Е.В. Павловская
О ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С НАЧАЛЬНОЙ НА СРЕДНЮЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени. Переход с одной ступени на другую означает смену условий обучения, влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и изменения во взаимоотношениях с окружающими. Учителя средней ступени обучения предъявляют новые требования к ученикам. Не все дети легко адаптируются в новых условиях, так как это связано с переходом на кабинетную систему обучения, различным стилем преподавания, личностными особенностями учителей. В этот период недостаточно обращается внимание на психологическое состояние учеников и уровень развития их личностных качеств.
Учебная деятельность является ведущим видом деятельности в школьном возрасте (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев). Следовательно, проблема адаптации к процессу обучения периодически встает перед ребенком: начало обучения в школе, переход из начальной в основную школу, в старшие классы, поступление в профессиональные учебные заведения.
При переходе с начальной на среднюю ступень обучения ученикам приходится приспосабливаться к новым условиям (переход на кабинетную систему организации учебного процесса, предъявление повышенных требований к ученикам, различные стили педагогической деятельности учителей). В период адаптации наблюдаются снижение успеваемости, интереса к учению, появление признаков тревожности, неадекватные поведенческие реакции [3, 5, 6].
Результаты проведенного нами опроса учителей школы № 53 г. Томска, работающих в пятых классах, свидетельствуют о том, что они озабочены данной проблемой, но не могут решить ее своими силами.
Практика показывает, что педагоги стремятся получить положительные результаты без учета того, что ученики находятся в процессе адаптации к новым условиям обучения, и без учета особенностей развития их личностных качеств.
Необходимо изучить специфику вхождения учеников в новый этап обучения для обеспечения менее травматичного перехода учащихся с начальной на среднюю ступень школьного образования.
Цель данной статьи - провести анализ существующих подходов по проблеме адаптации пятиклассников, разработать критерии адаптации, характеристики учащихся, которые могут быть использованы педагогами в практической деятельности.
Представим ряд позиций отечественных ученых по проблеме адаптации.
В работах Л.С. Выготского показано, что процесс адаптации человека имеет тесную связь с культурноисторическими условиями его жизни; психические функции развиваются на основе социальных отношений, постепенно становясь личностными [1].
Успешная адаптация в мире через освоение ведущего вида детельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в трудах А.Н. Леонтьева [7].
Концепция персонализации А.В. Петровского [9] раскрывает явление адаптации как этап самореализации личности, направленный на «присвоение индивидом социальных норм и ценностей». Он отмечает, что трудности адаптационного периода могут подавлять тенденцию к последующей индивидуализации, что
проявляется в формировании качеств комформности, зависимости, робости, неуверенности и безынициативности. Такой вариант развития характеризует серьезную деформацию личности.
Отечественные ученые, А.Н. Вазин, А.П. Сорокин, Г.В. Стрельникова указывают на влияние факторов среды и их значение в адаптационном процессе, И.Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации [4, 12].
В последние годы все чаще интерес исследователей привлекает проблема школьной адаптации.
Г.Г. Овчинникова исследовала девиантное формирование Я-концепции дезадаптированных подростков и выявила особенности формирования барьера социально-психологического отчуждения подростков [8].
В.В. Стрельцов выявил специфику и предложил методические разработки практического применения видеозаписывающей аппаратуры в условиях психокоррекционного коллектива для преодоления социальной дезадаптации [13].
Н.А. Соколова исследовала социально-педагогическую адаптацию старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования и разработала педагогические технологии процесса социально-педагогической адаптации старших подростков [11].
Д.Н. Дубровин обратил внимание в своей работе на психологическую адаптацию подростков и их готовность к личному самоопределению [2].
Т.С. Сарычева проводила исследование адаптации младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея [10].
В исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе на среднюю ступень обучения остается по-прежнему малоизученной.
Наиболее важными для нас являются те положения, которые говорят о способности и специфике переключения младших школьников в новой ситуации.
Г.В. Залевский исследовал взаимосвязь психической ригидности с особенностями адаптации ребенка к школе. Психическая ригидность опосредуется возрастными особенностями младших школьников, вступает во взаимодействие с другими интраличностными характеристиками ребенка (тревожностью, уровнем самооценки, эмоциональным компонентом отношений и др.) и влияет на характер адаптации к начальной школе [3].
Наличие высокой ригидности как состояния у младших школьников обусловливает более низкий
уровень школьной адаптации, проявляющийся в трудностях усвоения программного материала, низкой учебной и творческой активности, в проблемах социального и эмоционального функционирования.
Причиной ригидности как состояния является не столько сама по себе психическая напряженность, сколько смена образа и стиля жизни. Отсутствие новых форм поведения, адекватных приходящему на смену образу жизни, обусловливает инерцию фиксированных форм поведения в новых условиях. В этих состояниях ребенок может реагировать негибким поведением. Негибкость свойственна не всем детям и не в одинаковой степени тем, которым она свойственна [3].
В силу индивидуальных особенностей развития учеников и наличия у каждого собственного социального опыта процесс адаптации происходит неодинаково.
Для выявления особенностей адаптации школьников нами было проведено исследование учеников пятых классов школы № 53 г. Томска (п = 66 чел.).
Нами была разработана методика исследования, которая включала в себя следующие этапы:
I этап. Определение уровня адаптации пятиклассников. В качестве параметров, характеризующих адаптацию школьников к процессу обучения на средней ступени, мы взяли навыки учебной деятельности.
1. Самостоятельность при выполнении учебного задания - способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи.
2. Активность в учебной деятельности - потребность в выполнении учебного задания для достижения поставленной цели.
3. Творческое отношение к учебному заданию -способность выполнять учебное задание нестандартно, находить оригинальное решение.
4. Организованность в учебной деятельности - собранность, самодисциплинированность, способность соблюдать порядок на своем рабочем месте.
II этап. Выявление социотетрического статуса ученика в коллективе с целью изучения влияния статуса на процесс адаптации школьников.
С учетом введения показателей, характеризующих адаптацию, нами были выделены 3 уровня хода адаптации: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень - положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи, собранность, самодисциплинированность, способность достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения каких-либо задач.
Средний уровень - положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности, способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий.
Низкий уровень - отрицательное или индифферентное отношение к школе, слабая способность к самостоятельной учебной деятельности, несобранность, слабая способность к достижению поставленной цели, преодолению препятствий, неспособность добровольно принимать на себя решения каких-либо задач.
Результаты исследования показали, что из общего количества пятиклассников (66 человек) высокий уро-
вень адаптации наблюдается у 15%, средний - у 26%, низкий - у 59% учеников.
Экспертами при проведении исследования выступали учителя, работающие с этими пятиклассниками. Кроме того, к оценке привлекались родители учеников и педагоги начальной школы.
Мы предполагаем, что развитие эмоционально-волевых качеств учеников влияет на уровень их адаптации.
Взяв за основу навыки учебной деятельности при определении уровня адаптации пятиклассников, мы считаем также необходимым ввести показатели эмоционально-волевых личностных качеств, потому что эмоционально-волевые качества и навыки учебной деятельности связаны между собой и обусловливают друг друга.
К эмоционально-волевым качествам мы относим:
1. Интерес к школе - положительное эмоциональное отношение к школе.
2. Целеустремлённость - стремление к достижению поставленной цели.
3. Выдержка - умение контролировать свои чувства.
4. Настойчивость - способность преодолеть возникающие препятствия на пути к достижению цели.
5. Инициативность - добровольное принятие на себя решения каких-либо задач, выдвижение новых идей.
6. Смелость - способность преодолеть чувства страха и неуверенности.
7. Уверенность - отсутствие сомнений, основанных на знании.
Нами были соотнесены уровни адаптации с показателями эмоционально-волевых качеств личности пятиклассников. В результате сопоставления мы пришли к выводу, что у учеников с низким уровнем адаптации слабо развиты такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность.
У учеников со средним уровнем адаптации такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, развиты достаточно хорошо, а интерес к школе, инициатива, смелость, уверенность - слабее.
Ученики с высоким уровнем адаптации характеризуются высоким развитием целеустремленности, выдержки, интереса к школе и уверенности, а также достаточно хорошим развитием настойчивости, инициативы и смелости.
Таким образом, можно сделать вывод, что лучше всего адаптируются дети, у которых развиты такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность, а слабое развитие перечисленных качеств осложняет адаптацию.
Задачей второго этапа исследования было определение статуса ученика в классе, т.е. положения, которое занимает ребенок в системе межличностных вза-моотношений. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «уровень благополучия взаимоотношений» и адаптированности личности.
Анализ эмпирических данных показал, что можно выделить три группы учеников с различным статусом. В первую группу с высоким статусом вошли ученики, получившие самое большое количество выборов (118); это предполагаемые лидеры; данная группа детей составляет 13%.
Вторая группа детей получила среднее количество выборов (7-4); данная группа составляет 20%.
Дети третьей группы получили самое малое количество выборов (0-3); данная группа составляет 67%.
Первая группа - это пятиклассники с высоким статусом. Дети, «предпочитаемые» в группе сверстников. У них в достаточной степени развита коммуникативная деятельность. Они сами могут организовать совместную деятельность, распределить обязанности, проявляют активность в общении со сверстниками, следовательно, быстрее адаптируются.
Во вторую группу (средний статус) вошли пятиклассники, «принятые группой», с некоторыми коллективными качествами, развитыми у них в недостаточной мере. Эти ученики не всегда принимают активное участие в жизни коллектива. Активности в общении со сверстниками не проявляют, хотя на просьбы и предложения активно откликаются. Организаторские навыки развиты слабо. Процесс адаптации проходит сложнее, чем у учеников с высоким статусом.
В третьей группе (низкий статус) оказались пятиклассники «пренебрегаемые», не пользующиеся популярностью у сверстников. С ними не хотят общаться или работать, их надо приглашать для участия в совместных мероприятиях. Коммуникативная активность развита слабо. Некоторые из них находятся в изоляции,
уклоняются от общения со сверстниками. Следовательно, и процесс адаптации проходит у них сложнее всего.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников и школьных психологов.
1. Различные уровни адаптации характеризуются разной степенью сформированности навыков учебной деятельности и эмоционально-волевых качеств личности.
2. Имеется взаимосвязь между сформированностью у учеников эмоционально-волевых качеств и уровнем адаптации.
3. Лучше всего адаптируются пятиклассники, у которых развиты такие эмоционально-волевые качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность, а также навыки учебной деятельности: активность, самостоятельность и организованность в учебной деятельности.
4. Выявление картины межличностных отношений учеников и выяснение статусного положения в классе должны являться приоритетными задачами. Если большинство школьников оказывается в благоприятных статусных категориях, то это положительно влияет на процесс обучения и адаптации на средней ступени школьного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
2. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 136 с.
3. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: ди-
агностика, коррекция, профилактика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 128 с.
4. Калайков И. Цивилизация и адаптация / Пер. с болг. А.М. Бредихина, М.А. Бредихина. М.: Прогресс, 1984. 239 с.
5. КоломинскийЯ.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). М.: Тетра Системс, 2000. 432 с.
6. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Пе-
дагогика, 1970. 271 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
8. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М.,
1997. 135 с.
9. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 420 с.
10. Сарычева Т.С. Адаптация младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея: Дис. ... канд. психол. наук. Ижевск, 2005.
156 с.
11. Соколова Н.А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 171 с.
12. Сорокин А.П., Стрельников Г.В., Вазин А.Н. Адаптация и управление свойствами организма. М.: Медицина, 1977. 259 с.
13. Стрельцов В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности (На материале использования видеоаппаратуры в экстерной школе-интернате): Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 139 с.
Статья поступила в редакцию журнала 20 ноября 2006 г., принята к печати 27 ноября 2006 г.