SCIENCE TIME
■
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Середа Дмитрий Олегович, Кубанский государственный аграрный университет. Гор. Краснодар
E-mail: [email protected]
Аннотация. Научная статья посвящена одному из наиболее важных институтов трудового права, как социальное партнерство. В работе проанализированы основные проблемы становления и развития социального партнерства, а так же правовое регулирование отношений, связанных с партнерством.
Ключевые слова: социальное партнерство, трудовое право, право социального обеспечения.
Настоящая работа посвящена исследованию проблемы становления и развития социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Данная тема актуальна, особенно в условиях становления рыночной экономики и демократизации общественной жизни. Впервые сам термин "социальное партнерство " появился в указе Президента РСФСР №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года. В конечном итоге свое закрепление данный термин получил в действующем Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 №197-Ф3, а затем с новой его редакцией от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ была заложена основа правового регулирования отношений, связанных с социальным партнерством.
В статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации, социальное партнерство в трудовых отношениях определяется как «...система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования
I
SCIENCE TIME
I
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Так же в статье 24 кодекса довольно четко определены основные принципы социального партнерства, к которым относятся:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Если говорить о сторонах социального партнерства, то Трудовой кодекс в статье 25 определяет их как: "... работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей", так же говорится об особом месте органов государственной власти и органов местного самоуправления, они "... являются сторонами, социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством". В новой редакции более детально уточнены формы социального партнерства, а именно:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно считать о том, что в нашем законодательстве под социальное партнерство подведена определенная нормативно-правовая база, позволяющая утверждать о наличии системы согласования интересов участников, таких как работники и работодатели. В процессе такого согласования, как правило, между сторонами выступают их
| SCIENCE TIME Щ
представители - профсоюз, с одной стороны, и союз предпринимателей - с другой. В трипартистской системе третьим участником согласования интересов выступает государство, которое является своего рода арбитром и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговоров, в ходе которых стороны договариваются об условиях выполнения своих трудовых функций, размере заработной платы и так далее. На первый взгляд складывается впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
- сложились рыночные отношения;
- имеется правовая основа для развития социального партнерства;
- существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;
- в условиях рынка выделился класс владельцев основного капитала (предпринимателей);
- государство готово выступать в качестве посредника в отношениях между работником и работодателем и ряд других факторов.
Однако, как показывает современная практика, правовая и организационная основа социального партнерства требует дальнейшего совершенствования. Поэтому, опираясь на статьи Трудового кодекса можно сказать о том, законодатель четко указывает меры, позволяющие работникам непосредственно своими действиями влиять на работодателя. К таковым, например, можно отнести приостановление своих трудовых функций, в случае задержки выплат, а так же взыскание штрафа с работодателя за каждый день задержки зарплаты.
Однако, в жизни эти меры реализуются крайне редко, и объясняется эта неэффективность прежде всего тем, что работники в достаточной мере, и в большинстве случаев, не обладают достаточными знаниями нормативной базы, что говорит о низком уровне социальной культуры. А такая культура не может не взаимодействовать с защитой субъективных прав в сфере социального партнерства, ибо никаким законодательным актом, какой бы он безупречный ни был, невозможно установление сбалансированного и по - настоящему демократического партнерства. Развитое партнерство и современные рыночные отношения требуют от субъектов определенных социальных норм поведения и достаточного уровня знаний в правовой сфере.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее повышение роли социального партнерства в сфере трудовых отношений требует комплексного и системного подхода, а так же учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества.
Добиться этого можно такими путями, как увеличение уровня правовой
I
SCIENCE TIME
I
культуры населения путем непосредственного участия в этом государства; твердое определение государственной социальной политики, с многосторонней и развитой системой социальной защиты, в которой ведущее положение отводится непосредственно социальному партнерству; а так же, расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей с целью заимствования зарубежного опыта, но делать это, обязательно, с учетом специфики и менталитета нашего общества.
Подводя итог вышесказанного, хотим отметить, что на фоне зарубежных стран, наша традиционная система социального партнерства нуждается в корректировке и доработке. На основании изложенных предложений и рекомендаций, по нашему мнению, можно судить, что такие положения могли бы существенно улучшить систему социального партнерства, усовершенствовать практику разработки, заключения и реализации коллективных договоров и соглашений, а так же поднять на новый уровень деятельность профсоюзов.
Литература:
1. Трудовой кодекс от 30.12.2001 года, №2197- ФЗ.
2. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999, С. 193.
3. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999, С. 51.
4. Лисьев А.В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт. Саратов, 1998. С. 15