Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

является изучение понятия «Электродвижущая сила». Она вводится как энергетическая характеристика сторонних сил: £ = Ар При этом важно

объяснить учащимся, что ЭДС - это работа, которую нужно совершить для перемещения положительного заряда по всей цепи снова к источнику заряда.

При переходе к закону Ома для замкнутой цепи ученикам объясняют дополнительные его части: внутреннее и внешнее сопротивления, полное сопротивление, один или несколько источников тока.

В замкнутой цепи нет затраты энергии на механическую и химическую работу. Работа сторонних сил, внесенная энергия, затрачивается на выделение теплоты на внешнем и внутреннем участках цепи при прохождении тока: Аст = I2Rt + I2rt = sit, отсюда, I =

Вся работа в цепи совершается сторонними силами. Она затрачивается на увеличение потенциальной энергии положительного единичного заряда равной напряжению на внешнем участке и на работу по преодолению сопротивления при движении положительного единичного заряда на внутреннем участке, равной напряжению на внутреннем участке. Далее записывается закон Ома для замкнутой цепи, содержащей несколько источников, при этом договариваются о направлении обхода контура и выборе знака ЭДС. Договоренность не означает формальности в определении знака ЭДС. Физический смысл таков: источники дают токи различных направлений по отдельности. Вместе - токи суммируются, поэтому полная ЭДС равна алгебраической сумме ЭДС в цепи.

Использованные источники:

1. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе [Текст] / А.И Бугаев. - М.: Просвещение, 1981. - 288с.

2. Касьянов, В.А. Физика 11 класс профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов.- М.: Дрофа, 2004. - 416с.- ISBN: 5-7107-7952-0

3. Пинский, А.А. Физика 10 класс профильный уровень [Текст] / А.А. Пинский, О.Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 2011. - 431с. - ISBN: 978-509-025616-2

Романова А.С. студент-магистрант 1 курса кафедра «Экономика и финансовый менеджмент» Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Одним из неотъемлемых конституционных прав гражданина Российской Федерации является образование. Известно, что страны, демонстрирующие высокие темпы экономического роста, выделяют образование и повышение уровня грамотности в качестве приоритетных направлений государственной политики. В развитых странах, прежде всего

европейских, в том числе и в России уже стало нормой среднее и высшее образование, даже не смотря на то, востребовано ли оно на рынке труда или нет.

Сложно представить, что еще в конце XIX образование было элитарным, а о дошкольном образовании не было и речи. В настоящий же момент дошкольное образование - первая и одна из основных ступеней в системе образования. Дошкольное образование формирует общую культуру, развивает интеллектуальные, физические и личностные качества, готовит к дальнейшей учебной деятельности, содействует коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников.

Основной источник финансирования дошкольного образования в России - это бюджетные средства. Особенность финансирования дошкольных образовательных учреждений заключается в том, что разделяют финансирование непосредственно обучения и воспитания детей и расходов на их содержание. В случае с муниципальным ДОУ большую часть расходов принимает на себя муниципальный бюджет (Рис.1).

Бюджет субъекта РФ

Субвенщп! местному бюджету

Му ннцнп ал ь ный бюджет

Рис.1 Финансирование муниципального дошкольного образования

Механизм бюджетного финансирования дошкольного образовательного учреждения основывается на ряде принципов:

• Деятельность ДОУ финансируется учредителем в соответствии с муниципальным заданием;

• Финансирование осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, которые определяются в расчете на каждого воспитанника по определенному виду и категории дошкольного образовательного учреждения[1];

Как известно, основная деятельность дошкольных образовательных учреждений - оказание качественных услуг по обучению и воспитанию ребенка. После принятия закона «Об автономных учреждениях» финансируется не деятельность дошкольного учреждения, а выполнение им государственного и муниципального задания с учетом расходов на содержание необходимого для этого имущества.

Муниципальное задание должно соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением, и размером средств муниципального бюджета, направляемых на эти цели.

Следовательно, при составлении муниципального задания необходимо:

1. Проанализировать потребность в дошкольных образовательных услугах. Данный этап включает проведение социологических исследований, сбор и обработку статистических данных для получения данных об объеме и формах необходимых услуг и качестве их предоставления.

2. Проанализировать ресурсы системы дошкольного образования. Данный этап включает анализ материально-технического обеспечения, кадрового потенциала, объема финансовых ресурсов и т.п.

3. Сформировать критерии отбора и размещения задания. В публичном конкурсе все имеющие лицензию на этот вид образовательной деятельности учреждения.

Полученные на выполнение муниципального задания средства расходуются дошкольным учреждением на оказание услуг, содержание недвижимого и особо ценного имущества, на уплату налогов. Также возможно сохранение сэкономленных в процессе работы денежных средств при обязательном условии выполнения задания муниципалитета. Сэкономленные финансовые средства необходимо направлять на повышение уровня заработной платы сотрудников и обеспечение повышения качества оказываемых услуг[2]. Но чаще всего муниципальных средств хватает только лишь на выполнение муниципального задания. Данное суждение можно доказать на примере ДОУ Рязанской области.

Согласно данным Росстата можно заметить, что в Рязанской области средняя заработная плата работников сферы дошкольного образования не повышалась за последние три года (Табл. 1), что в дальнейшем может быть причиной оттока педагогических кадров. Также низкая заработная плата приводит к тому, что молодые специалисты не желают трудоустраиваться в данные учреждения, и в результате речь уже идет о проблеме старения кадров в системе дошкольного образования.

Таблица 1

Январь-декабрь 2014г. Январь-декабрь 2015г. Январь-март 2016г.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в организациях муниципальной формы собственности 20533 руб. 20508 руб. 19453 руб.

Как отмечалось ранее, муниципальные дошкольные образовательные учреждения финансируются в основном из средств муниципального бюджета. Родители же в форме родительской платы вносят лишь незначительную долю, ранее это было не более 20% от стоимости присмотра и ухода за ребенком. Теперь, согласно новому законодательству, муниципалитет вправе сам устанавливать размер родительской платы, который будет некой компенсацией расходов муниципального бюджета за содержание ДОУ. С 2014 г. в Рязани средняя величина оплаты детского сада в месяц составляла

1400 руб., а в 2016 г. она составила 1600 руб. в месяц. Хоть прирост платы незначительный, но дальнейшее её повышение наряду с низким платежеспособным спросом может привести к оттоку детей из системы дошкольного воспитания.

Также недостаточными являются объемы денежных средств предоставляемых на улучшение материально-технического обеспечения ДОУ. Большая часть детских садов в Рязани и области нуждается в реконструкции или капитальном ремонте. Данные мероприятия проводятся, но, в связи с нехваткой средств, а также вследствие нерационального их использования, не соответствуют плановым показателям. Сведения о достигнутых значениях показателей результативности использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Рязанской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования в Рязанской области, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование Плановое Достигнутое

показателя значение значение за

результативности показателя отчетный

использования результативнос период

субсидий ти использования субсидий в 2015 году результативнос ти использования субсидий в 2015 году

Количество мест Количество мест, созданных в 763 443

для реализации рамках реализации комплекса

программ мероприятий «дорожная

дошкольного карта»

образования, Общее количество мест, 517 197

созданных в ходе созданных в рамках

реализации реализации мероприятий по

утвержденного модернизации региональных

комплекса систем дошкольного

мероприятий образования

Строительство зданий 370 170

дошкольных образовательных

организаций

Реконструкция зданий 147 27

дошкольных образовательных

организаций

Все представленные данные свидетельствуют о недостаточном финансировании дошкольного образования либо о неэффективном распределении денежных средств. В связи с этим учреждениям дошкольного образования приходится искать дополнительные источники финансирования. К ним можно отнести:

• государственные субвенции;

• плата родителей за дополнительные образовательные услуги;

• доходы учреждения от предпринимательской деятельности;

• пожертвования предприятий и граждан;

• выплаты из различных общественных фондов.

В Российской Федерации вопросы развития и финансового обеспечения дошкольного образования являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования.

Использованные источники:

1. Постановление Администрации города Рязани от 15.10.2009 №7653 «Об утверждении методики расчета нормативов бюджетного финансирования дошкольного образования города Рязани».

2. Абанкина И.В. Финансирование дошкольного образования: стратегия на повышение качества и ответственности // сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (27-28.10.2011 г., Москва). С. 141-150.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".

Романова А. С. студент-магистрант 1 курса кафедра «Экономика и финансовый менеджмент» Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Стандарт ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» [1] даёт следующее определение понятию услуги: Услуга -результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг. Основными отличительными характеристиками услуги [2] являются:

• Неосязаемость;

• Неотделимость услуги, неразрывность производства и потребления услуги;

• Непостоянство (изменчивость) качества;

• Недолговечность;

• Отсутствие владения;

Существует множество видов классификаций услуг по разным признакам, например, по степени осязаемость (материальные -нематериальные) (Рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.