ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА АВТОМОБИЛЯ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОДЖОГА
О.В. Дорохова, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Современный автомобиль является сложным техническим устройством и содержит большую концентрацию пожароопасных систем и элементов, и имеет плотную компоновку, что, безусловно, влияет на формирование очаговых признаков, то есть в зависимости от вида горючей нагрузки, ее количества и длительности горения, очаг пожара (очаговая зона) может иметь размытые очертания. В последнее время в автомобилях все большее применение находят конструкции из неметаллических материалов. Однако все они обладают низкой огнестойкостью. Так, например, критической для стеклопластика является температура 2300 0С. Полимеры и пластмассы, используемые в ТС в качестве изоляционных, конструкционных и отделочных материалов, так же обладают низкой огнестойкостью.
Выяснение причины пожара имеет основополагающее значение для страховой компании в фазе установления лица, несущего ответственность за ущерб. Свою позицию специалистам пожарной охраны и правоохранительных органов все чаще приходится доказывать, в присутствии оппонентов в лице адвокатов и приглашенных ими специалистов (экспертов). И, чтобы доказать суду свою правоту, специалисту нужны не общие соображения, а веские аргументы [2].
Согласно существующей методике проведения пожарно-технической экспертизы, одним из основных этапов проведения исследований по определению причины пожара является установление места (района) первоначального возникновения горения (очага пожара).
По мере увеличения продолжительности и площади горения выраженность очагового конуса становится менее рельефной за счет повышения общего фона термических повреждений. При исследовании анализируется совокупность всех повреждений (как термических, так и механических) конструкций [1].
Автомашина является сложным техническим устройством и содержит большую концентрацию пожароопасных систем и элементов, и имеют плотную компоновку, что, безусловно, влияет на формирование очаговых признаком, то есть в зависимости от вида горючей нагрузки, его количества и длительности горения, очаг пожара (очаговая зона) может иметь размытые очертания.
Возникновение любого пожара всегда связано с необходимыми условиями для возникновения горения (горючая среда) и наличием источника зажигания, послужившего импульсом для возникновения горения. Этому предшествует какое-то событие, или обстоятельство, которое в определенных условиях способствует возникновению горения. Поэтому, при исследовании очага пожара учитывается наличие приборов и устройств, способных послужить тепловыми источниками зажигания, например при аварийном режиме их эксплуатации [4].
Количество пожаров автомобилей растет во всем мире темпами, опережающими рост парка автомобильного транспорта.
Пожары транспортных средств можно разделить на две группы:
- пожары, связанные с техническими неисправностями и аварийными ситуациями;
- искусственно инициированные пожары (поджоги).
Первые происходят в основном либо в результате аварийных режимов в электросети автомобиля или его сервисных устройств, либо по причине утечки моторного топлива и иных горючих жидкостей (ПК) с загоранием их при контакте с нагретыми поверхностями автомобиля.
Вторые (поджоги) считают основной причиной пожаров легковых автомобилей в промышленно развитых странах, убытки от них в мире составляют миллиарды долларов. Высокий процент поджогов в статистических сводках пожаров отмечается и в нашей стране [5].
Необходимость научно-методического обеспечения экспертного исследования пожаров вообще и, особенно, связанных с поджогами, становится особо актуальной в настоящее время, в условиях проходящей в России правовой реформы и становлением рынка страхования [6].
Поджоги, как правило, связаны с розливом горючей жидкости, которую злоумышленник использует для интенсификации горения.
Если при пожарах в жилых зданиях само наличие остатков горючей жидкости на месте пожара обычно является признаком поджога, то на автотранспорте это далеко не так. Кроме того, в пожарно-технической экспертизе приходится иметь дело со следовыми количествами продукта, обнаруженного обычно в измененном виде, что значительно усложняет задачу дифференциации обнаруженной жидкости.
Кроме поджогов (преднамеренного розлива и зажигания ГЖ), пожар автомобиля может возникать при утечке, в результате технической неисправности, собственного топлива или иной горючей жидкости. Экспертам достаточно часто приходится разбираться с происхождением найденной на месте пожара жидкости.
И если установлению причастности к возникновению пожаров автомобилей аварийных электрических режимов посвящено достаточное количество работ, в результате которых созданы и применяются на практике соответствующие экспертные методики, то возможности дифференциации поджога и загорания при «неумышленном» розливе топлива изучены явно недостаточно [3].
Складывающаяся на протяжении ряда лет картина преступности, связанная с пожарами, свидетельствует о малой эффективности мер по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений данного рода. В результате расследования во многих случаях не устанавливаются причины пожаров, не выявляются виновные лица, не принимаются необходимые меры по возмещению материального ущерба, нанесенного пожаром.
В этих ситуациях основными и главными являются следственные версии о причинах пожара, одной из которых практически всегда бывает версия о поджоге. От их проверки и уяснения причины зависят методы установления сути происшедшего, определение направления расследования, круг подлежащих выяснению вопросов, а также характер возможных версий о виновных в пожаре
лицах [7].
Список использованной литературы
1. Осмотр места пожара: Метод. пособие /И.Д. Чешко, Н.В. Юн, В.Г. Плотников и др. -М.: ВНИИПО, 2004. - 503 с.
2. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. «Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный пожаром». Вестник науч. конф. 2016. № 4-2 (8). - С. 98-99.
3. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. «Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами». Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 1. - С. 123-126.
4. Сметанкина Г.И., Боева В.В., Пономаренко Д.В. «К вопросу о производстве металлографических исследований в судебной экспертизе». Матер. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Краснодарский ун-т МВД России. 2013. -С. 304-308.
5. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. «Неотложные следственные действия по делам о пожарах». Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития». 2016. - С. 138-139.
6. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально-экономическое развитие общества. В сб.: Развитие современной науки: Теоретические и прикладные аспекты. Под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь, 2016. - С. 71-73.
7. Туртаев Ю.Г., Сметанкина Г.И. «Расследование преступлений, связанных с пожарами. Актуальность установления причин пожара». Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. Т. 1. № 1 (7). - С. 52-55.