Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / методическая модель курса / структура курса / подготовка к ОГЭ по математике / подготовка к экзаменам / distance learning / methodological model of the course / course structure / preparation for OGE in mathematics / preparation for exams

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Д. Зайкова

В настоящей статье предлагается рассмотреть методическую модель и компоненты дистанционного курса подготовки к ОГЭ по математике учащихся основной школы. Для наиболее эффективного проведения курса систематизации знаний школьников в период подготовки к ОГЭ по математике учителю необходимо управлять учебной деятельностью учащихся 9-х классов, консультировать их на всех этапах обучения, начиная с предоставления информации о процессе подготовки к экзамену и заканчивая проведением контрольных мероприятий по оценке знаний на момент окончания дистанционного курса. Кураторы и преподаватели совместно осуществляют мониторинг процесса обучения, а также контроль посещения занятий учащимися 9-х классов. Правильная организация совместной коммуникативной деятельности и интерактивного общения учеников курса подготовки к выпускному экзамену помогает преодолеть психологический барьер и страх перед экзаменом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Д. Зайкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A MODEL OF THE METHODOLOGICAL SYSTEM OF THE DISTANCE COURSE OF EFFECTIVE PREPARATION FOR THE OGE IN MATHEMATICS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS

In this article, it is proposed to consider a methodological model and components of a distance course of preparation for the OGE in mathematics for primary school students. For the most effective implementation of the course of systematization of students’ knowledge during the preparation for the OGE in mathematics, the teacher needs to manage the educational activities of 9th grade students, advise them at all stages of training, starting with providing information about the exam preparation process and ending with conducting control measures to assess knowledge at the end of the distance course. Curators and teachers jointly monitor the learning process, as well as control the attendance of 9th grade students. The correct organization of joint communicative activities and interactive communication of students of the course of preparation for the final exam helps to overcome the psychological barrier and fear of the exam.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 371

Zaykova V.D., postgraduate, Vyatka State University (Kirov, Russia), E-mail: [email protected]

CREATION OF A MODEL OF THE METHODOLOGICAL SYSTEM OF THE DISTANCE COURSE OF EFFECTIVE PREPARATION FOR THE OGE IN MATHEMATICS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS. In this article, it is proposed to consider a methodological model and components of a distance course of preparation for the OGE in mathematics for primary school students. For the most effective implementation of the course of systematization of students' knowledge during the preparation for the OGE in mathematics, the teacher needs to manage the educational activities of 9th grade students, advise them at all stages of training, starting with providing information about the exam preparation process and ending with conducting control measures to assess knowledge at the end of the distance course. Curators and teachers jointly monitor the learning process, as well as control the attendance of 9th grade students. The correct organization of joint communicative activities and interactive communication of students of the course of preparation for the final exam helps to overcome the psychological barrier and fear of the exam.

Key words: distance learning, methodological model of the course, course structure, preparation for OGE in mathematics, preparation for exams.

ВД. Зайкова, аспирант, Вятский государственный университет, г. Киров, Е-mail: [email protected]

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В настоящей статье предлагается рассмотреть методическую модель и компоненты дистанционного курса подготовки к ОГЭ по математике учащихся основной школы. Для наиболее эффективного проведения курса систематизации знаний школьников в период подготовки к ОГЭ по математике учителю необходимо управлять учебной деятельностью учащихся 9-х классов, консультировать их на всех этапах обучения, начиная с предоставления информации о процессе подготовки к экзамену и заканчивая проведением контрольных мероприятий по оценке знаний на момент окончания дистанционного курса. Кураторы и преподаватели совместно осуществляют мониторинг процесса обучения, а также контроль посещения занятий учащимися 9-х классов. Правильная организация совместной коммуникативной деятельности и интерактивного общения учеников курса подготовки к выпускному экзамену помогает преодолеть психологический барьер и страх перед экзаменом.

Ключевые слова: дистанционное обучение, методическая модель курса, структура курса, подготовка к ОГЭ по математике, подготовка к экзаменам.

В наше время резкий переход на дистанционную систему обучения в общеобразовательных школах доказывает, что преобразования и инновации должны начинаться с «системы опережающего эти реформы и инновации педагогического образования, с подготовки будущих педагогов, а в особо экстремальных и неотложных ситуациях - с переподготовки педагогов уже действующих» [1]. Пандемия COVID-19 еще раз подтвердила указанное высказывание. Модель методической системы дистанционного курса подготовки учащихся основной школы к ОГЭ по математике в системе дистанционного обучения (ДО) включает компоненты, представленные на рис. 1.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую представленной системы дистанционного курса подготовки к ОГЭ по математике (табл. 1).

Для наиболее эффективного проведения дистанционного курса подготовки к ОГЭ по математике учителю необходимо управлять учебной деятельностью обучающихся основной школы, консультировать их на всех этапах обучения, начиная с предоставления информации о процессе подготовки к экзамену и заканчивая проведением контрольных мероприятий по оценке знаний на момент окончания дистанционного курса [3]. Кураторы и преподаватели совместноосу-ществляют мониторинг процесса обучения, а также контроль посещения занятий

Таблица 1

Описания и компоненты методичекой системы подготовки к ОГЭ по метематике

№ Отделения Описание и компоненты

1 Представительское отделение - Руководитель курсаДО; - тьютор курса ДО; - преподаватели курса ДО; - слушатели курса До (учащиеся 9-хклассов); - координатор курса ДО; - автор курса ДО; - администрация курса ДО

2 Административное отделение - учебная программа по подготовке к ОГЭ по математике; - учебно-тематическийпланподготовкиучащихся9-хклассов; - порядок регистрации на курсе ДО; - расписание курса подготовки к ОГЭ; - график выполнения заданий курса ДО; - шаблоны рефлексии учащихся курса ДО; - мониторинг активности участников курса ДО по подготовке к ОГЭ по математике; - сроки обучения на курсе по подготовке к ОГЭ по математике

3 Организационное отделение - описание курса по подготовке к ОГЭ по математике; - задачи курса ДО; - цели курса ДО; - описание видов деятельности учащихся основной школы во время прохождения курса по подготовке к ОГЭ по математике; - критерии успешного прохождения этапов курса ДО; - описания условий пересдачи материала во время обучения на онлайн-курсе; - описание требованийктехническомуипрограммномуобеспечению участникови преподавателей курса

Рис. 1.Структурамоделиметодической системыкурса подготовкик ОГЭ по математике для учащихся основной школы

4 Теоретическое отделение - разработка методических пособий и описание методики обучения; - составление текстов; - памятка по рефлексии для участников курса подготовки к ОГЭ по математике; - разработка чек-листов для курса ДО по подготовке к ОГЭ; - ссылки на веб-сайты; - разработка конспектов уроков курса подготовки к ОГЭ по математике; - составление таблиц и графиков; - разработка рабочих тетрадей курса подготовки к ОГЭ по математике

5 Отделение разработок контента - составление контента для группы в ВКонтакте, Инстаграме; - разработка текстов для бота в ВКонтакте и Телеграме; - разработка рекламных буклетов; - контент для обновления информации на веб-сайтах онлайн-школы

6 Мультимедийное отделение - создание видеофайлов уроков и рекламных роликов; - дополнительные учебные матетериалы (электронные учебники и т.д.); - запись подкастов для дистанционных уроков по математике; - составление и разработка веб-квестов в рамках курса подготовки к ОГЭ по математике; - разработка стратегии внедрения геймификации в курс подготовки к ОГЭ по математике; - электронные библиотеки

7 Отделение интерактивного взаимодействия - проведение индивидуальных занятий (Skype, Zoom); - проведение групповых занятий (Zoom, Getcourse); - проведение видеоуроков (Getcourse, Youtube); - проведение вебинаров (ClickMeeting); - информационные рассылки с документацией о курсе подготовки к ОГЭ по математике (E-mail); - сервисы совместного редактирования документов для учеников курса ДО (Google таблицы); - информирование учащихся курса подготовки к ОГЭ по математике по этапам прохождения курса подготовки к ОГЭ (Telegram, ВКонтакте); - общение учеников курса подготовки к ОГЭ (WhatsApp, ВКонтакте)

8 Отделение контроля успеваемости - составление графика проведения контрольных мероприятий онлайн-курса; -описание критериев прохождения этапов дистанционного курса подготовки к ОГЭ по математике; - составление тестирований для замера уровня усвоения учебного материала; - составление экзаменационных форм; - обновление таблиц рейтинга учащихся онлайн-школы; - заполнение таблиц с баллами учащихся (от различных игр и веб-квестов), полученных от выполнения дополнительных заданий в рамках курса подготовки к ОГЭ по математике

9 Отделение ИТ - разработка и обновление структур веб-сайта; - обновление страниц в других социальных сетях курса подготовки к ОГЭ по математике; - обработка технических запросов учащихся на курсе подготовки к ОГЭ; - настройка функционирования вебинаров и видеоуроков; - выгрузка информационной аналитики по учащимся курса подготовки к ОГЭ

учащимися 9-х классов. Правильная организация совместной коммуникативной деятельности и интерактивного общения учеников курса подготовки к выпускному экзамену помогает преодолеть психологический барьер и страх перед экзаменом [4].

Учащимся 9-х классов, обучающимся на дистанционных курсах подготовки к ОГЭ по математике, рекомендуется осуществлять рефлексию своей учебной

Биографический список

деятельности после прохождения каждого этапа [5]. Подводя итог отметим, что на основе описанных компетенций учителя математики и других сотрудников онлайн-школы при работе в режиме дистанционного обучения разработаны критерии для измерения уровня знаний обучающихся, а также создана модель методической системы дистанционного курса эффективной подготовки к ОГЭ по математике [2].

1. Бендова Л.В. Тьютор в системе открытого дистанционного образования: монография. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013.

2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. Available at: http:// ohranatruda.ru/ot_biblio/gost/

3. Гусев В.А., Смирнова И.М. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: методические рекомендации. Москва: Прометей, 1996.

4. Курс «Дистанционные образовательные технологии в инновационной деятельности». Томск: Институт дистанционного образования Томского государственного университета. Available at: http://ido.tsu.ru/education/edu2/distant/ppk/

5. Мамунова Т. М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы по формированию математических понятий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1996.

6. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

7. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

Reference

1. Bendova L.V. T'yutor v sisteme otkrytogo distancionnogo obrazovaniya: monografiya. Zhukovskij: MIM LINK, 2013.

2. GOST R 53620-2009 Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Obschie polozheniya. Available at: http://ohranatruda.ru/ ot_biblio/gost/

3. Gusev V.A., Smirnova I.M. Magisterskaya dissertaciya po metodike prepodavaniya matematiki metodicheskie rekomendacii. Moskva: Prometej, 1996.

4. Kurs "Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v innovacionnoj deyatel'nosti". Tomsk: Institut distancionnogo obrazovaniya Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: http://ido.tsu.ru/education/edu2/distant/ppk/

5. Mamunova T.M. Individualizaciya uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya v processe samostoyatel'noj raboty po formirovaniyu matematicheskih ponyatij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

6. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

7. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

Статья поступила в редакцию 12.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.