Научная статья на тему 'О проблемах формирования положительного образа российского офицера в военных средствах массовой информации'

О проблемах формирования положительного образа российского офицера в военных средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
524
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования положительного образа российского офицера в военных средствах массовой информации»

Специальный выпуск «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе»

Ларченков В.В.

О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА В ВОЕННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проблема роли и места средств массовой информации в формировании положительного образа офицера Российской армии уже давно является объектом внимания представителей гуманитарных наук. Однако значительное снижение количественных, а отсюда во многом и качественных показателей публикаций по указанной теме в военных СМИ, не позволяет сегодня говорить о сколько-нибудь существенной конкуренции между широко распространенным в так называемых гражданских СМИ образом «ограниченного, злого, корыстного и недобросовестного» офицера и реальным социальным портретом российского офицера, который, несмотря на многочисленные и весьма болезненные объективные и субъективные проблемы, все-таки продолжает достаточно успешно решать и штатные, и нештатные задачи.

Переход на рыночные отношения еще к средине 90-х вывел на повестку дня разработку адекватной программы развития сферы массовой информации государства. В ней, теоретически, должны были найти отражение вопросы социально-политических, идеологических целей деятельности СМИ на благо общества, их места в общественных процессах. Подобная концепция, будь она сформулирована, оказала бы воздействие и на совершенствование законодательной базы, и на практику российских СМИ. В этой связи следовало бы отметить и актуальность обоснования целей информационной политики в отношении Вооруженных Сил государства, осознания и разрешения противоречий между объективными потребностями и интересами развития армии и деятельностью по их реализации, как в военных, так и в гражданских средствах массовой информации. Однако указанные процессы и на сегодняшний день не только не завершены, но и едва обозначены. В настоящее время разработка концепции развития российских СМИ - весьма актуальная, но по-прежнему трудно выполнимая, по ряду причин,

задача. А вот разработка концепции развития российских военных СМИ - задача вполне реальная.

Отношения между субъектом, задающим цели деятельности по производству и распространению массовой информации, и СМИ как собственно действующим субъектом могут быть определены как понятие «социальный заказ».

Потеря патриотического потенциала общероссийских и отчасти даже военных СМИ, определенная деградация идеологической составляющей образа российского офицера, как существенной части образа Вооруженных Сил вообще, связаны не только с коммерциализацией системы средств массовой информации России, многолетним идеологическим вакуумом, но и, в частности, с беспрецедентным сокращением как штатной численности редакций, так и системы военных СМИ в целом.

Уже со средины 90-х военные средства массовой информации перестали оказывать сколько-нибудь существенную конкуренцию массовым СМИ, в чьих публикациях и программах об армии и флоте возобладали критические и сенсационные выступления с отрицательным зарядом. Положительным образ офицера остался только в военных СМИ, которые просто «потерялись» среди обилия альтернативных изданий и программ, ориентированных на «рейтинг», а значит, увы, на скандал, криминал и пошлость. Начался период активной девоенизации (не путать с демилитаризацией) общественного сознания, которую в первую очередь обусловило резкое снижение статуса офицера в системе государственных иерархий, который в полной мере не восстановлен и по нынешний день (примерно 1617 тысяч рублей сегодняшнего ежемесячного денежного содержания командира дивизии (!), не дотягивают даже до половины зарплаты машиниста московского метро и на 10 тыс. рублей меньше средней зарплаты водителя рейсового автобуса).

Впрочем, проблема далеко не в «зарплате». На сегодняшний день к государственным средствам массовой информации, ведущим соответствующую информационную политику, в силу тотальной коммерциализации прессы можно отнести не более десятка газет и журналов общероссийского масштаба из более чем 20 тыс. зарегистрированных. В то же время к ним с полной ответственностью можно отнести газеты и журналы Министерства обороны РФ, в том числе

газеты военных округов и флотов, соединений и учебных заведений. Именно в них и, боюсь, только в них можно найти публикации, где образ российского офицера соответствует нашим представлениям. Да, это, по качеству, не очерки мастеров советской и российской публицистики. И количество материалов, посвященных лучшим офицерам оставляет желать большего.

Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радиоприёмников, сто телевизоров.

Причина этого видится, прежде всего, в значительном сокращении как общего количества военных СМИ, так и штатной численности их сотрудников (если в конце 80-х в конкурсе на должность в окружную газету участвовали 1020 военных журналистов из «дивизионок», то сегодня такого конкурса попросту нет, поскольку не стало и системы «дивизионок». До 1990-го года только в ДВО их было более 20). Еще в начале 90-х окружные, флотские и даже некоторые армейские газеты выходили в свет 300 раз в год. Сегодня эта цифра сократилась вдвое и более раз. В десятки раз снизились тиражи военных изданий. Но ведь численность Вооруженных Сил планировалось сократить только впятеро. Поэтому свой информационный голод, помноженный на коэффициент беспредельной свободы от нравственности, наш военнослужащий в последние годы утоляет за счет так называемой свободной прессы. Хотя кормить его надо совсем другим продуктом. Откармливаем же мы в «штатном» порядке дистрофиков. Восстанавливаем, так сказать, их физическую норму. А нравственную и идеологическую они «добирают» сами, питаясь периодикой с голыми телесами и анонсами мерзких скандалов на обложках.

Третьестепенный, но все же вопрос - гонорары военных СМИ. Их сегодняшние суммы - более чем смешны. Но этого мало. Военные финансисты активно противятся получению гонорара штатными сотрудниками, ссылаясь на Федеральный Закон «О статусе военнослужащих», где сказано, что «Военнослужащие не вправе: ...получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы». А что у нас, у военных, не связано с исполнением этих обязанностей? Сон и тот предусмотрен уставом. Добавлю, гонорар за публикацию - это не просто деньги, заработанные, кстати, чест-

ным и весьма нелегким трудом. Это еще и статус издания, его престиж, а также стимул для повышения качества труда военного журналиста и роста авторского актива.

Образ офицера в любом обществе формируется под воздействием системы факторов объективного и субъективного характера. Это, во-первых, сложившаяся система экономических отношений, функционирующая политическая система, господствующие духовные ценности и нормы, воспитательное и просветительское воздействие на различные категории общества во многом посредством СМИ; во-вторых, взаимоотношения внутри офицерской среды, между старшими и младшими, между офицерами и рядовым, сержантским составом, а также взаимоотношения в обществе между представителями офицерского корпуса и другими его членами, степень их интенсивности, личный опыт офицера, степень его образованности и воспитанности, социально-демографические характеристики кадровых офицеров. Достаточно к каждому из этих положений подставить реалии дня, и мы получим ясную картину состояния дел в обсуждаемом вопросе.

Исходя из сказанного, можно отметить, что существующие идеи, взгляды, доктринальные установки о месте и роли СМИ в процессе формирования положительного образа российского офицера обусловлены сложившимися взглядами о месте и роли СМИ в обществе в целом. Это:

- реальные материально-финансовые, технологические возможности СМИ;

- характер традиционно принятых в обществе представлений об офицерском корпусе;

- требования современного этапа общественного развития к статусному уровню офицера;

- представления различных субъектов общества о характеристиках офицерского корпуса;

- цели деятельности СМИ в обществе и их претворение в реальную информационную практику.

Экстраполяция этих положений на состояние СМИ дает нам отнюдь не радостную картину.

Цель информационного воздействия в самом общем виде состоит в изменении сознания и поведения людей в определенные сроки и с минимальными потерями. Она определяется объективными потребностями аудитории, одновременно

состоит в их удовлетворении и формировании1. А эффективность деятельности СМИ по формированию положительного образа российского офицера представляет собой степень реализации конкретных целей массово-информационной работы, разрабатываемых в соответствии с потребностями аудитории, в публикациях прессы, программах радио и телевидения по данному вопросу.

Деятельность средств массовой информации все более приобретает черты политического управления, что позволяет говорить о них как о силе, способной оказывать влияние на принятие и осуществление политических решений.

Цели воздействия могут быть разными в зависимости от объекта воздействия. Так, в отношении индивида целями деятельности СМИ являются: распространение знаний; создание положительного эмоционально-психологического тонуса; формирование (стабилизация или изменение) мнений, суждений, ориентации, мировоззрения в целом, а также - влияние на поведение и ответную реакцию массовой аудитории.

Таким образом, общественное мнение, функционирующее под воздействием СМИ в обществе, Вооруженных Силах, является действенным средством социального контроля и регулирования жизнедеятельности общества, военнослужащих, важнейшей составляющей формирования образа офицера. Определенные положения, распространяемые СМИ, становятся общественным мнением лишь в таком виде, в каком их понимают массы. Поэтому содержание общественного мнения может отличаться от тех идей, которые распространяются средствами массовой информации. Для формирования общественного мнения важную роль играют авторитет, престиж источников информации, содержание и язык сообщений СМИ, которые выполняют также и роль своеобразного интегратора, резонатора и усилителя мнений, проходящих по другим каналам выражения общественного мнения. Нам осталось желать (или добиться), чтобы эти положения соответствовали практике не только военных, но и общероссийских средств массовой информации.

Российский офицер в своей массе всегда заслуживал и заслуживает сегодня добрых слов прессы за свой тяжелый, порой связанный с риском для жизни, труд.

1 См.: Фомичева И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни российского человека. М.: Изд-во МГУ. 2001. С.28.

Его образ не нуждается в лакировке. История отечественной журналистики весьма насыщена примерами его мужества, благородства, военной и житейской мудрости. Но сегодня о них писать не модно и не «рейтингово». Такое время на дворе... Но времена меняются. Не пришлось бы только завтра в авральном порядке восстанавливать то, что еще вчера было данностью.

Кафедра журналистики Военного университета считает, что в целях оптимизации деятельности СМИ Министерства обороны РФ было бы целесообразно:

1. Разработать концепцию развития российских военных СМИ, в

которой должны найти отражение вопросы социально-

политических, идеологических целей деятельности военных СМИ, их места в социально-политических процессах государства с позиций решительного усиления в информационной политике редакций идей государственности, державности, патриотизма.

2. Рассмотреть проблему совершенствования штатного

расписания военных СМИ за счет его пополнения военнослужащими по первичным должностям с перспективой увеличения

периодичности выхода печатных изданий.

3. Увеличить тиражи окружных, флотских и армейских газет, газет соединений до одного экземпляра на отделение за счет средств коллективной подписки и дополнительного финансирования.

4. Рассмотреть введение в штат соединений постоянной боевой готовности редакций газет.

5. Выделить в рамках работы телерадиокомпании «Звезда» время для вещания в интересах войск в утреннее и вечернее время и возобновления обратной связи со слушателями, восстановив внутри вещания уважаемый и популярный бренд «Славянка».

6. Предложить Государственной Думе РФ рассмотреть вопрос об исключении из Федерального Закона «О статусе военнослужащих» положения п. 7 ст. 10 указанного закона: «7. Военнослужащие не вправе: ...получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.