Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пфаненштиль И.А., Гончаров В.В., Петренко Е.Г.

Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития института государственного контроля в Республике Беларусь. В работе обосновывается роль данного государственно-правового института в обеспечении сохранения и развития белорусской государственности и белорусского общества в условиях роста внешних и внутренних угроз. В статье проводится анализ современного состояния белорусского законодательства, регулирующего организацию и деятельность органов государственного контроля в Республике Беларусь. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию и развитию данного государственно-правового института. Автором разработана и обоснована система предложений и мероприятий по разрешению указанных проблем в целях обеспечения полноценного развития института государственного контроля в Республике Беларусь, в том числе, - путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, а также действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пфаненштиль И.А., Гончаров В.В., Петренко Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF STATE CONTROL IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article is devoted to the analysis of modern problems and prospects of development of the institute of state control in the Republic of Belarus. The paper substantiates the role of this state-legal institution in ensuring the preservation and development of the Belarusian statehood and Belarusian society in the face of growing external and internal threats. The article analyzes the current state of the Belarusian legislation regulating the organization and activities of state control bodies in the Republic of Belarus. The paper formalizes and explores the main problems that hinder the effective functioning and development of this state-legal institution. The author has developed and substantiated a system of proposals and measures to resolve these problems in order to ensure the full development of the institute of state control in the Republic of Belarus, including by introducing amendments and additions to the Constitution of the Republic of Belarus, as well as current legislation.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Научная статья УДК/UDC 342

DOI: 10.21779/2224-0241-2023-46-2-43-50

О проблемах и перспективах развития института государственного контроля

в Республике Беларусь

И. А. Пфаненштиль1, В. В. Гончаров2, Е. Г. Петренко3

1 Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Российская Федерация

2 Политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, г. Таганрог, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0003-3029-4727

3 Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-7591-0768

1 •mipg2023@mail. ru 2• 3 niipgergo2009@mail.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития института государственного контроля в Республике Беларусь. В работе обосновывается роль данного государственно-правового института в обеспечении сохранения и развития белорусской государственности и белорусского общества в условиях роста внешних и внутренних угроз. В статье проводится анализ современного состояния белорусского законодательства, регулирующего организацию и деятельность органов государственного контроля в Республике Беларусь. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию и развитию данного государственно-правового института. Автором разработана и обоснована система предложений и мероприятий по разрешению указанных проблем в целях обеспечения полноценного развития института государственного контроля в Республике Беларусь, в том числе, - путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, а также действующее законодательство.

Ключевые слова: проблемы; перспективы; развитие; институт; государственный контроль; Республика Беларусь; общественный контроль; народовластие; государственный суверенитет; независимость

Для цитирования: Пфаненштиль И.А., Гончаров В.В., Петренко Е.Г. О проблемах и перспективах развития института государственного контроля в Республике Беларусь // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 46, № 2 (66). С. 43-50. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-46-2-43-50

Original article

About problems and prospects of development of the Institute of State Control

in the Republic of Belarus

Ivan A. Pfanenstil1, Vitaly V. Goncharov2, Elena G. Petrenko3

1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation

2 Polytechnic Institute (branch), Don State Technical University in Taganrog, Taganrog, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0003-3029-4727

3 Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-7591-0768

1 •niipg2023@mail. ru 2> 3 niipgergo2009@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the analysis of modern problems and prospects of development of the institute of state control in the Republic of Belarus. The paper substantiates the role of this state-legal institution in ensuring the preservation and development of the Belarusian statehood and Belarusian society in the face of growing external and internal threats. The article analyzes the current state of the Belarusian legislation regulating the organization and activities of state control bodies in the Republic of Belarus. The paper formalizes and explores the main problems that hinder the effective functioning and development of this state-legal institution. The author has developed and substantiated a system of proposals and measures to resolve these problems in order to ensure the full development of the institute of state control in the Republic of Belarus, including by introducing amendments and additions to the Constitution of the Republic of Belarus, as well as current legislation.

Keywords: problems; prospects; development; institute; state control; Republic of Belarus; public control; democracy; state sovereignty; independence

For citation: Pfanenstil I.A., Goncharov V.V., Petrenko E.G. About problems and prospects of development of the Institute of State Control in the Republic of Belarus. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2023, vol. 46, no. 2 (66), pp. 43-50. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-46-2-43-50 (In Russ.).

Введение.

Вопросы организации и осуществления государственного контроля в Республике Беларусь являются предметом пристального исследования в работах И. В. Войтова [1, с. 14-25], С. В. Казака [2, с. 68-75], В. А. Саковича [3, с. 72-76], А. Ф. Лебедева [4, с. 55-61], Г. А. Василевича [5, с. 188-192], а также ряда иных авторов. Особую актуальность представляют исследования, посвященные анализу государственного контроля в отношении хозяйствующих субъектов, а также целевого использования бюджетных средств, в частности, в работах Н. М. Чуйковой [6, с. 26-31], И. Н. Алешкевич [7, с. 154-159], Р. З. Сапарова [8, с. 193-198], С. В. Степашина [9, с. 15-17] и других ученых. Однако, доля работ, посвященных обеспечению комплексного развития института государственного контроля в Республике Беларусь, разрешению основных проблем, связанных с его организацией и функционированием в стране, представляется не достаточной. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает не только формализация и исследования вышеназванных проблем, но и разработка системы предложений и рекомендаций, посвященных как их разрешению, так и обеспечению в целом беспрепятственного развития данного государственно-правового института в целях реализации, охраны и защиты конституционных принципов, а также прав, свобод и законных интересов граждан страны.

Достижение указанной цели возможно при реализации ряда задач, в числе которых можно выделить: 1) обоснование роли и места института государственного контроля в обеспечении сохранения и развития белорусской государственности и белорусского общества в условиях роста внешних и внутренних угроз государственному суверенитету, независимости, территориальной целостности Беларуси, а также конституционным правам и свободам граждан страны; 2) анализ современного состояния белорусского законодательства, регулирующего организацию и деятельность органов государственного контроля в Республике Беларусь; 3) формализация и исследование основных проблем, препятствующих эффективному функционированию и развитию данного государственно-правового института; 4) разработка и обоснование системы предложений и мероприятий по разрешению указанных проблем в целях обеспечения полноценного развития института государственного контроля в Республике Беларусь, в том числе, - путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, а также действующее законодательство.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности органов государственного контроля в Республике Беларусь, предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие данный государственно-правовой институт, а также конституционно-правовая научная доктрина государственного контроля.

Основной текст.

В условиях роста внешних и внутренних угроз государственному суверенитету, независимости, территориальной целостности Беларуси, а также конституционным правам и свободам граждан страны, важнейшим условием сохранения и развития белорусской государственности и белорусского общества выступает повышение эффективности в работе аппарата публичной власти, а также обеспечение реализации принципов его организации и деятельности (законности, гласности в работе, ответственности, оптимального сочетания централизма и децентрализации, высокого уровня профессионализма и этики в деятельности государственных служащих, народовластия).

Важнейшее место в данном процессе занимает деятельность органов государственного контроля.

Во-первых, контрольная деятельность органов публичной власти позволяет обеспечить реализацию целей и задач, стоящих перед подконтрольными органами публичной власти, в полном соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь и законодательства.

Во-вторых, контрольная деятельность органов публичной власти выступает важным элементом механизма сдержек и противовесов в аппарате публичной власти в стране, посредством которого осуществляется взаимодействие отдельных органов публичной власти, сдерживание и уравновешивание отдельных ветвей власти другими.

В-третьих, посредством контрольной деятельности обеспечивается реализация положений Конституции Республики Беларусь, законов страны, а также иных подзаконных нормативных правовых актов не только органами публичной власти, а также их должностными лицами, но и всеми иными субъектами права (включая физических лиц, а также юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности).

В-четвертых, результаты контрольной деятельности позволяют осуществлять органами публичной власти постоянный мониторинг качества нормативно-правовой базы в стране в части того, насколько она соответствует складывающимся правовым отношениям, а также позволяет ли она

обеспечивать полноценное поступательное развитие общества, экономики и государства.

В-пятых, контрольная деятельность позволяет обеспечить целевой характер и эффективность использования бюджетных средств, что представляет особую актуальность в Республике Беларусь в условиях постоянного роста цен на импортируемую в страну продукцию, необходимую для бесперебойного функционирования реального сектора экономики.

Белорусское законодательство о государственном контроле является наиболее развитым в СНГ.

Во-первых, Конституция Республики Беларусь не только закрепляет контрольные полномочия тех или иных органов публичной власти в отношении друг друга, а также нижестоящих органов, иных субъектов права, но и содержит отдельную главу 8, посвященную правовым основам организации и деятельности одного из основных контрольных органов власти в стране - Комитету государственного контроля Республики Беларусь [10].

Во-вторых, организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь посвящен ряд законов страны, в частности, от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», [11-12], а также многочисленные указы Президента Республики Беларусь, например, от 14.09.2003 № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» [13].

В-третьих, в Республике Беларусь (в отличие, например, от Российской Федерации) контрольные полномочия главы государства детализированы в отдельном Законе Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-ХП «О Президенте Республики Беларусь» [14].

Таким образом, система органов государственного контроля в Республике Беларусь представлена:

1) Президентом Республики Беларусь, который является гарантом Конституции страны, а также прав и свобод человека и гражданина, координируя контрольную деятельность органов публичной власти в стране в силу возложенных на него Основным законом государства и законодательством полномочий.

2) Органами государственной власти, основной целью деятельности которых является осуществление государственного контроля (в частности, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и его территориальными подразделениями).

Важное место в структуре Комитета государственного контроля страны играют органы финансовых расследований, являющиеся государствен-

ными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность государства, как часть системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. При этом, Департамент финансовых расследований, а также управления и отделы в областях и на местах, как показала практика их работы, отраженная, например, в Отчете об итогах работы Комитета государственного контроля за 2020 год, выявляют значительное число правонарушений и преступлений, связанных с нецелевым характером и не эффективностью использования бюджетных средств в стране, уклонением от уплаты налогов, сборов, штрафов и пени и т.п. [15].

3) Правоохранительными органами Республики Беларусь, в числе полномочий которых находится и контрольная деятельность, осуществляемая в отношении неопределенного круга субъектов права (например, Конституционный Суд Республики Беларусь).

4) Иные органы публичной власти, которые наделены контрольными полномочиями в отношении других органов публичной власти в рамках системы разделения властей (по горизонтали и вертикали). В частности, Правительство Республики Беларусь осуществляет контрольную деятельность в отношении системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций, а также по вопросам, входящим в его компетенцию, системы местных исполнительных и распорядительных органов.

Однако закрепление и реализация контрольной деятельности органов публичной власти в Республике Беларусь связаны с рядом проблем, в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, значительной проблемой в организации и функционировании института государственного контроля в Республике Беларусь выступает то обстоятельство, что органы государственного контроля не всегда в полной мере используют имеющиеся у них полномочия в отношении проверки организации и деятельности, например, частных хозяйствующих субъектов. Так, практика необоснованного завышения цен на потребительские товары в торговых сетях Беларуси потребовала от главы государства 06.10.2022 распорядиться о запрете на повышение цен в стране. Обсуждение данного вопроса на совещании главы государства с экономическим блоком выявило, как отметил глава государства, нарушение установленного порядка, способствование этому со стороны отдельных должностных лиц, либо их бездействие [16].

Во-вторых, существенной проблемой в функционировании института государственного контроля в Республике Беларусь (на примере Комитета государственного контроля страны и его территориальных подразделений) является то обстоятельство, что в системе критериев оценки эффективности и результативности его работы преобладают количественные, а не качественные крите-

рии (в частности, если проанализировать Отчет Комитета государственного контроля за 2020 год (далее также - Отчет), о чем мы уже упоминали в ранее проведенных исследованиях) [17, с. 68-74].

В частности, в Отчете приводится общее число проведенных мероприятий государственного контроля в 2020 году (проверок, мониторинга, аудитов) в простом количественном или процентном сравнении с аналогичными мероприятиями, проведенными в 2019 году. Однако представляется более информативным показать динамику изменения количества проводимых данных мероприятий за весь период использования подобных форм государственного контроля Комитетом государственного контроля и его территориальными органами (далее также - Комитет), например, путем построения соответствующих таблиц, диаграмм, либо графиков. В частности, это позволит главе государства оценить перспективные направления государственного контроля, эффективность видов контрольных мероприятий, динамику роста или падения их проведения по отдельным видам объектов государственного контроля.

В-третьих, значительной проблемой, частично связанной с предыдущей, является и то обстоятельство, что проверяемые субъекты не всегда в полной мере и своевременно устраняют нарушения действующего законодательства по предписаниям органов государственного контроля, что также обусловлено тем, что меры правовой ответственности не рассматриваются данными субъектами как недостаточно суровые.

В-четвертых, важной проблемой в работе органов государственного контроля выступает и их слабое взаимодействие с субъектами общественного контроля, что негативным образом сказывается, с одной стороны, на поступлении информации о нарушениях действующего законодательства от субъектов общественного контроля, а с другой стороны, не позволяет задействовать их кадровый потенциал при проведении мероприятий государственного контроля. Как мы уже отмечали в ранее проведенных исследованиях, отчасти это вызвано отсутствием формализации института общественного контроля в Республике Беларусь в ее Конституции [18].

В-пятых, существенной проблемой в оптимизации работы института общественного контроля в Республике Беларусь выступает слабое использование цифровых технологий в процессе организации и осуществления мероприятий государственного контроля. Как справедливо отмечает С. А. Агамагомедова, рост цифровизации экономики диктует необходимость использования данных технологий и в мероприятиях государственного контроля [19, с. 79-85]. И, действительно, традиционные схемы уклонения от налогов, финансирования терроризма и т.п. активно дополняются схемами с использованием технологий блокчейн, крип-

товалютных операций, которые сложно отследить в части идентификации сторон по сделкам.

В-шестых, определенную проблему в развитии системы государственного контроля в Беларуси составляет и слабое использование зарубежного опыта организации и проведения мероприятий государственного контроля. В частности, как справедливо отметил 20.03.2023 Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Василий Герасимов на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, в настоящее время совершенствование контрольно-надзорной деятельности целесообразно рассматривать не в плоскости ее физического сокращения, а в плоскости усиления работы по профилактике, поиску причин и условий, порождающих нарушения, использования зарубежного опыта использования информационно-аналитических систем и технологий и разработки на основе них отечественных соответствующих систем и технологий [20].

Заключение.

Разрешение вышеназванных проблем в целях обеспечения полноценного развития института государственного контроля в Республике Беларусь, на наш взгляд, требует разработки и принятия системы предложений и мероприятий, в том числе, -путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, а также действующее законодательство.

Во-первых, следует увеличить полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных подразделений, например, в части координации деятельности правоохранительных органов в стране при осуществлении мероприятий государственного контроля.

Во-вторых, необходимо расширить полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных подразделений в части контроля уровня цен на потребительские товары (в целях выполнения решения главы государства от 06.10.2022, о котором было упомянуто выше). Как вариант, ввиду особой социальной значимости данной разновидности государственного контроля следует создать департамент Комитета государственного контроля по осуществлению мониторинга цен на товары, работы и услуги потребительского характера, предоставив последнему полномочия, аналогичные полномочиям, которые имеют зарубежные органы государственного контроля в данной области - осуществлять временный запрет на повышение цен на потребительские товары, либо возвращать их на уровень, предшествующий повышению [21, с. 110]. Предприятия торговли, бытового обслуживания и т.д., реализующие потребителям товары, работы и услуги, должны предоставлять вновь созданному департаменту финансово-экономическое обоснование роста цен на товары, работы или услуги. Если рост

цен будет признан не обоснованным, то департамент должен быть наделен полномочиями вплоть до обращения в суд о ликвидации данных юридических лиц, конфискации товаров и имущества данных юридических лиц в доход государства.

В-третьих, следует разработать и закрепить в законодательстве Республики Беларусь перечень критериев оценки эффективности и результативности мероприятий государственного контроля. Это позволит выявить виды наиболее эффективных мероприятий государственного контроля по критерию «количество затраченных средств на их проведения / количество средств, взысканных / сэкономленных бюджетополучателями в ходе проведения» и т.п.

В-четвертых, следует увеличить полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в части осуществления государственного контроля в отношении органов местного управления, а также местного самоуправления.

В-пятых, также требуют увеличения полномочий иных органов публичной власти, осуществляющих мероприятий государственного контроля, особенно - Всебелорусского народного собрания.

В-шестых, на наш взгляд, требует расширения перечень направлений государственного контроля. Так, ряд авторов, справедливо отмечает, что требует разработки и внедрения система государственного контроля за блогосферой, социальными сетями, особенно администрируемыми и зарегистрированными в иностранных государствах [22, с. 9].

В-седьмых, следует более активно использовать положительный зарубежный опыт в организации и проведении мероприятий государственного контроля, особенно в части использования

социальных площадок в сети Интернет для обеспечения мониторинга общественного мнения относительно эффективности и результативности проводимых мероприятий государственного контроля, оперативного выявления нарушений действующего законодательства.

В-восьмых, необходимо формализовать в Конституции Республики Беларусь институт общественного контроля, закрепив правовые основы его организации и деятельности, а также механизм взаимодействия и сотрудничества субъектов общественного контроля с органами государственного контроля в целях предупреждения, выявления, пресечения и наказания лиц, виновных в нарушении законодательства, прав и свобод граждан Республики Беларусь. Кроме того, необходимо закрепить в законодательстве правовой механизм, позволяющий субъектам общественного контроля оказывать поддержку и помощь органам государственного контроля в проведении мероприятий государственного контроля, что позволит увеличить более охват проводимыми мероприятиями государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в сфере потребительского рынка при реализации последними товаров, работ и услуг физическим лицам.

В-девятых, необходимо разработать и осуществить комплексную программу по разработке и реализации цифровых технологий в системе органов государственного контроля в Республике Беларусь с целью полноценного охвата мероприятиями государственного контроля всех сфер бизнеса, связанного с использованием цифровых технологий, тем более что Беларусь имеет для этого необходимый кадровый потенциал работников ГГ-сферы.

Список источников

1. Войтов И. В., Самусенко А. М., Скрипниченко Л. Н., Асташинская Е. П. Государственный аналитический контроль за состояние окружающей среды в Республике Беларусь // Природные ресурсы. 1999. № 4. С. 14-25.

2. Казак С. В. Порядок осуществление государственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2019. Т. 9. № 2. С. 68-75.

3. Сакович В. А. Государственный контроль Республики Беларусь: начальный этап становления и развития // Наука и техника. 2013. № 2. С. 72-76.

4. Лебедев А. Ф. Теоретико-правовые основы взаимодействия гражданского общества, права и государства // Сацыяльна-эканам1чныя i прававыя даследаванш. 2014. № 4 (38). С. 55-61.

5. Василевич Г. А. Активная позиция государственных служащих и граждан - основной фактор предупреждения коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2 (51). С. 188-192.

6. Чуйкова Н. М. Финансовый мониторинг как совокупность мер по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. № 2 (6). С. 26-31.

7. Алешкевич И. Н., Ивановская В. Д. Контрольная деятельность органов финансовых расследований в Республике Беларусь и пути ее совершенствования // Подольский научный вестник. 2018. № 3. С. 154-159.

8. Сапаров Р. З. Правовые проблемы административной и уголовной квалификации деяний лиц, причастных к деятельности лжепредпринимательских структур // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2011. № 14. С. 193-198.

9. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в противодействии коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7 (187). С. 15-17.

10. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.). URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution (дата обращения: 14.10.2022).

11. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_komitete_gosudarstvennogo_kontrolya_rb.htm (дата обращения: 14.10.2022).

12. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=h 10800414 (дата обращения: 14.10.2022).

13. Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 № 408. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30300408 (дата обращения: 14.10.2022).

14. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=V 19503602 (дата обращения: 14.10.2022).

15. Отчет об итогах работы Комитета государственного контроля за 2020 год. URL: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost-ru (дата обращения: 14.10.2022).

16. Лукашенко распорядился с 6 октября ввести запрет на повышение цен в Беларуси. URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-rasporjadilsja-s-6-oktjabrja-vvesti-zapret-na-povyshenie-tsen-v-belarusi-527678-2022 (дата обращения: 14.10.2022).

17. Гончаров В. В. О критериях эффективности функционирования института государственного контроля (на примере Комитета государственного контроля Республики Беларусь) // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаванм. 2023. № 1. С. 68-74.

18. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Москва: «Alicegroup», 2019. 256 с.

19. Агамагомедова С. А. Государственный контроль и надзор в условиях цифровизации экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 3. С. 79-85.

20. Герасимов рассказал о работе по совершенствованию контрольной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/society/view/gerasimov-rasskazal-o-rabote-po-sovershenstvovaniju-kontrolnoj-dejatelnosti-556344-2023/ (дата обращения: 24.03.2023).

21. Левичев К. С. Государственный контроль на потребительском рынке Европейского Союза: монография. Киев, 2022. 340 с.

22. Шерстобоева Е. А., Павленко В. Ю. Тенденции в регулировании российской блогосферы // Медиаскоп. 2015. № 4.

References

1. Voytov I. V., Samusenko A.M., Skripnichenko L. N., Astashinskaya E. P. Gosudarstvennyi analitich-eskii kontrol' za sostoyanie okruzhayushchei sredy v Respublike Belarus' [State analytical control over the state of the environment in the Republic of Belarus], Prirodnye resursy [Natural Resources], 1999, no. 4, pp. 14-25. (In Russ.).

2. Kazak S. V. Poryadok osushchestvlenie gosudarstvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsii [The procedure for the implementation of state control over the activities of penal enforcement inspections], Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 4. Pravovedenie [Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 4. Jurisprudence], 2019, vol. 9, no. 2, pp. 68-75. (In Russ.).

3. Sakovich V. A. Gosudarstvennyi kontrol' Respubliki Belarus': nachal'nyi etap stanovleniya i razvitiya [State Control of the Republic of Belarus: the initial stage of formation and development], Nauka i tekhnika [Science and Technology], 2013, no. 2, pp. 72-76. (In Russ.).

4. Lebedev A. F. Teoretiko-pravovye osnovy vzaimodeistviya grazhdanskogo obshchestva, prava i gosu-darstva [Theoretical and legal foundations of interaction of civil society, law and the state], Satsyyal'na-ekanamichnyya i pravavyya dasledavanni [Satsyalna-ekanamichnyya i pravavyya dasledavannii], 2014, no. 4 (38), pp. 55-61. (In Russ.).

5. Vasilevich G. A. Aktivnaya pozitsiya gosudarstvennykh sluzhashchikh i grazhdan - osnovnoi faktor preduprezhdeniya korruptsii [The active position of civil servants and citizens is the main factor in preventing corruption], Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya [Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence], 2015, no. 2 (51), pp. 188-192. (In Russ.).

6. Chuikova N. M. Finansovyi monitoring kak sovokupnost' mer po protivodeistviyu legalizatsii dokhodov i finansirovaniyu terrorizma [Financial monitoring as a set of measures to counter money laundering and terrorist

H. A. nOAHEHfflmnt, B. B. TOMAPOB, E. r. nETPEHKO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

financing], Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku. [Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. Introduction. The path to science], 2013, no. 2 (6), pp. 26-31. (In Russ.).

7. Aleshkevich I. N., Ivanovskaya V. D. Kontrol'naya deyatel'nost' organov finansovykh rassledovanii v Respublike Belarus' i puti ee sovershenstvovaniya [Control activity of financial investigation bodies in the Republic of Belarus and ways to improve it] // Podol'skii nauchnyi vestnik [Podolsk Scientific Bulletin], 2018, no.3, pp. 154-159. (In Russ.).

8. Saparov R. Z. Pravovye problemy administrativnoi i ugolovnoi kvalifikatsii deyanii lits, prichastnykh k deyatel'nosti lzhepredprinimatel'skikh struktur [Legal problems of administrative and criminal qualification of acts of persons involved in the activities of pseudo-entrepreneurial structures], Vestnik Polotskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Bulletin of the Polotsk State University. Series D. Economic and legal sciences], 2011, no. 14, pp. 193-198. (In Russ.).

9. Stepashin S. V. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol' v protivodeistvii korruptsii [State financial control in combating corruption], Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2012, no. 7 (187), pp. 15-17. (In Russ.).

10. Konstitutsiya Respubliki Belarus', 15 marta 1994 g., № 2875-XII (s izm. i dop., prinyatymi na respu-blikanskom referendume 27 fevralya 2022 g.) [Constitution of the Republic of Belarus, March 15, 1994, № 2875-XII (from. and amendments adopted at the republican referendum on February 27, 2022)]. (In Russ.). Availeble at: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution (accessed: 14.10.2022).

11. O Komitete gosudarstvennogo kontrolya Respubliki Belarus' i ego territorial'nykh organakh: Zakon Respubliki Belarus' ot 01.07.2010 № 142-Z [On the State Control Committee of the Republic of Belarus and its territorial bodies: Law of the Republic of Belarus dated 01.07.2010 No. 142-L]. (In Russ.). Availeble at: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_komitete_gosudarstvennogo_kontrolya_rb.htm (accessed: 14.10.2022).

12. Ob organakh finansovykh rassledovanii Komiteta gosudarstvennogo kontrolya Respubliki Belarus': Zakon Respubliki Belarus' ot 16.07.2008 № 414-Z [On financial investigation bodies of the State Control Committee of the Republic of Belarus: Law of the Republic of Belarus dated 16.07.2008 No. 414-L]. (In Russ.). Availeble at: https://pravo.by/document /?guid=3871&p0=h10800414 (accessed: 14.10.2022).

13. Ob obrazovanii Departamenta finansovogo monitoringa Komiteta gosudarstvennogo kontrolya Respubliki Belarus': Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 14.09.2003 № 408 [On the formation of the Financial Monitoring Department of the State Control Committee of the Republic of Belarus: Decree of the President of the Republic of Belarus dated 14.09.2003 No. 408]. (In Russ.). Availeble at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30300408 (accessed: 14.10.2022).

14. O Prezidente Respubliki Belarus': Zakon Respubliki Belarus' ot 21.02.1995 No. 3602-XII [On the President of the Republic of Belarus: Law of the Republic of Belarus № 3602-XII of 21.02.1995]. (In Russ.). Availeble at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=V19503602 (accessed: 14.10.2022).

15. Otchet ob itogakh raboty Komiteta gosudarstvennogo kontrolya za 2020 god [Report on the results of the work of the State Control Committee for 2020]. (In Russ.). Availeble at: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost-ru (accessed: 14.10.2022).

16. Lukashenko rasporyadilsya s 6 oktyabrya vvesti zapret na povyshenie tsen v Belarusi [Lukashenka ordered to introduce a ban on price increases in Belarus from October 6]. (In Russ.). Availeble at: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-rasporjadilsja-s-6-oktjabrja-vvesti-zapret-na-povyshenie-tsen-v-belarusi-527678-2022 (accessed: 14.10.2022).

17. Goncharov V. V. O kriteriyakh effektivnosti funktsionirovaniya instituta gosudarstvennogo kontrolya (na primere Komiteta gosudarstvennogo kontrolya Respubliki Belarus') [On the criteria for the effectiveness of the functioning of the Institute of State Control (on the example of the State Control Committee of the Republic of Belarus)], Satsyyal'na-ekanamichnyya i pravavyya dasledavanni [Satsyalna-ekanamichnyya i pravavyya dasle-davannii], 2023, no. 1, pp. 68-74. (In Russ.).

18. Goncharov V. V. Konstitutsionno-pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Feder-atsii [Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation]. Moscow, "Alicegroup" Publ., 2019, 256 p. (In Russ.).

19. Agamagomedova S. A. Gosudarstvennyi kontrol' i nadzor v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [State control and supervision in the conditions of digitalization of the economy], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky], 2020, no. 3, pp. 79-85. (In Russ.).

20. Gerasimov rasskazal o rabote po sovershenstvovaniyu kontrol'noi deyatel'nosti [Gerasimov spoke about the work on improving control activities]. (In Russ.). Availeble at: https://www.belta.by/society/view/gerasimov-rasskazal-o-rabote-po-sovershenstvovaniju-kontrolnoj-dejatelnosti-556344-2023/ (accessed: 24.03.2023).

21. Levichev K. S. Gosudarstvennyi kontrol' na potrebitel'skom rynke Evropeiskogo Soyuza [State control in the consumer market of the European Union]: monograph. Kiev, 2022, 340 p. (In Russ.).

22. Sherstoboeva E. A., Pavlenko V. Yu. Tendentsii v regulirovanii rossiiskoi blogosfery [Trends in the regulation of the Russian blogosphere], Mediaskop [Mediascope], 2015, no. 4. (In Russ.).

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Пфаненштиль Иван Алексеевич, доктор философских наук, профессор Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: niipg2023@mail.ru Гончаров Виталий Викторович, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала), ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, кандидат юридических наук, доцент, г. Таганрог, Российская Федерация. E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Петренко Елена Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», г. Краснодар, Российская Федерация. E-mail: niipgergo2009@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Pfanenstil Ivan Alekseevich, Doctor of Philosophy, Professor of Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. E-mail: niipg2023@mail.ru

Goncharov Vitaly Viktorovich, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (Branch), Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor, Taganrog, Russian Federation. E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Petrenko Elena Gennadievna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of State and International Law of the Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation. E-mail: niipgergo2009@nail.ru.

Поступила в редакцию 25.04.2023 г.; одобрена после рецензирования 19.05.2023 г.; принята к публикации 22.05.2023 г.

Received 25.04.2023; approved after reviewing 19.05.2023; accepted for publication 22.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.