Научная статья на тему 'О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения'

О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1599
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павловская Елена Вячеславовна

Рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени. Переход с одной ступени на другую означает смену условий обучения, влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и изменения во взаимоотношениях с окружающими. Учителя средней ступени обучения предъявляют новые требования к ученикам. Не все дети легко адаптируются в новых условиях, так как это связано с переходом на кабинетную систему обучения, различным стилем преподавания, личностными особенностями учителей. В этот период недостаточно обращается внимание на психологическое состояние учеников и уровень развития их личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adaptation problem of pupils by the transition from primary to secondary school

The transition of a primary school means the changing of the educational conditions and interrelations with milieu. The secondary school teachers put in new claims to fifth-form pupils. The pupils needs master these claims. It is difficult to do because in this time the adaptation process takes place. The actuality of this problem is determined by the fact, that in teachers' practical work there are difficulties in pupil' organization during the study process. Not all children can adapt to new circumstances, that in our view is reasoned by changing educational conditions (the transition in study room system, different styles of teaching, teachers' personality peculiarities). In the same way pupils have individual peculiarities of psychology.

Текст научной работы на тему «О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения»

Е.В. Павловская

О ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С НАЧАЛЬНОЙ НА СРЕДНЮЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени. Переход с одной ступени на другую означает смену условий обучения, влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и изменения во взаимоотношениях с окружающими. Учителя средней ступени обучения предъявляют новые требования к ученикам. Не все дети легко адаптируются в новых условиях, так как это связано с переходом на кабинетную систему обучения, различным стилем преподавания, личностными особенностями учителей. В этот период недостаточно обращается внимание на психологическое состояние учеников и уровень развития их личностных качеств.

Учебная деятельность является ведущим видом деятельности в школьном возрасте (Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев). Следовательно, проблема адаптации к процессу обучения периодически встает перед ребенком: начало обучения в школе, переход из начальной в основную школу, в старшие классы, поступление в профессиональные учебные заведения.

При переходе с начальной на среднюю ступень обучения ученикам приходится приспосабливаться к новым условиям (переход на кабинетную систему организации учебного процесса, предъявление повышенных требований к ученикам, различные стили педагогической деятельности учителей). В период адаптации наблюдаются снижение успеваемости, интереса к учению, появление признаков тревожности, неадекватные поведенческие реакции [3, 5, 6].

Результаты проведенного нами опроса учителей школы № 53 г. Томска, работающих в пятых классах, свидетельствуют о том, что они озабочены данной проблемой, но не могут решить ее своими силами.

Практика показывает, что педагоги стремятся получить положительные результаты без учета того, что ученики находятся в процессе адаптации к новым условиям обучения, и без учета особенностей развития их личностных качеств.

Необходимо изучить специфику вхождения учеников в новый этап обучения для обеспечения менее травматичного перехода учащихся с начальной на среднюю ступень школьного образования.

Цель данной статьи - провести анализ существующих подходов по проблеме адаптации пятиклассников, разработать критерии адаптации, характеристики учащихся, которые могут быть использованы педагогами в практической деятельности.

Представим ряд позиций отечественных ученых по проблеме адаптации.

В работах Л.С. Выготского показано, что процесс адаптации человека имеет тесную связь с культурноисторическими условиями его жизни; психические функции развиваются на основе социальных отношений, постепенно становясь личностными [1].

Успешная адаптация в мире через освоение ведущего вида детельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в трудах А.Н. Леонтьева [7].

Концепция персонализации А.В. Петровского [9] раскрывает явление адаптации как этап самореализации личности, направленный на «присвоение индивидом социальных норм и ценностей». Он отмечает, что трудности адаптационного периода могут подавлять тенденцию к последующей индивидуализации, что

проявляется в формировании качеств комформности, зависимости, робости, неуверенности и безынициативности. Такой вариант развития характеризует серьезную деформацию личности.

Отечественные ученые, А.Н. Вазин, А.П. Сорокин, Г.В. Стрельникова указывают на влияние факторов среды и их значение в адаптационном процессе, И.Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации [4, 12].

В последние годы все чаще интерес исследователей привлекает проблема школьной адаптации.

Г.Г. Овчинникова исследовала девиантное формирование Я-концепции дезадаптированных подростков и выявила особенности формирования барьера социально-психологического отчуждения подростков [8].

В.В. Стрельцов выявил специфику и предложил методические разработки практического применения видеозаписывающей аппаратуры в условиях психокоррекционного коллектива для преодоления социальной дезадаптации [13].

Н.А. Соколова исследовала социально-педагогическую адаптацию старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования и разработала педагогические технологии процесса социально-педагогической адаптации старших подростков [11].

Д.Н. Дубровин обратил внимание в своей работе на психологическую адаптацию подростков и их готовность к личному самоопределению [2].

Т.С. Сарычева проводила исследование адаптации младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея [10].

В исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе на среднюю ступень обучения остается по-прежнему малоизученной.

Наиболее важными для нас являются те положения, которые говорят о способности и специфике переключения младших школьников в новой ситуации.

Г.В. Залевский исследовал взаимосвязь психической ригидности с особенностями адаптации ребенка к школе. Психическая ригидность опосредуется возрастными особенностями младших школьников, вступает во взаимодействие с другими интраличностными характеристиками ребенка (тревожностью, уровнем самооценки, эмоциональным компонентом отношений и др.) и влияет на характер адаптации к начальной школе [3].

Наличие высокой ригидности как состояния у младших школьников обусловливает более низкий

уровень школьной адаптации, проявляющийся в трудностях усвоения программного материала, низкой учебной и творческой активности, в проблемах социального и эмоционального функционирования.

Причиной ригидности как состояния является не столько сама по себе психическая напряженность, сколько смена образа и стиля жизни. Отсутствие новых форм поведения, адекватных приходящему на смену образу жизни, обусловливает инерцию фиксированных форм поведения в новых условиях. В этих состояниях ребенок может реагировать негибким поведением. Негибкость свойственна не всем детям и не в одинаковой степени тем, которым она свойственна [3].

В силу индивидуальных особенностей развития учеников и наличия у каждого собственного социального опыта процесс адаптации происходит неодинаково.

Для выявления особенностей адаптации школьников нами было проведено исследование учеников пятых классов школы № 53 г. Томска (п = 66 чел.).

Нами была разработана методика исследования, которая включала в себя следующие этапы:

I этап. Определение уровня адаптации пятиклассников. В качестве параметров, характеризующих адаптацию школьников к процессу обучения на средней ступени, мы взяли навыки учебной деятельности.

1. Самостоятельность при выполнении учебного задания - способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи.

2. Активность в учебной деятельности - потребность в выполнении учебного задания для достижения поставленной цели.

3. Творческое отношение к учебному заданию -способность выполнять учебное задание нестандартно, находить оригинальное решение.

4. Организованность в учебной деятельности - собранность, самодисциплинированность, способность соблюдать порядок на своем рабочем месте.

II этап. Выявление социотетрического статуса ученика в коллективе с целью изучения влияния статуса на процесс адаптации школьников.

С учетом введения показателей, характеризующих адаптацию, нами были выделены 3 уровня хода адаптации: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень - положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи, собранность, самодисциплинированность, способность достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения каких-либо задач.

Средний уровень - положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности, способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий.

Низкий уровень - отрицательное или индифферентное отношение к школе, слабая способность к самостоятельной учебной деятельности, несобранность, слабая способность к достижению поставленной цели, преодолению препятствий, неспособность добровольно принимать на себя решения каких-либо задач.

Результаты исследования показали, что из общего количества пятиклассников (66 человек) высокий уро-

вень адаптации наблюдается у 15%, средний - у 26%, низкий - у 59% учеников.

Экспертами при проведении исследования выступали учителя, работающие с этими пятиклассниками. Кроме того, к оценке привлекались родители учеников и педагоги начальной школы.

Мы предполагаем, что развитие эмоционально-волевых качеств учеников влияет на уровень их адаптации.

Взяв за основу навыки учебной деятельности при определении уровня адаптации пятиклассников, мы считаем также необходимым ввести показатели эмоционально-волевых личностных качеств, потому что эмоционально-волевые качества и навыки учебной деятельности связаны между собой и обусловливают друг друга.

К эмоционально-волевым качествам мы относим:

1. Интерес к школе - положительное эмоциональное отношение к школе.

2. Целеустремлённость - стремление к достижению поставленной цели.

3. Выдержка - умение контролировать свои чувства.

4. Настойчивость - способность преодолеть возникающие препятствия на пути к достижению цели.

5. Инициативность - добровольное принятие на себя решения каких-либо задач, выдвижение новых идей.

6. Смелость - способность преодолеть чувства страха и неуверенности.

7. Уверенность - отсутствие сомнений, основанных на знании.

Нами были соотнесены уровни адаптации с показателями эмоционально-волевых качеств личности пятиклассников. В результате сопоставления мы пришли к выводу, что у учеников с низким уровнем адаптации слабо развиты такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность.

У учеников со средним уровнем адаптации такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, развиты достаточно хорошо, а интерес к школе, инициатива, смелость, уверенность - слабее.

Ученики с высоким уровнем адаптации характеризуются высоким развитием целеустремленности, выдержки, интереса к школе и уверенности, а также достаточно хорошим развитием настойчивости, инициативы и смелости.

Таким образом, можно сделать вывод, что лучше всего адаптируются дети, у которых развиты такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность, а слабое развитие перечисленных качеств осложняет адаптацию.

Задачей второго этапа исследования было определение статуса ученика в классе, т.е. положения, которое занимает ребенок в системе межличностных вза-моотношений. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «уровень благополучия взаимоотношений» и адаптированности личности.

Анализ эмпирических данных показал, что можно выделить три группы учеников с различным статусом. В первую группу с высоким статусом вошли ученики, получившие самое большое количество выборов (118); это предполагаемые лидеры; данная группа детей составляет 13%.

Вторая группа детей получила среднее количество выборов (7-4); данная группа составляет 20%.

Дети третьей группы получили самое малое количество выборов (0-3); данная группа составляет 67%.

Первая группа - это пятиклассники с высоким статусом. Дети, «предпочитаемые» в группе сверстников. У них в достаточной степени развита коммуникативная деятельность. Они сами могут организовать совместную деятельность, распределить обязанности, проявляют активность в общении со сверстниками, следовательно, быстрее адаптируются.

Во вторую группу (средний статус) вошли пятиклассники, «принятые группой», с некоторыми коллективными качествами, развитыми у них в недостаточной мере. Эти ученики не всегда принимают активное участие в жизни коллектива. Активности в общении со сверстниками не проявляют, хотя на просьбы и предложения активно откликаются. Организаторские навыки развиты слабо. Процесс адаптации проходит сложнее, чем у учеников с высоким статусом.

В третьей группе (низкий статус) оказались пятиклассники «пренебрегаемые», не пользующиеся популярностью у сверстников. С ними не хотят общаться или работать, их надо приглашать для участия в совместных мероприятиях. Коммуникативная активность развита слабо. Некоторые из них находятся в изоляции,

уклоняются от общения со сверстниками. Следовательно, и процесс адаптации проходит у них сложнее всего.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников и школьных психологов.

1. Различные уровни адаптации характеризуются разной степенью сформированности навыков учебной деятельности и эмоционально-волевых качеств личности.

2. Имеется взаимосвязь между сформированностью у учеников эмоционально-волевых качеств и уровнем адаптации.

3. Лучше всего адаптируются пятиклассники, у которых развиты такие эмоционально-волевые качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность, а также навыки учебной деятельности: активность, самостоятельность и организованность в учебной деятельности.

4. Выявление картины межличностных отношений учеников и выяснение статусного положения в классе должны являться приоритетными задачами. Если большинство школьников оказывается в благоприятных статусных категориях, то это положительно влияет на процесс обучения и адаптации на средней ступени школьного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

2. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 136 с.

3. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: ди-

агностика, коррекция, профилактика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 128 с.

4. Калайков И. Цивилизация и адаптация / Пер. с болг. А.М. Бредихина, М.А. Бредихина. М.: Прогресс, 1984. 239 с.

5. КоломинскийЯ.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). М.: Тетра Системс, 2000. 432 с.

6. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Пе-

дагогика, 1970. 271 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

8. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М.,

1997. 135 с.

9. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 420 с.

10. Сарычева Т.С. Адаптация младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея: Дис. ... канд. психол. наук. Ижевск, 2005.

156 с.

11. Соколова Н.А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 171 с.

12. Сорокин А.П., Стрельников Г.В., Вазин А.Н. Адаптация и управление свойствами организма. М.: Медицина, 1977. 259 с.

13. Стрельцов В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности (На материале использования видеоаппаратуры в экстерной школе-интернате): Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 139 с.

Статья поступила в редакцию журнала 20 ноября 2006 г., принята к печати 27 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.