Научная статья на тему 'О проблемах современного профессионального образования в ведомственных вузах'

О проблемах современного профессионального образования в ведомственных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗЫ МВД И МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова А.П., Григорова В.А.

В статье рассматриваются проблемы в сфере современного профессионального образования. Выявляются и анализируются основные сложности применения практико-ориентированного обучения в ведомственных ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах современного профессионального образования в ведомственных вузах»

3. Данные пожарной статистики 24 стран в 2015 году.

4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально экономическое развитие общества В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. - Пермь, 2016. -С. 71-73.

5. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами. Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России". - 2015. - № 1. - С. 123-126.

6. Сметанкина Г.И., Шуткина С. А. Правовые основы совершенствования государственной надзорной деятельности в области пожарной безопасности. Материалы VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. - С. 27-28.

УДК 378.6

А.П. Жукова, В.А. Григорова

ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России»

О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

В статье рассматриваются проблемы в сфере современного профессионального образования. Выявляются и анализируются основные сложности применения практико-ориентированного обучения в ведомственных ВУЗах.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, практико-ориентированное обучение, вузы МВД и МЧС России.

А. Р. Zhukova, V.A. Grigorova

ABOUT PROBLEMS OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION IN DEPARTMENT OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the problems of modern vocational education. Identified and analyzed the main problems of practice-oriented training in departmental universities.

Keywords: professional education, competences, practical-oriented training, universities of the Ministry of Defense and the Ministry for Emergency Situations.

Поддержание образования на высоком уровне определяется в качестве основного условия динамичного развития общества. Неслучайно в высокоразвитых индустриальных государствах отмечаются впечатляющие успехи в этой сфере. В них неуклонно поднимается среднестатистический уровень образования, который еще в 90-е годы характеризовался высокими показателями. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95 % взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование. А в США уже к 1985 г. полное среднее образование было у 80 % взрослого населения [4].

Безусловно российская система образования способна конкурировать с системами образования в Западной Европе. Однако это не исключает необходимости трансформации существующей системы, что обуславливается социально-экономическими реалиями современности. Во многом они связаны с потребностями рынка труда, развивающегося

активными темпами. Сегодня требуются специалисты нового типа. К ним предъявляются такие требования как разносторонние знания, высокий уровень компетентности в профессиональной области, способность адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, умение свободно ориентироваться в современном информационном пространстве и другие. Традиционная система подготовки специалистов в настоящее время не может удовлетворять эти потребности. К тому же действующая современная двухуровневая система подготовки профессиональных специалистов также во многом не соответствует потребностям отечественной экономики.

Основные причины сложившейся ситуации связаны с проблемами в сфере современного профессионального образования, которые проявляются и в ведомственных ВУЗах. Одна из них обусловлена сохранением традиционных основ обучения курсантов практическим навыкам. До сих пор в некоторых вузах МВД для формирования профессиональной мотивации предлагаются занятия по профориентации на старших курсах. Практикумы, стажировки в практических органах, полигоны, тренинги, преддипломная практика проводятся с четвертого курса, тогда как первые три года обучения выпадают из процесса формирования мотивации к практическому обучению. В результате трансформация познавательных мотивов в профессиональные замедляется.

Следующей проблемой можно определить низкий уровень социального партнерства в сотрудничестве с организациями. Исключение составляют ВУЗы МВД и МЧС, в которых по окончанию обучения в основном предоставляются рабочие места. Здесь прослеживается участие работодателей, которые совместно с образовательными учреждениями определяют требования к квалификации и качеству подготовки специалистов.

Актуальной проблемой профессионального образования в широком понимании становится недостаточный интерес к среднему образованию. В российском обществе на данный момент образование зависит от количества набранных баллов на Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Многие учащиеся откладывают свою желаемую профессию и становятся не столь высококвалифицированными работниками, так как не всё дается также легко. Такого работника надо еще обучить.

Огромной проблемой является низкий уровень выпускников школ. Естественно из этого вытекают определенные трудности при обучении в вузах. Студентам (курсантам) часто очень сложно бывает на 1-м курсе, так как система обучения в вузе принципиально отличается от учебы в средних учебных заведениях. В процессе адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведение обычно выделяются следующие сложности: переживания, связанные с новым коллективом, с взаимной помощью и моральной поддержкой; с неопределенностью мотивации выбора профессии, с недостаточной психологической подготовкой к ней.

Не менее актуальной проблемой является слабое финансирование материально-технической базы школ, которые не могут подготовить учащихся к профессиональному образованию. Ведь со своей будущей профессией многие определяются еще в старшей школе, а материалы и оборудования для углубления знаний и применения их на практике недостаточно или они не соответствуют новейшим технологиям, что оказывает влияние на уровень профессионализма обучающихся.

В настоящее время отсутствует оперативный анализ рынка труда, позволяющий выявить необходимый объём и профиль подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов.

Сегодня актуальна проблема повышения квалификации работающих специалистов. Всем известно, что при нынешнем научно-техническом прогрессе моральное устаревание стремительно во всех областях. Работник, не повышающий регулярно свою квалификацию, через полгода-год рискует её потерять полностью. Выпускники многих профессиональных образовательных организаций, получив долгожданный диплом по выбранной ими

специальности, вынуждены заканчивать ещё несколько профильных коммерческих курсов, чтобы овладеть современными техническими производственными средствами. Действующие профессиональные образовательные программы в большинстве случаев не учитывают современных производственных требований, а продолжают базироваться на фундаментальных науках прошлого века.

Негосударственные учебные заведения, обучающие на коммерческой основе, в этом отношении находятся в более выигрышной ситуации. Самофинансирование позволяет быстро и гибко реагировать на потребности профессионального рынка при грамотном подходе к организации образовательного процесса

Таким образом, анализ существующих проблем в сфере профессионального образования указывает на необходимость выделения социальной ответственности в качестве одной из важнейших общекультурных компетенций и в целом компонента профессиональной компетентности работника (сотрудника); ориентации процесса воспитания на развитие самостоятельности личности обучающихся, их активности, личностной позиции, готовности к принятию решений и ответственности за них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В. Куда ведут реформы образования / В. Аванесов // Народное образование, 2001. - № 5. - С. 26-32.

2. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / A.C. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

3. Дёмин В.М. Доступность, качество и эффективность - основа образовательной политики России / В.М. Дёмин // Специалист. - 2002. - № 1. - С. 2-5.

4. Кылосова И.А. Актуальные вопросы современного образования / И. А. Кылосова, Е.В. Орлова, ЕА. Хволис, М.В. Чиркова // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 2 (3). - С. 48-54;

5. URL: http://sclence-education.m/ru/article/view?id=24161 (дата обращения: 16.09.2018).

УДК 004.67

A.A. Задурова, E.H. Трофимец

ФГОБУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО РЯДА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПОЖАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы обработки статистических данных о пожарах, зарегистрированных в Российской Федерации в 2003 - 2017 годах; построен интервальный ряд распределения количества пожаров и вычислены его числовые характеристики.

Ключевые слова: МЧС, пожары, статистические данные, интервальный ряд распределения, Microsoft Excel.

A.A. Zadurova, E.N. Trophimets

TO THE QUESTION OF CONSTRUCTING A STATISTICAL NUMBER DISTRIBUTION OF THE NUMBER OF FIRES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the processing of statistical data on fires registered in the Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.