Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
социальное партнерство / трудовое право / право социального обеспечения

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середа Дмитрий Олегович

Научная статья посвящена одному из наиболее важных институтов трудового права, как социальное партнерство. В работе проанализированы основные проблемы становления и развития социального партнерства, а так же правовое регулирование отношений, связанных с партнерством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



SCIENCE TIME

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Середа Дмитрий Олегович, Кубанский государственный аграрный университет. Гор. Краснодар

E-mail: s.d-s201@yandex.ru

Аннотация. Научная статья посвящена одному из наиболее важных институтов трудового права, как социальное партнерство. В работе проанализированы основные проблемы становления и развития социального партнерства, а так же правовое регулирование отношений, связанных с партнерством.

Ключевые слова: социальное партнерство, трудовое право, право социального обеспечения.

Настоящая работа посвящена исследованию проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Данная тема актуальна, особенно в условиях становления рыночной экономики и демократизации общественной жизни. Впервые сам термин "социальное партнерство " появился в указе Президента РСФСР №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года. В конечном итоге свое закрепление данный термин получил в действующем Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 №197-Ф3, а затем с новой его редакцией от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ была заложена основа правового регулирования отношений, связанных с социальным партнерством.

В статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации, социальное партнерство в трудовых отношениях определяется как «...система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования

I

SCIENCE TIME

I

трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Так же в статье 24 кодекса довольно четко определены основные принципы социального партнерства, к которым относятся:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Если говорить о сторонах социального партнерства, то Трудовой кодекс в статье 25 определяет их как: "... работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей", так же говорится об особом месте органов государственной власти и органов местного самоуправления, они "... являются сторонами, социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством". В новой редакции более детально уточнены формы социального партнерства, а именно:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно считать о том, что в нашем законодательстве под социальное партнерство подведена определенная нормативно-правовая база, позволяющая утверждать о наличии системы согласования интересов участников, таких как работники и работодатели. В процессе такого согласования, как правило, между сторонами выступают их

| SCIENCE TIME Щ

представители - профсоюз, с одной стороны, и союз предпринимателей - с другой. В трипартистской системе третьим участником согласования интересов выступает государство, которое является своего рода арбитром и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговоров, в ходе которых стороны договариваются об условиях выполнения своих трудовых функций, размере заработной платы и так далее. На первый взгляд складывается впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:

- сложились рыночные отношения;

- имеется правовая основа для развития социального партнерства;

- существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;

- в условиях рынка выделился класс владельцев основного капитала (предпринимателей);

- государство готово выступать в качестве посредника в отношениях между работником и работодателем и ряд других факторов.

Однако, как показывает современная практика, правовая и организационная основа социального партнерства требует дальнейшего совершенствования. Поэтому, опираясь на статьи Трудового кодекса можно сказать о том, законодатель четко указывает меры, позволяющие работникам непосредственно своими действиями влиять на работодателя. К таковым, например, можно отнести приостановление своих трудовых функций, в случае задержки выплат, а так же взыскание штрафа с работодателя за каждый день задержки зарплаты.

Однако, в жизни эти меры реализуются крайне редко, и объясняется эта неэффективность прежде всего тем, что работники в достаточной мере, и в большинстве случаев, не обладают достаточными знаниями нормативной базы, что говорит о низком уровне социальной культуры. А такая культура не может не взаимодействовать с защитой субъективных прав в сфере социального партнерства, ибо никаким законодательным актом, какой бы он безупречный ни был, невозможно установление сбалансированного и по - настоящему демократического партнерства. Развитое партнерство и современные рыночные отношения требуют от субъектов определенных социальных норм поведения и достаточного уровня знаний в правовой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее повышение роли социального партнерства в сфере трудовых отношений требует комплексного и системного подхода, а так же учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества.

Добиться этого можно такими путями, как увеличение уровня правовой

I

SCIENCE TIME

I

культуры населения путем непосредственного участия в этом государства; твердое определение государственной социальной политики, с многосторонней и развитой системой социальной защиты, в которой ведущее положение отводится непосредственно социальному партнерству; а так же, расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей с целью заимствования зарубежного опыта, но делать это, обязательно, с учетом специфики и менталитета нашего общества.

Подводя итог вышесказанного, хотим отметить, что на фоне зарубежных стран, наша традиционная система социального партнерства нуждается в корректировке и доработке. На основании изложенных предложений и рекомендаций, по нашему мнению, можно судить, что такие положения могли бы существенно улучшить систему социального партнерства, усовершенствовать практику разработки, заключения и реализации коллективных договоров и соглашений, а так же поднять на новый уровень деятельность профсоюзов.

Литература:

1. Трудовой кодекс от 30.12.2001 года, №2197- ФЗ.

2. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999, С. 193.

3. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999, С. 51.

4. Лисьев А.В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт. Саратов, 1998. С. 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.