tion, intellectual migration, foreign students, medical education, postmodernism, brain circulation, postimperialism, creatariat.
УДК 37.013.42
1 12 А.Х. Абу-Хаттаб, В.А. Долгополов, Е.П. Абу-Хаттаб
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ1
1 Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, [email protected], Лицей № 70, Санкт-Петербург, [email protected]
Начальный этап обучения (Юношеский возраст) - это не только период, в который закладываются формирования самосознания и собственного мировоззрения человека, это еще и период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка жизненной позиции.
Начальный этап обучения включает в себя обучение на первом курсе в высших и профессиональных учебных заведениях, а также на этапе довузовской подготовки абитуриентов.
Время на начальном этапе обучения совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В этом возрасте проявляется усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение управлять собой. Повышается интерес к нравственным проблемам: цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.
«Вчерашние школьники, определяясь в своей будущей профессиональной деятельности, стоят на пороге студенческой жизни. Слово «студент» - латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся» [2]. Реализация потенциала, развитие профессиональных компетенций происходит только тогда, когда студент благополучно про-
1 Abu-Hattab A.H., Dolgopolov V.A., Abu-Hattab E.P. Social and psychological adaptation of pupils at the initial stage of training.
шел процесс адаптации к новой для него образовательной и социальной среде, уверен в правильности своего выбора, испытывает внутреннюю потребность в развитии и готов к самореализации [3].
«Адаптация к условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Мы понимаем под адаптацией не только процесс активного приспособления и волевой регуляции усвоенных норм и ценностей» [1], но и готовность к использованию различных ресурсов (информационных, коммуникативных, организационных и т.д.), способствующих профессиональному и личностному становлению.
Практика показывает, что мы сталкиваемся с двумя явлениями: профессиональной адаптацией и адаптацией к учебным заведениям как к системе получения знаний, развития способностей. Речь идет о том, что учеба в учебных заведениях включает в себя не только получение профессии, но и отношение к целому ряду элементов образовательного процесса: качество обучения, интерес к учебе как одному из видов деятельности, организация учебного процесса, навыки самостоятельной работы и т.п. Безусловно, одним из важных факторов, влияющих на профессиональную адаптацию, является профориентационная работа, проводимая еще в школе с учетом интересов и способностей личности, на основе знаний об индивидуальных особенностях школьника. Особая роль отводится формированию внутренней, познавательной потребности будущего учащегося учебного заведения. Замечательно, если выбор направления обучения -результат серьезных раздумий. Правильно выбранная профиль обучения (профессия) - непременное условие успешной адаптации учащихся. Если выбор профиля обучения неудачен, т.е. не соответствует ни способностям, ни притязаниям личности, адаптация не будет оптимальной, и в этом случае, психологическое сопровождение будет сведено к дополнительной профориентационной работе, помощи в профессиональном и личностном самоопределении (результатом которой, возможно, станет смена профиля обучения).
Нам хотелось бы подробнее остановиться на социальной и учебной адаптации, связанной именно с обучением в учебных заведениях. Трудности, с которыми приходится чаще всего сталкиваться учащимся в своей учебе [3]:
- неумение ориентироваться в расписании, аудиториях, корпусах;
- неумение хорошо планировать свое время;
- отсутствие навыков работы с учебной литературой;
- слабая подготовка по естественным дисциплинам, полученная в школе;
- несамостоятельность;
- неуверенность в себе;
- беспокойство и страх перед сдачей экзамена.
Одновременно происходит адаптация и в социально-психологическом плане. Социально-психологическая адаптация предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций и групповых норм.
Основное содержание процесса адаптации учащихся на начальном этапе обучения определить как [3]:
а) освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;
б) приспособление к новому типу учебного коллектива, его традициям;
в) формирование нового отношения к профессии;
г) приспособление к новым условиям быта в общежитии, новым образцам культуры учащихся в учебном заведении, новым формам использования свободного времени. Переход из закрытого учреждения в учреждение открытого типа.
Тогда, на протяжении всего курса обучения складывается формальный коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.
Значительное влияние на успешность этого процесса, оказывает помощь и поддержка первокурсников со стороны взрослых людей (психологов, кураторов, мастеров), создающих условия, при которых происходит:
-адаптация учащихся к новому для них образовательному процессу; -формирование готовность учащийся максимально раскрыть свои способности через осмысление собственного потенциала и возможностей его реализации.
При зачислении абитуриента в учебное заведение в основном учитываются лишь сведения о результатах обучения его на предыдущих этапах - уровень знаний, умений и навыков вчерашних школьников. Вне поля зрения остается информация об особенностях личности, их интересах, мотивах выбора
специальности. Именно отсутствие, игнорирование этой информации приводит к тому, что процесс приобщения учащихся к жизни в учебном заведении затягивается [3].
От куратора (мастера-преподавателя-воспитателя) ожидается организационно - направляющая работа в группе. В понимании учащихся куратор воспринимается как «нянька», готовая решать любые возникающие проблемы. Задачи психолого-образовательного сопровождения каждый из кураторов определяет для себя сам.
Нам бы хотелось обозначить цель деятельности куратора как создание условий для учебной и социальной адаптации учащихся. Степень участия куратора в процессе адаптации учащихся различна. Это зависит от уровня подготовленности выпускника средней школы, от его личностных характеристик, от сформированности мотивационной сферы, от его ожиданий и т.д. Кто-то нуждается в постоянной помощи и контроле, а кому-то достаточно лишь обозначить уровень требований, перспектив. Следовательно, куратору необходимо владеть приемами диагностики, прогнозирования, профилактики, что возможно только при тесном взаимодействии с психологической службой, готовой консультировать кураторов по различным проблемам адаптации, обучения и профессионального становления учащихся, проводить диагностические исследования проблем, совместно организовывать мероприятия, направленные на профилактику учебной и социальной дезадаптации [3].
Трудно не согласится со многими авторами в частности Щелин И.В., Глухова Е.С., что основными задачами психолого-образовательного сопровождения учащихся должны стать:
1. Сопровождение социальной и учебной адаптации первокурсников. -задачи информирования: об условиях проживания, об учебных предметах, о режиме учебы, о преподавательском составе и о деятельности организаций, призванных помогать учащимся;
-коммуникативные задачи: наладить общение внутри группы, сформировать коллектив, устранить барьеры общения между преподавателями и учащимися;
-установление правил и норм взаимодействия взрослых и учащихся (в процессе обучения, во время подготовки и сдачи экзаменов);
-учебные задачи: помощь в овладении учебными навыками, навыками планирования времени, самоорганизации.
Показателями социальной адаптации являются:
На уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры.
На уровне учебного заведения: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, центр культуры, музеи и др.); знание руководства учебного заведения)
Показателями учебной адаптации являются:
-ориентация в учебном расписании, кабинетах, корпусах;
-умение пользоваться библиотекой, информационными образовательными ресурсами;
-наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т.д.).
2. Сопровождение образовательного процесса (в узком смысле):
Задачи обучения:
-социально-психологическая поддержка в период сдачи первых экзаменов (тренинги, беседы, консультации);
-информирование о различных формах представления учащимися работ: реферат, отчет и т.д. (различия, где применяются, технология написания); -помощь в выборе образовательного направления, специализации; -анализ текущей успеваемости и посещаемости.
Воспитательные задачи:
-вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность; -содействие самоуправлению;
-ознакомление с возможностями, которые предоставляет учебное заведение для физического и культурного развития (секции, кружки, клубы, музеи);
-организация и участие в различных мероприятиях, проводимых в группе, в учебном заведении, в районе, в городе;
-посещение общежития, изучение условий проживания учащихся; -работа по профилактике конфликтов, правонарушений.
Показателями результативности реализации психологообразовательного сопровождения учащихся должны стать следующие критерии:
На уровне группы:
-низкий процент отсева учащихся;
-академическая успеваемость;
-сформировавшийся коллектив; группа активна и мобильна;
-отсутствие конфликтов.
На уровне отдельного учащегося:
-участие в делах группы.
-овладение навыками самопрезентации
-готовность к осознанному и самостоятельному построению образовательной траектории.
Всесторонние решение проблем социальной и психологической адаптации учащихся на начальном этапе обучения способствует успешной и благотворной работы, как учебных заведений, так и учащихся.
Литература.
1. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. научных трудов. - Кишинев, 1990.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/д: Феникс, 2002. - 672 с.
3. Щелин И.В., Глухова Е.С. Психологическое обеспечение работы кураторов по профилактике проблем учебной и социальной адаптации первокурсников // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2007. №304. С. 181-183.
Ключевые слова: Адаптация, психологическая адаптация, cоциальная адаптация.
Key words: adaptation, psychological adaptation, social adaptation.
УДК 796.04
А.Э. Болотин
ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ1
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, [email protected]
Высокая «стоимость» профессиональной подготовки, повышенные тре-
1Bolotin A.E. The factors which are negatively influencing the state of health of students of higher education institutions.