4. Ишмурзин А.А., Мияссаров Р.Ф. Повышение эффективности разделения компонентов природного и попутного нефтяного газа. // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы технических наук». Краснодар: «Молодой ученый», 2017. С. 48-51.
5. Ишмурзин А.А., Мияссаров Р.Ф., Махмутов Р.А. Извлечение целевых компонентов в сверхзвуковом потоке газа // Проблемы науки, 2017. № 7 (20). С. 14-16.
6. Ишмурзин А.А., Мияссаров Р.Ф., Махмутов Р.А. Подготовка природного газа с использованием сверхзвукового сепаратора // Проблемы науки, 2017. № 7 (20). С. 16-18.
7. Ишмурзин А.А., Мияссаров Р.Ф. Сверхзвуковая сепарация при промысловой подготовке природного газа // Современные инновации. № 2 (16), 2017. С. 16-17.
О ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ТУШЕНИЮ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ Благородова Н.В.1, Серокурова Т.В.2
1Благородова Наталья Витальевна - кандидат технических наук, доцент;
2Серокурова Татьяна Владимировна - магистрант, кафедра безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматриваются защита от угроз природных пожаров как составляющая часть национальной безопасности страны, актуальность привлечения граждан к борьбе с природными пожарами в Ростовской области, утверждается в качестве приоритета в решении проблем привлечения добровольцев - содействие общественным движениям как исторически сложившимся организациям. Ключевые слова: природный пожар, национальная безопасность, добровольная пожарная охрана, меры государственной поддержки, культура безопасного поведения, Всероссийское добровольное пожарное общество.
В условиях современной жизни решение многих проблем национальной безопасности: военной, политической, экономической, социальной, экологической, защита угроз от стихийных бедствий - невозможно без привлечения широких масс населения.
В свою очередь, природные пожары ведут к уничтожению лесных массивов, посевов зерновых и других сельскохозяйственных культур, жилых и общественных объектов, объектов экономики, флоры и фауны, а самое главное жизни и здоровья человека; к материальным затратам на локализацию, ликвидацию очагов возгорания и восстановление объектов, уничтоженных пожаром. Все это, несомненно, приводит к экономической, социальной, экологической катастрофам и, как следствие, угрозе национальной безопасности государства.
Август 2017 года для Ростовской области стал наиболее пожароопасным за последние семь лет.
7 августа в Сальском лесничестве ликвидирован низовой пожар на площади 16,4 га в лесонасаждениях вяза и акации. Для его тушения были привлечены 185 человек и 47 единиц техники [4].
10 августа напряженная обстановка сложилась в Аксайском районе, где локализован крупный ландшафтный пожар (загорание сухой травы) на площади 25 га. К его борьбе были привлечены 68 человек личного состава и 19 единиц техники [4].
15 августа - подобный пожар вспыхнул на территории Каменского района, площадь которого составила 20 га. Для его ликвидации задействована группировка сил из 297 человек и средств - 83 единицы техники, пожарные областного департамента предупреждения и ликвидации МЧС России, специалисты министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, 40 человек добровольцев из числа местных жителей, вертолет Ми-8 МЧС России с водосливным устройством ВСУ-5 [4].
17 августа - лесной пожар в Усть-Донецком районе, в тушении которого приняла участие сводная группировка в 1070 человек, в т.ч. специалистов лесного хозяйства, пожарных и спасательных подразделений, казачества и добровольцев, 229 единиц техники, в том числе, восемь бортов авиации [4].
18 августа - возникновение природного пожара на территории Азовского района: горение сухой растительности по фронту 3 км. Всего для тушения задействована группировка сил и средств Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации в составе 60 человек и 21 единиц техники, в том числе, от МЧС порядка 40 человек личного состава и 10 технических расчетов; для разведки и контроля обстановки привлечены беспилотные летательные аппараты. В борьбе с огнем участвовало 122 человека и 44 единицы техники: самолет-амфибия Бе-200 и три вертолета Ми-8, которые совершили около 30 водосбросов на место пожара [4].
И это только самые крупные из пожаров, по сообщению пресс-службы регионального МЧС.
Кроме того, по официальным данным МЧС России, свыше 103 тысяч населенных пунктов в Российской Федерации находятся далеко за пределами нормативного прибытия времени подразделений государственной противопожарной службы. В Ростовской области насчитывается 408 поселений, объединяющих свыше 2200 населенных пунктов. В подавляющем большинстве разброс сельских населенных пунктов области и удаленность их от муниципального центра таковы, что проживающие в них жители зачастую остаются один на один со своими проблемами в обеспечении пожарной безопасности. На долю проживающего в этих пунктах населения приходится половина всех пожаров и убытков от них. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной команды.
Поэтому наиболее рациональное решение проблем тушения природных пожаров и защиты населенных пунктов от них - привлечение широких масс населения и соответственно организация добровольной пожарной охраны на местах.
Массовое вовлечение людей в пожарное добровольчество, людей различных взглядов, социальных групп и профессий, - это развитие колоссального общественного движения, важнейшей задачей которого становится пропаганда культуры пожаробезопасного поведения среди населения; разъяснение правил поведения при возникновении пожаров и их профилактика; создание условий для реализации личностных, а также физических, творческих и интеллектуальных потребностей человека.
Есть ряд причин, по которым привлечение населения к тушению природных пожаров вызывает сложность:
- во-первых, отсутствие понимания у части граждан того, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не всегда могут самостоятельно противостоять лесным и ландшафтным пожарам;
- во-вторых, отсутствие как такового социального статуса и престижности профессиональной деятельности пожарных в нашей стране;
- в-третьих, некоторые граждане живут по принципу «моя хата с краю», не проявляя активной гражданской позиции.
По-нашему мнению, общественное участие может быть реализовано только усилиями конкретных людей и организаций. На сегодняшний день такой является «Всероссийское добровольное пожарное общество», одно из старейших в Российской Федерации (в 2017 г. исполнилось 125 лет).
Основные уставные цели и задачи на протяжении всего периода существования ВДПО - объединение и привлечение граждан для участия в деятельности по предупреждению и тушению пожаров. С этой целью ВДПО, осуществляя патриотическое воспитание, формирует культуру безопасного поведения, как взрослых, так и детей разных возрастов. Совместно с органами управления образования и МЧС России организуются и проводятся многочисленные пожарно-профилактические акции и мероприятия с детьми. К огромному количеству добровольно решаемых ВДПО социально задач в сфере пожарной безопасности в новейшей истории добавилось создание и содержание пожарной охраны, в т.ч. и во всех сельских населенных пунктах.
Однако, ключевой проблемой добровольной пожарной охраны является отсутствие стимулов для граждан и реальной поддержки таких общественных объединений со стороны государства. Никакие налоговые льготы и преимущества для общественных организаций законодательством особо не предусмотрены, отчисления на решение общественно полезных и социально значимых задач в сфере пожарной безопасности осуществляются, к сожалению, исключительно за счет чистой прибыли ВДПО, которая, в свою очередь, уменьшается с каждым годом из-за недобросовестной конкуренции частных фирм.
Борьба с пожарами не может решаться индивидуально: это проблема общая и в форме общественных объединений она наиболее результативна.
Привлечение широких масс населения в добровольные пожарные и эффективная поддержка общественных организаций дают уникальную возможность существенно сократить размеры ущерба, наносимого ежегодно национальной безопасности страны природными пожарами, и позволит более рационально организовывать работы по их предупреждению, локализации и ликвидации. Пожарное добровольчество - это не только защищенная от пожаров страна, но и стабильная и здоровая экономика государства.
Отдельная тема дальнейшего исследования обозначенной нами проблемы -выявление форм и методов содействия и развития общественного движения -Всероссийского добровольного пожарного общества.
Список литературы
1. Зарецкий А.Д. Пожарная безопасность как составная часть стратегии национальной безопасности России // Угрозы и безопасность, 2010. № 1 (58). С. 74-77.
2. Звенигородская Н. Ф. К вопросу о добровольной пожарной охране// Вестник Санкт-петербургской юридической академии, 2017. № 2 (35). С. 36-39.
3. Дутов А.Н. Оказание мер государственной поддержки общественным объединениям пожарной охраны на территории Воронежской области // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология, 2015. № 3. С. 71-74.
4. Главное управление МЧС России по Ростовской области. Оперативные события. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://61.mchs.gov.ru/operationalpage/operati ona¡/2017/8/ (дата обращения: 08.09.2017.)