Научная статья на тему 'О ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА'

О ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2003
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИНЦИПЫ / ИНСТИТУТ / ОБЩАЯ ЧАСТЬ / ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Московченко Марианна Андреевна

Рассматриваются принципы социального партнерства, сделан вывод, что социальное партнерство есть принцип всего трудового права, он отраслевой. В ст. 24 ТК РФ сформулированы принципы его как института. И вряд ли можно усмотреть какое-то противоречие в том, что основа формулировок у отраслевого принципа и у института совпадает. Ведь соответствующий институт отражает сущностное в трудовом праве, а значит его формулировка и формулировка соответствующего принципа может совпадать, тем более что речь идет об институте общей части ТК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRINCIPLE OF SOCIAL PARTNERSHIP

The principles of social partnership, concluded that social partnership is the principle of all the labor law, it is an industry. In Art. 24 the Labour Code defines the principles of his as an institution. And it is hardly possible to see any contradiction in the fact that the basis of the wording in the sectoral principle and the same institution. It reflects the appropriate institution essential to the labor law, and thus its formulation and the formulation of the relevant principles may be the same, especially since we are talking about the institute common part of the LC RF.

Текст научной работы на тему «О ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»

определенных органов, но отсутствуют другие кандидатуры, то это означает нарушение процедуры образования органа, что может привести к признанию органа несфор-мированным [6, с.33].

5. По срокам деятельности можно выделить постоянные и временные органы. Д.В. Ломакин по данному основанию выделяет органы временные и формируемые на определенный срок. Представляется, однако, что органы, формируемые на определенный срок, являются временными, и нет необходимости для их выделения. Согласимся с точкой зрения Д.А. Сумского о том, что постоянным является орган юридического лица, срок деятельности которого не устанавливается ни законодательством, ни учредительными документами организации, временным же, напротив, признается орган, срок деятельности которого ограничен законодательством или учредительными документами. Подобная классификация имеет важное значение, поскольку означает, что решения временных органов юридического лица, могут быть признаны незаконными в связи с истечением их срока деятельности в отличие от решений постоянных органов. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что полномочия органов могут быть прекращены досрочно, включая случаи принятия решения о ликвидации юридического лица или признания его несостоятельным (банкротом), так как в этом случае полномочия по управлению делами юридического лица переходят к специальному органу управления на этапе ликвидации - ликвидационной комиссии (ликвидатору), либо к арбитражному управляющему при процедурах банкротства.

Список литературы 1. Андреев В.К. Развитие понятия юридического лица

/ В.К. Андреев // Юрист, 2014. - №4. - 91с.

2. Богданов Е. В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права, 2012. -№3 - 64с.

3. Бойко Т.С. Что осталось за скобками реформы гражданского кодекса в части регулирования юридических лиц / Т.С. Бойко // Закон, 2014. - №7. - 93с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица: учебник / Н.В. Козлова. - М.: Статут, 2011. -369с.

6. Степанов Д.И. Новые положения гражданского кодекса о юридических лицах / Д.И. Степанов // Закон, 2014. - № 7. - 93с.

7. Спирин Д.А. Реформы законодательства о юридических лицах: неудавшаяся попытка регулирования ответственности контролирующего лица / Д.А. Спирин // Закон, 2014. - №7. - 93с.

8. Сумской Д. А. Гражданско-правовое положение органа юридического лица / Д.А. Сумской - М., 2007.

- 367с.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от от 06.04.2015). // СПС «Консультант Плюс»

10. Перетерский И. С. Представительство // Научный комментарий к ГК РСФСР, М., 1929, Вып. 15. - 78с.

11. Попондопуло В.Ф. Корпоративное право. Понятие и природа / В.Ф. Попондопуло // Юрист, 2014. - №20.

- 87с.

12. Цепов Г. В. Понятие органа юридического лица по российскому законодательству // Правоведение, 1998, №3 - 112с.

13. Шерешевский И. В. Представительство // Комментарий к ГК РСФСР, М., 1925. - 80с.

О ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Московченко Марианна Андреевна

магистрант, Северо - Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

(г.Краснодар)

ON THE PRINCIPLE OF SOCIAL PARTNERSHIP

Moskovchenko Marianne, undergraduate, North - Caucasian branch of the Federal, state budgetary educational, institutions of higher education, "Russian State University of justice" (Krasnodar) АННОТАЦИЯ

Рассматриваются принципы социального партнерства, сделан вывод, что социальное партнерство есть принцип всего трудового права, он отраслевой. В ст. 24 ТК РФ сформулированы принципы его как института. И вряд ли можно усмотреть какое-то противоречие в том, что основа формулировок у отраслевого принципа и у института совпадает. Ведь соответствующий институт отражает сущностное в трудовом праве, а значит его формулировка и формулировка соответствующего принципа может совпадать, тем более что речь идет об институте общей части ТК РФ. ANNOTATION

The principles of social partnership, concluded that social partnership is the principle of all the labor law, it is an industry. In Art. 24 the Labour Code defines the principles of his as an institution. And it is hardly possible to see any contradiction in the fact that the basis of the wording in the sectoral principle and the same institution. It reflects the appropriate institution essential to the labor law, and thus its formulation and the formulation of the relevant principles may be the same, especially since we are talking about the institute common part of the LC RF.

Ключевые слова: трудовое право, социальное партнерство, принципы, институт, общая часть, отраслевой принцип

Keywords: labor law, social partnership, the principles, the institution, the general part, the sectoral principle

Во многих странах с развитой рыночной экономикой «двухсторонние и трехсторонние сотрудничество социальных партнеров институционально оформлено в виде особых органов, занимающих важное место в системе государственной власти, а также в структуре гражданского общества. Данные органы формируются на постоянной основе и имеют юридический статус, определенный в законах и в административных актах, которые устанавливают их полномочия, а также состав и структуру, как правило, на трехсторонней основе [6, с.149].

Что касается Российской Федерации, то термин «социальное партнерство» был впервые использован в подзаконном акте - Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991г. № 212 [1]. В дальнейшем он стал широко использоваться в нормативно - правовых актах РФ, например, ныне уже не действующий Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» [2] и сохранивший силу ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [3]. Однако указанные акты не содержали определения социального партнерства, а тем более перечня его принципов. Однако соответствующие пробелы были восполнены в ТК РФ.

Так, согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников или работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Как отмечается в литературе «социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей, задач. Ст. 23 ТК РФ содержит правовое понимание социального партнерства, позволяет определить круг участников этих отношений, их цель. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, представляя все больший простор для коллективно-договорного регулирования трудовых отношений».

Так, ТК РФ в ст. 24 впервые в истории отечественного трудового права определил принципы социального партнерства. Указанная статья закрепляла основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений [5, с.23]. К ним относились: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждение вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; системность контроля и неотвратимость ответственности.

Примечательно, что сам законодатель назвал тогда эти принципы принципами заключения коллективных до-

говоров. Так, принцип соблюдения норм законодательства, скорее всего, относился не только к процедуре совершения сторонами коллективных договоров и соглашений тех или иных действий, но и к содержанию названных правовых актов.

Как представляется, часть других принципов должна была определяться как связанная со всем указанным субинститутом. Полномочность представителей сторон является необходимым условием не только нормальной процедуры заключения коллективных договоров, соглашений, поскольку только полномочные представители могут создавать для представляемых права и обязанности. Принцип равноправия сторон означает равенство прав сторон по участию в коллективных переговорах, заключению, изменению и прекращению коллективных договоров и соглашений. Свобода выбора и обсуждение вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений, позволяет сторонам полноценно взаимодействовать не только при проведении переговоров по поводу их заключения, но и в последующем. Каждая из сторон вправе выступить инициатором, например, изменения коллективных договоров и соглашений. Добровольность принятия обязательств позволяет сторонам при заключении коллективных договоров и соглашений выбрать наиболее оптимальные для себя права и обязанности, добровольно поменять обязанности и т.д., с этим принципом тесно связан принцип реальности обеспечения, принимаемых на себя обязательств, поскольку при добровольном принятии обязательств сторона рассчитывает на их реальное исполнение. Что касается принципа системности контроля и неотвратимости ответственности, то ясно, что он выходит за границы заключения коллективных договоров и соглашений. Указанный принцип, в основном, связан не с периодом заключения, а с периодом исполнения коллективных договоров и соглашений [4, с.33]. Таким образом, очевидна тенденция распространения законодателем сферы действия принципов заключения коллективных договоров и соглашений на все содержание данного субинститута.

Как руководящие идеи соответствующего субинститута указанные принципы в главном сохраняются и сейчас. Дело в том, что все эти принципы (некоторые, правда, с небольшим изменением формулировок) вошли в ст. 24 ТК РФ. Однако, ТК РФ содержит ряд других принципов социального партнерства, помимо принципов, перечисленных ст. 4 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Основными принципами социального партнерства в указанной статье законодателем названы следующие: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Представляется, что в данный перечень следует внести значительные коррективы. Прежде всего, принципы должны отражать существенное, а значит, их не может быть много. Между тем, остается спорным вопрос о перечне принципов института социального партнерства, представленный в ст. 24 ТК РФ. Кроме того, принцип - это всегда основополагающее суждение. Не может быть на одном и том же уровне в праве основных и неосновных принципов.

Таким образом, название ст. 24 ТК РФ «Основные принципы социального партнерства» представляется неточным, поскольку необходимо убрать дефиницию «основные» из названия статьи. Надо отметить и то, что законодатель среди принципов социального партнерства называет принципы его субинститутов. В данном случае речь идет о заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях. Данный принцип призван регламентировать процедуру участия сторон в коллективных переговорах. Он не относится в целом к социально - партнерским отношениям. Это же нужно сказать и об обязательности коллективных договоров и соглашений; контроле за выполнением коллективных договоров и соглашений; ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Данные принципы, как представляется, более уместны в гл. 7 ТК РФ, например, особой статьи 40 «Принципы коллективных договоров и соглашений». На наш взгляд, была бы уместной и логичной такая система: социальное партнерство, будучи согласно ст. 2 ТК РФ одним из принципов российского трудового права, в сочетании с другими такими принципами объективируют принципы

института социального партнерства, а на следующей ступени общего, особенного и единичного, принципы субинститутов, прежде всего - коллективных договоров и соглашений.

Социальное партнерство есть принцип всего трудового права, он отраслевой. В ст. 24 ТК РФ сформулированы принципы его как института. И вряд ли можно усмотреть какое-то противоречие в том, что основа формулировок у отраслевого принципа и у института совпадает. Ведь соответствующий институт отражает сущностное в трудовом праве, а значит его формулировка и формулировка соответствующего принципа может совпадать, тем более что речь идет об институте общей части ТК РФ.

Литература

1. О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов): Указ Президента РФ от 15 ноября 1991г. № 212 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.-1991.- № 47.- Ст. 1611.

2. О коллективных договорах и соглашениях: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992г. № 24901 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. № 17.- Ст. 890 (утратил силу).

3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10 - ФЗ // СЗ РФ. -1996.-№ 3. Ст. 148.

4. Трофимова Г.А. Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд // Трудовое право в России и за рубежом.- 2014.-№ 4.- С. 33.

5. Филипцова Н.А. Правовая природа коллективного договора // Современное право. -2015.- № 2.- С. 23.

6. Чуча Ю.С. Правовое регулирование социального партнерства: некоторые проблемы и перспективы / Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. - М., 2000. - С. 149.

СОЗДАНИЕ ЭМБРИОНОВ - ЦЕЛЬ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, КАК ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Пестрикова Анастасия Александровна

Кандидат юр. Наук, Самарская Гуманитарная Академия

THE CREATION OF EMBRYOS - PURPOSE AND FURTHER USE AS THE BASE TO DETERMINE THEIR LEGAL STATUS Pestrikova Anastasia, Candidate of Science, Samara Academy of Humanities

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена постановке проблемы о цели создания человеческих эмбрионов, возможности их использования не только в репродуктивных, но и научных целях. Разграничиваются понятия терапевтическое клонирование и клонирование с целью репродукции. Рассматривается аспект рассмотрения понятия «человеческий эмбрион» в широком значении и необходимости легального закрепления цели создания и использования эмбрионов.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem statement of the purpose of creation of human embryos. The question is possibilities of their use not only in reproductive but also for research purposes. There is difference between therapeutic cloning and cloning for the purpose of reproduction. Article discusses the aspect of consideration of the concept of "human embryo" in a broad sense. And there is important to legislate of consolidation purpose of creation and use of embryos.

Ключевые слова: человеческий эмбрион, терапевтическое клонирование, плюрипотентные и тотипотент-ные клетки, правовой статус эмбриона, репродуктивные технологии, преимплантационная диагностика, экстракорпоральное оплодотворение.

Key words: human embryos, therapeutic cloning, pluripotent and totipotent cells, the legal status of the embryo, reproductive technologies, preimplantation diagnosis, in vitro fertilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.