Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98)
ISSN 2223-4047
УДК 372.851
Н.В. Кречина
О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются некоторые методические аспекты применения информационных технологий при обучении математике в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: технологии обучения математике, информационные технологии, обучение математике в общеобразовательной школе.
В современной общеобразовательной школе существует такая проблема как снижение познавательного интереса и познавательной активности школьников. Поиск способов повышения активизации познавательной деятельности учеников достаточно актуален для учителей, в том числе для учителей математики. Для повышения мотивации при обучении математики на уроках учителя используют информационные технологии. Применение в общеобразовательной школе информационных технологий способствует не только повышению интереса к учению, но и прочности и качеству полученных обучающимися знаний.
Кроме того, использование информационных, в том числе коммуникационных технологий для повышения интереса к изучению математики значительно выросло за последние десятилетия. Несомненно, есть преимущества электронного обучения, которое дает возможность учиться в любое время, в любом месте и общаться, сотрудничать с учителями из других городов России и мира.
В настоящее время у учителей появилась возможность предлагать более гибкие возможности обучения школьников, облегчить отслеживание их успеваемости, а также возможности создания собственных, различных электронных материалов для уроков [5].
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для дистанционного обучения обучающихся: учебные ресурсы, онлайн-среды для обучения, общение (электронная почта, социальные сети). Роль учителя в этом процессе - это обоснованный выбор ресурсов и инструментов, которые будут использоваться для поддержки их обучения. В свою очередь онлайн-образование дает ученикам ресурсы, необходимые для эффективного накопления знаний, самостоятельного изучения отдельных тем, пропущенных ими по какой-то причине либо непонятых на уроках математики в общеобразовательной школе.
В настоящее время существует несколько направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе для повышения мотивации учеников к изучению математики:
1) видеоуроки: бесплатные видеоуроки на сайте «Инфоурок», там же можно приобрести полный их комплект для обучающихся общеобразовательной школы;
2) игровое программное обеспечение, например, игры «Играем сами» [1], «Теремок» [4] для учащихся начальной школы;
3) программные пакеты, например, «Живая математика», «Geogebra». Отметим, что Г.М. Межо-
нова в статье [2] на сайте «Открытый урок. 1 сентября» отмечает, что «Geogebra - .....это приложение,
предоставляющее возможность создания динамических чертежей. Приложение включает в себя геометрию, алгебру, есть возможность совершать арифметические операции, создавать таблицы, графики, возможна работа со статистикой, работа с функциями, поддерживается создание анимации и т.д.». Автором приводятся некоторые примеры использования программы «Geogebra», такие как построение вписанных и описанных около треугольника окружностей, применение программы для изучения темы «Площади поверхности», «Функция у = х2». Описываются возможности применения программы для подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по математике. Вместе с этим, укажем, что среди всех сред есть бесплатные и коммерческие (платные) среды. Так, например, свободно распространяемая программа «Geogebra», которую можно скачать на сайте: https://www.geogebra.org/.
Чтобы школьникам испытывать меньше трудностей, связанных с применением различных средств ИКТ, им нужен наставник - учитель. К сожалению, в некоторых готовых ИКТ-продуктах обнаруживаются ошибки, материал часто излагается нелогично; не так, как хотелось бы учителю. В данной ситуации учитель может:
© Кречина Н.В., 2019.
Научный руководитель: Антонова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98)
- разработать собственный видеоурок;
- создать презентацию в программе PowerPoint;
- разработать тренажер в программе Excel;
- создать тест, используя Google-формы.
В таком случае прототип инструментария должен быть им протестирован, отредактирован и только после полной проверки использован в обучении учеников.
Вместе с этим, отметим, что широкие возможности для обучения школьников математике дает учителю использование сети Интернета. Благодаря использованию новых интернет-технологий у них есть возможность проведения видеоконференций, вебинаров, мастер-классов для большого количества человек, во-первых, и участия в этих мероприятиях, не выходя из школы или дома, во-вторых.
В этом направлении в г.о. Тольятти очень большую работу проводит Центр информационных технологий. Методистами центра созданы сетевые методические объединения, в том числе для учителей математики. Существует и активно ими используется блог «Методическое объединения учителей математики», созданный для «сетевого взаимодействия учителей математики г.о. Тольятти и организации деятельности сетевого методического объединения» [3].
Рассмотрим подробнее содержание данного сайта.
На этом блоге учителя математики могут найти информацию об актуальных проблемах в образовании, поделиться собственным опытом работы в общеобразовательной школе или познакомиться с опытом работы других учителей математики. Блог дает им возможность записаться на вебинары по актуальным вопросам образования, изучить материалы уже прошедших вебинаров; ознакомиться с мастер-классами по решению экономических задач, олимпиадных задач, сложных геометрических задач; записаться на курсы повышения квалификации; изучить информацию об олимпиадах, включая тексты олимпиадных заданий, критерии их оценки, ответы к задачам и их решения. Кроме того, изменившаяся структура ОГЭ по математике в 2020 году требует от учителя гибкости в подготовке обучающихся, подбора других материалов для их подготовки; на данном сайте есть актуальная информация об ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Таким образом, в 21 веке в обучении математике обучающихся общеобразовательной школы широко используются информационные технологии. Наибольшие результаты их обучения достигаются при тесном сотрудничестве ученика и учителя, который является «навигатором» в большом количестве информации и применении различных средств информационно-коммуникационных технологий.
Библиографический список
1. Детские обучающие и развивающие игры и тренажеры [сайт]. - Режим доступа: http://igraemsami.ru/.
2.Межонова Г.М. Использование программы GeoGebra на уроках математики [Электронный ресурс]// Открытый урок. 1 сентября. - Режим доступа: https://urok.1 sept.ru/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1%8C%D0%B8/675560/
3.Методическое объединение учителей математики [сайт]. - Режим доступа: http://tlt-mo-matem.blogspot.com/.
4.Теремок. Развивающие игры для детей [сайт]. - Режим доступа: http://www.teremoc.ru/.
5.Conole G., Fill K. A learning design toolkit to create pedagogically effective learning activities// Journal of Interactive Media in Education 2005. Issue 8. PP 1-16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://jime.open.ac.uk/articles/10.5334/2005-8/
КРЕЧИНА НЕЛЯВИКТОРОВНА - магистрант, Тольяттинский государственный университет, учитель математики и информатики МБУ «Школа 23» г.о. Тольятти, Россия.