Кинчус Е. В.
О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
6.19. О ПРОБЛЕМАХ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинчус Е. В., адъюнкт ВНИИ МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В Российской Федерации с 1992 года динамично развивается частное охранно-сыскное предпринимательство, как специфическое направление оказания услуг в сфере безопасности, сложившееся в условиях либерализации экономических отношений и совершенствования законодательства о частной охранной и детективной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 21 тысячи частных охранно-сыскных предприятий, осуществляющих охрану более 140 тысяч объектов с использованием свыше 130 тысяч единиц служебного оружия.
Следует отметить, что специфика действий частных охранников и детективов напрямую связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на безопасность государства.
Вместе с тем, российское законодательство еще далеко от состояния, отвечающего требованиям надлежащего обеспечения безопасности общества и личности. Отдельные законы, касающиеся обеспечения безопасности, были приняты до принятия Конституции Российской Федерации и, соответственно, не учитывают в полной мере произошедших изменений в общественной жизни России. Это касается и Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Анализ накопившихся проблем в деятельности охранно-детективных предприятий и служб безопасности, свидетельствует о том, что действующая нормативная база, регулирующая деятельность данных предприятий, нуждается в совершенствовании. Опыт, накопленный обществом и государством с начала развития рыночных отношений, свидетельствует о том, что многие теоретические и практические аспекты обеспечения безопасности общества в целом, личности и собственности в частности, не получили надлежащего разрешения. Необходимо повышение определенности регулирования данного вида деятельности, исключение пробелов и правовых коллизий в нормативной регламентации.
Важным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, является наличие лицензии. Лицензирование можно определить как важный элемент контроля со стороны государственных правоохранительных органов за законностью оказания частных услуг в сфере обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка. Федеральный закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности» приводит требование по осуществлению государственного контроля за видами деятельности, подлежащими лицензированию, к общероссийским стандартам, которые, как представляется, не в полной мере учитывают специфику оказания охранных и сыскных услуг. Например, как показывает практика, бизнес использует охранные предприятия в качестве силовой составляющей в решении тех или иных имущественных споров. В то время, когда требуется принятие незамедлительных мер к лицензиатам, правовой механизм пресечения подобных действий со стороны охранных и сыскных структур отсутствует. Охранные услуги имеют свою специфику, в первую очередь, связанную с предоставлением силового сектора услуг. Права, обусловленные спецификой деятельности частных охранных и детективных организаций, привлекают внимание и криминальных структур. Специалисты констатируют наличие «тесных» связей отдельных охранно-сыскных предприятий с организованными преступными формированиями. Последние нередко входят в их состав, используя для «отмывания» незаконно нажитых средств, осуществления иной противоправной деятельности. Просматривается устойчивая тенденция роста устремлений лидеров криминальных структур к возможностям легализации ношения огнестрельного оружия посредством создания частных охранно-сыскных предприятий либо принятия под свой контроль уже существующих. Причиной этих негативных явлений, как представляется, является слабый государственный контроль за частной детективной и охранной деятельностью. В этих целях, и в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел, в частности лицензионно-разрешительной службы в процессе административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, целесообразным в крупных городах с большим количеством объектов разрешительной системы, в том числе частных детективных и охранных структур, создать в подразделениях лицензионно-разрешительной системы ОВД района, города оперативные подразделения для выявления и раскрытия преступлений в данной сфере деятельности, а также выявления безлицензионных охранно-сыскных предприятий, служб безопасности, которые незаконно осуществляют охранно-сыскные функции. Как показывает практика, в последние годы количество безлицензионных охранно-сыскных структур возросло. Их деятельность нередко носит криминогенный характер.
В последнее время отечественный рынок охранных услуг в условиях глобализации и подготовки России к вступлению в ВТО (Всемирная торговая организация) становится привлекательным и для иностранного капитала. Несколько крупнейших охранных холдингов, практически поделивших между собой рынок охранных услуг, имеющих разветвленную сеть представительств в странах Скандинавии, Балтии и ряда других регионов Европы, предпринимают шаги по расширению бизнеса и в России, созданию дочерних предприятий. Все это, безусловно, настораживает на фоне недостаточного государственного регулирования сферы частного охранно-сыскного предпринимательства. Для этого необходим особый порядок участия иностранного капитала и иностранных граждан в охранной и сыскной деятельности в России.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
1’2008
Исходя из изложенного, в части повышения эффективности контроля за частной детективной и охранной деятельностью, представляется необходимым комплексно подходить к его осуществлению органами внутренних дел. Контроль, на наш взгляд, должен осуществляться на всех уровнях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации с присущим каждому уровню формами и методами его осуществления.
Продолжая тему правового регулирования указанной сферы деятельности, следует отметить, что применяемые в виде наказаний санкции за общественноопасные деяния в сфере оказания частных охранносыскных услуг в виде штрафов не достигают целей превентивного характера. Количественные показатели сумм налагаемых штрафов, используемые в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствуют возросшему уровню заработных плат этих категорий работников. Размер штрафа должен соответствовать реальным экономическим показателям заработных плат в соответствующей сфере деятельности.
Представляется также возможным установить и уголовную ответственность за нарушения правил осуществления охранной и детективной деятельности, повлекшие причинение вреда здоровью гражданам, а также нанесение ущерба как государству, организациям, так и гражданам.
Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать также вывод и о том, что недостатком административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, являются пробелы в правовом регулировании взаимодействия предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, с органами внутренних дел. Следует на законодательном уровне достаточно четко закрепить взаимные права и обязанности, как государственных органов, участников взаимодействия, так и охранно-сыскных структур, что создаст необходимые условия для плодотворного сотрудничества и, несомненно, даст положительные результаты при осуществлении совместной деятельности. Частные охранно-сыскные структуры при наличии постоянного взаимодействия с органами внутренних дел могут внести еще более весомый вклад в дело обеспечения общественной безопасности. Так, нахождение опре-
деленного количества объектов собственности или мест проживания граждан под охраной частных организаций безопасности позволяет правоохранительным органам сосредоточить свои силы на других участках работы, которые более подвержены криминальным угрозам. Также широко используется потенциал частных предприятий безопасности при проведении массовых мероприятий, когда частные охранники привлекаются к участию в обеспечении правопорядка. Однако это имеет положительную составляющую при условии, что частная охрана не превышает пределов своих полномочий.
В связи с этим должны быть определены соответствующие стандарты и требования к персоналу охранных предприятий, высокое качество отбора кандидатов и высокий уровень их подготовки. Здесь также следовало бы поставить вопрос о выработке единых стандартов осуществления охранно-сыскной деятельности, соответствующих международным требованиям к оказанию охранных услуг и самой профессии. Только комплексное использование всех сил и средств, включая возможности частных охранных и сыскных структур, позволит обеспечить должный уровень правопорядка в стране и безопасности ее граждан.
Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что действующий на сегодняшний день Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устарел. Необходимо принимать новый Закон, который будет отвечать реалиям нынешнего времени. Для этого, следует комплексно подойти к исследованию проблем организации деятельности частных детективных и охранных структур с привлечением как государственных правоохранительных органов, так и охранно-сыскного сообщества и потребителей услуг. На этой основе необходимо выработать рекомендации, которые могут быть полезными при подготовке новой редакции Закона, положения которого, по нашему, упрочат место частных охранно-сыскных структур в правоохранительной системе общества и будут способствовать более глубокому и всестороннему регулированию их деятельности, а также наметят пути дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ