ванному критерию, затем проверяют величину стохастического критерия или изменяют значение некоторых параметров из условия его удовлетворения.
В условиях действующей государственной корпорации или ее участника информационная система может обеспечивать, например, полный набор функций при производстве продукции. При этом она должна удовлетворять детерминированному критерию, допускающему только два значения (продукция готова или не готова), и ряду ограничений по максимальной себестоимости, максимальному времени изготовления и др.
При функционировании системы в реальных условиях внешняя среда для информационных систем и государственной корпорации изменяется случайным образом. Значение имеет при этом функционал, выражающий вероятность решения задачи изготовления заданного количества продукции. Основными параметрами для этапа сбора информации на всех уровнях системы являются среднее время обслуживания и безотказность работы информационной системы действующего предприятия.
О ПРОБЛЕМАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Мухитов Н.М., к.э.н., докторант МАЭП
В статье описаны проблемы экономической безопасности, показаны условия сбалансированного функционирования и развития национальной экономики и последствия их нарушения.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная экономика, стабильность
ABOUT THE PROBLEMS OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY
Mukhitov N., Ph.D., doctorant, MAEP
In article problems of economic safety are described, conditions of the balanced functioning and development of national economy and a consequence of their infringement are shown.
Keywords: economic safety, national economy, stability
При анализе механизмов и процессов, оказывающих непосредственное воздействие на экономическую безопасность государства можно выделить критические звенья во взаимодействии финансовых и хозяйственных механизмов, влияющие на экономическую ситуацию. В качестве характеристического свойства режима экономической безопасности можно рассматривать условия воспроизводства. Исходя из этих условий, может быть введена система граничных индикаторов режима равновесного функционирования экономики. Бескризисное функционирование реального сектора экономики с неизбежностью означает его ориентацию на расширенное воспроизводство, т. е. на выполнение двух необходимых условий сбалансированного функционирования и развития:
1) условия устойчивого простого воспроизводства производственных фондов в масштабах национального технологического контура;
2) условия сбалансированного роста основных средств компаний, сохраняющего условия простого воспроизводства и обеспечивающего рост производства продукции реального сектора.
В настоящее время оба эти условия нарушены. Отсутствие экономического роста, значительная неравномерность доходов, как по отраслевой вертикали, так и по территориальной, и по демографической горизонталям, являются косвенными индикаторами нарушения условий сбалансированного функционирования национальной экономики.
Первый порочный круг действует по следующей схеме: инфляция сокращает оборотные средства отраслей. Это приводит к сжатию простого воспроизводства и дефициту потребляемой продукции. Последнее блокирует действие механизма конкуренции и приводит к росту цен. Существенным элементом механизма ценообразования в составе этого порочного круга является запредельная рентабельность отдельных звеньев технологического контура. Открытость российского рынка внешним участникам и слабая его защищенность содействовала образованию второго порочного круга дестабилизации экономики, действующим в паре с первым.
Второй порочный круг действует по следующей разветвляющейся схеме. Высокотехнологичная и другая импортная продукция, доминируя на внутреннем рынке, нарушила сбыт и производство отечественных аналогов, имеющих в своей стоимости сравнительно большую долю непроизводственных расходов (посреднические издержки, чистая прибыль, и т. д.). При монетаристском сдерживании курса рубля на внутреннем рынке закрепляется преимущество импортируемой продукции.
Третий порочный круг действует по следующей схеме. Стрем-
ление банков привлечь в финансовый сектор свободные средства устанавливает банковский процент выше темпа инфляции. Этот процент в условиях большой инфляции оказывается устойчиво выше доходности инвестиций в реальный сектор, что блокирует эти инвестиции за счет кредитов.
Поддержание в течение длительного времени высокого банковского процента (выше 10-20%, соответствующего средней капита-лоотдаче в реальном секторе) обеспечивается, в конечном счете, банковской системой за счет эмиссии денег (реальный сектор не инвестируется и не дает прироста приводимой продукции), что запускает и поддерживает инфляцию. Усиливают действие этого механизма накопительная функция валюты и инфляционные ожидания на валютном рынке, образующие дополнительный четвертый порочный круг, подстегивающий инфляцию и отток инвестиционных средств.
Четвертый порочный круг действует по следующей схеме: высокая плохо предсказуемая инфляция - перевод накоплений в наличную валюту - падение курса рубля - рост цен. Взаимодействие государственного и частного секторов носит принципиально несимметричный характер, поскольку оба функционируют по разным правилам. Это является обстоятельством, способным запустить еще один механизм нарушения равновесия. Внедрение рыночных отношений в сферу государственных механизмов сопровождается неконтролируемым перетоком средств в частные руки, падением эффективности государственных расходов, формируя пятый порочный круг.
Пятый порочный круг действует по следующей схеме: неконтролируемый отток средств из государственного сектора - избыток рублевой массы на рынке - инфляция - эмиссионное вливание в госсектор и т. д. Этот круг действует в связи с тем, что государственная и частная сферы не имеют четких границ и эффективного механизма разделения.
Перечисленные механизмы положительной обратной связи хотя не покрывают полностью перечня всех действующих кризисных механизмов, но образуют самоорганизующуюся целостную устойчивую систему, устойчиво блокирующую основные процессы воспроизводства и развития в экономике. Устойчивость этой системы базируется на том, что инфраструктура реального сектора сложилась в условиях регулируемого ценообразования и распределении продукции и с тех пор значительная ее часть практически не изменилась.
Вхождение России в глобальное экономическое пространство предполагает не только «открытость» ее экономики, но и устране-
ние всех видов угроз на этом пути, которые уже сейчас очевидны, в первую очередь, из-за слабой жизнеспособности основных составляющих и, прежде всего, уровня реальной независимости как страны в целом, так и ее регионов. Возросшая мобильность информации, как товара, в системе финансово-кредитных электронных платежей снизили этот показатель для России до 28%, а для ряда регионов до 21,5%. Это означает, что прежние формы организации жизни сами стали представлять реальную угрозу политической безопасности и экономическому укладу государства.
Уровень интеллектуальной собственности россиян (в основном научной) составляет порядка 1% внутреннего валового продукта, хотя по числу ученых и разработчиков Россия вполне конкурентоспособна с США. Аналитики России могут привести лишь следующее сравнение: Америка ежегодно реализует права на интеллектуальную собственность в размерах, сопоставимых с объемом российского нефтяного экспорта.
В настоящее время представители федеральной власти обнародовали сведения, которые еще два года назад являлись секретными и не подлежали публикации. В системе угроз национальной безопасности впервые экономическая безопасность выведена на первый план. В России, как правило, рассматривают пять видов безопасности, которые можно оценить нормативно: информационная, экономическая, политическая, экологическая и социальная. Разница в подходе заложена в том, что российские ученые опираются на «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации», подписанную Президентом в сентябре 2000 г., а не на «Хартию глобального информационного сообщества» (Окинава, июль 2000 г.).
Последняя очень настойчиво пробивает с помощью информатизации все виды рынков, в т. ч. и социальный, что по многим причинам для перспектив России пока нежелательно. Объяснение здесь простое: занятость в России, уровень жизни и в целом многоуклад-ность системы жизнеобеспечения коренным образом отличаются от навязываемых «мировых» стандартов и, видимо, никогда не будут с ними сопоставимы.
Безусловно, нельзя не замечать «долговой» (внешние и внутренние долги государства) компонент комплекса угроз, который количественно является самым критическим. Конечно, маловероятно, что, например, жителей Дальнего Востока в процедуре выживания больше интересуют эфемерные связи с Центром России, нежели интеграционные процессы со странами АТР. Патриотизм в данном случае должен быть обоюдным, но пока он носит изымающий характер, как со стороны Центра, так и стран-участников АПЕК. И тех, и других интересует, в основном, финансово-экономическое или информационно-кредитное состояние дел в регионе. Пока федеральная власть не в состоянии, зарубежье не без интереса наблюдает за установлением структурно-лимитных (пороговых) ограничений в экономике и управлении экономическими процессами в Дальневосточном Федеральном округе РФ.
Реально вмешательство последует лишь тогда, когда экономическая безопасность этой территории будет хоть как-то ощутима показательно и законодательно. Такое положение может стать определенным только на основе прямых равноуправляемых связей всех со всеми. Рассмотрим их подробнее.
Целесообразно нормативно и законодательно закрепить экономические свободы, права и обязанности всех, заинтересованных в выживании, как первой фазе экономического развития. В принципе, такой способ организации жизнедеятельности существует давно. Он называется электронным (Интернет или сетевым) бизнесом. Более серьезная форма определяется как многоуровневый маркетинг, хотя от маркетинга 1980-х гг. она существенно отличается и проникла в высокую индустрию (интернет-технологии), т. е. заняла весьма солидную производственную нишу.
Стоит напомнить также, что попытки ряда правительств, в т. ч. и США прикрыть электронный бизнес существенного результата не дали ни в экономическом, ни в социальном плане. Более того, из миллиона миллионеров США, за последние сорок лет 40% вышли на этот уровень доходов как сетевики. Из 18 социально значимых программ жизнеобеспечения (по градации ЮНЕСКО) сегодня се-тевиками самостоятельно решается добрая половина. К сожалению, Россия в электронном бизнесе занимает едва ли не предпоследнее место в Европе, хотя в межстрановом разделении труда по этому аспекту мы далеко не последние.
Производительность труда фактор значимый, но в «интернет-технологиях» он не является стимулом для формирования производственных отношений и стиля экономического поведения. Да и
поведение в этом случае вряд ли можно назвать «экономическим». Дело в том, что сетевой продукт удовлетворяет «узловые» потребности, т. е. некие «комплексы» потребностей. Причем для сети безразлично, региональные они или автономные. Важно только одно: действуют ли они по правилам сети и принадлежат ли ей. Пожалуй, «принадлежность» здесь важнее деятельности в силу ряда причин:
• членство само по себе является «твердой» валютой;
• внутри системы свобода выбора технологий (скидки, дисконты) позволяют довести производство интеллектуального продукта до минимального (практически нулевого) порога себестоимости;
• концентрация «членов» в узлах бизнеса и потребления обеспечивает развитие по законам живых систем;
• биоэнергетическая сущность сети становится основой замещения, а не выбытия (т. е. изоляции, уничтожения) членов процесса, что, конечно, привлекательно для массы населения;
• устойчивость сетевой структуры обеспечивается постоянной нестабильностью процессов, происходящих в принадлежащих ей узлах (созидание или разрушение во имя нового качества).
В мировой практике пока доминирует тезис, что наибольшую прибыль приносят финансово-кредитные операции с повышенным риском. Согласно теории Кейнса государство должно оставаться главным инвестором и гарантом рисковых операций. Однако в условиях сетевой экономики риски сведены до минимума, поэтому формальные организационные структуры, создающие и внедряющие новации в сетевом плане разрастаются, а в структурно-количественном оптимизируются на уровне малых социальных
Электронная экономика практически нивелирует разницу между юридическими и физическими лицами. Может возникнуть закономерный вопрос: Как решать проблему, если компания или предприниматель перестали трудиться по разным причинам? Для сети, оказывается, такой проблемы нет, реализация замещения срабатывает тем чище, чем разветвленнее сеть. Живите на дивиденды от сети, если Ваше прямое участие затруднено или прекращено вовсе. Это особенно показательно в накопительных пенсионных программах страховых компаний. Как бы то ни было, правообладатели, вкусившие компенсационный смысл сети, вряд ли откажутся от продолжения деятельности. В сетевой схеме есть еще один положительный момент: она может работать в одном или нескольких бизнесах со значительной экономией собственных ресурсов и ресурсов партнеров (на льготах или дисконтах).
Дальневосточный Округ вынужден самостоятельно искать экономические ресурсы и конструктивные поправки к Президентской Программе «Дальний Восток и Забайкалье», с учетом того, что Забайкалье находится вне сферы влияния Полномочного Представителя Президента РФ в Седьмом Федеральном округе. Многие программы выживания, в результате этого, становятся муниципальногражданскими, т. е. правительства субъектов федерации в регионе и творческий актив предпринимателей, не надеясь «на Бога», самостоятельно пытаются решить насущные проблемы.
Здесь большая роль отводится некоммерческому партнерству, которое почти всегда строится на этических нормах, но нам представляется, что более эффективными оказались бы сетевые отношения. Очень слабо главы местных администраций краев, областей, городов и районов используют фактор «принадлежности» того или иного юридического лица или известного предпринимателя в организации узлов региональной сети.
Примечательно, что неформально такая инфраструктура существует в виде разных комитетов, советов, творческих объединений, но на деловой (коммерческой) сетевой основе власть еще не пробовала создать организационные мегаструктуры. Можно привести достаточно аргументированные доводы.
1. Если Правительство РФ не желает развивать Комсомольс-кий-на-Амуре техноэкополис, есть предложение Технограда.
2. Прибрежные города и промузлы по морю (Туманган, Владивосток, Находка, Сахалин, Совгавань, Де-Кастри, Камчатка, Чукотка - Анадырь) под эгидой того же Комсомольска и при корпоративном управлении союза городов Владивосток - Комсомольск - Анадырь могли бы многие проблемы глобализации и региональной геополитики снять.
3. Резервная (внутренняя) линия БАМ, Транссиб, Хабаровск -Благовещенск - Славянка, которая, по сути, является пограничной по суше могла бы осуществлять особые функции экспортно-импортного «фильтра» всей России для стран АТР.
4. Особый аспект: строительная эколого-экономика. Любого рода проекты: нефтепроводы, автодороги, крупные объекты типа «Балтика» в городах и вне их все равно не минуют комплекса международных экспертиз, прежде чем пойдет разговор об инвестициях, строительстве, монтаже технологического оборудования и компенсациях.
В этой связи необходимо уточнить, что экологические экспертизы (российского образца) не годятся для конструктивного международного диалога. Дело в том, что многие российские экспертные оценки по экологии не принимаются или игнорируются Китаем, Японией, США. Последние не прочь применять ужесточающие
нормы только на территории России, но инвестировать эти процедуры не собираются, не говоря уже о социальных акциях.
В тоже время международные экологические комитеты, имеющие опыт оценки аварий и трагедий на магистральных энергетических системах, естественно, все претензии будут предъявлять только России. Аналогично было в Югославии, Ираке, других странах «третьего - четвертого» мира. Это означает, что прессинг по любой из позиций будет оказываться именно на «ресурсного» участника проекта. Вне сети Россия просто не потянет ни экспертных, ни эксплуатационных расходов таких проектов, тем более они технологически и сами являются сетевыми.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАТРИЧНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОСТРОЕНИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Монахов В.В., старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ФАОУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса»
В статье разработаны направления применения матричного подхода при построении сбалансированной системы показателей промышленного предприятия, включающего оценку конечных результатов и воздействующих факторов, оборотных и внеоборотных активов и других факторов развития промышленного предприятия.
Ключевые слова: матричный подход, сбалансированная система показателей, промышленное предприятие, себестоимость, финансы, персонал, бизнес-процессы.
DIRECTIONS OF APPLICATION OF THE MATRIX APPROACH AT CONSTRUCTION OF THE BALANCED SYSTEM OF INDICATORS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE
Monakhov V., senior lecturer, imanagement and marketing chair, State Academy of Training and retraining of personnel for Construction,
Housing and Public Utilities, FAOU DPO
In article directions of application of the matrix approach are developed at construction of the balanced system of indicators of the industrial enterprise including an estimation of the end results and influencing factors, turnaround and non-current assets and other factors of development of the industrial enterprise.
Keywords: the matrix approach, the balanced system of indicators, the industrial enterprise, the cost price, the finance, the personnel, business processes.
Как свидетельствует современная хозяйственная практика, анализ по элементам каждого вида ресурса позволяет определить так называемые «узкие места» в производственной системе и системе управления. Связь экономического анализа в системе разработки мероприятий по повышению эффективности работы промышленного предприятия и установлению численных значений показателей достижения целей конечных результатов, и численных значений воздействующих факторов представлена на рис. 1.
Важное место в процессе построения сбалансированной системы показателей предприятия занимает определение экстенсивной и интенсивной составляющих изменения конечного результата за счет конкретного воздействующего фактора (ресурса).
Матрица эффективности использования ресурсов представляет собой «матрешку». На основе показателей матрицы М] базового периода и исходных показателей конечных результатов и ресурсов отчетного периода, могут быть получены оценки экстенсивной и интенсивной составляющих изменения конечного результата.
ДКР/ = АТ/0Т - КР/6 = /^КРрэкст + ^КР/1инт
где ДКР/ - абсолютное изменение j-ro конечного результата за счет ьш воздействующего фактора (ресурса).
КР/0Т - значение конечного j-ro результата в отчетном году. КР/6 - значение конечного результата в базовом году.
ДКР/г‘кст■ - экстенсивная составляющая изменения конечного j-ro результата за счет ьго воздействующего фактора.
ДКР/'“ит - интенсивная составляющая изменения j-ro конечного результата за счет ьш воздействующего фактора.
В свою очередь: ДКР/г‘кст- = Е/ х ВФ^Т - КР/6 ДКР]^ = К]0т - Еу6 х ВФ^Т, где Еу6 = КР]6: ВФ16 где КР/6 - значение ]-ш конечного результата в базовом периоде.
ВФ^ - значение ьш воздействующего фактора в базовом периоде.
Наиболее часто употребляемые показатели конечных результатов и воздействующих факторов по финансовой составляющей ССП приведены в таблице 1.
В матрице многие показатели конечных результатов получаются
Разработка мероприятий по устранению «узких мест» в производственнохозяйственной системе и системе управления и установление численных значений показателей
Мониторинг и анализ техникоэкономических показателей
Анализ соответствия экономических показателей стратегическим и оперативным целям предприятия
Л
ч
-Л
Ч
Выявление «узких мест» в производственнохозяйственной системе
Выявление «узких мест» в системе управления
-4
ч
-Л
ч
Разработка мероприятий по устранению «узких мест» в производственнохозяйственной системе и системе управления и установление численных значений показателей
Рис. 1. Экономический анализ в системе разработки мероприятий по повышению эффективности производства.