Инфекция и иммунитет 2012, Т. 2, № 1-2
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ. ПРОФИЛАКТИКА ПРИРОДНООЧАГОВЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ОПЫТ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ БРИГАДЫ В ОЧАГЕ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ
Д.С. Агапитов1, О.И. Цыганкова1, В.А. Петрюк2, С.В. Бескакотов2
ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ставрополь; 2Управление Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской республике, г. Черкесск
Северный Кавказ является стационарно неблагополучной по сибирской язве территорией. Наличие целого ряда эпидемиологических рисков, характерных для этого региона, поддерживают высокий эпидемический потенциал этой опасной инфекционной болезни. Неблагополучная эпизоотическая обстановка обуславливает возникновение заболеваний сибирской язвой среди людей. При этом регистрируется не только спорадическая заболеваемость в группах эпидемического риска, но и чрезвычайные ситуации (ЧС) с эпидемическими осложнениями.
Как правило, ЧС по сибирской язве обусловлены совокупным действием нескольких факторов. Так, сочетание природного явления (сильные ливни, приведшие к вымыванию из почвы скотомогильников спор возбудителя сибирской язвы) и социальных факторов (отсутствие ветеринарно-санитарного надзора при убое сельскохозяйственных животных, переработке и реализации продуктов животноводства) обусловило крупную вспышку сибирской язвы (21 случай заболевания людей, 7 — животных) в июле 1992 г. в Адыге-Хабльском районе Карачаево-Черкесской республики (КЧР). Ситуация приобрела чрезвычайный характер в связи с тем, что мясо крупного рогатого скота без ветеринарного освидетельствования попало в колбасный цех. В последующем возбудитель сибиреязвенной инфекции был выделен из приготовленной из этого мяса колбасы.
Для локализации и ликвидации очагов сибирской язвы в КЧР и для усиления местной санэпид-службы была направлена СПЭБ Ставропольского научно-исследовательского противочумного института. Впервые со времени своего существования СПЭБ была привлечена к работе в очаге сибирской язвы (до этого бригада использовалась для проведения противоэпидемических мероприятий в очагах холеры и в зонах стихийных бедствий). В состав бригады входили опытные эпидемиологи и специалисты по лабораторной диагностике сибирской язвы (всего 24 человека). Проведено эпизотолого-эпидемиологическое расследование и лабораторные исследования. Всего в лаборатории СПЭБ за время работы было исследовано 503 пробы материала на сибирскую язву. В 18 пробах был обнаружен си-
биреязвенный микроб. При исследовании 77 проб от больных людей возбудитель выделен в двух случаях. СПЭБ была оказана консультативная и практическая помощь республиканскому здравоохранению, направленная на ликвидацию очагов сибирской язвы в КЧР в июле 1992 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЗА ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАЮЩИМИСЯ КЛЕЩАМИ, В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
А.Х. Агиров, Л.А. Долева, Н.З. Шовгенова
Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея, г. Майкоп
На территории Республики Адыгея, особенно в черте города Майкопа и в Майкопском районе, находятся многочисленные зоны отдыха, участки дачных кооперативов, которые интенсивно посещаются жителями. Значительная их часть заселена иксодо-выми клещами, среди которых доминируют клещи рода Ixodes persulcatus, Оегтасе^ег marginatus.
Республика Адыгея не является эндемичной по клещевому вирусному энцефалиту, Крымской геморрагической лихорадке и другими клещевыми инфекциями, случаи заболеваний людей не регистрируются более 30 лет. Однако по данным оперативного эпидемиологического мониторинга в эпид-сезоны 2007—2011 гг. в лечебно-профилактические учреждения обратилось по поводу присасываний клещей за медицинской помощью 1563 человек, из них 791 человек (50,6%) подверглись нападению клещей на территории Майкопского района и 572 пациента (36,5%) в черте города. Случаи присасывания клещей регистрировались во всех восьми административных территориях республики. Наибольшее число укусов регистрировалось на территориях города Майкопа и Майкопского района и составило 82,2% (1363 человека) от общего количества укусов. За медицинской помощью обратились 538 ребенка, что составляет 34,4%.
Природно-климатические условия зим в республике способствуют благоприятной перезимовке иксодовых клещей. Активизация иксодид на территориях большинства районов падает на конец апреля. Пик численности клещей приходится на май. Средний индекс обилия клещей на животных выше порога эпидемической опасности в четырех районах. Средний показатель инфицированности клещей за период 2007—2011 гг. составил 0,19%.
В целях профилактики клещевых инфекций (клещевой вирусный энцефалит, Крымская геморрагическая лихорадка, клещевой боррелиоз) перед началом летнего отдыха на территориях мест массового отдыха, летних оздоровительных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и при-
2012, Т. 2, № 1-2
Санитарная охрана территории
легающих территорий, а также на пастбищах проведены акарицидные обработки на площади 595,5 га (2007-2011 гг.).
С 2007 г. в республике проводятся исследования иксодовых клещей на зараженность клещевыми инфекциями. Для выявления антигена вируса в суспензиях клещей и антител к нему в сыворотках доноров применялся метод иммуноферментного анализа с использованием тест-систем закрытое акционерное общество «Вектор-Бест». Антиген вируса Крымской геморрагической лихорадки обнаружен в пробах клещей двух видов, снятых с крупного рогатого скота.
В целях проведения дифференциальной диагностики клещевых инфекции в лечебно-профилактических учреждениях проводятся исследования крови больных с диагнозами: лихорадка неясной этиологии, менингиты, менингоэнцефа-литы, острые респираторные вирусные инфекции и с симптомами очаговых поражений головного и спинного мозга неустановленной этиологии и т.д. За период 2007-2011 гг. в 2,1% исследованного биоматериала от людей выявлены антитела к клещевым инфекциям. За рассматриваемый период обследовано 1701 человек, из которых у 22 (3,4%) больных выявлены анамнестические антитела.
Мониторинг обследования доноров показал: при обследовании анамнестические антитела выявлены у 7 человек (1,4%).
Полученные данные свидетельствуют о циркуляции вируса Крымской геморрагической лихорадки, клещевого вирусного энцефалита, клещевого борре-лиоза на территории республики.
В связи с этим в Республике Адыгея необходимо:
— проведение постоянного мониторинга за клещевыми инфекциями;
— увеличение объема акарицидных обработок на основании энтомологических исследований;
— расширение дератизационных работ, так как грызуны являются прокормителями клещей;
— усиление в сезон активности клещей разъяснительной работы о мерах профилактики и индивидуальной защиты от клещей, а также алгоритмах действий пострадавших от укусов клещей.
ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА ЗА ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ КЛЕЩАМИ, В МЕГАПОЛИСЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Л.П. Антыкова, Г.В. Забалуева, Е.М. Бычкова, А.О. Шапарь
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», Санкт-Петербург
В структуре природно-очаговых заболеваний в Санкт-Петербурге самое высокое ранговое положение в настоящее время принадлежит клещевому энцефалиту (КЭ) и иксодовым клещевым боррелиозам (ИКБ), которые по сравнению с другими зоонозны-ми инфекциями наносят гораздо более выраженный медико-социальный и экономический ущерб.
Санкт-Петербург — это мегаполис, включающий многочисленные лесопокрытые площади природно-антропогенного происхождения. Значительная часть этих местностей заселена иксодовыми клещами, среди которых абсолютно доминирует Ixodes persulcatus. Средняя численность клещей за период наблюдения (с 1992 по 2011 гг.), варьирует от 2,3
до 9,2 на 1 флаго-час. Инфицированность вирусом КЭ клещей, собранных с растительности на разных территориях мегаполиса, была невелика и составляла за наблюдаемый период от 0% до 1,2% (средний показатель — 0,8%). Средняя зараженность клещей возбудителями ИКБ за анализируемые годы составила 19,9%. Клещи распространены на территории мегаполиса весьма неравномерно, что в основном обусловливает разную степень потенциальной опасности территории в отношении инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
С 1992 по 2011 гг. на территории пригородных районов Санкт-Петербурга пострадало от присасывания иксодовых клещей 18 133 жителей города, что составляет 10% от общего количества пострадавших (175 060 человек). На территории Ленинградской области пострадало 136 546 (78%) петербуржцев.
Заболевания КЭ на территории мегаполиса Санкт-Петербурга стали регистрироваться с 1971 г. С этого времени по 2011 год был зарегистрирован здесь 71 заболевший КЭ. Этиологическая расшифровка клещевой кольцевидной эритемы у нас в городе стала возможной только с 1986 года, так с 1986 г. по 2011г. зарегистрировано 549 случаев иксодовых клещевых боррелиозов. За период наблюдения 1992— 2011 гг. на территории города получили заражение 33 заболевших КЭ (2,4%) из 1336; и 480 заболевших ИКБ (5,9%) из 8007.
В настоящее время продолжается работа по изучению потенциальных и действующих очагов на территории Санкт-Петербурга, с уточнением ареала их распространения, численности, видового состава, инфицированности различными возбудителями природно-очаговыми заболеваниями. Обследование территорий проводится с помощью спутниковых навигаторов в системе глобального позиционирования. Эти данные используются для общей ориентации и обработки материала, картирования территорий мегаполиса по риску заражения клещевыми инфекциями.
О ПРИРОДНОЙ ОЧАГОВОСТИ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ
Ю.И. Арутюнов
ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ростов-на-Дону
Сибирская язва — сапронозно-зоонозная инфекция, проявляющаяся в настоящее время небольшими вспышками и спорадическими случаями заболевания людей и животных. Источником инфекции при заболевании людей являются продукты животноводства и почва, при заболевании животных — почва. Одни ученые относят сибирскую язву к природно-очаговой инфекции (Е.Н. Павловский, 1960; В.Л. Адамович и др., 1970). Другие считают, что природные очаги ее возникли на африканском континенте в четвертичном периоде и были связаны с территориями массового обитания популяций диких животных. С появлением новых хозяев — сельскохозяйственных животных — ареал возбудителя расширился. Заболевания стали встречаться в ранее несвойственных ландшафтах. Поэтому только с позиции палеоэпизоотологии сибирскую язву следует рассматривать как природно-очаговую инфекцию (В.А. Краминский, Ю.И. Соркин, 1968; Г.В. Колонин, 1971). Некоторые территории Африки и в настоящее время считаются эндемичными по сибирской язве