Научная статья на тему 'О проблеме готовности к творческой деятельности участников образовательного процесса'

О проблеме готовности к творческой деятельности участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВЕНЬ / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / READINESS FOR CREATIVE ACTIVITY / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA / INDICATORS / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Светлана Борисовна, Казаков Никита Александрович, Пинчук Ирина Александровна

Цель. Выявить организационно-педагогические условия, необходимые для вовлечения в творческую деятельность участников образовательного процесса, а также разработать критерии оценивания уровня их готовности к творчеству. Процедура и методы исследования. Использование анализа психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование обучающихся и педагогов. Результаты проведённого исследования. Выявлены признаки и содержание готовности учителя и обучающегося к творческой деятельности, раскрываются последовательность и содержание этапов перехода к творческой деятельности, предлагается набор критериев и показателей, позволяющих определить уровень готовности учителя и обучающегося к творческой деятельности, даются характеристики этим уровням. Теоретическая и практическая значимость. Заключается в разработке комплекса организационно-педагогических условий, качественных уровней готовности участников образовательного процесса к творчеству.Purpose is to single out the organizational and pedagogical conditions necessary for involving participants of the educational process in the creative activity, as well as to develop the criteria for assessing their readiness level for creativity. Methodology and Approach. The use of analysis of psychological and pedagogical, scientific literature on the problem, as well as questionnaire survey and testing of the students and teachers. Results. Signs and content of teachers and students’ readiness for creative activity are singled out, the sequence and content of the stages of transition to creative activity are revealed, a set of criteria and indicators are proposed allowing us to determine the level of teachers and students’ readiness for creative activity, characteristics of these levels are given. Theoretical / practical implications of the study is that the complex of organizational-pedagogical conditions are developed, as well as qualitative levels of the educational process participants’ readiness for creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина Светлана Борисовна, Казаков Никита Александрович, Пинчук Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме готовности к творческой деятельности участников образовательного процесса»

УДК 37.026.9

DOI: 10.18384/2310-7219-2020-2-47-56

О ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Забелина С. Б., Казаков Н. А., Пинчук И. А.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация.

Цель. Выявить организационно-педагогические условия, необходимые для вовлечения в творческую деятельность участников образовательного процесса, а также разработать критерии оценивания уровня их готовности к творчеству.

Процедура и методы исследования. Использование анализа психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование обучающихся и педагогов.

Результаты проведённого исследования. Выявлены признаки и содержание готовности учителя и обучающегося к творческой деятельности, раскрываются последовательность и содержание этапов перехода к творческой деятельности, предлагается набор критериев и показателей, позволяющих определить уровень готовности учителя и обучающегося к творческой деятельности, даются характеристики этим уровням.

Теоретическая и практическая значимость. Заключается в разработке комплекса организационно-педагогических условий, качественных уровней готовности участников образовательного процесса к творчеству.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, готовность к творческой деятельности, организационно-педагогические условия, критерии, показатели, уровень

ON THE PROBLEM OF THE READINESS FOR THE EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS' ACTIVITIES

S. Zabelina, N Kazakov, I. Pinchuk

Moscow State Region University

24 ul. Very Voloshinoy, Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation Abstract.

Purpose is to single out the organizational and pedagogical conditions necessary for involving participants of the educational process in the creative activity, as well as to develop the criteria for assessing their readiness level for creativity.

Methodology and Approach. The use of analysis of psychological and pedagogical, scientific literature on the problem, as well as questionnaire survey and testing of the students and teachers. Results. Signs and content of teachers and students' readiness for creative activity are singled out, the sequence and content of the stages of transition to creative activity are revealed, a set of criteria and indicators are proposed allowing us to determine the level of teachers and students' readiness for creative activity, characteristics of these levels are given.

© CC BY Забелина С. Б., Казаков Н. А., Пинчук И. А., 2020.

Theoretical / practical implications of the study is that the complex of organizational-pedagogical conditions are developed, as well as qualitative levels of the educational process participants' readiness for creative activity.

Keywords: creativity, creative activity, readiness for creative activity, organizational-pedagogical conditions, criteria, indicators, level

Введение

Современная школа ориентирована на воспитание творческой личности, готовой к осуществлению преобразовательной деятельности в изменяющихся или неопределённых условиях. Воспитание творческой личности заключается в развитии её интеллекта и воспитании внутренних установок, выражающихся в свободе от устоявшихся стереотипов, открытости и устремлённости к оригинальным и при этом полезным решениям. Выдающийся советский педагог и психолог Л. С. Выготский отмечал: «Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [6, с. 6]. Доминирующим направлением в этом процессе, на наш взгляд, является не столько развитие силы ума и мастерства в решении конкретных задач, сколько преобразование мотивационной структуры личности субъектов образовательного процесса. Ядром мотивационной структуры личности должна выступать нацеленность на развитие творческих внутренних мотивов, которые активизируют интеллектуальные процессы, побуждают к интенсивной познавательной деятельности, стимулируют её выход за рамки заданной области деятельности.

Однако результаты анкетирования обучающихся средних школ, связанные с их представлениями о смыслах уче-

ния, показывают, что для большинства школьников учение означает освоение, воспроизведение и закрепление преподносимого им педагогами-предметниками учебного материала. Напрашивается вывод, что процесс обучения в средней школе проходит в атмосфере определённого равнодушия обучающихся к содержанию образования, которое лишено в глазах учеников личностного смысла.

Возникают проблема поиска организационно-педагогических условий, необходимых для придания творческого характера учебно-познавательной деятельности обучающихся, для моделирования ситуаций творческого самовыражения и развития участников образовательного процесса, а также проблема оценивания уровня готовности их к творчеству.

О ситуациях творческого самовыражения и развития участников образовательного процесса

Для осуществления поиска эффективных способов решения проблемы необходимо выделить научно обоснованную, непротиворечивую систему понятий. Опираясь на научные исследования в области психологии и педагогики, отметим некоторые подходы к определению понятий «творчество», «творческое самовыражение», «творческая деятельность».

Интересным для нас является подход к творчеству Д. Б. Богоявленской, которая утверждает, что, интерпретируя природу творческой продуктивности, необходимо рассматривать феномен творчества в процессуально-деятельностной парадигме, когда творчество предполагает совпадение познавательного мотива и

цели. Настоящее творчество существует тогда, когда деятельность не приостанавливается после достижения цели [4].

Я. А. Пономарёв добавляет к творчеству аспект социальной значимости его результатов: «Творчество - деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [12, с. 39].

В. А. Крутецкий, определяя творческую деятельность, подчёркивает, что она является специфическим видом деятельности человека, требующим от него высшей степени развития способностей, которые проявляются только в этих видах деятельности [10].

Влияние творческой деятельности на самореализацию подчёркивает Р. Ассар-джиоли, характеризуя эту деятельность как процесс восхождения личности к «идеальному Я», способ самораскрытия личности посредством переструктурирования собственного опыта [2].

По мнению В. В. Макарова, творческое самовыражение человека представляет собой единство трёх процессов: креативного переживания-вдохновения; деятельности, результатом которой является создание новых духовных ценностей (в первую очередь для самого субъекта творчества); «трансляции» своей индивидуальности в других людей и реализации потребности осуществить себя в качестве личности [11].

В ходе проводимого исследования, связанного с проектированием модели учебного процесса, определяющей ситуации для творческого самовыражения и развития его участников, мы выделили необходимые организационно-педагогические условия.

Первым условием выступает систематическое погружение обучающихся в специально созданные образовательные среды, в которых отсутствует строгая регламентация действий, есть свобода их выбора, в которой обеспечена необходимость самостоятельных действий обучающихся. Педагог осуществляет про-

блематизацию образовательной среды и сопровождает обучающихся. Специально созданные педагогом образовательные ситуации изменяют мотивационную структуру личности обучающегося, так как на первый план выступают внутренние побуждения, а не внешние раздражители. Образовательный личный продукт в таких ситуациях нельзя заранее предсказать. Погружаясь в эти учебные ситуации, ученики самостоятельно осуществляют поиск информации, преобразуют её и самостоятельно создают субъективно новое значимое для себя знание, при этом осуществляется принятие обучающимися различных моделей творческого поведения. Реализуется первое условие через применение методик активного обучения: разработку проектов, учебные имитационные игры, решение и составление творческих кейс-задач, конференции.

Второеусловие заключается в том, что переход к творческой учебной деятельности в ходе обучения не является спонтанным. Он осуществляться согласно планомерному продвижению по следующим этапам.

Начальным этапом служит репродуктивный, который характеризуется тем, что педагог обеспечивает проблем-ность учебного материала, направляет обучающихся наводящими вопросами на путь решения проблемы. Обучающиеся выдвигают гипотезы, строят предположения, обосновывают, открывают субъективно новое знание под руководством учителя.

Следующий этап - познавательно-практический. Этот этап характеризуется применением обучающимися полученного знания в схожих ситуациях и в частично изменённых условиях в зоне их ближайшего развития. Педагог подбирает системы заданий, закрепляющих освоенные навыки и расширяющих зону ближайшего развития учащихся. Обучающиеся применяют и закрепляют полученные знания на практике в различных

ситуациях. Проблемная ситуация осознаётся учащимися самостоятельно, а её решение осуществляется под контролем педагога с возможностью корректировки направления хода мысли обучающихся.

Третьим этапом является исполнительно-самостоятельный, характеризующийся тем, что на этом этапе происходят оценка завершённости формирования нового знания или умения, проверка понимания и оценка уровня усвоения знаний. Проблемную ситуацию обучающиеся осознают самостоятельно и сами же решают сформулированную проблему.

Продуктивно-созидательный этап является завершающим, когда школьникам может быть предоставлен выбор в содержании, в способах деятельности, когда варьируются формы деятельности. На этом этапе обучающиеся, решая систему задач в плоскости выявленной проблемной ситуации, по собственной инициативе выходят в пространство поиска и открытия закономерностей, т. е. деятельность обучающихся продолжается после достижения цели по решению системы задач и без внешней стимуляции. Познавательная деятельность обучающихся теперь приобретает порождающий характер, так как её результат шире, чем первоначальная цель, она преобразуется в познавательную самодеятельность.

Третьим условием мы выделяем построение и реализацию индивидуальных образовательных траекторий творческого характера при изучении определённого содержательного блока, необходимых для раскрытия индивидуальности, творческого начала обучающегося. Под этим мы подразумеваем систему специальных упражнений по развитию творческих способностей, адекватную индивидуальным особенностям отдельно взятого ученика. Система упражнений отличается открытостью формулировки задания, например: «объясните», «предложите свой вариант», «составьте», «исследуйте», «выявите взаимосвязь» и т. п. Результаты выполнения таких систем упражнений

всегда различны, многовариантны и лич-ностно значимы.

Четвёртым условием выступают включение и применение в ходе обучения проблемных задач, которые строятся по принципу рассогласования, несоответствия между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле. Такое рассогласование вызывает сильный поток внутренних мотивационных стимулов, активизирует интеллектуальную деятельность обучающегося. В процессе анализа такой задачи ученик сопоставляет её с рядом других уже известных задач, в результате чего открываются и подвергаются доказыванию новые закономерности. Мыслительная деятельность при этом достигает уровня всеобщности, происходит переход из плоскости исходной проблемной ситуации в пространство новой проблемы. По нашему мнению, такое развитие мысли и служит проявлением творчества в узком смысле этого термина, когда решение поставленной заранее задачи не ограничивается только получением ответа.

Реализация обозначенных выше организационно-педагогических условий требует от участников образовательного процесса двусторонней готовности к осуществлению творческой деятельности. Готовность понимается сегодня как универсальная категория, которая описывает глубинные процессы формирования, развития при переходе явления в новое, более высоко структурированное качество. Готовность обучающихся к осуществлению творческой деятельности мы представляем как интегративное качество, проявляющееся в сформированной внутренней мотивации к обучению, в стремлении к творческой учебной деятельности, обеспечивающее реализацию в личностном становлении. Готовность к творчеству педагога мы рассматриваем как интегративное качество, проявляющееся в активном творческом саморазвитии, обеспечивающее реализацию потребности в успешном личностном и

социально-профессиональном становлении. Любое проявление готовности требует определения границ пространства его функционирования. Готовность педагога к осуществлению творческой деятельности структурно мы описываем следующими взаимосвязанными компонентами:

- мотивационно-ценностным (личностная направленность, осознанное стремление к инноватике и личностному росту);

- когнитивно-креативным (опыт владения системой научных знаний об особенностях, закономерностях, структуре и технологии педагогической деятельности, стремление к непрерывному обогащению знаний, стремление к организации и проведению экспериментальных и исследовательских работ, применение методов педагогического исследования, стиль мышления);

- процессуальным (вариативность в использовании педагогических моделей и технологий);

- рефлексивным (контроль над логикой развёртывания собственной познавательной мысли, создание условий для собственной творческой активности, понимание безусловности коррекции и самокоррекции; интроспекция).

Отметим результаты научного исследования Г. А. Виноградовой, направленного на изучение профессиональной мотивации и направленности личностей педагогов, которое показало, что у наибольшего числа испытуемых (58 %) преобладает направленность на себя. Для них характерны такие черты личности, как соперничество, агрессивность, самоуверенность, властность, ориентация на статус и вознаграждение. Направленность личности на взаимодействие обнаруживается у 22 % педагогов, однако подчёркивается их зависимость от мнения коллектива, что неблагоприятно отражается на творческой составляющей их педагогической деятельности. Высоким уровнем педагогического мастерства,

согласно исследованию Г. А. Виноградовой, обладают 20 % педагогов, которые ориентированы на совершенствование и решение творческих задач [5]. Согласно другим проведённым исследованиям, направленным на оценку уровня готовности педагогов к инноватике, лишь 38 % педагогов готовы к осуществлению творческой и инновационной деятельности [3]. Данные эксперимента также показывают, что ключевым показателем высоких результатов творческой деятельности является выдержка педагога, позволяющая непрерывно совершенствоваться и исключать влияние личных проблем на продуктивность работы.

Для формирования готовности педагога к осуществлению творческой деятельности необходимым условием является прохождение им этапов профессионального становления. Э. Ф. Зеер выделяет четыре стадии профессионального становления педагога:

- формирование профессиональных намерений: осознанный выбор профессии;

- профессиональную подготовку: освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально значимых и профессионально важных качеств;

- профессионализацию: адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

- мастерство как качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности [7].

К инструментам, обеспечивающим достижение творческого уровня профессиональной деятельности педагога, можно отнести:

- непрерывное повышение профессиональной квалификации [1; 8];

- совершенствование личностных качеств, необходимых для эффективной

профессиональной коммуникации и саморазвития;

- предупреждение профессионального выгорания, формирование ценностно-смысловых ориентаций в деятельности, прохождение дополнительных курсовых программ по стрессоустойчивости и жизнестойкости педагога [14];

- непрерывное расширение спектра творческой активности, как индивидуальной (например, написание научных работ, проведение исследований), так и совместно с учащимися (разные уровни сотворчества, например: проекты, конкурсы, гранты и проч.) [9].

Готовность обучающегося к осуществлению творческой деятельности структурно мы описываем следующими взаимно обусловливающими компонентами:

- мотивационно-ценностным (личностная направленность, осознанное стремление к учебной деятельности, познавательный интерес);

- когнитивным (совокупность освоенных знаний, умений предметной области, стремление к обогащению знаний, стиль мышления);

- процессуальным (вариативность способов деятельности);

- рефлексивным (личностное приращение, самонаблюдение, понимание безусловности коррекции и самокоррекции).

Для определения уровня готовности к осуществлению творческой деятельности участников образовательного процесса нами были разработаны совокупности критериев и показателей. На основании анализа и обобщения научных исследований, близких к выбранной нами проблеме, в соответствии с компонентами готовности к осуществлению творческой деятельности участников образовательного процесса в качестве критериев мы выделили следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, личностно-смысловой, процессуальный. Учитывая интегративную структуру готовности к осуществлению творческой деятельности участников образовательного процесса, мы разработали по каждому критерию совокупность показателей, позволяющих судить о состоянии и степени развития исследуемой готовности (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Критерии и показатели готовности к осуществлению творческой деятельности / Criteria and indicators of readiness for creative activity

Критерии Показатели

Педагог Обучающийся

Мотивационно-ценностный - ценностное отношение к процессу, содержанию, результатам творческой деятельности; - устойчивая потребность в модернизации модели собственной педагогической деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса; - стремление к профессиональному росту, посещение тренингов, мероприятий, участие в грантах, конкурсах и научно-педагогической деятельности; - авторские педагогические разработки. - интерес, инициативность в поиске решений проблемных задач; - активность в нестандартных, развивающих формах работ, проектно-исследовательской и кружковой деятельности, олимпиадах, конкурсах и викторинах; - познавательная инициатива.

Критерии Показатели

Педагог Обучающийся

Личностно-смысловой - инициативность; - осознание новизны идеи; - удовлетворённость открытием; - самоконтроль, саморегуляция деятельности, самоанализ и самокритика. - любознательность и инициативность; - осознание новизны идеи; - удовлетворённость открытием; - самоконтроль, саморегуляция деятельности.

Когнитивный - прочность, глубина, системность, обобщённость методологических и предметных знаний; - ориентированность на осуществление инновационной педагогической деятельности; - открытость к педагогическим новациям; - экономичность, гибкость, дивергент-ность мышления. - прочность и осознанность владения знаниями, умениями в предметных областях; - самостоятельность освоения нового знания; - перенос знания на новый изучаемый объект; - гибкость мышления; - самостоятельность в составлении задач.

Процессуальный - варьирование педагогических технологий в ходе образовательного процесса; - самостоятельность в планировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы, адекватное оценивание рисков и преимуществ каждого решения; - продуктивность поступательного анализа образовательных ситуаций. - осознанность, самостоятельность в осуществлении учебных действий; - темп, поступательность и логичность действий; - анализ задач и выявление существенного, переход к обобщению; - открытость к учебному сотрудничеству в различных формах.

Источник: составлено авторами.

На основе разработанных критериев и их показателей мы определили набор качественных уровней (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Уровни готовности к осуществлению творческой деятельности участников образовательного процесса / Levels of educational process participants' readiness

to implement creative activities

Уровни Педагог Обучающийся

Продуктивный Критик, способный обнаружить слабые и сильные стороны педагогической деятельности, придать завершённый вид чужой идее и при этом получить оригинальное и продуктивное решение задач, ориентирующийся в различных областях знания. Познавательная деятельность осуществляется преимущественно за счёт внешних стимулов, но при этом решение учебных задач характеризуется оригинальностью и продуктивностью.

Окончание табл. 2 на с. 54

Уровни Педагог Обучающийся

Преобразующий Инициатор, способный генерировать множество творческих идей и совершать открытия новых закономерностей эмпирическим путём, легко ориентирующийся в различных областях знания. Познавательная деятельность осуществляется преимущественно за счёт внутренних стимулов, выражено стремление к поиску новых способов решения обозначенных задач, к освоению новых способов деятельности.

Креативный Творец, способный самозабвенно заниматься научной педагогической деятельностью, совершать открытия новых теорий на основе выявленных им или другими закономерностей, свободно ориентирующийся в различных областях знания, отличающийся наблюдательностью, гибкостью и глубиной ума. Познавательная деятельность осуществляется за счёт внутренних стимулов, овладев заданной деятельностью по решению предложенных задач, продолжают анализ полученных результатов и создают для них новое пространство приложений.

Источник: составлено авторами.

Заключение

Образовательный процесс - это совместное продвижение педагога и ученика от нахождения информации к созданию ситуаций осознанного построения «живого» знания на уровне личностных смыслов по отношению к себе и к культуре. Именно личные смыслы и внутренние мотивы позволяют развивать творческий

подход к деятельности, достигать творческой самореализации обучающихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний [13]. Творчество не сводится к искусной технике выполнения требований задачи, а выступает в роли духовного потенциала деятельности.

Статья поступила в редакцию 26.12.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Е. И. Профессионализм педагога: монография. М., 2014. 162 с.

2. Ассарджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М., 2007. 356 с.

3. Бичёва И. Б. Готовность к творческой деятельности как условие профессионального становления, развития и совершенствования личности педагога // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 15 (97). С. 90-93.

4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2018. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Виноградова Г. А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 4 (126). С. 197-200.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М., 1991. 93 с.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2007. 239 с.

8. Иваненко А. В. Качества творческой личности, психолого-педагогические условия их развития у преподавателя // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 80-84.

9. Казаков Н. А. О личности педагога в процессе профессионального становления // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко, Москва, 14-15 марта 2019 г. / под ред. Е. И. Артамоновой. М., 2019. С. 83-88.

10. Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 3-13.

11. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М., Екатеринбург, 2000. 416 с.

12. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. 304 с .

13. Хуторской А. В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 1. С. 51-64.

14. Яковлева Ю. В. Реализация принципа профессионального закаливания при подготовке будущего учителя // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 198-202.

REFERENCES

1. Artamonova E. I. Professionalizmpedagoga [Teacher's professionalism]. Moscow, 2014. 162 p.

2. Assardzhioli R. Psikhosintez. Printsipy i tekhniki [Psychosynthesis. Principles and techniques]. Moscow, 2007. 356 p.

3. Bicheva I. B. [Readiness for creative activity as a condition of professional formation, development and improvement of the teacher]. In: Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education], 2017, no. 15 (97), pp. 90-93.

4. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostei [Psychology of creativity]. Moscow, 2018. 320 p.

5. Vinogradova G. A. [Professional motivation and orientation of the teacher]. In: Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2015, no. 4 (126), pp. 197-200.

6. Vygotsky L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psikhologicheskii ocherk [Imagination and creativity in childhood: Psychological essay]. Moscow, 1991. 93 p.

7. Zeer E. F. Psikhologiyaprofessional'nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow, 2007. 239 p.

8. Ivanenko A. V. [Quality of creative personality, psychological and pedagogical conditions of their development in the teacher]. In: Mezhdunarodnyi zhurnalgumanitarnykh i estestvennykh nauk [International journal of Humanities and Sciences], 2018, no. 3, pp. 80-84.

9. Kazakov N. A. [On the personality of the teacher in the process of professional formation]. In: Artamonova E. I., ed. Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya A. S. Makarenko, Moscow, 14-15 marta 2019 g. [Professionalism ofteachers: essence, content, perspectives of development: Materials of International scientific-practical conference dedicated to 130-an-niversary of A. S. Makarenko's birthday, Moscow, March 14th-15th, 2019]. Moscow, 2019, pp. 83-88.

10. Krutetsky V. A. [The problem of abilities formation and developmen. In: Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1972, no. 2, pp. 3-13.

11. Makarov V. V. Izbrannye lektsiipo psikhoterapii [Selected lectures on psychotherapy]. Moscow, Yekaterinburg, 2000. 416 p.

12. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva [The psychology of creativity] Moscow, 1976. 304 p.

13. Khutorskoy A. V. [The mission of the student as the basis of his aspirations and competences]. In: Nauchnyi rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [The scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2018, vol. 4, no. 1, pp. 51-64.

14. Yakovleva Yu. V. [The implementation of the principle of professional training in the preparation of future teachers]. In: Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, no. 6, pp. 198-202.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Забелина Светлана Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей алгебры, элементарной математики и методики преподавания математики Московского государственного областного университета; e-mail: zabelina_sb@mail.ru

Казаков Никита Александрович - магистрант факультета психологии Московского государственного областного университета; e-mail: alphan95@mail.ru

Пинчук Ирина Александровна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей алгебры, элементарной математики и методики преподавания математики Московского государственного областного университета; e-mail: irenepin@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Svetlana B. Zabelina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of higher algebra, elementary mathematics and methods of teaching mathematics, Moscow State Regional University,

e-mail: zabelina_sb@mail.ru

Nikita A. Kazakov - Undergraduate student at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University; e-mail: alphan95@mail.ru

Irina A. Pinchuk - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of higher algebra, elementary mathematics and methods of teaching mathematics, Moscow State Regional University, e-mail: irenepin@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Забелина С. Б., Казаков Н. А., Пинчук И. А. О проблеме готовности к творческой деятельности участников образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 2. С. 47-56. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-2-47-56

FOR CITATION

Zabelina S. B., Kazakov N. A., Pinchuk I. A. On the problem of the readiness for the educational process participants' activities. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2020, no. 2, рр. 47-56.

DOI: 10.18384/2310-7219-2020-2-47-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.