Научная статья на тему 'О применении творчества А. С. Макаренко в современной отечественной риторике для вузов'

О применении творчества А. С. Макаренко в современной отечественной риторике для вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
644
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО А.С. МАКАРЕНКО / СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РИТОРИКА ДЛЯ ВУЗОВ / ПРИМЕНЕНИЕ / WORK OF A.S. MAKARENKO / MODERN RHETORIC FOR HIGHER SCHOOLS / APPLICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваджибов М.Д.

В статье отражен вопрос о применении творчества А.С. Макаренко в современной отечественной риторике для высшей школы. При этом акцент сделан на востребованности в ораторском искусстве взглядов великого педагога XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On application of works of A.S. Makarenko in modern Russian rhetoric for secondary schools

The article reflects the application of A.S. Makarenko’s works in the modern Russian rhetoric for higher school. The emphasis is made on demand in the oratory of the great teacher’s views of the XX century.

Текст научной работы на тему «О применении творчества А. С. Макаренко в современной отечественной риторике для вузов»

№ 6-1. - 2016

Филологические науки

УДК 82.085

О ПРИМЕНЕНИИ ТВОРЧЕСТВА А.С. МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

РИТОРИКЕ ДЛЯ ВУЗОВ13

М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),

E-mail: malikvad@yandex.ru

Аннотация. В статье отражен вопрос о применении творчества А.С. Макаренко в современной отечественной риторике для высшей школы. При этом акцент сделан на востребованности в ораторском искусстве взглядов великого педагога XX столетия.

Ключевые слова: творчество А.С. Макаренко, современная отечественная риторика для вузов, применение.

По опыту работы со студентами, будущими социальными работниками, знаем, что на занятиях по некоторым гуманитарным дисциплинам в основном изучают произведение великого педагога XX столетия А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», а на одном курсе

п w w

его штудируют. В последнее время мы в своей преподавательской деятельности также решили пользоваться данным бесценным шедевром советской эпохи. При этом отметим, что к мыслям величайшего педагога отечественные исследователи риторики апеллируют редко. И поэтому в данной статье указано лишь минимальное количество источников, в которых упоминаются А.С. Макаренко и его творчество. А это связано с тем, что в российских риториках постперестроечной эпохи - периода распада Советского Союза - в основном часто цитируют современных западных ученых или тех известных личностей XX века, кто проявил себя в определенном поприще или же кто выступал в роли диссидента. А приведение примеров из советской педагогики и советской пропаганды, очевидно, в отечественном ораторском искусстве негласно не приветствуют и не модно.

Говоря о «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, авторы популярного учебного пособия для вузов «Русский язык и культура речи» Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова и Е.Ю. Кашаева ссылаются на мнение П.П. Червинского: «Есть книги, которым суждена не просто долгая жизнь, они не просто памятники науки, это вечные книги. Вечные они потому, что их содержание не подвластно времени, над ними не властны ни социальные, ни политические, ни даже исторические изменения любых масштабов... К таким книгам, без сомнения, следует отнести и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля» [2, с. 18]. Данные слова мы посвятили бы и книгам по педагогике Антона Семеновича Макаренко.

А.А. Мурашов в своей «Педагогической риторике» подчеркивает, что А.С. Макаренко имел по сути собственную риторическую систему, которая регулировала все - от значения слова в конкретной ситуации до тона, темпа и даже тембра произнесения. Великий педагог формировал свою речь на основе ее оптимальной действенности [9, с. 69]. При этом А.А.

13 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. О применении творчества А.С. Макаренко в современной отечественной риторике для вузов // Воспитание человека - дело счастливое и посильное: материалы Международных социально-педагогических чтений, посвященных 125-летию Александра Семеновича Макаренко (22 марта 2013 года) / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательство РГСУ, 2013. - С. 114-119.

Мурашов опирается на высказывание И.Ф. Козлова: «Новое, к чему педагог стремится привести детей, дается им конкретно в виде ярких, эффективно действующих на чувства и сознание условий, чтобы захватить внимание и воображение детей, чтобы увлечь их. Затем новое предстает перед воспитанниками в виде реальной перспективы их завтрашней жизни и радости, и этим вызывается уже активное стремление детей к новому» [6, с. 122].

Это не единственный случай, когда А.А. Мурашов обращается к А.С. Макаренко, понимая всю ценность его педагогического наследия. Действия и высказывания новатора своего времени часто становятся объектом пристального научного описания вышеназванного автора «Педагогической риторики», ибо, возможно, исследователь пришел к выводу, что коммунистические идеалы в нашем государстве устарели, но общечеловеческие понятия, отраженные прежде всего в «Педагогической поэме», актуальны в любом обществе независимо от политического строя, кризисов или катаклизмов. К примеру, слова А.С. Макаренко, изложенные в советский период, востребованы и в настоящее время: «Конечно... на общем собрании вы должны добиться такого постановления, какого вы считаете необходимым, а если коллектив вас уважает и понимает вас, то общее собрание всегда будет на вашей стороне» [7, с. 390]. В этом высказывании А.А. Мурашов замечает важнейшее условие действенности речи - соблюдение этоса [9, с. 70].

В «Педагогической риторике» обращено внимание не только на действенность речи. Вот что говорит А.С. Макаренко о мимико-интонационных средствах воздействия педагога, которые важны для выразительности: «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить!» [9, с. 94]. Кстати, в электронном варианте читаем интересную информацию -эпиграфом к странице «Досье на риторику» красуются слова А.С. Макаренко: «Уметь говорить - это значит сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться» [5]. Такое афористическое высказывание украсит любое риторическое занятие в вузе.

Специалист по отечественному красноречию Ч.Б. Далецкий подчеркивает, что А.С. Макаренко о роли эмоциональной интонации писал следующее: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился двадцати нюансам в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно» [4, с. 242]. На это обращают внимание и Л.А. Введенская и Л.Г. Павлова, отмечая, что А.С. Макаренко связывал высокий уровень педагогического мастерства с совершенным владением голосовыми средствами, считая себя настоящим мастером лишь с того момента, когда научился произносить фразу «иди сюда» с 15-20 звуковыми оттенками [3, с. 349]. Указанные выше слова стали руководством к упражнениям и для студентов социального факультета Дагестанского государственного университета, потому что им часто приходится неоднократно повторять одно и то же с целью закрепления [1, с. 38].

Констатируем, что приходится прибегать к мыслям великого педагога и при отражении тональности общения. Так, тот же ученый А.А. Мурашов пишет, что А.С. Макаренко советовал кричать очень редко: «... Вы должны так говорить, чтобы виновный видел, что вы негодуете, чтобы он видел, что вы решили сопротивляться нарушению требований, что это приводит вас в гнев. Не всегда надо кричать, можно иногда

прошипеть, но в вашем голосе должна быть эмоция, чувство, и тут не надо уступать никакому консультанту» [7, с. 461-462; 9, с. 301-302]. Это должно иметь место для того, чтобы собеседник почувствовал, что его поведение небезразлично окружающим. «Кричать редко, с возможностью в любой миг перейти на противоположную тональность общения, - значит быть риторически безупречным педагогом», -подчеркивает А.А. Мурашов [9, с. 208]. Уместными считаем и следующие слова советского педагога-реформатора первой половины XX века о том, как он учил воспитателей использовать голос, несмотря на настроение: «Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными». Они использованы в главе «Основы ораторского искусства» использованного выше коллективного учебного пособия «Русский язык и культура речи». Авторы считают: «Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны для ораторов» [2, с. 225]. По всей вероятности, сам А.С. Макаренко был педагогом с большой буквы, которому принадлежат и слова с призывом работать над голосом и техникой речи: «. Я бы ввел у вас как обязательный предмет постановку голоса. Пригласил бы хорошего артиста. И он поставил бы всем голос. Без постановки голоса очень трудно, это ведь инструмент нашей работы, надо его отточить...» [9, с. 234]. Мы, конечно, не разделяем взгляды А.С. Макаренко на то, что иногда следует кричать, но с его высказыванием о постановке голоса как об обязательном предмете, разумеется, согласны, потому что в настоящее время невозможно как следует работать над постановкой студенческого голоса в связи с тем, что согласно Болонским стандартам главным в учебном процессе бакалавриата становится компьютерное тестирование знаний студентов, которое не определяет, умеет ли обучающийся произносить нормативную речь.

Исследователя А.А. Мурашова интересует и ведение возникшего диалога в Куряжской колонии между А.С. Макаренко и Коротковым. Автор поэмы «детально рассчитывает время и словесную организованность этого своеобразного спора, осознавая, что именно оборванность мысли на самом сильном (незавершенность аргументации) и предельная краткость в общении с Коротковым, возможность не показать свою сверхзадачу в диалоге с этим защитником куряжских традиций сделают свое дело» [9, с. 376-377]. Это приводит писателя не только к победе в словесном состязании, но и заставляет собеседника размышлять о сказанном.

Л.А. Введенская и Л.Г. Павлова отмечают, что риторический вопрос в творчестве А.С. Макаренко может выполнять композиционную функцию. Именно так построил одну из своих радиобесед о воспитании известный педагог, который умел говорить и на языке научных понятий, и на языке художественных образов [3, 157], чего, к сожалению, обычно не хватает современному молодому человеку с высшим образованием.

С риторической точки зрения, очень важными являются последние слова «Педагогической поэмы», которую отчасти следовало бы называть «Риторической поэмой»: «И, может быть, очень скоро у нас перестанут писать «педагогические поэмы» и напишут простую деловую книжку: «Методика коммунистического воспитания» [8, с. 640]. Действительно, перестали писать фундаментальные работы по педагогике и обучать ей, скоро канет в лету советская система образования, но возродилось красноречие, запрещенное в социалистический период нашей истории, и

появляются методические разработки о риторическом воспитании. В этом смысле конец произведения А.С. Макаренко звучит пророчески, хоты такой метаморфозы великий педагог-писатель не ожидал...

В заключении статьи хотим отметить, что из всех произведений писателя А.С. Макаренко в качестве иллюстративного материала мы подбираем отрывки из «Педагогической поэмы», которая, на наш взгляд, способствует формированию опыта межкультурной коммуникации у студентов таких многоязычных образовательных учреждений, каковыми являются все вузы Дагестана. При этом подчеркнем, что некоторые критерии воспитания педагога могут быть применены при изучении любого аспекта риторики.

Литература

1. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева ЕЮ. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - 13-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. - с. 295-296.

4. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004.

5. Досье на риторику / Электронный ресурс // http://www.ritelcenter.ru/ritorika.

6. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М., 1987. - Цит. по книге: Мурашов А.А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 69-70.

7. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. - М.: Учпедгиз, 1956. - Цит. по книге: Мурашов А.А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 70.

8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Правда, 1979.

9. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России,

2001.

^ Vadzhibov M.D. О primenenii tvorchestva a.s. makarenko v sovremennoj

otechestvennoj ritorike dlja vuzov II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-1.

© М.Д. Ваджибов, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article reflects the application of A.S. Makarenko's works in the modern Russian rhetoric for higher school. The emphasis is made on demand in the oratory of the great teacher's views of the XX century.

Keywords: work of A.S. Makarenko, modern rhetoric for higher schools, application.

— • —

Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 01.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.