УДК (744.4+514): 378 ББК 351.2
Полкова Анна Викторовна
соискатель
кафедра инженерной геометрии и компьютерной графики Братский государственный университет г. Братск Григоревский Лев Борисович
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра инженерной геометрии и компьютерной графики Братский государственный университет г. Братск Красношапка Зоя Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра инженерной геометрии и компьютерной графики Братский государственный университет г. Братск Polkova Anna Viktorovna Applicant for a Degree Chair of Engineering Geometry and Computer Graphics Bratsk State University Bratsk
Grigorevsky Lev Borisovich
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Engineering Geometry and Computer Graphics Bratsk State University Bratsk
Krasnoshapka Zoya Vasilievna
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Engineering Geometry and Computer Graphics Bratsk State University Bratsk
Формирование познавательной активности первокурсников в начальный адаптационный период обучения инженерной графике The First-Year Students’ Cognitive Activity Forming in Primary Adaptive Training Period in Engineering Graphics
В статье рассматривается проблема общения между преподавателями и студентами первого курса в начальный адаптационный период обучения инженерной графике. Авторы предлагают решить данную проблему с помощью внедрения игровых технологий в учебный процесс, адекватных возрастной категории обучаемых.
The problem of communication between a teacher and the first-year students in primary adaptive training period in engineering graphics is considered in this article. The authors suggest solving this problem with the help of introducing technologies equal to the students’ age into the learning process.
Ключевые слова: компетентность, адаптация, общение, познавательная активность, восприятие, позитивно-активирующие мероприятия, инженерная графика.
Key words: competence, adaptation, communication, cognitive activity, perception, positive - active measures, engineering graphics.
Проблема качества подготовки высококвалифицированных работников, свободно ориентирующихся в быстроизменяющихся условиях, актуальна всегда. Состояние графической подготовки будущих специалистов, в частности нашего вуза, является частью этой проблемы.
В настоящее время ключевые положения образовательного процесса в вузах регламентируются законом РФ «Об образовании», учебные программы, изучаемых дисциплин, стандартизированы. Методология формирования требований к результатам освоения образовательных программ признан компетентностный подход.
Обобщая мнения авторов публикаций на тему компетентностного подхода в обучении, можно определить понятие компетентности, как выраженную способность применять знания, умения, навыки и проявлять социально-личностные свойства [1]. Иначе, «если студентов учить только дорожному строительству, то они научатся строить только один мост... если их научить пространственному воображению, они сумеют развить в себе фантазию» [2].
Очевидно, развить ключевые компетенции студентов может такой преподаватель, который постоянно повышает уровень и качество собственных предметных и психолого-педагогических компетенций.
Курс «Начертательная геометрия» является для первокурсников новым и необычным, в отличие от физики и математики. Кроме того, изучение графических дисциплин начинается в период адаптации вчерашних школьников к учебному процессу в вузе.
Не секрет, большая часть преподавателей технических вузов не имеют базового педагогического образования. Вместе с тем, педагогическая
деятельность графических дисциплин состоит в общении со вчерашними школьниками, в установлении с ними межличностного контакта, следовательно, преподаватель-педагог, заинтересованный в эффективности своей работы, поневоле обязан стать психологом.
Отсюда возникает задача исследования научных знаний о способах общения между людьми и внедрения этих знаний в учебно-познавательный процесс с целью повышения результатов педагогической деятельности.
По определению Столяренко Л.Д. [3] «Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества». Одной из составляющих общения является коммуникативная компетентность, которая определяется как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми».
Во всем мире, в соответствии с характером той образовательной системы, в которой проходит обучение, учащихся, называют школьниками или студентами. В адаптационный период обучения в вузе учащегося можно назвать «школьник-студент». На этом этапе у молодого человека окончательно формируется готовность к профессиональному и личностному самоопределению, возрастает авторитет взрослых. В то же время, юношеская самооценка обычно отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и на свои возможности. В связи с этим, для многих первокурсников первые недели и месяцы в новом учебном заведении становятся критическим периодом жизни. Некоторые студенты успешно с ним справляются, что проявляется в академической успеваемости, в активной общественной жизни, в устойчивом психологическом состоянии. Другим не удается приспособиться к условиям обучения в вузе и овладеть требуемым объемом знаний. В результате - часть первокурсников так и не становятся второкурсниками. Очевидно, что период адаптации студентов к условиям вуза является одним из ведущих факторов, влияющих на успешность учебы, профессиональное становление, отношение к получаемой профессии.
Кафедра инженерной графики ИГД-ГиГ (Институт горного дела, геологии и геотехнологий) на протяжении ряда лет занимается поиском путей и
средств «мягкой» адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности при изучении графических дисциплин. Объектом исследования является начальный адаптационный период процесса обучения, а предметом исследования выступает процесс формирования познавательной активности первокурсников в этот период [4].
Одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» играет система внутренних побуждений личности, ее психологическая готовность к учебно-познавательной деятельности в вузе. Как отмечает Дружинин В.Н. [5], «психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств».
С целью выявления готовности молодых людей трудиться преподавателями нашей кафедры студентам был задан вопрос «Какие ассоциации вызывает у вас слово «работать»? В анонимном анкетировании принимали участие 241 студент 1 курса всех специальностей. Результаты ответов были разными, но только 39 студентов связали работу со словом «учеба» и 5 студентов со словом «думать». Вот такое «предстартовое» состояние психологической готовности к учебно-познавательной деятельности испытывает «школьник-студент» на пороге вступления в вуз.
Низкую психологическую готовность «школьника-студента» к изучению графических дисциплин можно объяснить второстепенным отношением к учебному предмету «Черчение», сложившимся у поступающих в вуз еще в школьный период обучения, вследствие низкого уровня преподавания или его отсутствия совсем. Подтверждением данной гипотезы послужили результаты выполнения студентами простейшего задания школьной программы по черчению и следующие цифры: 33 опрошенных студента из 241 не изучали черчение в школе (больше группы!); 21 студенту преподавали черчение
учителя физкультуры, географии, ОБЖ, природоведения, астрономии, химии, экономики, информатики; 16 студентов обучали предмету учителя физики; 16 -учителя математики; 63 - учителя рисования; 21 - учителя трудового обучения, и только 71 опрашиваемый студент ответил, что этот предмет вел преподаватель черчения. А результаты выполнения заданий (выполнить эскиз болта, проставить размерные линии) превзошли все наши пессимистические прогнозы: ни одного правильного эскиза! Даже на три балла.
Низкая психологическая готовность «школьника-студента» к изучению графических дисциплин ставит перед коллективом преподавателей кафедры инженерной графики важную педагогическую задачу: помочь первокурснику в период его адаптации к учебному процессу сформировать длительную готовность к учебной деятельности.
Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят положительное отношение к изучаемому предмету, профессии, черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям обучения, необходимые знания, умения, навыки, устойчивые особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы [5].
Одним из условий решения поставленной задачи мы считаем создание и внедрение такой формы сотрудничества преподавателя и студента, при которой максимально сохранялась бы степень самостоятельности, творчества и активности обучающихся. Важно понимать, что психологические знания преподавателя являются обслуживающими основную практическую задачу.
В отечественной психолого-педагогической литературе рассматриваются различные методы создания наиболее оптимальных условий для достижения высоких результатов в учебе, в том числе систематический контроль знаний студентов. Контроль качества обучения служит точным индикатором потребностей высших учебных заведений, является основным средством регулирования показателей учебного процесса и контроля качества будущих специалистов [6].
По определению психологов одной из важных психологических подструктур психологической структуры занятия является эмоциональное
напряжение. И будет ли оно положительным или отрицательным, зависит от преподавателя [3]. Нами была предпринята попытка осуществления нового подхода к проведению контрольных мероприятий: превращение их из
стрессовых ситуаций в позитивно-активизирующие мероприятия, повышающие интерес к изучаемому предмету. Роль педагога заключается здесь в создании положительного эмоционального климата при общении преподавателя со студентами, который бы вызвал желание обучаемых заниматься без напряжения и с интересом не только в аудитории, но и самостоятельно.
Процесс обучения начинается с восприятия. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система), на слух (аудиальная) и в ощущениях (кинестетическая). Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой или модальностью человека. Эта система используется сознательно и бессознательно. В процессе обучения часто игнорируются эти важнейшие особенности способов получения и обработки информации. И поэтому иногда получается, что преподаватель и студент говорят на «разных языках». Например, некоторым студентам невозможно объяснить взаимное положение геометрических фигур в пространстве словами или с помощью плоских рисунков на доске: им обязательно нужно «повертеть» в руках объемную модель.
Результат общения будет успешным, если преподаватель сможет согласовать свою репрезентативную систему с модальностью студента. Обучающий должен быть искренним в своих намерениях, если хочет создать положительный эмоциональный настрой у обучаемых, при котором вчерашние школьники проникаются доверием к нему, как к человеку, призванным не «ловить» их контрольными проверками, а помогать им в случае неудачи при условии активного желания последних трудиться.
Например, при анализе контрольных работ преподаватель должен находить даже в самой неудачной контрольной работе положительные моменты. Неудача рассматривается с той точки зрения, что отрицательный результат - это тоже результат и нужно искать пути и способы устранения негативных моментов.
Для того чтобы студент поверил в свои силы можно использовать прием преобразования слова «смогу» в слово «хочу». Например:
Студент: «Я не могу писать красиво».
Преподаватель: «Карандаш заточить можете? Взять в руку можете? Что мешает?».
Студент (смеется): «Писать могу, но некрасиво» (Значит все-таки «могу»?)
Преподаватель: «Красиво - это как?».
Студент (несколько вариантов ответов): «Как Вы; как другие; как в книге и т.д.».
Преподаватель (вопрос к аудитории): «Ребята, кто из вас умеет кататься на велосипеде? Вы сразу умели, или учились? А сколько раз вы падали, обучаясь езде? Так вы хотите научиться писать красиво?».
Естественно, ответы разные.
Важно дать понять студенту, если у кого-то что-то получается хорошо делать, то этому может научиться любой. Только у одних умения приходят быстрее, а у других медленнее, но обязательно приходят.
С целью активизации мышления и памяти обучаемых, можно предложить метафоры. С точки зрения психологии метафора не тождественна термину «метафора» в филологии, в психологии она основана на сходстве. Структура метафоры состоит из трех составляющих: проблемное состояние, связующая стратегия и желаемое состояние. Например, в предлагаемой метафоре связующей стратегией является стратегия грамотного изучения предмета при условии сотрудничества педагога и студента.
Метафора: «Мы будем изучать предмет, который называется
«Инженерная графика». Курс включает в себя три раздела: начертательная геометрия, проекционное черчение и техническое черчение. Я хочу вам показать, как может проходить изучение этого предмета. Мы можем представить эту работу, как строительство трехэтажного дома. Я вам буду показывать, как закладывается фундамент. И каждый человек может научиться это делать, если захочет. При закладке фундамента я буду вас знакомить с теми знаниями, которые вам понадобятся при строительстве этажей вашего здания. Вестник ЧГПУ 32011 142
И вы будете чувствовать, как с каждым днем растет ваше умение. Я буду предлагать вам строить дом так, как это умею делать я. И в то же время вы вправе создавать его так, как вам удобнее. Может, это будет дом из кирпича, может из железобетонных плит, может это будет дом из теплого и легкого дерева, а может он будет хрустальным. Будет так, как вы захотите. Если кто-то из вас будет отставать при строительстве, то я помогу или подскажу. Ведь люди могут строить дома с разной скоростью - они имеют на это право, главное, какой результат они получат. И мне очень хочется, чтобы ваш дом был не только быстро построен, но был прочным, надежным домом, в котором хочется жить. Когда мы закончим строительство и посмотрим на наши дома, то можем почувствовать радость, услышать восхищенные голоса наших родных и с удивлением увидеть, что при строительстве наших домов, у нас получится целый город».
В.А.Сухомлинский считал: «Цель обучения - удовольствие, цель
воспитания - творение в душе человека, способ обучения - эмоциональное побуждение разума».
Опираясь на рекомендации психологов и педагогов, мы предложили активизировать учебно-познавательную деятельность с помощью внедрения в учебный процесс игровых технологий, адекватных возрастной категории обучаемых. Например, в самостоятельную подготовку студентов к контрольным проверках включили составление и разгадыванием кроссвордов по заданной теме, предложили участие в составлении тестовых заданий, и разработке деловых игр. При этом мы исходили из следующих предположений: студентам-первокурсникам сложно запомнить тот объем информации, который им не встречался в их довузовской жизни. Количество незнакомых технических слов, понятий и определений в лекциях и большой объем теоретического учебного материала для самостоятельного изучения затрудняют быструю адаптацию студента к учебному процесса, а предложенная методика вооружает его максимальным количеством информации, что поможет ему в дальнейшем обучении и общении.
Следует отметить, что функциональная пригодность этого метода не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она может
изменяться после окончания периода адаптации. Нами не ставилась задача определения временных рамок этого периода. Очевидно, первый семестр первого курса обучения является самым сложным для студентов.
Предлагаемый метод активизации учебной деятельности нашел подтверждение в экспериментальных исследованиях, которые проводились в течение первого семестра на практических занятиях по курсу «Инженерная графика».
Составлением заданий занимались студенты, а преподаватель лишь отбирал и корректировал их. Лучшие работы использовались другими группами студентов, которым предлагалось решать эти задания с целью первого ознакомления с литературой и теоретическим учебным материалом. Таким образом, осуществлялось непрерывное сотрудничество преподавателя и студента. Использование рекомендаций отечественных и зарубежных психологов и педагогов-исследователей, ранее почти не учитывавшихся при обучении инженерной графике, и внедрение этих рекомендаций в учебный процесс, позволили повысить успеваемость на 0,5 балла в период адаптации первокурсников к учебному процессу [7].
Предложенная технология обучения позволяет активизировать память, работоспособность, мышление, внимание обучаемых, вызывает интерес к изучаемому предмету, так как при составлении методических указаний для самостоятельной подготовки студентов к контрольным мероприятиям учитываются способности, возможности, интересы и потребности обучаемых: им предоставляется возможность проявить свои творческие способности. В течение всего адаптационного периода процесса обучения эта работа проходит на положительном эмоциональном уровне, благодаря сотрудничеству преподавателя и студента.
Дальнейший поиск новых технологий повышения успеваемости может быть связан с совершенствованием методов контроля успеваемости (выбор оценивания знаний, соотношение устных и письменных форм контроля и т.д.) и развитием творческого потенциала преподавателя и студента на основе знаний психологии их общения.
Библиографический список
1. Соловьев В.П. Компетентностный подход в проектировании основных образовательных программ. Сб. тезисов докладов научно-методической конференции: Повышение качества высшего профессионального образования [Текст]. - Красноярск: СФУ, 2007. - 11с.
2. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - Москва: Проект, 2004.
- 352с.
3. Столяренко Л. Д. Педагогика и психология для технических вузов [Текст]/ Л.Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р.Х. Ганиева. - изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 510с.
4. Анякина О.В. Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин [Текст]/ О.В. Анякина. Автореф. дис. - М.2000. - 14с.
5. Дружинин В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург. Изд. Питер, 2000.
6. Ивакина И.И. Система контроля как фактор управления качеством образования
[Текст]/ И.И. Ивакина, Е.П. Кунстман. - Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы 3-ей Международной научно-практической
конференции. 22-23 ноября 2005г. [Текст]/ ГОУВПО «Государственный университет цветных металлов и золота». - Красноярск, 2005. - 320с.
7. Лагерь А.И. Адаптация студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин [Текст]/ А.И. Лагерь, О.В. Анякина. - Монография / ГАЦМиЗ. - Красноярск, 2002. - 64с.
Bibliography
1. Anyakina O.V. Didactic Features of Study Progress Control in the Period of the Students’ Adaptation to the Training Process in Taking Graphic Disciplines: Diss. ...Cand. of Ped. [Тех^ / O.V. Anyakina. - M., 2000. - 14 p.
2. Druzhinin, V.N. Psychology [Тех^ / V.N. Drushinin. - Saint-Petersburg: Piter, 2000.
3. Gurevich, P.S. Psychology and Pedagogics: Study Guide for Higher Educational Establishments / P.S. Gurevich. - Moscow: Project, 2004. - 352 p.
4. Ivakina, I.I. The Control System as a Factor of Education Quality Management / I.I. Ivakina, E.P.Kunstman. - In-Higher Educational Establishment Systems Providing the Quality of Specialists’ Training: Materials of the Third International Scientific-and-Practical Conference, 2223 November, 2005 [Тех^ // State Educational Establishment of Higher Professional Education “The State University of Non- Ferrous Metals and Gold”. - Krasnoyarsk, 2005. - 320 p.
5. Lager, A.I. The Students’ Adaptation to the Training Process in Taking Graphic Disciplines: Monograph [Тех^ / A.I. Lager, O.V. Anyakina. - Krasnoyarsk, 2002. - 64 p.
6. Solovyev, V.P. Competence Approach in the Main Educational Programs Projecting . Collected Theses of Scientific-and-Methodological Conference Reports: Improving the Quality of Higher Professional Education [Тех^ / V.P. Solovyev. - Krasnoyarsk: SFU, 2007. - 11 p.
7. Stolyarenko, L.D. Pedagogy and Psychology for Higher Technical Educational Establishments [Тех^ / L. D Stolyarenko, M. A. Guliyev, P.H. Ganiyeva. - The Third Issue. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 510 p.