Научная статья на тему 'О приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам России», рынке недвижимости России на современном этапе и роли Российской Гильдии Риэлторов'

О приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам России», рынке недвижимости России на современном этапе и роли Российской Гильдии Риэлторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам России», рынке недвижимости России на современном этапе и роли Российской Гильдии Риэлторов»

Уважаемые читатели!

19 июня 2006 года в Москве в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации проходил IX национальный конгресс по недвижимости.

Предлагаем Вашему вниманию материалы докладов президента Российской Гильдии Риэлторов Дранченко Е.В. и председателя комитета Ассоциации российских банков Крыси-на А.В. Тексты докладов публикуются с небольшими сокращениями.

О приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье -гражданам России», рынке недвижимости России на современном этапе и роли Российской Гильдии Риэлторов1

Е.В. Дранченко

президент Российской Гильдии Риэлторов

Рынщ недвижимости - профессиональные услуги

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС ПО НЕДВИЖИМОСТИ

Российская Гильдия Риэлторов (далее -РГР, Гильдия) - это национальное объединение профессиональных участников рынка недвижимости. РГР подтверждает свою основную миссию - создание и развитие в России цивилизованного рынка недвижимости в целях достижения доступности жилья для граждан нашей страны на основе создания благоприятных экономико-правовых механизмов регулирования как рынка недвижимости в целом, так и деятельности участников операций с недвижимостью на основе принципов саморегулирования.

Российская Гильдия Риэлторов призывает к необходимости дальнейшего объединения и интеграции всех профессиональных участников рынка недвижимости. Устойчивая динамика роста численности членов РГР за последние годы является показателем влияния этой организации на рынок

недвижимости России, индикатором правильности избранной политики его развития и актуальности решаемых задач, среди которых основными представляются следующие:

• защита интересов профессиональных участников рынка недвижимости - членов РГР;

• создание благоприятных конкурентных условий деятельности на рынке недвижимости;

• совершенствование законодательства в сфере недвижимости;

• соблюдение интересов потребителей услуг, граждан и общества в целом...

Разумеется, при решении столь трудных проблем невозможно обойтись без административных инструментов. Но, реализуя масштабные и сложные жилищные программы, принятые в настоящее время в Рос-

1 Текст печатается с сохранением терминологии, принятой автором.

сийской Федерации, особенно в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», рассчитывать только на административный ресурс было бы и нелепо, и вредно. Многое зависит от бизнеса, активности самого населения, его правовой грамотности. В связи с этим крайне важно наладить систему информирования граждан о принимаемых мерах, новых возможностях, которые они теперь имеют для решения жилищного вопроса.

По традиции сначала приведу ряд количественных показателей, характеризующих работу Российской Гильдии Риэлторов. В настоящее время членами РГР являются

1 398 индивидуальных и коллективных членов (на 40 больше, чем в 2005 году), в том числе 218 индивидуальных членов входят в Гильдию непосредственно (в 2005 году таких членов было 250) и 1 131 - через региональные объединения (ассоциации, палаты, гильдии, союзы) (на 53 члена больше, чем в 2005 году). В составе РГР - 46 региональных объединений и 3 профессиональных объединения, являющихся ее коллективными членами. Среди членов Гильдии -

2 зарубежных объединения. За отчетный период непосредственно в РГР вступили 17 новых индивидуальных членов (в 2005 году- 13) и 6 региональных объединений (в 2005 году их было 7)...

Характеристика рынка недвижимости России на современном этапе

Говоря о рынке, мы не можем не говорить о его показателях (сразу оговоримся, что в одном докладе невозможно сделать полный анализ ситуации).

Объем количества сделок с недвижимым имуществом

За 2005 год в Москве совершено примерно 150 000 сделок, а если учесть, что, по мнению экспертов, эта цифра соответствует примерно 35 процентам от всех сделок, совершенных в России, то можно сказать, что в настоящее время в нашей стране регистрируются около 500 000 сделок с недвижимым имуществом. Это немалая циф-

ра. В России примерно 70 процентов приватизированных квартир, которые могут свободно участвовать в операциях по переходу прав на них.

Что касается рынка земли, то здесь ситуация более сложная для построения рыночных механизмов. По данным Министерства имущественных отношений Российской Федерации, в течение 2003 года только 7,6 процента земельного фонда России находилось в частной собственности (думается, что за прошедший период ситуация на земельном рынке вряд ли улучшилась). В Москве только начали выдавать свидетельства о праве собственности на земельные участки (к настоящему времени выдано лишь несколько десятков свидетельств). Таким образом, мы стоим в начале пути к свободному рыночному обороту земли. Однако скоро будет упрощен порядок выдачи свидетельств на земли дачных участков, имеются подвижки по упрощению порядка и снижению стоимости выкупа предприятиями земли, на которой находятся их промышленные объекты. Так что процесс пошел.

Уровень цен на объекты недвижимости

С начала структурной перестройки народного хозяйства страны и перевода его на рыночные рельсы сейчас наблюдается самый высокий уровень цен на объекты недвижимости. Цены на жилье в Москве преодолевают уже рубеж 3 000 долларов за один квадратный метр и начинают приближаться к европейским ценам. Растет стоимость жилья и в регионах России. Значительно возросла аренда помещений (в Москве - до 800 долларов за один квадратный метр в год и более). В определенной мере рост цен на недвижимость зависит от стоимости одного барреля нефти. Эксперты считают, что если стоимость одного барреля нефти составляет примерно 60 долларов, то 50 процентов получаемой прибыли идет на приобретение недвижимости.

Однозначно ответить на вопрос, хорошо это или плохо, когда цены на жилье повышаются, нельзя, так как рост цен может быть вызван хорошей платежеспособностью населения при неизменном уровне предложений на рынке жилья, и, наоборот - снижени-

ем уровня предложений на рынке жилья при неизменной платежеспособности населения. Значительный рост цен на недвижимость может (по понятным причинам) взорвать рынок, поэтому пока будем осторожно подходить к этому факту. О ценах мы еще поговорим, когда коснемся вопроса о состоянии строительной индустрии в стране.

Иногда аналитика рынка недвижимости сводится к анализу цен, при этом забывается, что сами по себе цены являются итоговым показателем, или индикатором, который, в свою очередь, надо анализировать, то есть выходить на другие показателя развития рынка - экономическую ситуацию в стране, состояние законодательства и т. п.

Деятельность объединений операторов рынка недвижимости

Более 25 тысяч специалистов, работающих в организациях РГР, осуществляют свою деятельность на рынке недвижимости России. Мы уже говорили, что компании, входящие в РГР, контролируют в той или иной степени совершение около 60 процентов сделок с недвижимым имуществом. Назвать точную цифру невозможно, как невозможно и точно определить процент от всех участников операций на рынке недвижимости (юридических лиц), входящих в РГР. Высказываются экспертные суждения, что эта цифра равна 30 процентам, так что нам еще далеко до такой организации, как Национальная Ассоциация Риэлторов, практически полностью контролирующей рынок недвижимости США. Сейчас идет волна: обеспечить 100-процентную сертификацию компаний, входящих в РГР, что, по нашему мнению, может усилить ее роль в деле построения цивилизованного рынка недвижимости.

Нельзя забывать о той колоссальной социальной функции, которую выполняют риэлторы в решении вопросов расселения коммунальных квартир, повышения уровня образованности населения по совершению операций в сфере недвижимости, организации бесплатных консультаций и просветительской деятельности.

Налажена эффективная совместная работа РГР и Министерства обороны Рос-

сийской Федерации по выполнению федеральной подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС), создана система аккредитации фирм для работы с ними (сейчас их более 30). Мы считаем, что опыт работы с ГЖС можно использовать при взаимодействии РГР со многими государственными ведомствами для решения жилищных вопросов граждан...

Государственная поддержка создания

и функционирования рынка недвижимости

Остановлюсь на этой теме коротко, поскольку она может быть предметом самостоятельного исследования. Логика событий такова, что в нашей стране проведение рыночных реформ начало государство. Сейчас в России принята федеральная целевая программа «Жилище», впервые принят приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», намечены ориентиры значительного увеличения строительства нового жилья до 2010 года. Значительно увеличиваются объемы выпусков ГЖС военнослужащим и лицам, увольняемым из вооруженных сил с увеличением суммы предоставляемых им средств для покупки нового жилья или улучшения жилищных условий. В целом в России складывается благоприятная экономическая ситуация, планируется снижение уровня инфляции, ежегодный рост внутреннего валового продукта (ВВП) ожидается на уровне 5 процентов. Как ни парадоксально, но наше государство должно развивать негосударственную частную собственность.

Неуклонно снижаются банковские проценты кредитных организаций по ипотечным кредитам, и здесь нельзя не увидеть позитивное влияние государства.

Таким образом, рынок недвижимости России на современном этапе можно характеризовать как увеличивающийся в объеме и разнообразии видов сделок при росте цен на объекты недвижимости с усилением помощи государства в его развитии при активном участии профессиональных объединений участников и операторов рынка недвижимости при благоприятной

экономической конъюнктуре в Российской Федерации.

Очевидно, что рынок еще не построен. Мы только начинаем создавать рынок свободного оборота объектов недвижимости и оказываемых услуг.

Проблемы современного рынка недвижимости

Необходимо сказать и о некоторых трудностях, которые мешают нашему движению вперед.

Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Введение в действие Федерального закона № 214-ФЗ создало правовой тупик. Думаю, что все участники конгресса согласятся с тем, что в этот закон необходимо срочно вносить изменения. Прежде всего надо устранить элементы дискриминации по отношению к застройщику: согласно указанному закону сейчас штрафные санкции к застройщику за неисполнение обязательств в два раза выше тех, которые применяются к дольщикам в аналогичной ситуации. Необходимо убрать из закона положение о солидарной ответственности банков с застройщиком по строительным рискам, поскольку в противном случае никто не будет давать деньги на строительство.

Для решения многих спорных вопросов участия в долевом строительстве и устранения недостаточно обоснованных норм закона мы считаем целесообразным вообще исключить из сферы его регулирования деятельность юридических лиц - предпринимателей, строителей. Закон должен распространяться только на граждан, а также на жилищно-накопительные и жилищно-строительные кооперативы, которые действуют исключительно в интересах своих участников - физических лиц.

Из сферы действия закона также должны быть исключены такие объекты недвижимости, как объекты здравоохранения, об-

щественного питания, предпринимательской деятельности, торговли и культуры, поскольку эти объекты создаются целевым порядком для удовлетворения общественных потребностей и не предназначены для передачи гражданам - физическим лицам в собственность. Для регулирования вопросов создания названных объектов достаточно норм, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Государственная регистрация договоров долевого участия должна быть заменена их учетом в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

Залоговый механизм обеспечения обязательств застройщика перед другими участниками долевого строительства следует заменить обязательным страхованием риска ответственности застройщика за невыполнение условий договора долевого участия.

И, наконец, деятельность по договорам участия в долевом строительстве должна полностью освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

4 апреля 2006 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума) состоялось первое чтение законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Российская Гильдия Риэлторов направила депутатам Госдумы - Плескаче-вскому В.С, Дмитриевой О.Г. и Хованской Г.П. - свои замечания и предложения по этому законопроекту.

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Коротко охарактеризую сложившуюся в этом секторе рынка недвижимости ситуацию. Подвижки есть, мы постепенно выходим их сложного положения, в котором оказались после 1 января 2005 года. Понятно, что нужен федеральный закон, который на общероссийском уровне нормативно установил бы сокращенные сроки сделок с недвижимым имуществом. Мы все понимаем, что сокращение сроков регистрации прав

на недвижимое имущество открывает путь к скорейшему развитию цивилизованного рынка недвижимости. Это также касается доступности жилья в самом прямом смысле. Неоформленная вовремя сделка препятствует вступлению в права собственности, что делает жилье недоступным.

Российская Гильдия Риэлторов считает, что предельный срок регистрации прав по наиболее сложным сделкам не может превышать двух недель, а регистрация договоров ипотеки должна осуществляться в срок от 3 до 5 дней.

Закон о саморегулируемых организациях

Известно, что первое чтение закона о са-морегулируемых организациях прошло в Госдуме в 2003 году, но дальше законотворческий процесс не пошел. Почему? Очень трудно определить объем полномочий по ведению того или иного бизнеса, передающихся от государства объединениям и организациям, которые непосредственно ведут этот бизнес. Государство уходит из экономики - это факт. Понятно, что процесс этот сложный и долгий. Мы - за скорейшее принятие закона о саморегулируемых организациях.

Состояние строительной индустрии

Сейчас много говорится об увеличении темпов строительства жилья, поскольку с инвестициями, финансовыми вложениями в строительство все, мы надеемся, будет нормально (сумма ипотечных кредитов впечатляет). Однако непонятно, кто будет строить, как увеличить объемы строительства. Без увеличения уровня предложений на рынке жилья нас может ожидать период еще более высокого роста цен. Опасения в возможности реализации приоритетного национального проекта по доступному и комфортному жилью во многом связаны именно с фактором строительства. Недаром Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал «Доступное жилье» самым проблемным национальным проектом.

Так, в меморандуме Первого петербургского ипотечного форума, который прово-

дился 1 марта 2006 года, сказано, что развитие жилищного строительства в России далеко не в полной мере соответствует современным потребностям страны, как по количеству вводимого жилья, так и по его качеству. Эти тенденции сохраняются, несмотря на то, что последние три года отмечается рост объемов жилищного строительства. Особенно отстает массовое строительство доступного недорогого жилья.

Жилищные проблемы испытывает половина российских семей, в той или иной степени они не удовлетворены жилищными условиями. Каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. По некоторым оценкам, общая потребность населения России в жилье составляет 1 569,8 миллиона квадратных метров. Удовлетворение этой потребности требует увеличения жилищного фонда на 46,1 процента.

Увеличение объемов строительства, устранение административных барьеров на пути вовлечения земельных участков в рыночный оборот, расширение практики земельных аукционов и тендеров могут стать, по нашему мнению, факторами увеличения темпов ввода нового жилья. Государству необходимо создать механизм контроля за ценами на строительные материалы, без которого намеченные планы увеличения объема строительства окажутся невыполнимыми.

Необходимо принять меры, препятствующие монополизации рынка строительных материалов (отсутствие таких мер привело, например, к росту с начала 2005 года цен на цемент на 70 процентов).

Не случайно, на недавно проведенном совещании в Орле первый вице-премьер Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил задачу увеличения жилищного фонда России на 40 процентов. «Сегодня в России есть силы и возможности на качественно новом уровне решать жилищную проблему. В стране более 60 процентов семей считают необходимым улучшить свои жилищные условия. И чтобы удовлетворить такие запросы, необходимо увеличить общий жилищный фонд более чем на 40 процентов», - сказал он.

По словам Медведева, особенность последних лет заключается в том, что порядка 80 процентов жилья строится на средства граждан, но при этом далеко не всегда качественно защищены их права на приобретаемое жилье. Кроме того, как правило, отсутствует возможность доступного кредита на покупку жилья. «Это ограничивает возможности людей в приобретении жилья. А недостаточные объемы строительства ведут к удорожанию, росту цен на недвижимость», - подчеркнул первый вице-премьер. Очевидно, отметил Медведев, что реализация проекта «Доступное жилье» не сможет решить всех проблем, копившихся десятилетиями. «Ставить задачу решения такой проблемы в течение двух лет было бы утопией. Это значило бы обещать заведомо невыполнимое. Столь глобальные программы уже неоднократно принимались и раньше, но их результат абсолютно не соответствовал первоначальному замыслу», - подчеркнул он.

Министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев на недавнем заседании межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Доступное жилье» заявил, что неудовлетворительные темпы строительства в России могут привести к срыву этого национального проекта. По словам министра, «объем ввода жилья в 2005 году составил 43,6 миллиона квадратных метров, что на 6 процентов больше показателя 2004 года (41,2 млн кв. м). Это неудовлетворительно для национального проекта «Доступное жилье». Если пойдем такими темпами, то можем провалить эту программу», - сказал В. Яковлев.

Министр также отметил, что «недостаточные темпы роста строительства связаны с проблемами строительных материалов, в частности, в цементной промышленности». По его мнению, с существующими цементными мощностями до 2008 года можно ввести максимум 57-58 миллионов квадратных метров жилой площади. «Есть проблемы и с инженерной инфраструктурой», -добавил глава Министерства регионального развития Российской Федерации.

В. Яковлев считает, что «на строительство влияет и огромное количество согла-

сований, необходимых для строительства жилья». «Теоретически мы можем построить 80 миллионов квадратных метров к 2010 году, но если мы будем постоянно согласовывать документы и тем самым тормозить процесс, мы не добьемся поставленной задачи», - заключил министр.

Еще один аспект проблемы - непонятно, кто будет строить. Как я уже говорила, без увеличения уровня предложений на рынке жилья нас может ожидать период еще более высокого роста цен. Если создавать сеть мощных унитарных государственных предприятий, то это может прийти в противоречие с идеей создания саморегулируе-мых организаций. Шире привлекать зарубежные строительные компании? Однако опыт сотрудничества с такими компаниями говорит о том, что они строят в основном элитное жилье или возводят уникальные здания общественного назначения, поэтому привлечение их не может решить задачи увеличения вновь вводимого жилья.

По плечу ли решение этой задачи Российской Гильдии Риэлторов и Ассоциации строителей России? Считаем, что с переходом на саморегулирование, возможно не сразу, но они могут справиться с задачей, ибо это реальный общероссийский бизнес.

Для решения проблем в сфере строительства, обеспечения прозрачности всех правовых процедур, связанных с проектированием объектов недвижимости, отводом земельных участков под строительство, непосредственно возведением зданий и их эксплуатацией, выдвигаем идею разработки Строительного кодекса Российской Федерации. Наряду с Градостроительным кодексом Российской Федерации этот кодекс решал бы сложные вопросы, связанные со строительством, на современном уровне с учетом развития рыночных отношений в сфере недвижимости, отменил бы нормы, тормозящие развитие строительной индустрии. Понятно, что этот вопрос очень сложный, но его необходимо решать.

Еще раз подчеркну, что такая организация, как Российская Гильдия Риэлторов, имеет немалые возможности для решения проблемы доступности жилья. Нам по плечу выполнять задачи государственного

масштаба, реально и практически участвовать в выполнении государственных жилищных программ. Еще раз сошлюсь на опыт взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и РГР в рамках выполнения федеральной подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Создана система аккредитации организаций для работы с ГЖС, предусматривающая обучение и подготовку кадров на базе Национального учебного центра риэлторов для работы с ГЖС. Аккредитованные Министерством обороны Российской Федерации и РГР организации рекомендуются лицам, увольняемым из Вооруженных сил и получившим государственный жилищный сертификат, как организации, способные оптимально решить вопрос с приобретением жилья.

Такого рода и масштаба работы Гильдия может выполнять в сотрудничестве с любым ведомством исполнительной власти России при решении вопросов обеспечения жильем лиц, меняющих место жительство при переселении из районов Крайнего Севера, а также при решении вопросов, связанных с выводом из городов экологически не безопасных производств, реконструкцией городских территорий и других проблем. Подобная деятельность по участию в выполнении государственных жилищных программ таких саморегулируе-мых организаций, как РГР, должна найти свое отражение в федеральном законодательстве.

Надо сказать, что перечисленное - это далеко не все трудности, встречающиеся на пути развития рынка недвижимости. Например, серьезной проблемой является отсутствие до настоящего времени разграничения собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, что препятствует проведению приватизации в полной мере и обороту значительного пласта государственной собственности.

Хочу также упомянуть следующее. Совсем недавно, 8 июня 2006 года, под председательством Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича

состоялась видеоконференция по вопросам приоритетных национальных проектов. На конференции было отмечено, что в настоящее время идет проработка вопросов предоставления федеральных субсидий для развития дорожной сети в новых, в том числе малоэтажных, поселках, проведения эксперимента по развитию малоэтажного домостроения в крупносерийной объеме. И именно в решении этого вопроса риэлторы могли бы, в случае их привлечения, оказать реальную помощь, поскольку в подавляющем большинстве строительные и девелоперские фирмы, входящие в РГР, - это небольшие компании, которым, по сути, удобно работать с малоэтажными сооружениями. В связи с этим хотим обратить внимание общественности на необходимость упрощения процедуры перевода земель из одной категории в другую. Если этого не произойдет в ближайшее время, строить будет негде.

Перспективы развития рынка недвижимости в России

По нашему мнению, развитие рынка недвижимости в России немыслимо без успешной деятельности профессиональных участников этого рынка. Мы считаем серьезной ошибкой власти недостаточное привлечение профессиональных объединений риэлторов к участию в выполнении государственных жилищных программ. Прежде всего это касается федеральной целевой программы «Жилище», реализация которой «пробуксовывает» из-за неучастия в ней практиков, обладающих реальным опытом подобной работы. До тех пор пока работа по этой программе ведется бюрократическими, кабинетными методами, реализовать ее будет невозможно. Мы поддерживаем высказываемую рядом высокопоставленных руководителей идею привлечения к ее выполнению внебюджетных средств, организации софинансирования жилищных программ с использованием бюджетов всех уровней и частных инвестиций. Коренное изменение системы финансирования государственных программ России с участием профессионалов рынка недвижимости при

росте предложений на финансовом рынке может решить проблему доступности жилья, «оживить» строительство, снизить стоимость жилья и, соответственно, повысит покупательную способность граждан.

Российской Гильдии Риэлторов по плечу создание мультилистинговой системы проведения сделок с недвижимым имуществом в масштабах всей страны. Подобная система может стать мощным средством активизации рынка недвижимости, особенно рынка вторичного жилья. Профессионалы, риэлторы, оценщики и другие участники операций, совершающихся на рынке недвижимости, немало могут сделать для того, чтобы на практике воплотить идеалы и мечты граждан о доступном жилье.

Нельзя забывать о роли рынка вторичного жилья. Здесь роль РГР особенно велика. По рынку вторичного жилья можно принять специальную федеральную программу. Увеличение эффективности использования уже построенного жилья для граждан России - один из перспективных, по нашему мнению, и практически малозатратный путь решения вопросов приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Хочу напомнить, что еще в 1999 году Гильдия приняла концепцию развития рынка недвижимости. Многие содержащиеся в ней предложения по построению цивилизованного рынка недвижимости реализованы (не буду их перечислять). Не реализована пока идея сделать муниципалитеты главными органами, моторами развития рынка недвижимости (думается, что нам не надо полностью отказываться от этой демократической идеи). Сейчас главная задача -создать единую модель общероссийского рынка, который организуется саморегули-руемой организацией участников этого рынка (например РГР). У нас есть приоритетная национальная программа по жилью, увеличиваются объемы выпуска ГЖС, значительные подвижки наблюдаются в области ипотеки. Полагаем, появятся и другие подвижки, и, стало быть, реализуется оптимистическая модель развития рынка недвижимости в нашей стране.

В стратегическом плане нам необходимо осуществить поэтапный переход к 100-процентной сертификации членов РГР. Сейчас мы рекомендуем провести эту процедуру в течение двух лет.

Не менее актуальной задачей является создание региональных объединений в каждом регионе России с определенным уровнем операций с недвижимым имуществом.

В ближайшем будущем нам необходимо разработать единую процедуру совместных сделок и стандарты совместной деятельности риэлторов, типовой договор эксклюзива, создать единый национальный стандарт образования.

Сейчас для риэлторов благоприятный период - экономическая обстановка в стране стабильная, международное положение России устойчивое. Россия последовательно вовлекается в мировое экономическое сообщество. Скоро в рыночный механизм будет вовлечен довольно значительный пласт земли и большие объемы высвобождающегося из-под опеки государства недвижимого имущества.

Для выполнения миссии и целей Российской Гильдии Риэлторов, заключающихся в создании в России цивилизованного рынка недвижимости, наша организация должна быть представлена во всех субъектах Российской Федерации и крупных городах страны. Такова главная стратегическая задача нашей организации, «программа максимум». Необходимо всемерно укреплять ряды РГР.

Хочу рассказать об одной инициативе РГР, которая напрямую связана с защитой бренда профессии «риэлтор». Мы направили в ряд федеральных органов исполнительной власти - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом -комплект документов на установление Дня Риэлтора, который будет проходить в третье воскресенье февраля. На наш взгляд, если риэлторской деятельностью занимаются сотни тысяч человек, то установление такого праздника становится актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.