Научная статья на тему 'О приобщении студентов к опыту создания и ведения сложных информационных систем на примере государственного земельного кадастра и мониторинга земель'

О приобщении студентов к опыту создания и ведения сложных информационных систем на примере государственного земельного кадастра и мониторинга земель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приобщении студентов к опыту создания и ведения сложных информационных систем на примере государственного земельного кадастра и мониторинга земель»

УДК [378:004]+528.44 Ю.А. Поляков

Алтайский государственный университет, Барнаул

О ПРИОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ К ОПЫТУ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ СЛОЖНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

Данная статья посвящена опыту проведения спецкурса для студентов старших куров математического факультета, специализирующихся в создании и совершенствовании сложных информационных систем с природными компонентами. Основная задача курса - сформировать у студентов знания по проектированию сложных автоматизированных информационных систем и информационных технологий, по организации анализа и формализации предметной области проектируемых технологий. В процессе освоения данного курса студенты осваивают методику анализа и формализации предметной области, а также знакомятся с алгоритмами и программами, реализующими информационные технологии государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать предметную область, основные показатели, алгоритмы и организация расчетов, этапы создания и развития программного обеспечения:

- Формирования земельного фонда Алтайского края;

- Государственного земельного кадастра на территории кадастровых районов края;

- Государственного мониторинга земель на примере тестовых районов края по основным природно-климатическим зонам.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

1. Анализировать предметные области новых задач с природными компонентами и организовывать их формализацию;

2. Осуществлять выбор геоинформационных систем, с помощью которых можно реализовать поставленные новые задачи;

3. Организовывать разработку алгоритмов и постановки задач, включающие структуры базы данных, графику картматериалов, выходные сведения, в том числе на картах.

Спецкурс состоит из трех тем:

Тема 1. Информационные технологии формирования земельного фонда

края.

Тема 2. Информационные технологии государственного земельного кадастра на территории кадастровых районов края.

Тема 3. Информационные технологии государственного мониторинга земель в тестовых районах.

Остановимся более подробно на каждой теме.

края

Предметная область. Проблема формализации предметной области. Основные понятия: земельный фонд административно-территориальному образования, категория земель, земельные угодья, землепользователи, землепользования.

Структура земельного фонда - матрица, в которой строки - категории земель, столбцы - земельные угодья. Примеры структуры земельного фонда: Российская Федерация, Алтайский край, города Барнаул.

Организация ведения учета использования земельных участков (землепользований и землепользователей) в районе (городе). Три уровня сбора и обработки информации при формировании земельного фонда (район-город, Субъект Федерации, Российская Федерация).

Основные этапы автоматизации формирования земельного фонда. Возможности и технология функционирования действующего программноалгоритмического комплекса формирования земельного фонда страны. Информационные материалы, как результат формирования земельного фонда на каждом из трех уровней.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и технологию формирования земельного фонда.

Тема 2. Информационные технологии государственного земельного кадастра на территории кадастровых районов края

Содержание земельного кадастра. Термин «кадастр». Трехуровневая система ведения кадастра.

Понятие и функции земли. Земельный фонд страны - объект ГЗК.

Значение и место ГЗК в системе управления земельными ресурсами (ГЗК, землеустройство, госземконтроль, мониторинг земель).

Основные понятия: государственный земельный кадастр (ГЗК),

государственный кадастровый учет земельных участков (ГКУ ЗУ), земельный участок (ЗУ), межевание земельного участка, территориальная зона.

Цели создания и ведения ГЗК. Принципы организации ведения ГЗК.

Состав сведений и документов ГЗК. Основные документы: Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы). К вспомогательным: книги учета документов книги учета выданных сведений, книги учета кадастровых номеров.

Порядок ведения ГЗК. Кадастровое деление РФ. Порядок ведения ГКУ

ЗУ.

Предоставление сведений ГЗК.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и технологию ведения ГЗК, ГКН.

Тема 3. Информационные технологии государственного мониторинга земель в тестовых районах

Основные понятия: мониторинг земель, почвенный покров, негативные процессы, информационные технологии, информатизация,

геоинформационные системы.

Развитие негативных процессов на землях Алтайского края как объекте регионального мониторинга земель. Организация наблюдений и отображений негативных почвенных процессов при мониторинге земель.

Анализ опыта создания сложных информационных систем и возможности его использования при автоматизации регионального мониторинга земель.

Проблемы создания автоматизированной системы регионального мониторинга земель (АСРМЗ). Концепция АСРМЗ.

Основные требования к конструкции автоматизированной системы регионального мониторинга земель. Этапы проектирования и создания системы.

Информационные технологии АСРМЗ. Система сбора информации о состоянии объектов наблюдения. Формирование баз данных, информационные технологии создания и обработки цифровых карт. Создание и ведения электронных карт и атласов. Создание автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов.

Организация системы МЗ Алтайского края. Автоматизированная информационная система управления земельными ресурсами Алтайского края (АИС «Земля Алтая»).

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и технологию ведения государственного мониторинга земель.

Контроль знаний слушателей производится на итоговых занятиях по каждой теме (блоку тем), на которых студенты выполняют итоговую контрольную работу и готовят ответы на вопросы темы.

Данный спецкурс проводится более трех леи для студентов, специализирующихся по обсуждаемой тематике. Есть опыт использования данного материала для обучения и повышения квалификации специалистов земельно-кадастровой палаты. При небольших доработках материал спецкурса может быть использован для обучающихся по специальности «Земельный кадастр», «Кадастр недвижимости».

© Ю.А. Поляков, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.