которой будет предоставление не реальных, достоверных данных об объекте исследований, а желаемых результатов и достижений.
Пилипенко Е. студент 502 группы БГУ им. акад. И.Г. Петровского филиал в г. Новозыбков К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
Аннотация: в статье рассматривается научно-методический анализ темы «Законы постоянного тока».
Annotation: the article discusses the scientific and methodological analysis of the topic "Laws of direct current."
Ключевые слова: постоянный ток, закон, анализ.
Keywords: constant current, law, scientific and methodological analysis.
Данная тема начинается с изучения понятия «электрический ток». Электрический ток принадлежит к числу явлений, которые нельзя наблюдать непосредственно: можно только видеть его проявления. Поэтому приходится на основе аналогий (например, движение воды по трубам) и модельных демонстраций (движение заряженного шарика в электрическом поле конденсатора) формировать представление об электрическом токе как направленном (упорядоченном) движении заряженных частиц. Опираясь на введенное раньше понятие электрического поля, учитель показывает, что для получения тока в проводнике необходимо создать в нем электрическое поле. Дальше переходят к выяснению роли источников тока. Здесь надо показать, что источники тока могут быть различные, однако в каждом из них выполнятся работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц, вследствие чего между полюсами возникает электрическое поле. При этом должны быть заложены основы для формирования понятия о сторонних силах. Свой рассказ о том, что в источнике тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение механической, химической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую, учитель иллюстрирует специально подобранными опытами. Такими опытами могут быть разряд между кондукторами электрофорной машины, отклонение стрелки гальванометра при нагревании с помощью спиртовки одного из спаев простейшего термоэлемента, действие фотоэлектрического генератора (фотоэлемент, освещаемый лампой, замкнут на гальванометр). После этого учитель снова проводит с учащимися качественный анализ явления электрического тока и выясняет, каковы его внешние проявления - тепловое, химическое и механическое действия. При этом он знакомит учеников с принципом действия гальванометра и направлением тока. Только после такой предварительной работы учитель к количественной характеристике
электрического тока (1=~), единицам силы тока и количества электричества.
Далее учитель углубляет понимание учащимися количественной
характеристики электрического тока, вырабатывает у них умения и навыки
вычислять и измерять силу тока. Для этого решают задачи, рассматривают
устройство (в общих чертах) амперметра и правила измерения им силы тока.
Процесс формирования понятия о токе (так же, как и других) включает
различные самостоятельные действия учащихся: работу с книгой, приборами
решение задач, комментирование упражнений и др.
При изучении закона Ома для участка цепи выполняется следующая
демонстрация. Ее первый этап - установление зависимости силы тока от
напряжения на данном участке цепи, второй - от сопротивления участка цепи.
Собрав установку, как показано на рисунке 1, учитель предлагает выяснить
зависимость силы тока от напряжения на данном участке. Для этого в цепь
включают батарею сначала из трех аккумуляторных элементов, затем из двух
и, наконец, из одного. Показания амперметра и вольтметра записывают в
заготовленную на доске таблицу.
Учащиеся записывают эти результаты в тетрадях и делают вывод: 1~и.
После этого учитель предлагает выяснить, как зависит сила тока от
сопротивления участка цепи (при постоянном напряжении). Последовательно
изменяя сопротивление участка цепи на 4, 2 и 1 Ом с помощью включенного
в цепь магазина сопротивлений, получают данные и записывают их в таблицу.
1
Школьники делают вывод о том, что /—, и записывают его в тетрадях.
И
Дальше учитель дает детям словесную формулировку закона Ома.
Рис.1.
При изучении закона Джоуля-Ленца можно использовать следующую демонстрацию: соберем цепь из трех последовательно соединенных проводников разного сопротивления: медного, стального и никелинового. Ток во всех последовательно соединенных проводниках одинаков. Количество выделяющейся теплоты в проводниках разное. Из опыта делается вывод: нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем большее количество теплоты он выделяет. После опыта учитель в беседе с детьми на доске выводит формулу закона.
Следующим важным шагом при изучении законов постоянного тока
является изучение понятия «Электродвижущая сила». Она вводится как энергетическая характеристика сторонних сил: £ = Ар При этом важно
объяснить учащимся, что ЭДС - это работа, которую нужно совершить для перемещения положительного заряда по всей цепи снова к источнику заряда.
При переходе к закону Ома для замкнутой цепи ученикам объясняют дополнительные его части: внутреннее и внешнее сопротивления, полное сопротивление, один или несколько источников тока.
В замкнутой цепи нет затраты энергии на механическую и химическую работу. Работа сторонних сил, внесенная энергия, затрачивается на выделение теплоты на внешнем и внутреннем участках цепи при прохождении тока: Аст = I2Rt + I2rt = sit, отсюда, I =
Вся работа в цепи совершается сторонними силами. Она затрачивается на увеличение потенциальной энергии положительного единичного заряда равной напряжению на внешнем участке и на работу по преодолению сопротивления при движении положительного единичного заряда на внутреннем участке, равной напряжению на внутреннем участке. Далее записывается закон Ома для замкнутой цепи, содержащей несколько источников, при этом договариваются о направлении обхода контура и выборе знака ЭДС. Договоренность не означает формальности в определении знака ЭДС. Физический смысл таков: источники дают токи различных направлений по отдельности. Вместе - токи суммируются, поэтому полная ЭДС равна алгебраической сумме ЭДС в цепи.
Использованные источники:
1. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе [Текст] / А.И Бугаев. - М.: Просвещение, 1981. - 288с.
2. Касьянов, В.А. Физика 11 класс профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов.- М.: Дрофа, 2004. - 416с.- ISBN: 5-7107-7952-0
3. Пинский, А.А. Физика 10 класс профильный уровень [Текст] / А.А. Пинский, О.Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 2011. - 431с. - ISBN: 978-509-025616-2
Романова А.С. студент-магистрант 1 курса кафедра «Экономика и финансовый менеджмент» Рязанский государственный радиотехнический университет
Россия, г. Рязань О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Одним из неотъемлемых конституционных прав гражданина Российской Федерации является образование. Известно, что страны, демонстрирующие высокие темпы экономического роста, выделяют образование и повышение уровня грамотности в качестве приоритетных направлений государственной политики. В развитых странах, прежде всего