Научная статья на тему 'О природной очаговости сибирской язвы'

О природной очаговости сибирской язвы Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Ю И. Арутюнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О природной очаговости сибирской язвы»

2012, Т. 2, № 1-2

Санитарная охрана территории

легающих территорий, а также на пастбищах проведены акарицидные обработки на площади 595,5 га (2007-2011 гг.).

С 2007 г. в республике проводятся исследования иксодовых клещей на зараженность клещевыми инфекциями. Для выявления антигена вируса в суспензиях клещей и антител к нему в сыворотках доноров применялся метод иммуноферментного анализа с использованием тест-систем закрытое акционерное общество «Вектор-Бест». Антиген вируса Крымской геморрагической лихорадки обнаружен в пробах клещей двух видов, снятых с крупного рогатого скота.

В целях проведения дифференциальной диагностики клещевых инфекции в лечебно-профилактических учреждениях проводятся исследования крови больных с диагнозами: лихорадка неясной этиологии, менингиты, менингоэнцефа-литы, острые респираторные вирусные инфекции и с симптомами очаговых поражений головного и спинного мозга неустановленной этиологии и т.д. За период 2007-2011 гг. в 2,1% исследованного биоматериала от людей выявлены антитела к клещевым инфекциям. За рассматриваемый период обследовано 1701 человек, из которых у 22 (3,4%) больных выявлены анамнестические антитела.

Мониторинг обследования доноров показал: при обследовании анамнестические антитела выявлены у 7 человек (1,4%).

Полученные данные свидетельствуют о циркуляции вируса Крымской геморрагической лихорадки, клещевого вирусного энцефалита, клещевого борре-лиоза на территории республики.

В связи с этим в Республике Адыгея необходимо:

— проведение постоянного мониторинга за клещевыми инфекциями;

— увеличение объема акарицидных обработок на основании энтомологических исследований;

— расширение дератизационных работ, так как грызуны являются прокормителями клещей;

— усиление в сезон активности клещей разъяснительной работы о мерах профилактики и индивидуальной защиты от клещей, а также алгоритмах действий пострадавших от укусов клещей.

ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА ЗА ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ КЛЕЩАМИ, В МЕГАПОЛИСЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Л.П. Антыкова, Г.В. Забалуева, Е.М. Бычкова, А.О. Шапарь

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», Санкт-Петербург

В структуре природно-очаговых заболеваний в Санкт-Петербурге самое высокое ранговое положение в настоящее время принадлежит клещевому энцефалиту (КЭ) и иксодовым клещевым боррелиозам (ИКБ), которые по сравнению с другими зоонозны-ми инфекциями наносят гораздо более выраженный медико-социальный и экономический ущерб.

Санкт-Петербург — это мегаполис, включающий многочисленные лесопокрытые площади природно-антропогенного происхождения. Значительная часть этих местностей заселена иксодовыми клещами, среди которых абсолютно доминирует Ixodes persulcatus. Средняя численность клещей за период наблюдения (с 1992 по 2011 гг.), варьирует от 2,3

до 9,2 на 1 флаго-час. Инфицированность вирусом КЭ клещей, собранных с растительности на разных территориях мегаполиса, была невелика и составляла за наблюдаемый период от 0% до 1,2% (средний показатель — 0,8%). Средняя зараженность клещей возбудителями ИКБ за анализируемые годы составила 19,9%. Клещи распространены на территории мегаполиса весьма неравномерно, что в основном обусловливает разную степень потенциальной опасности территории в отношении инфекций, передающихся иксодовыми клещами.

С 1992 по 2011 гг. на территории пригородных районов Санкт-Петербурга пострадало от присасывания иксодовых клещей 18 133 жителей города, что составляет 10% от общего количества пострадавших (175 060 человек). На территории Ленинградской области пострадало 136 546 (78%) петербуржцев.

Заболевания КЭ на территории мегаполиса Санкт-Петербурга стали регистрироваться с 1971 г. С этого времени по 2011 год был зарегистрирован здесь 71 заболевший КЭ. Этиологическая расшифровка клещевой кольцевидной эритемы у нас в городе стала возможной только с 1986 года, так с 1986 г. по 2011г. зарегистрировано 549 случаев иксодовых клещевых боррелиозов. За период наблюдения 1992— 2011 гг. на территории города получили заражение 33 заболевших КЭ (2,4%) из 1336; и 480 заболевших ИКБ (5,9%) из 8007.

В настоящее время продолжается работа по изучению потенциальных и действующих очагов на территории Санкт-Петербурга, с уточнением ареала их распространения, численности, видового состава, инфицированности различными возбудителями природно-очаговыми заболеваниями. Обследование территорий проводится с помощью спутниковых навигаторов в системе глобального позиционирования. Эти данные используются для общей ориентации и обработки материала, картирования территорий мегаполиса по риску заражения клещевыми инфекциями.

О ПРИРОДНОЙ ОЧАГОВОСТИ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ

Ю.И. Арутюнов

ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ростов-на-Дону

Сибирская язва — сапронозно-зоонозная инфекция, проявляющаяся в настоящее время небольшими вспышками и спорадическими случаями заболевания людей и животных. Источником инфекции при заболевании людей являются продукты животноводства и почва, при заболевании животных — почва. Одни ученые относят сибирскую язву к природно-очаговой инфекции (Е.Н. Павловский, 1960; В.Л. Адамович и др., 1970). Другие считают, что природные очаги ее возникли на африканском континенте в четвертичном периоде и были связаны с территориями массового обитания популяций диких животных. С появлением новых хозяев — сельскохозяйственных животных — ареал возбудителя расширился. Заболевания стали встречаться в ранее несвойственных ландшафтах. Поэтому только с позиции палеоэпизоотологии сибирскую язву следует рассматривать как природно-очаговую инфекцию (В.А. Краминский, Ю.И. Соркин, 1968; Г.В. Колонин, 1971). Некоторые территории Африки и в настоящее время считаются эндемичными по сибирской язве

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

(R. Haumacher et al., 2011). Вместе с тем, сапронозное существование Bac. anthracis определяет его природную очаговость.

Особенностью возбудителя является то, что возникновение почвенных очагов инфекции связано, как правило, с хозяйственной деятельностью человека. Возможно образование новых очагов в результате воздействия природных факторов, при переносе почвы со спорами ветром или водой (дождевой или паводковой). Болезни, территориально ограниченные в своем распространении, фиксированные на определенной территории биологическими связями называют природно-эндемическими (Л.В. Громашевский, 1965) или природно-очаговыми (Е.Н. Павловский, 1960).

Социально-экологическая концепция Б.Л. Черкасского (1986) в полной мере приложима к возбудителю сибирской язвы. Социальный аспект: полнота и своевременность проведения прививочной кампании; состояние охранных мероприятий мест захоронения животных, умерших от сибирской язвы; контроль убоя скота и пр. Экологический аспект: выявление очаговых по сибирской язве территорий с почвами, благоприятствующими и не благоприятствующими сохранению и вегетации возбудителя; влияние природных факторов активирующих вегетацию Bac. апШга^ в почве и др.

Таким образом, почвенные очаги сибирской язвы мы рассматриваем как вторичные микроочаги антропоургического происхождения с элементами природной очаговости — приуроченность к определенной территории, существование неопределенно длительное время независимо от человека.

ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПО БЕШЕНСТВУ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Ю. Баранова1, В.П. Козлова1, В.В. Кучумов1, Т.Д. Здольник2

'ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области, г. Рязань; 2ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России, г. Рязань

В Рязанской области за период 2002—2011 гг. был зарегистрирован 1 случай гидрофобии среди людей: в 2002 г. заболел ребенок, инфицирование произошло в сельской местности при укусе бродячей собакой, за медицинской помощью не обращался.

Случаи заболевания бешенством животных регистрируются ежегодно на всех административных территориях области. Интенсивность эпизоотического процесса за анализируемый период была неравномерной. Неблагополучие имело место в 2003, 2005, 2008 годах, когда зарегистрировано 63, 74, 80 случаев бешенства животных, одновременно менялось соотношение заболеваемости диких и домашних животных в сторону увеличения последней. В структуре заболеваемости бешенством доля инцидентности диких животных составляет 42,6%, домашних — 39,8%, сельскохозяйственных — 14%. При анализе статистических данных в структуре заболеваемости среди животных первое место занимали лисицы (44,7%), второе — собаки (28,9%), третье — кошки (14,2%), четвертое — КРС (9,9%), пятое — МРС (2,3%). Связующее звено между дикими и домашними животными — лисы.

Эпидемиологическое значение различных групп животных, формирующих заболеваемость бешен-

ством на территории Рязанской области за 2002— 2011 гг. претерпело некоторые изменения: при достаточно стабильном уровне заболеваний диких животных, некотором снижении заболеваемости сельскохозяйственных животных, возрастает интенсивность вовлечения в эпизоотический процесс домашних животных (собак, кошек). Значительная доля бешенства среди сельскохозяйственных и домашних животных — 53,8%, в структуре заболеваемости данной инфекцией свидетельствует о сохранившейся активности антропургических очагов бешенства и высоком риске заражения населения гидрофобией.

Число обращений за медицинской помощью пострадавших от укусов, оцарапываний, ослюнений животными составляет в среднем 3300 в год или 283,4 на 100 тыс. населения, доля пострадавших детей составляет 23,1%, чаще за медицинской помощью обращались городские жители — 75,0%. В годы повышенной активности очага увеличивалось количество обратившихся за антирабической помощью. Количество привитых от числа обратившихся за медицинской помощью составляет в среднем 70%; от числа лиц, получивших назначение на вакцинацию, — 80%. Из числа получивших назначение на прививку доля лиц, самостоятельно прекративших или отказавшихся от прививок, в среднем составляет 17,0% ежегодно. Осложнений на прививку не отмечалось.

О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИКСОДОВЫХ КЛЕЩЕЙ -ПЕРЕНОСЧИКОВ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ИНФЕКЦИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 2005-2011 гг.

Л.Д. Баркалова1, Д.А. Квасов1, Ю.О. Бахметьева1, Ю.И. Степкин1, Б.В. Ромашов2, Н.Б. Ромашова3, В.Л. Лавров3, Н.А. Карпов4, М.И. Чубирко5, В.И. Жуков6, Д.В. Транквилевский6

'ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», г. Воронеж; 2ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки», г. Воронеж; 3ФБГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», г. Воронеж; 4ФБГУ «Хоперский государственный природный заповедник», г. Новохоперск; 5Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, г. Воронеж; 6ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва

Воронежская область расположена на границе степной и лесостепной зон, последняя включает Среднерусскую возвышенность и Окско-донскую низменность.

В течение анализируемого периода во всех 32 административных районах области и областном центре учитывали численность и видовой состав ик-содовых клещей в различных стациях, проводили анализ циркуляции возбудителей туляремии и бор-релиозов общепринятыми методами. Сбор клещей проводили по утвержденной методике (на флаг или волокушу). Единицей учета клещей был флаго/час. Видовую диагностику осуществляли по определителю Беклемишева (1958). Было собрано 20 085 клещей трех видов: Ixodes ricinus, Dermacentor reticulatus, D. marginatus.

Повсеместно доминирующим видом являются клещи D. reticulatus, в общих сборах на их долю приходится в среднем 62,7%, клещи I. ricinus составляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.