3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.
5. Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны: Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. № 167 (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 28, 11.07.2011.
6. О мероприятиях по подготовке и реализации пилотного проекта по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации: Приказ МЧС России от 8 апреля 2011 г. № 167 (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011.
УДК 614.841
С.В. Репин, М.О. Берестевич
Главное управление МЧС России по Республике Мордовия, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю
О ПРОБЛЕМАХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МЧС РОССИИ
Рассмотрены проблемные вопросы в обеспечении пожарной безопасности объектов защиты и выявлены негативные тенденции, возникшие после изменения порядка организации нормативно-технической работы в органах федерального государственного пожарного надзора, разработаны предложения по внесению изменений в законодательство определяющего порядок организации нормативно-технической работы.
Ключевые слова: нормирование, надзор, контроль, новостройки, безопасность
S.V. Repin, M.O. Berestevich
The ABOUT THE PROBLEMS IN ENSURING THE FIRE SAFETY OF OBJECTS OF THE ORGANIZATION AS A RESULT OF CHANGES OF NORMATIVE-TECHNICAL WORK IN THE EMERCOM OF RUSSIA
The paper deals with problematic issues in providing fire safety of assets to be protected; revealed negative tendencies in providing their fire safety, arisen after changing of the order in organization normative-technical work in federal state fire supervisory bodies, are revealed; proposals in introduction of amendments to legislation in order of normative-technical work organization are drafted.
Keywords: introduction of norms, supervision, control, new-builds, safety.
Составным элементом системы обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты является контрольно-надзорная функция, которую осуществляют органы федерального государственного пожарного надзора (далее - ФГПН). Одним из направлений деятельности ФГПН является проведение нормативно-технической работы по оценке соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленные
нормативными правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности Российской Федерации.
При проведении надзорных мероприятий на объектах, вновь введенных в эксплуатацию или после проведенной реконструкции, сотрудниками органов ФГПН выявляется значительное количество отступлений от требований нормативных документов, как при проектировании зданий, так и на стадии строительства. Сотрудники проектных организаций зачастую не учитывают изменения в нормативных документах, как по причине не согласованности нормативной базы в области градостроительной деятельности и пожарной безопасности, так и вследствие отсутствия у них достаточного уровня знаний и необходимых навыков в области пожарной безопасности.
Не согласованность нормативной базы в области градостроительной деятельности и пожарной безопасности обусловлена тем, что требования к обеспечению безопасности здания определяются одновременно несколькими техническими регламентами отражающих требования пожарной безопасности то Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о пожарной безопасности», принятые в развитие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в целях защиты жизни и здоровья граждан. При этом большинство нормативных документов, принятых в реализацию Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержат требования пожарной безопасности отличные от требований, изложенных в нормативных документах по пожарной безопасности.
Наглядным примером, возникающих проблемных вопросов, служат результаты проведенных надзорных мероприятий в отношении вновь введенных в эксплуатацию объектов территориальными органами надзорной деятельности в таких значительно отличающихся друг от друга субъектах Российской Федерации, как Красноярский край и Республика Мордовия в период с 2007 года, после исключения органов надзорной деятельности МЧС России из процессов контроля за проектированием, строительством и реконструкцией объектов защиты и передачи контроля за обеспечением пожарной безопасности в указанных сферах органам государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Возможность реализации данной функции органами строительного надзора объективно возможна, однако при передаче полномочий не было принято во внимание отсутствие в указанных органах специалистов в области пожарной безопасности. В результате, при проведении проверок объектов после 3 - 4 лет их эксплуатации, выявляются многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, порой приводящие к трудоемким и дорогостоящим ремонтным работам, нарушающим штатный режим функционирования организаций.
Так на территории Республики Мордовия в период с 2007 года введено в эксплуатацию 1926 объектов защиты (696 объектов общественного назначения, 332 -производственного назначения и 898 - жилого назначения), из которых органами ФГПН МЧС России проверено 513 объектов защиты (313 объектов общественного назначения, 79 -производственного назначения и 121 - жилого назначения). По результатам проверок на 456 объектах выявлены нарушения требований пожарной безопасности (285 объектов общественного, 73 - производственного и 98 - жилого назначения).
На территории Красноярского края за аналогичный период введено в эксплуатацию 5460 объектов защиты (2590 - общественного назначения, 1396 - производственного, 1474 -жилого), из них органами ФГПН проверено 2989 объектов защиты (2023 объектов общественного назначения, 966 - производственного назначения и 0 - жилого назначения). По результатам проверок на 2658 объектах защиты выявлены нарушения требований пожарной безопасности (1880 - объектов общественного назначения, 778 -
производственного назначения и 0 - жилого назначения).
Приведенные цифры указывают на схожесть проблемных вопросов в обеспечении пожарной безопасности объектов нового строительства вне зависимости от территориальности, районирования, площади, экономического и промышленного потенциала субъектов РФ, численности и состава населения.
Основными нарушениями явились отсутствие, неисправность или конструктивное несоответствие путей эвакуации и эвакуационных выходов, отсутствие противопожарных преград при разделении зданий на отсеки и устройстве противопожарных стен и перекрытий, отсутствие и неисправность систем противопожарной защиты, несоблюдение противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, отсутствие и несоответствие проездов и подъездов к зданиям и сооружениям, а так же разворотных площадок для пожарной техники.
На протяжении ряда лет, значительное количество торгово-развлекательных центров, детских садов, школ, театров, административных зданий и спортивных сооружений, введенных в эксплуатацию без участия органов федерального государственного пожарного надзора, эксплуатировалось с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности. Устранение нарушений, допущенных в процессе проектирования, строительства и реконструкции сопровождались многочисленными судебными разбирательствами, мерами административного наказания и значительными финансовыми затратами со стороны собственников зданий. Решение выявленных проблемных вопросов на стадии строительства и реконструкции проходило бы гораздо проще.
Остроту и актуальность данной проблемы подтверждает целая череда крупных пожаров, приведших, к сожалению, к значительным человеческим жертвам.
Для повышения уровня обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, в том числе при их проектировании и строительстве, необходимо проведение комплекса мер, в том числе:
- обеспечить принятие законопроекта, внесенного депутатами Государственной Думой Российской Федерации совместно с МЧС России, направленного на совершенствование законодательства в сфере федерального государственного пожарного надзора и обязательного его участия в вопросах, связанных с градостроительной деятельностью, что позволит существенно снизить риски и угрозы возникновения пожаров на объектах защиты;
- дополнить законодательство о градостроительной деятельности положением о необходимости разработки проектной документации и проведения в отношении неё обязательной государственной экспертизы на объекты защиты введенные в эксплуатацию в случае изменения класса их функциональной пожарной опасности;
- предусмотреть проведение обязательной аттестации в области пожарной безопасности экспертов осуществляющих государственную экспертизу проектной документации, а также экспертов проектных организаций осуществляющих разработку разделов проектной документации направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов защиты;
- внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части установления особенностей технического регулирования в области пожарной безопасности зданий и сооружений;
- внести изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ и нормативно правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность органов федерального государственного пожарного надзора в части организации проверок объектов с массовым пребыванием людей, собственниками которых являются два и более юридических и физических лица. Необходимо предусмотреть возможность организации проверок объектов
защиты (здания, строения, сооружения) в целом, без предварительного уведомления всех собственников (арендаторов), с возможностью издания распоряжения (приказа) о проведении проверки без указания в нем юридического (физического) лица, непосредственно осуществляющего деятельность на объекте, с указанием в распоряжении (приказе) только адреса проверяемого объекта защиты и последующей выдачей материалов по результатам проверок (актов, предписаний) лицам, непосредственно осуществляющим деятельность на проверяемом объекте защиты;
- расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в части создания комиссий по обследованию объектов защиты на предмет выявления рисков и угроз жизни и здоровью людей и обеспечения их комплексной безопасности, уполномочив их при этом привлекать к работе таких комиссии должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в качестве специалистов, без придания работе этих комиссий признаков мероприятий по надзору, в целях исключения регулирования работы данных комиссий положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- ввести персональную ответственность за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, вплоть до уголовной, если это повлекло создание условии для возникновения пожара, в результате которого причинен тяжкий вред здоровью человека или смерть человека, а так же ответственность аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и их экспертов за недостоверные или необъективные результата исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации». - «Российская газета», № 290, 30.12.2004.
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». -«Российская газета», № 3, 05.01.1995.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
4. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». - Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 04.01.2010, ст.5.
5. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности». - Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 28.07.2008, (ч.1), ст.3579
6. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», официальный Интернет-сайт компании «Гарант» [Электронный ресурс], -кйр://1уо.§агап1;.гц/#/ёосишеп1;/71587768/рага§гарк/1:0/(дата обращения: 26.03.2019).