Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СПОРТСМЕНАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СПОРТСМЕНАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / БССР / СССР / ВЛАСТЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рябченко Александр Григорьевич, Гончаров Виталий Викторович, Меликов Эльдар Русланович, Терзян Артем Хачикович, Агабабян Жора Арменович

Настоящая статья посвящена анализу истории возникновения и этапов развития института народного контроля власти в БССР. Авторы отмечают, что несмотря на то, что данный институт гражданского общества в настоящее время не функционирует в Республике Беларусь, он оказал значительное влияние как на развитие института государственного контроля в Республике, так и на формирование и развитие гражданского общества в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рябченко Александр Григорьевич, Гончаров Виталий Викторович, Меликов Эльдар Русланович, Терзян Артем Хачикович, Агабабян Жора Арменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL ANTI-DOPING LEGISLATION BY ATHLETES PARTICIPATING IN INTERNATIONAL SPORTS COMPETITIONS

This article is devoted to the analysis of the history of the emergence and stages of development of the Institute of people's control of power in the BSSR. The authors note that despite the fact that this institution of civil society currently does not function in the Republic of Belarus, it has had a significant impact both on the development of the institution of state control in the Republic and on the formation and development of civil society in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СПОРТСМЕНАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ»

Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _358

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СПОРТСМЕНАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ PROBLEMS OF COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL ANTI-DOPING LEGISLATION BY ATHLETES, PARTICIPATING IN INTERNATIONAL SPORTS COMPETITIONS

РЯБЧЕНКО Александр Григорьевич,

доктор исторических наук, профессор кафедры международного частного и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

МЕЛИКОВ Эльдар Русланович,

обучающийся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ТЕРЗЯН Артем Хачикович,

обучающийся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

АГАБАБЯН Жора Арменович,

обучающийся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

ТЛИФ Индар Амирович,

обучающийся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

RYABCHENKO Alexander Grigoryevich,

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of International Private and Business Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: niipgergo2009@mail.ru ;

GONCHAROV Vitaly Viktorovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 350004, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

MELIKOV Eldar Ruslanovich,

student of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

TERZYAN Artem Khachikovich,

student of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: niipgergo2009@mail.ru ;

AGABABYAN Zhora Armenovich,

student of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: niipgergo2009@mail.ru;

TLIF Indar Amirovich,

student of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350004, Russia. E-mail: niipgergo2009@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу истории возникновения и этапов развития института народного контроля власти в БССР. Авторы отмечают, что несмотря на то, что данный институт гражданского общества в настоящее время не функционирует в Республике Беларусь, он оказал значительное влияние как на развитие института государственного контроля в Республике, так и на формирование и развитие гражданского общества в стране в целом.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the history of the emergence and stages of development of the Institute of people's control of power in the BSSR. The authors note that despite the fact that this institution of civil society currently does not function in the Republic of Belarus, it has had a significant impact both on the development of the institution of state control in the Republic and on the formation and development of civil society in the country as a whole.

Ключевые слова: народный контроль; история возникновения; этапы развития; БССР; СССР; власть; народовластие; гражданское общество; институт; конституционно-правовой.

Keywords: people's control; history of origin; stages of development; BSSR; USSR; power; democracy; civil society; institution; constitutional

and legal.

Дата направления статьи в редакцию: 12.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Вопросы организации и функционирования института народного контроля власти в СССР и союзных республиках, а также их влияние на формирование современных институтов гражданского общества в странах, образовавшихся на базе СССР, широко исследуются в работах Е.В. Бердниковой [1, с. 323-328], В.В. Гончарова [2, с. 17-25; 3, с. 1517-1523], В.В. Гриба [5, с. 3-10], М.С. Савченко [14, с. 51-55], И.В. Тепляшина [15, с. 17-22; 16, с.19-25], С.С. Толкачевой [17], М.С. Хачатряна [18, с. 115-125], а также многих иных авторов. Однако, количество работ, посвященных изучению процессов формирования и этапов развития института народного контроля в отдельных республиках СССР, сравнительно невелико. В связи с этим, целью настоящего научного исследования выступает конституционно-правовой анализ истории возникновения и этапов развития института народного контроля власти в Белорусской Советской Социалистической Республике.

Интерес к институту народного контроля власти, который зародился после Великой октябрьской социалистической революции и в той или иной форме просуществовал практически до самого развала СССР, обусловлен рядом причин.

Во-первых, данный институт гражданского общества фактически впервые в человеческой истории выступил в качестве институционализированной юридической гарантии реализации, охраны и защиты принципа народовластия, лежащего в основе демократически органи зован-ного общества.

Во-вторых, институт народного контроля власти можно рассматривать и в качестве одной из форм непосредственного участия населения в осуществлении властных полномочий в отношении широкого круга субъектов права.

В-третьих, данный институт гражданского общества, несмотря на то, что прекратил свое существование, оказывал и оказывает серьезное влияние как на процессы формирования и функционирования института государственного контроля, так и на процессы создание и развития различных институтов гражданского общества в странах, образовавшихся на просторах бывшего СССР (например, института общественного контроля, который институционализирован в законодательстве ряда стран - участников СНГ, в частности, в Российской Федерации).

Следует отметить, что институт народного контроля власти во времена СССР был неодинаково эффективен как в различные исторические этапы существования советского государства, так и в различных республиках в составе СССР. По мнению большинства авторов (как советского периода, так и современных), наиболее эффективно и результативно институт народного контроля проявил себя в БССР (как показали ранее проведенные нами исследования, это может быть обосновано не только количеством проведенных мероприятий народного контроля, но и вполне реальными цифрами выявленных участниками народного контроля хищений социалистической собственности. [4] Поэтому, представляется необходимым исследовать основные этапы возникновения и развития данного института в БССР. Можно выделить следующие этапы возникновения и развития института народного контроля в БССР. При этом, данные этапы не совпадают с основными этапами возникновения и развития института народного контроля в СССР и РСФСР в целом.

Во-первых, это обусловлено тем, что после свержения режима Временного правительства в ноябре 1917 года и до момента образования СССР 30.12.2022, Советская Белоруссия пережила несколько бурных страниц своей истории: а) впервые в качестве Социалистической Советской Республики Белоруссии она была провозглашена 01.01.1919 года в составе РСФСР; б) 31.01.1919 она покинула РСФСР, объединившись 27.02.1919 с Литовской Советской Республикой в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (Литбел); в) Литбел прекратила свое существование в ходе польской оккупации (что 12.07.1920 закрепили положения Московского договора, заключенного между РСФСР и Литвой); г) 31.07.1920 в Минске была восстановлена Социалистическая Советская Республика Белоруссия); д) она под несколько измененным названием -Белорусской Социалистической Советской Республики - выступила одной из 4 советских республик, подписавших 30.12.1922 Договор об образовании СССР. И, соответственно, в этот исторический период процесс развития института народного контроля на территории Белоруссии был стагнирован.

Во-вторых, в ходе Великой отечественной войны территории БССР была полностью оккупирована нацистской Германией, что повлекло временное прекращение развития данного института гражданского общества на оккупированной территории.

Поэтому схематически этапы возникновения и развития института народного контроля с момента свержения власти Временного Правительства и до развала СССР можно представить в следующем виде (таблица).

Таблица. Этапы возникновения и развития института народного контроля в РСФСР, СССР и БССР

№ этапа РСФСР СССР БССР

1 Организация и функционирование рабочего контроля (ноябрь 1917 года - июль 1918 года) - -

2 Реформирование системы рабочего контроля в систему государственного контроля (июль 1918 года - ноябрь 1962 года, которое включало в себя 6 периодов: 1) создание Народного комиссариата государственного контроля РСФСР (июль 1918 года); 2) реформирование его в Рабоче-крестьянскую инспекцию (Рабкрин) (февраль 1920 года - Создание системы государственного контроля в масштабе СССР (декабрь 1922 года - ноябрь 1962 года), которое включало в себя 5 периодов: 1) создание системы Рабоче-крестьянскую инспекции СССР (Раб-крин) (с декабря 1922 года - по февраль 1934 года); Создание системы государственного контроля в масштабе БССР (декабрь 1922 года - ноябрь 1962 года), которое включало в себя 5 периодов: 1) создание системы Рабоче-крестьянскую инспекции БССР (Раб-крин) (с декабря 1922 года - по февраль 1934 года);

февраль 1934 года); 3) реформирование его в систему органов советского контроля (февраль 1934 года - сентябрь 1940 года); 4) создание системы органов государственного контроля (сентябрь 1940 года - август 1957 года); 5) реформирование их в систему органов советского контроля (август 1957 года - июль 1961 года); 6) реформирование их в систему органов государственного контроля (июль 1961 года - ноябрь 1962 года) 2) реформирование его в систему органов советского контроля (февраль 1934 года - сентябрь 1940 года); 3) создание системы органов государственного контроля (сентябрь 1940 года - август 1957 года); 4) реформирование их в систему органов советского контроля (февраль 1958 года - август 1961 года); 5) реформирование их в систему органов государственного контроля (июль 1961 года - ноябрь 1962 года) 2) реформирование его в систему органов советского контроля БССР (февраль 1934 года - сентябрь 1940 года); 3) создание системы органов государственного контроля БССР (сентябрь 1940 года - август 1957 года); 4) реформирование их в систему органов советского контроля БССР -Комиссию советского контроля Совета Министров БССР (февраль 1958 года - август 1961 года); 5) реформирование их в систему органов государственного контроля Комиссию государственного контроля Совета Министров БССР (август 1961 года - декабрь 1962 года)

3 Реформирование системы органов государственного контроля в систему органов государственно-партийного контроля (ноябрь 1962 года - декабрь 1965 года) Реформирование системы органов государственного контроля в систему органов государственно-партийного контроля (декабрь 1962 года - декабрь 1965 года) Реформирование системы органов государственного контроля в систему органов государственно-партийного контроля - Комитет партийно-государственного контроля Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии (ЦК КПБ) и Совета Министров БССР (декабрь 1962 года - декабрь 1965 года)

4 Реформирование на базе системы органов государственного контроля системы органов народного контроля (декабрь 1965 года - июль 1990 года) Реформирование на базе системы органов государственного контроля системы органов народного контроля (декабрь 1965 года - июль 1990 года) Реформирование на базе системы органов государственного контроля системы органов народного контроля (декабрь 1965 года - июль 1990 года)

5 Ликвидация института народного контроля на уровне РСФСР (июль 1990 года) Ликвидация института народного контроля на уровне СССР (июль 1990 года) Ликвидация института народного контроля на уровне БССР (июль 1990 года)

Как показывает анализ приведенной выше таблицы можно выделить 5 этапов в создании и развитии института народного контроля на уровне РСФСР и 4 на уровне БССР и СССР.

На уровне РСФСР - это этапы: 1) организации и функционирования института рабочего контроля; 2) реформирования системы рабочего контроля в систему государственного контроля (но с сильным контролем со стороны как советских, так и партийных органов власти); 3) реформирования системы органов государственного контроля в систему органов государственно-партийного контроля; 4) реформирования на базе системы органов государственного контроля системы органов народного контроля; 5) ликвидации системы народного контроля как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик в составе СССР.

На уровне БССР представлены четыре последних этапа создания и развития института народного контроля по причинам, приведенным выше.

Охарактеризуем подробнее каждый из четырех выше названных этапов создания и развития института народного контроля в БССР, предварительно проведя анализ этапа организации и функционирования института рабочего контроля на уровне РСФСР как государства, которое непосредственно образовалось в 1917-1918 годах на базе Российской Республики эпохи Временного правительства.

В научной и учебной литературе нет единого мнения как относительно правовой природы и места института народного контроля в СССР и союзных республиках в системе институтов государственной власти и гражданского общества, так и в части периодизации основных этапов его возникновения и развития.

Так, по мнению Е.В. Бердниковой: «Анализ исторической роли и основных этапов развития народного контроля в СССР позволяет прийти к выводу о его двойственной природе: с одной стороны, народный контроль следует рассматривать как концепт, сформировавшийся в русле идей марксистско-ленинской философии, обосновывающих социалистический тип общества и особенности демократии в Советском государстве, с другой стороны, он представлял собой реальный политико-правовой институт, имевший свое нормативно-правовое обеспечение, целостную иерархическую структуру, выполнявший в политической системе СССР отведенные ему функции и полномочия». [1, с. 324]

И, действительно, марксистско-ленинская философия, отвергая капиталистическую общественно-экономическую формацию, как недемократическую систему организацию общественного производства и распределения материальных благ, а также руководства обществом и государством, обосновывало положения о том, что ей на смену придет более справедливая система - социалистическая, которая перерастет со временем в коммунистическое общество.

В полном соответствии с политэкономическими и философскими постулатами диалектического материализма, В.И. Ленин после Октябрьской социалистической революции организовал слом старой буржуазной системы государственного управления, существенно демократизировав систему государственной власти и управления. Народ (вернее, его большая часть - трудящиеся, пролетариат) был провозглашен полновластным субъектом советской политики. Было закреплено всевластие советов, которые непосредственно формировались трудящимися массами.

Однако, В.И. Ленин понимал, что, с одной стороны, всевластие советов не гарантирует того, что различные их исполнительные комитеты, многочисленный аппарат государственного управления, не будет осуществлять реализацию делегированных народом властных полномочий максимально эффективно, результативно и во благо трудящихся масс, а с другой стороны, не исключено незаконное присвоение властных полномочий, а также узурпация их отдельными должностными лицами органов государственного управления, а также самими органами государственного управления. Кроме того, контроль народа не должен ограничиваться только системой государственного управления, но должен охва-

тывать все значимые стороны организации и жизнедеятельности советского общества и государства.

В частности, В.И. Ленин отмечал: «Учет и контроль - вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще». [8, с. 199]

Поэтому, с самых первых дней установления Советской власти в РСФСР встал вопрос организации контроля народа за осуществлением властных полномочий во всех сторонах жизнедеятельности как общества, так и аппарата государственного управления.

Однако, первая Конституция РСФСР и СССР закрепляли в стране не государство всего народа, а государство, власть в котором осуществляют трудящиеся страны. То есть, провозглашалась диктатура пролетариата. Соответственно, и контроль за реализацией делегированных пролетариатом полномочий должен был осуществляться также организованным пролетариатом.

В связи с этим, уже в 1917 году принимается система нормативно-правовых актов, благодаря которым формируется правовая основа контроля пролетариатом за органами государственного управления, а также всей системой организации жизнедеятельности в советском обществе. В частности, принимается Положение о рабочем контроле от 14.11.1917. [13] Именно рабочий (промышленный) пролетариат составлял основу пролетарских масс, от имени которых и осуществлялась государственная власть в РСФСР.

Однако, начавшаяся гражданская война, а также военная интервенция ряда стран на территорию молодого советского государства, вынудили руководства партии и правительства осуществить ряд шагов по централизации (и, отчасти, огосударствлению системы народного контроля), в частности, путем создания декретом ВЦИК РСФСР от 08.02.1920 Рабоче-Крестьянской инспекции. [10] Этим решением охарактеризовалось начало нового этапа в развитии института народного контроля власти в Советском государстве - реформирования системы рабочего контроля в систему государственного контроля (но с сильным контролем со стороны как советских, так и партийных органов власти).

В БССР этот этап начался с момента восстановления 31.07.1920 в Минске Социалистической Советской Республики Белоруссия. Подразделения Рабкрина активно стали создаваться и на территории ССРБ (а далее - и БССР, как одной из республик, основавших СССР).

Система органов Рабкрина как на уровне СССР, так и на уровне БССР просуществовала с небольшими изменениями более 11 лет (практически до начала 1934 года). Однако, в связи с тем, что перед страной стали титанические задачи по осуществлению коллективизации и индустриализации страны (это особенно касалось БССР, как наиболее густонаселенного региона СССР), а также в связи с тем, что решение этих задач породило политику «Большого террора» в СССР, то система народного контроля, по сути, была на долгое время трансформирована в систему государственного контроля (хоть и под сильным контролем и влиянием со стороны коммунистической партии и советских органов власти).

При этом, как на уровне СССР, так и на уровне БССР, мы можем наблюдать, что система государственного контроля как таковая институционализируется не сразу. В частности, в период с февраля 1934 года и до сентября 1940 года она выступает в виде системы органов советского контроля, которые в силу специфики формирования и функционирования можно отнести к специальной форме организации власти в стране. И лишь с сентября 1940 года по август 1957 года была сформирована полноценная система органов государственного контроля в БССР.

Однако, в связи со смертью И.В. Сталина и наступлением определенной демократической оттепели в период правления Н.С. Хрущева, власть вновь делает попытку демократизации системы органов контроля. Система государственного контроля в БССР трансформируется в феврале 1958 года в систему органов советского контроля - Комиссию советского контроля Совета Министров БССР. Однако, по мере развенчания Н.С. Хрущевым «культа личности И.В. Сталина» делается резкий крен на централизацию государственного управления, что повлекло к реформированию системы органов советского контроля. В БССР с августа 1961 года создается Комиссия государственного контроля Совета Министров БССР, правда, просуществовавшая лишь до конца 1962 года.

Следующий этап в развитии института народного контроля охарактеризовался трансформацией системы государственного контроля в систему органов государственно-партийного контроля. В БССР создается в декабре 1962 года Комитет партийно-государственного контроля Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии (ЦК КПБ) и Совета Министров БССР, проработавший до конца 1965 года.

Новый руководитель советского государства и КПСС Л.И. Брежнев инициировал новый виток демократизации в системе государственного управления в СССР, трансформировав систему органов партийно-государственного контроля в систему органов народного контроля власти. Впервые это концентрировано нашло выражение в Законе СССР от 09.12.1965 №4224^1 «Об органах народного контроля в СССР». [12] Однако, обоснование данного перехода прозвучало еще на ноябрьском Пленуме КПСС 1962 года из уст Н.С. Хрущева.

Подлинного расцвета система органов народного контроля получила с принятием новой Конституции СССР 1977 года, [6] а в республике Беларусь - Конституции БССР 1978 года. [7] На основании данных конституций были приняты союзные и республиканские законы об общественном контроле, в частности, Закон СССР 30.11.1979 №1159Х «О народном контроле в СССР». [9] Закон устанавливал, что органы народного контроля образовываются по территориальному и производственному признакам. Сфера деятельности органов распространялась на все отрасли управления. По образному выражению руководителя СССР К.У. Черненко народный контроль выступал в роли надежного заслона на пути нарушения социалистического законодательства. [19]

На уровне БССР система народного контроля была представлена следующими уровнями: 1) Комитетом народного контроля БССР; 2) комитетами народного контроля областей; 3) комитетами народного контроля городских и районных комитетов народного контроля; 4) группами народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся; 5) комитетами, группами и постами народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях.

Система органов народного контроля в БССР была наделена широкими правами: 1) в части внесения в Совет министров БССР пред-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

ложений по вопросам общереспубликанского значения, представления докладов о состоянии дел в отраслях государственного управления и экономики, организации работ в министерствах и ведомствах; 2) в части издания правовых актов (постановлений), имеющих обязательную юридическую силу (это подкреплялось обязанностями органов власти оказывать содействие органам народного контроля); 3) в части дачи указаний об устранении недостатков, выдаче материалов и информации, назначении ревизий и экспертиз; 4) в части приостановки распоряжений и действий должностных лиц, их отстранения от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направления материалов о злоупотреблениях в органы прокуратуры; 5) по наложению на виновных взысканий, объявления выговоров, наложению штрафов (денежных начетов) на лиц, которые причинили материальный ущерб государству.

Однако, по мере усиления центробежных процессов в государственном управлении СССР и организации его развала Президентом СССР М.С. Горбачевым было инициировано уничтожение системы органов народного контроля. Из Конституции СССР и БССР были изъяты соответствующие положения. Был принято соответствующее Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16.06.1990 «Об упразднении органов народного контроля в РСФСР». [11] Аналогичные нормативно-правовые акты были приняты и в БССР. [20, с. 109-111]

Заключение.

1. Представляется, что институт народного контроля в БССР прошел сложную историю становления и развития, которая по времени совпала с самим периодом возникновения и развития БССР.

2. Данный институт гражданского общества наработал огромный положительный опыт в организации и осуществлении мероприятий народного контроля, который активно используется и в настоящее время в работе органов государственного контроля Республики Беларусь.

3. Институт народного контроля трансформировался в ряде государств на постсоветском пространстве в новые формы контроля населения за деятельностью органов публичной власти (например, в России - в институт общественного контроля).

Б иблиография:

1. Бердникова E.B. Историко-правовые и идейно-политические предпосылки формирования и развития института народного контроля в СССР // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Том 21. № 3. С. 323-32S.

2. Гончаров B.B. О некоторых вопросах, связанных с правовой природой общественного контроля власти (конституционно-правовые аспекты) // Административное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 17-25.

3. Гончаров B.B. Общественное развитие в трактовке философской концепции глобального конституционализма // Философия и культура. 2016. № 11 (107). С. 1517-1523.

4. Гончаров B.B. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Монография. М.: Alicegroup, 2019. 256 с.

5. Гриб B.B. Историко-правовые этапы развития общественного контроля в дореволюционной России и СССР // История государства и права. 2015. № 20. С. 3-10.

6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901S17660 (дата обращения : 01.10.2021 ).

7. Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики 1978 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by (дата обращения: 01.10.2021).

8. Ленин B. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Госполитиздат, 1958-1965. Т. 35. 600 с.

9. О народном контроле в СССР: Закон СССР от 30.11.1979 №1159Х. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ccns/cgi/cnline.cgi?req=doc&base=ESU&n=74#gmE03sSRLAuWBBh9 (дата обращения: 01.10.2021 ). Режим доступа: http://www.ccnsultant.гu/ccns/cgi/cnline.cgi?req=dcc&base=ESU&n=17829#Nba03sSBPcnQ8mgD (дата обращения: 01.10.2021 ).

10. О Рабоче-Крестьянской инспекции: декрет BЦИК РСФСР от 08.02.1920 // Собр. узаконений РСФСР. 1920. № 16. Ст. 94.

11. Об упразднении органов народного контроля в РСФСР: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16.06.1990 // Справочно-информационная система «Гарант» (дата обращения: 01.10.2021).

12. Об органах народного контроля в СССР: Закон СССР от 09.12.1965 №4224-VI.

13. Положение о рабочем контроле от 14.11.1917 // Декреты Советской власти: в 18 т. Т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М.: Госполитиздат. 1957. 625 с.

14. Савченко М.С., Куемжиева С.А., Гончаров B.B. Проблемы и перспективы закрепления и реализации форм прямой демократии в российском законодательстве // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 2. С. 51-55.

15. Тепляшин ИВ. Народный контроль в 20-30 годы Советской власти: нормативное закрепление, правовые средства, особенности // История государства и права. 2017. №

21. С. 17-22.

16. Тепляшин ИВ. Народный контроль в 40-50 годы Советской власти: формы реализации и особенности периода // История государства и права. 2019. № 4. С. 19-25.

17. Толкачева С.С. Совершенствование народного контроля - важное направление развития демократии в условиях зрелого социализма (на материалах БССР): дисс. ... канд. филос. наук. Минск, 1989. 199 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Хачатрян М.С. Общественный контроль в Российской Федерации и народный контроль в СССР: сравнительно-правовой анализ моделей // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. № 11. С. 115-125.

19. Черненко К. У. Бысокий гражданский долг народного контролера. Речь на Bсесоюзном совещании народных контролеров // Правда. 06.10.1984.

20. Яковлев КВ. Народный контроль в БССР. М.: «Спутник+», 2021. 190 с.

References (transliterated):

1. Berdnikova E.V. Istoriko-pravovye i idejno-politicheskie predposylki formirovaniya i razvitiya instituta narodnogo kontrolya v SSSR // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya ser-iya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2021. Tom 21. № 3. S. 323-32S.

2. Goncharov V.V. O nekotoryh voprosah, svyazannyh s pravovoj prirodoj obshchestvennogo kontrolya vlasti (konstitucionno-pravovye aspekty) // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2018. № 8. S. 17-25.

3. Goncharov V.V. Obshchestvennoe razvitie v traktovke filosofskoj koncepcii global'nogo konstitucionalizma // Filosofiya i kul'tura. 2016. № 11 (107). S. 1517-1523.

4. Goncharov V.V. Konstitucionno-pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii. Monografiya. M.: Alicegroup, 2019. 256 s.

5. Grib V.V. Istoriko-pravovye etapy razvitiya obshchestvennogo kontrolya v dorevolyucionnoj Rossii i SSSR // Istoriya gosudarstva i prava. 2015. № 20. S. 3-10.

6. Kcnstituciya (Osnovnoj zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik 1977 goda. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/901S17660 (data obrashcheniya: 01.10.2021).

7. Konstituciya Belorusskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki 197S goda. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://pravo.by (data cbrashcheniya: 01.10.2021).

S. Lenin V. I. Poln. sobr. soch.: v 55 t. 5-e izd. M.: Gospolitizdat, 195S-1965. T. 35. 600 s.

9. O narodnom kontrole v SSSR: Zakon SSSR ot 30.11.1979 №1159H. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.пu/ccns/cgi/cnline.cgi?req=doc&base=ESU&n=74#gmE03sSRLAuWBBh9 (data obrashcheniya: 01.10.2021). Rezhim dostupa: http ://www.consultant.пu/ccns/cgi/cnline.cgi?req=doc&base=ESU&n=17S29#Nba03sSBPonQSmgD (data obrashcheniya: 01.10.2021).

10. O Raboche-Krest'yanskoj inspekcii: dekret VCIK RSFSR ot 0S.02.1920 // Sobr. uzakonenij RSFSR. 1920. № 16. St. 94.

11. Ob uprazdnenii organov narodnogo kontrolya v RSFSR: Postanovlenie S"ezda narodnyh deputatov RSFSR ot 16.06.1990 // Spravochno-informacionnaya sistema «Garant» (data obrashcheniya: 01.10.2021).

12. Ob organah narodnogo kontrolya v SSSR: Zakon SSSR ot 09.12.1965 №4224-VI.

13. Polozhenie o rabochem kontrole ot 14.11.1917 // Dekrety Sovetskoj vlasti: v 1S t. T. I. 25 oktyabrya 1917 g. - 16 marta 191S g. M.: Gospolitizdat. 1957. 625 s.

14. Savchenko M.S., Kuemzhieva S.A., Goncharov V.V. Problemy i perspektivy zakrepleniya i realizacii form pryamoj demokratii v rossijskom zakonoda-tel'stve // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2020. № 2. S. 51-55.

15. Teplyashin I.V. Narodnyj kontrol' v 20-30 gody Sovetskoj vlasti: normativnoe zakreplenie, pravovye sredstva, osobennosti // Istoriya gosudarstva i prava. 2017. № 21. S. 17-22.

16. Teplyashin I.V. Narodnyj kontrol' v 40-50 gody Sovetskoj vlasti: formy realizacii i osobennosti perioda // Istoriya gosudarstva i prava. 2019. № 4. S. 19-25.

17. Tolkacheva S.S. Sovershenstvovanie narodnogo kontrolya - vazhnoe napravlenie razvitiya demokratii v usloviyah zrelogo socializma (na materialah BSSR): diss. ... kand. filos. nauk. Minsk, 19S9. 199 s.

1S. Hachatryan M.S. Obshchestvennyj kontrol' v Rossijskoj Federacii i narodnyj kontrol' v SSSR: sravnitel'no-pravovoj analiz modelej // Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. 2015. № 11. S. 115-125.

19. CHernenko K. U. Vysokij grazhdanskij dolg narodnogo kontrolera. Rech' na Vsesoyuznom soveshchanii narodnyh kontrolerov // Pravda. 06.10.19S4.

20. YAkovlev K.V. Narodnyj kontrol' v BSSR. M.: «Sputnik+», 2021. 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.