а преподаватель лишь отбирал и корректировал их. Лучшие работы использовались другими группами студентов, которым предлагалось разгадывать кроссворд с целью первого ознакомления с литературой и теоретическим учебным материалом. Таким образом, осуществлялось непрерывное сотрудничество преподавателя и студента. Обучаемый работал с удовольствием, проявляя творческую инициативу, а обучающий был избавлен от рутинной работы по составлению кроссвордов-заданий: его роль сводилась только к их корректировке.

На последнем этапе разработки заданий с целью активизации учебно-познавательной деятельности была написана программа Grossword. Она позволяет осуществлять следующие операции:

1) разгадывание готовых кроссвордов при задании определений для ключевых слов;

2) составление кроссвордов при задании 10_15 клю-

чевых слов.

2005. 137 с.

Результаты проверки последнего этапа разработки методических указаний показали, что такая методика работы с кроссвордами наиболее эффективна при решении практических задач в учебном процессе.

Использование рекомендаций отечественных и зарубежных психологов и педагогов-исследователей, ранее почти не учитывавшихся при обучении инженерной графике, и внедрение предложенной нами технологии обучения позволили повысить успеваемость на 0,5 балла в период адаптации первокурсников к учебному процессу.

Новая технология обучения позволяет активизировать память, работоспособность, мышление, внимание обучаемых, вызывает интерес к изучаемому предмету, так как при составлении методических указаний для самостоятельной подготовки студентов к контрольным мероприятиям учитываются способности, возможности, интересы и потребности обучаемых: им предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Ведь в течение всего адаптационного периода процесса обучения эта работа проходит на положительном эмоциональном уровне, благодаря сотрудничеству преподавателя и студента.

Предложенная технология, конечно же, не решает все проблемы успеваемости и контроля знаний студентов.

Дальнейший поиск новых технологий повышения успеваемости может быть связан с совершенствованием методов контроля: выбор оценивания знаний, соотношение устных и письменных форм контроля и т. д.

Библиографический список

1. Анякина, О. В. Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин : автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Анякина. М., 2000. 14 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб. : Питер, 2004. 300 с.

3. Дружинин, В. Н. Психология / В. Н. Дружинин. СПб. : Изд-во Питер, 2000. 646 с.

4. Лагерь, А. И. Адаптация студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин : моногр. / А. И. Лагерь, О. В. Анякина ; Гос. акад. цв. металлов и золота. Красноярск, 2002. 64 с.

5. Социодинамика студенов ГУЦМиЗ. Отчет по результатам социологических исследований. Красноярск,

O. V. Anjakina, G. A. Maltseva, E. N. Kasjanova, A. A. Trofimov

ABOUT A PROBLEM OF GRAPHIC PREPARATION OF FIRST-YEAR STUDENTS DURING THEIR ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

Questions of the organization of educational process of first-year students in their adaptable period in high school at studying graphic disciplines are considered.

Принята к печати в октябре 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.