ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
Мухитов Н.М., к.э.н., докторант МАЭП Шилин А.Н., к.э.н., ст. научный сотрудник МГИИТ
В статье проведен анализ информационного потока государственной корпорации, показаны проблемы оценки эффективности информационной подсистемы государственной корпорации через информационный поток.
Ключевые слова: эффективность, информационный поток, государственная корпорация, информационная подсистема
ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE INFORMATION SUBSYSTEM OF THE STATE CORPORATION
Mukhitov N., Ph.D., doctorant, MAEP Shilin A., Ph.D., senior researcher, MGIIT
In article the analysis of an information stream of the state corporation is carried out, problems of an estimation of efficiency of an information subsystem of the state corporation through an information stream are shown.
Keywords: efficiency, an information stream, the state corporation, an information subsystem
Процесс разработки показателей эффективности информационного потока государственной корпорации, как правило, представляет собой многоаспектную деятельность. В литературе и на практике понятие «эффективность» довольно часто отождествляется с понятием «эффект». Если эффект характеризует конечный результат действия или процесса, то эффективность позволяет оценить, с использованием каких ресурсов был достигнут конкретный результат.
Если эффект является свойством любого действия или процесса, имеющего какой бы то ни было результат, то об эффективности можно говорить только применительно к целенаправленному действию или процессу, что позволяет относить эффективность к управленческой категории. Если эффект - всегда величина абсолютная, то эффективность - всегда величина относительная, поскольку при ее определении соотносятся либо результат и цель, либо результат и затраты на его получение, либо полученные положительные результаты и возможные отрицательные результаты. В любом из этих сочетаний оценка эффективности информационного потока играет важную роль при оценке общей эффективности деятельности государственной корпорации.
Исходя из этого методологического положения, эффективность информационного потока государственной корпорации как целенаправленной деятельности характеризует целесообразность использования средств для достижения поставленных целей. Проблема эффективности информационного потока государственной корпорации может рассматриваться как на мезо-, так и на микроуровне, то есть в масштабе как всей государственной корпорации, так и отдельного хозяйствующего субъекта, являющегося ее участником. Все указанные аспекты эффективности информационного потока, как правило, обусловливаются теми же факторами, что и эффективность деятельности. Таким образом, эти понятия тесно связаны и взаимообусловлены, но в то же время они имеют и самостоятельное значение.
В условиях инфляции существенно возрастает значение натуральных показателей эффективности, характеризующих действительную динамику физического объема производства и его структуры. Наиболее точными показателями эффективности государственной корпорации являются: производство конкретных видов продукции на душу населения, производство реального валового внутреннего (или национального) продукта и национального дохода, реальной заработной платы и реального дохода на душу населения.
Эффективность информационного потока - это комплексная характеристика качества и количества и экономической базы информации. То есть для оценки эффективности целесообразно рассматривать различные показатели, позволяющие оценивать информационный поток с различных точек зрения. В этой связи, рассмотрим основные показатели оценки эффективности информационного потока государственной корпорации подробнее.
Как уже упоминалось выше, информационный поток государственной корпорации имеет вполне четкую структуру и логику. В соответствии с рассмотренной структурой предлагается включить в искомый набор четыре группы показателей: во-первых, интегральные показатели, позволяющие оценить информационный поток в целом, во-вторых, показатели эффективности на этапе притока информации; в-третьих, показатели эффективности внутреннего оборота информации; в-четвертых, показатели эффективности рекламы и утилизации информации.
Рассмотрим все группы показателей поочередно. По нашему мнению, интегральные показатели эффективности информационного потока в целом можно измерить с помощью общей стоимости владения информационной системой, а также через измерение эффективности управленческой деятельности.
Одним из основных показателей оценки интегральной эффективности информационного потока является, по нашему мнению, снижение общей стоимости содержания информационной системой государственной корпорации. То есть эффективность информационного потока можно измерить с помощью показателя эффективности внедрения новых информационных систем (Эвн):
ЛТСО
Эвн = ~ ,
З вн
где
ВГСО - изменение общей стоимости информационной системы государственной корпорации с учетом амортизации, эксплуатационных расходов, затрат на содержание персонала, помещений и запланированных ремонтов;
- затраты на внедрение информационной системы с учетом переноса и утилизации информации в предыдущих системах.
Другим вариантом оценки эффективности информационного потока государственной корпорации является оценка внутреннего оборота информации. Как правило, информационный поток не оказывает прямого влияния на эффективность деятельности государственной корпорации. По нашему мнению, существует следующая определенная взаимосвязь между качеством производственных процессов и функций, для реализации которых используется информационная система, и лояльностью потребителей, от которой зависит экономическая эффективность деятельности государственной корпорации.
То есть информационная система позволяет улучшить некоторые промежуточные операции, такие как обслуживание потребителей, что, в свою очередь, увеличивает уровень их доверия к государственной корпорации, а вследствие этого возрастает объем продаж, что
отражается на финансовых результатах. Методы оценки эффективности призваны сделать видимыми все промежуточные этапы таким образом, чтобы их можно было количественно описать, измерять и отслеживать.
Для решения указанной задачи в большинстве случаев используется методика applied information economics (AIE), суть которой состоит в оценке преимуществ, получаемых государственной корпорацией от реализации информационного проекта, не в финансовом, а в натуральном выражении.
В процессе оценки происходит присвоение единиц измерения традиционным нематериальным активам таким, как уровень удовлетворенности пользователей и стратегическая ориентация, а затем следует определение ценности информации различными инструментальными средствами, заимствованными из теории управления портфелем активов и теории статистики. Такой подход позволяет подвергнуть анализу различные стратегии с неопределенными результатами, как это часто бывает при инвестициях в ИТ.
Существенный недостаток методики - трудность и неформализуемость процесса установления прямой связи между инвестициями в ИТ и сохранением или увеличением числа потребителей. Эта методика применяется в основном для оценки эффективности информационных проектов компаний, у которых число заказчиков непосредственно влияет на все аспекты бизнеса.
Из всех существующих показателей, предназначенных для оценки процесса создания дополнительной стоимости economic value added (EVA) является самым известным и распространенным. Причина этого в том, что данный показатель сочетает простоту расчета и возможность определения стоимости государственной корпорации, а также позволяет оценивать эффективность как государственной корпорации в целом, так и отдельных ее подразделений. EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости государственной корпорации, тогда как отрицательная - о ее снижении.
В основе другого стоимостного подхода - economic value sourced (EVS) - лежит метод управления рисками, предполагающий точный расчет всех возможных видов риска и выгод для бизнеса, связанных с внедрением и функционированием корпоративной информационной системы. При этом расширяется использование таких инструментальных средств для оценки информационного потока, как добавленная стоимость, внутренняя норма прибыли и возврат от инвестиций, за счет определения и вовлечения в оценочный процесс параметров времени и риска.
Управление портфелем активов предполагает, что государственная корпорация управляет информационным потоком так же, как управлял бы акционерным инвестиционным фондом его менеджер с учетом объема, размера, срока, прибыльности и риска каждой инвестиции.
Основу методики real option valuation (ROV) составляет ключевая концепция гибких возможностей государственной корпорации в будущем. Методика рассматривает информационный поток в качестве набора возможностей с большой степенью их детализации. Правильное решение принимается после тщательного анализа широкого спектра показателей и рассмотрения множества результатов или вариантов будущих сценариев, которые в терминах методики именуются «динамическим планом выпуска» управляющих решений или будущих событий. Цель методики состоит в том, чтобы добиться максимального уровня гибкости, который, в свою очередь, поможет государственной корпорации лучше и намного быстрее адаптировать или изменять свой курс в области информации.
Рассмотренные методы позволяют оценивать эффективность информационного потока как инвестиционного ресурса государственной корпорации. Однако, по нашему мнению, целесообразно дополнить их за счет использования показателей полезности информационного потока.
Наиболее эффективной основой управления основными показателями экономического состояния государственных корпораций, как показал проведенный анализ, является динамический подход к определению их структуры, а также экспертный подход к определению их реальной величины. В соответствии с этим может осуществляться построение информационной системы и системы управления, а также осуществляться координация всех подразделений, принимающих участие в процессе управления. Стоит отметить, что на современном этапе развития экономики вопросам создания государственных корпораций и управления уделяется большое внимание.
Государственная корпорация реагирует на изменение рынка, но и в большой степени подвержена риску, связанному с:
• качеством и реализацией товаров на рынке (технический риск);
• перевозкой грузов (транспортный риск);
• приемкой товара покупателем;
• инфляцией;
• платежеспособностью покупателя и его отношением к выполнению платежеспособных обязательств;
• колебаниями валютного курса;
• непредвиденными обстоятельствами.
В условиях рыночной экономики деятельность государственной корпорации неизбежно связана с риском, вызванным как неопределенностью будущих условий работы, так и возможными ошибочными решениями, предпринимаемыми руководством. Вопросы, связанные с риском в деятельности предприятия, в равной степени интересуют как работников предприятия, так и его акционеров, инвесторов, поставщиков и потребителей.
Известно, что для сложных систем практически нереально пытаться найти решение задач на основе полной формализации протекающих в ней процессов. Если задача решается в условиях неопределенности, то бессмысленно точно фиксировать само решение, можно говорить только о классе принимаемых решений. Формализация задач имеет смысл в части подготовки количественных данных, необходимых для принятия того или иного решения. Это связано с поиском ведущих, наиболее значимых параметров и построения упрощенной схемы или модели как основы при выборе варианта облика сложной системы.
В этой связи эффективность информационного потока государственной корпорации может характеризоваться степенью его полезности, которая в сфере управления основными показателями экономического состояния оценивается с помощью комплексного критерия эффективности Ес:
Ec = Xl,X2’---’Xn; У1’У2’---Ун; Z1>Z2> — >Zn) >
где
x. - случайные переменные;
y. - различные факторы и варьируемые параметры самого информационного потока;
z. - показатели, характеризующие использование основных характеристик экономического состояния государственной корпорации.
Изложенное позволяет представить сложную информационную систему в виде конечного числа подсистем: на уровне технологических процессов, на уровне производства и на уровне руководства государственной корпорации. Подсистемам могут соответствовать свои показатели эффективности, которые могут быть представлены в виде детерминированных (нормативное время выполнения операций, стоимость, значения параметров системы и технологических процессов и т. п.) и стохастических (вероятность выполнения операций системой, математическое ожидание цены единицы продукции в рыночных условиях и т. п.) функционалов. Обобщенный критерий:
EC = F (dr a2, ..., an, Er E2, ..., EJ,
непрерывный в ограниченной области изменения переменных E., может быть с любой наперед заданной точностью представлен как результат минимаксной операции, выполненной над некоторой линейной формой этих переменных. Трудности применения этого критерия состоят в том, что нет способа выбора коэффициентов (a.). На практике сначала рассчитывают систему, удовлетворяя детерминиро-
ванному критерию, затем проверяют величину стохастического критерия или изменяют значение некоторых параметров из условия его удовлетворения.
В условиях действующей государственной корпорации или ее участника информационная система может обеспечивать, например, полный набор функций при производстве продукции. При этом она должна удовлетворять детерминированному критерию, допускающему только два значения (продукция готова или не готова), и ряду ограничений по максимальной себестоимости, максимальному времени изготовления и др.
При функционировании системы в реальных условиях внешняя среда для информационных систем и государственной корпорации изменяется случайным образом. Значение имеет при этом функционал, выражающий вероятность решения задачи изготовления заданного количества продукции. Основными параметрами для этапа сбора информации на всех уровнях системы являются среднее время обслуживания и безотказность работы информационной системы действующего предприятия.
О ПРОБЛЕМАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Мухитов Н.М., к.э.н., докторант МАЭП
В статье описаны проблемы экономической безопасности, показаны условия сбалансированного функционирования и развития национальной экономики и последствия их нарушения.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная экономика, стабильность
ABOUT THE PROBLEMS OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY
Mukhitov N., Ph.D., doctorant, MAEP
In article problems of economic safety are described, conditions of the balanced functioning and development of national economy and a consequence of their infringement are shown.
Keywords: economic safety, national economy, stability
При анализе механизмов и процессов, оказывающих непосредственное воздействие на экономическую безопасность государства можно выделить критические звенья во взаимодействии финансовых и хозяйственных механизмов, влияющие на экономическую ситуацию. В качестве характеристического свойства режима экономической безопасности можно рассматривать условия воспроизводства. Исходя из этих условий, может быть введена система граничных индикаторов режима равновесного функционирования экономики. Бескризисное функционирование реального сектора экономики с неизбежностью означает его ориентацию на расширенное воспроизводство, т. е. на выполнение двух необходимых условий сбалансированного функционирования и развития:
1) условия устойчивого простого воспроизводства производственных фондов в масштабах национального технологического контура;
2) условия сбалансированного роста основных средств компаний, сохраняющего условия простого воспроизводства и обеспечивающего рост производства продукции реального сектора.
В настоящее время оба эти условия нарушены. Отсутствие экономического роста, значительная неравномерность доходов, как по отраслевой вертикали, так и по территориальной, и по демографической горизонталям, являются косвенными индикаторами нарушения условий сбалансированного функционирования национальной экономики.
Первый порочный круг действует по следующей схеме: инфляция сокращает оборотные средства отраслей. Это приводит к сжатию простого воспроизводства и дефициту потребляемой продукции. Последнее блокирует действие механизма конкуренции и приводит к росту цен. Существенным элементом механизма ценообразования в составе этого порочного круга является запредельная рентабельность отдельных звеньев технологического контура. Открытость российского рынка внешним участникам и слабая его защищенность содействовала образованию второго порочного круга дестабилизации экономики, действующим в паре с первым.
Второй порочный круг действует по следующей разветвляющейся схеме. Высокотехнологичная и другая импортная продукция, доминируя на внутреннем рынке, нарушила сбыт и производство отечественных аналогов, имеющих в своей стоимости сравнительно большую долю непроизводственных расходов (посреднические издержки, чистая прибыль, и т. д.). При монетаристском сдерживании курса рубля на внутреннем рынке закрепляется преимущество импортируемой продукции.
Третий порочный круг действует по следующей схеме. Стрем-
ление банков привлечь в финансовый сектор свободные средства устанавливает банковский процент выше темпа инфляции. Этот процент в условиях большой инфляции оказывается устойчиво выше доходности инвестиций в реальный сектор, что блокирует эти инвестиции за счет кредитов.
Поддержание в течение длительного времени высокого банковского процента (выше 10-20%, соответствующего средней капита-лоотдаче в реальном секторе) обеспечивается, в конечном счете, банковской системой за счет эмиссии денег (реальный сектор не инвестируется и не дает прироста приводимой продукции), что запускает и поддерживает инфляцию. Усиливают действие этого механизма накопительная функция валюты и инфляционные ожидания на валютном рынке, образующие дополнительный четвертый порочный круг, подстегивающий инфляцию и отток инвестиционных средств.
Четвертый порочный круг действует по следующей схеме: высокая плохо предсказуемая инфляция - перевод накоплений в наличную валюту - падение курса рубля - рост цен. Взаимодействие государственного и частного секторов носит принципиально несимметричный характер, поскольку оба функционируют по разным правилам. Это является обстоятельством, способным запустить еще один механизм нарушения равновесия. Внедрение рыночных отношений в сферу государственных механизмов сопровождается неконтролируемым перетоком средств в частные руки, падением эффективности государственных расходов, формируя пятый порочный круг.
Пятый порочный круг действует по следующей схеме: неконтролируемый отток средств из государственного сектора - избыток рублевой массы на рынке - инфляция - эмиссионное вливание в госсектор и т. д. Этот круг действует в связи с тем, что государственная и частная сферы не имеют четких границ и эффективного механизма разделения.
Перечисленные механизмы положительной обратной связи хотя не покрывают полностью перечня всех действующих кризисных механизмов, но образуют самоорганизующуюся целостную устойчивую систему, устойчиво блокирующую основные процессы воспроизводства и развития в экономике. Устойчивость этой системы базируется на том, что инфраструктура реального сектора сложилась в условиях регулируемого ценообразования и распределении продукции и с тех пор значительная ее часть практически не изменилась.
Вхождение России в глобальное экономическое пространство предполагает не только «открытость» ее экономики, но и устране-